Скачать 99.26 Kb.
|
Сценарий урока математики в 5 классе по учебнику Башмакова М.И. Математика. 5 класс. Смирнова Е.В., учитель математики МБОУ Гимназия №91 г Железногорска Красноярского края Тип урока: изучение нового материала. Цели: 1) освоение учащимися признаков делимости на 9 и на 3; 2) тренировать умение использовать признаки делимости на 9 и на 3 для решения задач; 3) повторить и закрепить изученные свойства и признаки делимости. Планируемые результаты: Личностные результаты:
Метапредметные результаты. Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Предметные результаты: в познавательной (интеллектуальной) сфере:
в ценностно-ориентационной сфере:
Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал. Ресурсы: презентация. ^ 1. Мотивация к учебной деятельности Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность; 2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: признаки делимости натуральных чисел; 3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1: − Здравствуйте, ребята! Всем доброго дня! − Какое сегодня число? (7.02.2014г) − А чем знаменателен сегодняшний день для России и всего мира? (открытие XXII зимних олимпийских игр) − А вы знаете, что на территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли также XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние Игры. − На предстоящие две недели весь мир, а особенно наша страна будут тесно связаны со спортом. Чтобы добиться высоких результатов, необходимо много тренироваться. Любая тренировка начинается с разминки. И нашу работу я предлагаю начать с разминки. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: 1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: свойство делимости произведения и суммы, представления числа в виде суммы разрядных слагаемых; 2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи; 3) организовать обобщение актуализированных способов действий; 4) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение; 5) мотивировать к выполнению пробного действия; 6) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; 7) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Организация учебного процесса на этапе 2: − Давайте поиграем в игру "Найди лишнее" ^ Назовите лишнее число. Ответ обоснуйте. 10 070; 623; 42; 1478; 4734 (все остальные числа делятся на 2; проговорить признак делимости на 2) НА ДОСКУ Д-1 − А какие ещё признаки делимости вы знаете? Сформулируйте их. (на 4; на 5; на 10; на 25; на 100) − А зачем вам нужны признаки делимости? (чтобы быстрее определять делится ли число на данное или нет) 2) Верно ли утверждение, значение данного выражения делится на 5? 1) 100 + 25 + 45 2) 67 ∙ 65 3) 4 + 5 + 15 4) 16 ∙ 10 + 20 ∙ 54 + 63 ∙ 40 (остальные выражения делятся на 5; проговорить свойства делимости произведения и суммы) НА ДОСКУ Д-2, 3, 4 3) Установите соответствие между свойствами из 1-го столбца и равенствами из 2-го столбца:
(1)сочетательное св-во для a); 2) распределительное св-во для b) НА ДОСКУ Д-5 4) Найдите верное равенство. Ответ обоснуйте. 563 = 500 + 6 + 3 8 502 = 8 ∙ 1 000 + 5 ∙ 10 + 2 4734 = 4 000 + 700 + 30 + 4^ 716 = 7 + 1 + 6 (только 4734 верно представлено в виде суммы разрядных слагаемых) − Вы хорошо потренировались, но вернёмся к событиям сегодняшнего дня. С 1932 года город - организатор строит "олимпийскую деревню" - это комплекс жилых помещений для участников игр. К олимпиаде 2014 года в городе Сочи построили две «олимпийские деревни» и несколько гостиниц для болельщиков. Сегодня утром в город Сочи прибывает 4734 посетителя. Оргкомитет сочинской олимпиады просит срочно помочь: В городе осталось 9 гостиниц с одинаковым количеством свободных мест в каждой. Как быстро определить, не выполняя деления, смогут ли организаторы разместить 4734 приезжих в эти гостиницы поровну?" − Нас просят дать ответ через 30 секунд. (варианты детей) − Кто справился с заданием? [Если будет ответ, спросить почему именно так? Докажи.] 3. Выявление места и причины затруднения Цель: 1) организовать восстановление выполненных операций; 2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение; 3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.); 4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Организация учебного процесса на этапе 3: − У кого нет ответа? − Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем признак делимость на 9.) 4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать построение проекта выхода из затруднения: - учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения); - учащиеся уточняют и согласовывают тему урока; - учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.); - учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Организация учебного процесса на этапе 4: – Какова цель нашего урока? (Найти быстрый способ, как разделить число на 9) – Сформулируйте тему урока. (Признак делимости на 9) НА ДОСКУ !Запишите число и тему в тетрадях. − Что мы использовали, когда определяли, делится ли число на данное число или нет? (признаки делимости - по последней цифре или по 2-м последним цифры; свойства делимости суммы, разности, произведения) − Можем ли мы судить, о делимости числа на 9 по последней цифре? По двум последним цифрам? Приведите пример. (19, 136 = 90 + 46) − Как ещё можно проверить, делится данное число на 9 или нет? (представить в виде суммы слагаемых) − В виде суммы каких слагаемых, лучше представить число? (суммы разрядных слагаемых) Работа в тетрадях: − Запишите число 4734 в виде суммы разрядных слагаемых. (4000+700+30+4) Продолжите. (Первые три слагаемых представьте в виде произведений, где один из множителей - степень числа 10. (4∙1000+7∙100+3∙10+4)) – Представьте 1000, 100, 10 в виде суммы таких чисел, одно из которых равно 1. (4∙(999 + 1)+7∙(99 +1)+3∙(9 + 1)+4) – Какое свойство нужно применить, что бы это выражение записать без скобок? (Распределительное свойство умножения относительно сложения) Примените его: 4∙999+4∙1+7∙99+7∙1+3∙9+3∙1+4 – Подчеркните те слагаемые, о которых вы можете точно сказать, что они делятся на 9, и объясните свой выбор. (4∙999+4∙1+7∙99+7∙1+3∙9+3∙1+4, т.к. множители 999, 99 и 9 делятся на 9 и по свойству делимости произведения 4∙999, 7∙99 и 3∙9 делятся на 9) – Запишите сначала сумму слагаемых, которые делятся на 9. Заключите её в скобки. (4∙999+7∙99+3∙9) – Допишите сумму оставшихся чисел. Её тоже заключите в скобки. (4∙999+7∙99+3∙9)+(4 + 7 + 3 + 4) – Итак, 1-ая сумма всегда делится на 9. Будет ли 2-ая сумма делиться на 9? (да, 18 делится на 9) – Тогда что скажем о делимости числа 4734 на 9? (оно тоже делится на 9) – Удобно ли каждый раз выполнять такие преобразования, чтобы узнать делится число на 9 или нет? (неудобно) – Найдём более удобный способ! – Обратите внимание на сумму во второй скобке. Из чего она состоит? (это сумма цифр числа 4734) – От чего же зависит, будет ли делиться число на 9? (Будет ли делиться сумма цифр данного числа на 9.) − Как вы считаете, какие числа делятся на 9? – Сформулируйте признак делимости на 9. Учащиеся предлагают свои варианты формулировки признака делимости чисел на 9. (НА ДОСКУ Д-6!) ![]() − А теперь, мы сможем быстро определить, не выполняя деления, смогут ли организаторы разместить приезжих в эти гостиницы поровну? (да) − Ответьте на вопрос задачи. (4+7+3+4=18; 18 ![]() ![]() − Придумайте своё многозначное число, которое делится на 9. (2 ученика за доской. Остальные на местах - работа в парах - взаимопроверка) ! Проверить ответы у доски! − Назовите делители числа 9. ( D(3)={1; 3; 9}) − Можем ли мы судить, о делимости числа на 3 по последней цифре? (13; 23; 26...) По двум последним цифрам? (103; 115...) − Как вы думаете, когда число будет делится на 3? Проверьте, будет ли число 4734 делиться на 3? Сумма в первой скобке будет делиться на 3? Почему? А сумма чисел, стоящих во второй скобке делится на 3? – Попробуйте сформулировать признак делимости на 3. (Учащиеся предлагают свои варианты формулировки признака делимости чисел на 3). Сравните с признаком в учебнике, стр. 20 №7 (НА ДОСКУ Д-7!) ![]() – Что объединяет признаки делимости на 3 и на 9? (Делимость определяется по сумме цифр числа.) – Какие задания вы теперь сможете выполнять? 5. Первичное закрепление во внешней речи и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: 1) организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально; 2) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; 3) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). Организация учебного процесса на этапе 5: №1. Какие из чисел: а) 54 747 [27]; б) 22 222 222 [16]; в) 24 357 [21]; г) 329 592 [30]; д) 23 584 [22]; е) 1 234 567 890 [45] − делятся на 3? делятся на 9? Задание выполняется у доски, проговаривая признак. (а, б, в - вместе; г, д, е - самопроверка) Дополнительно: учебник – на стр. 23 №2 (2, 6) 2) 3861[18] + 1916[17], 1961 не ![]() ![]() 6) 9876[30] ∙ 543210[15], оба множителя ![]() ![]() После выполнения работы на доске появляется эталон для самопроверки . – У кого возникли затруднения при определении делимости чисел на 3 и на 9? – В каком месте у вас возникли затруднения? – В чём причина возникших затруднений? – Какой вывод вы должны сделать? – У кого все задания выполнены правильно? – Какой вывод вы можете сделать? (Если позволит время) Дополнительно: учебник – на стр. 23 №2 (2, 6). Эталон на доску, для тех, кто справится с заданием. 6. Рефлексия деятельности на уроке Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; 4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; 5) организовать обсуждение и запись домашнего задания. Организация учебного процесса на этапе 6: – Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Признак делимости на 3 и на 9, если число делится на 9, то оно делится на 3.) – Какие знания использовали при выводе признаков делимости на 3 и на 9? (Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых, свойства делимости суммы и произведения, распределительное свойство умножения.) – Чем отличаются признаки делимости на 3 и на 9 от ранее изученных признаков? (Все раннее изученные признаки по последней или по двум последним цифрам, а для использования признака делимости на 3 и на 9 надо находить сумму цифр числа.) – Оцените ваш успех, на сегодняшнем уроке. Сегодня вы все активно работали. Мы с вами сделали важное открытие и достойны быть на пьедестале. Вам необходимо определить своё место на нём. Для этого:
Уходя, поместите свой пьедестал на соответствующее место нашего общего пьедестала. Если вы не набрали нужного количества баллов – не расстраивайтесь! У вас всё ещё впереди! Учащиеся оценивают свою работу, используя пьедестал. В конце урока каждой ученик помещает свой пьедестал на ступеньки общего пьедестала. «Зарядка для глаз» Домашнее задание:
Творческое задание (по желанию) :
|
![]() | Уроках математики в 1 классе в рамках реализации фгос» Предмет: математика... «Формирование у младших школьников логических универсальных действий на уроках математики в 1 классе в рамках реализации фгос» | ![]() | Рабочая программа учебного курса математика 2 класс для программы «школа 2000…» Л. Г. Петерсон, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом... |
![]() | Рабочая программа учебного курса математика 1 класс для программы «школа 2000…» Л. Г. Петерсон, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом... | ![]() | Конспект урока математики по теме: «Сложение дробей» Данный урок рекомендован учителям начальных классов, работающим по учебному пособию: Математика. 4 класс. Под редакцией Петерсон... |
![]() | Конспект открытого урока математики во 2 «В» классе по теме: «Вычитание... Прозвенел звонок. Я вижу, что всё готово к началу урока. Значит, мы начинаем работу | ![]() | Учебнику математики в 4 классе, на разворот истории «Системы счисления»... Возможно, этот текст показался вам слишком сложным или лишним, или вы просто не обратили на него внимание. Если у вас будет время... |
![]() | Урока Математика, 5 класс Тема урока: Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. (38 попугаев или как измерить длину отрезка) | ![]() | Урок математики в 1 классе по учебнику Н. Б. Истоминой ... |
![]() | Для учителей, работающих в 7 классе по умк м. И. Башмакова Предлагаем материалы из книги для учителя по последней теме курса алгебры в 7 классе | ![]() | План-конспект урока математики в 5 классе Мбоу сош №4 ст. Крыловской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края |