Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»




НазваниеМетодические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»
страница1/8
Дата публикации26.02.2013
Размер1.3 Mb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»

Обучение здоровью:

Методические рекомендации по организации учебного процесса

Москва

Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»

Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф.Шатохина - Москва, 2005.
Пособие является частью комплекта:
Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов.

Тематический план программы «Обучение здоровью» (1-6 классы).

Тематический план программы «Обучение здоровью» (7-11 классы)

Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса.

Рекомендации по созданию Школы содействия здоровью.

Рецензенты:

Байдакова Н.И., зав. кафедрой Академии Менеджмента Инноваций, к. с. н;

^ Белякин А.М., доцент Казанского государственного медицинского университета, к. п. наук;

Ляхович А.В., зав. отделом НИИ общественного здоровья и у правления здравоохранением ММА и. И.М. Сеченова, д. м. н., профессор;

^ Маркова А.И. ведущий научный сотрудник института, к. м. н.;

Романенко А.Г., Казанский государственный медицинский университет, к. м. н., заслуженный врач РТ;

^ Скворцова Е.С., гл. спец. МЗМО по мед. профилактике, руководитель ОЦМП, д. м. н.,

профессор;

Яновский Р.Г., член-корреспондент РАН, д.ф.н., Институт социально-политических исследований РАН
Консультанты:

Бакес Г. (Германия)

Васютина О.П. (Россия)

Раурамо У. (Финляндия)

Романченко Н.А. (Россия)

Рубана И.М. (Латвия)

Сихвола С. А. (Финляндия)

Хелин П. (Финляндия)


Содержание
Введение
Раздел 1: Обучение здоровью на основе навыков
Раздел 2: Обучение здоровью в контексте целостной модели здоровья
Раздел 3: Учебный процесс и оценка обучения здоровья
Раздел 4: Интеграция обучения здоровью в различные сферы школьной деятельности
Раздел 5: Методы обучения здоровью

Раздел 6: Критерии и методы оценки достижений учащихся и программы

Раздел 7: Подготовка учителей и изменения
Раздел 8 : Примеры учебно-тематического и поурочного планирования

Литература

Введение
Пособие «Обучение здоровью: Рекомендации по организации учебного процесса» содержит информацию о том, как учитывать различные аспекты в области обучения здоровью. Иными словами, учебная программа «Обучение здоровью» отвечает на вопрос «что», а данное пособие предлагает совет по поводу «как». Рекомендациями можно воспользоваться для разработки подходов, отвечающих собственным условиям и нуждам школ. Они предназначены в помощь школам и учителям, заинтересованным в новом осмыслении своей работы по осуществлению программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Школы могут воспользоваться программой, разработанной в рамках проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ», другими имеющимися в распоряжении программами обучения здоровью, или разработать на основе уже существующих программ свою собственную, отвечающую потребностям конкретной школы.

В любом случае, прежде всего, рекомендуется тщательно проанализировать уже применяющиеся в школе программы и наметить, как необходимо их изменить или расширить с тем, чтобы они соответствовали новым нормативам. Обзор существующих методов и подходов – это первый шаг в процессе включения в школьные учебные планы программы обучения здоровью, так как учителя должны сами решить, какие изменения могут понадобиться, если понадобятся вообще. Важно, чтобы новая программа базировалась на уже существующих курсах или темах: нет необходимости все начинать с чистого листа. Так как предлагаемая программа учитывает содержание существующего школьного учебного плана, то необходимые изменения или дополнения, скорее всего, будут незначительными. Это значит, что большая часть используемых школой существующих методик, материалов и рабочих программ будет актуальной.

Необходимо учитывать, что данные рекомендации не дают всеобъемлющих ответов на все вопросы. Разделы настоящего пособия рассчитаны на то, чтобы:


  • Рассмотреть, формирование каких навыков можно планировать при изучении отдельных тем программы. (Раздел 1)

  • Рассмотреть примеры изучения некоторых тем с учетом взаимодействия физического, психоэмоционального и социального здоровья (Раздел 2)

  • Предложить стратегии организации учебного процесса в рамках программы обучения здоровью. (Раздел 3 )

  • Дать рекомендации по организации «группового урока» с использованием интерактивных методов. (Раздел 4)

  • Показать, как обучение здоровью может быть интегрировано в учебные планы школьных предметов, планы воспитательной работы и существующие в школах превентивные программы. (Раздел 5)

  • Предложить методы оценки достижений учащихся (Раздел 6)

  • Предложить варианты учебно-тематических планов обучения здоровью и планов уроков (Раздел 7)


1. Обучение здоровью на основе навыков

Обучение здоровью на основе навыков является обучением хорошего качества в целом и обучением здоровью хорошего качества в особенности. Оно основывается на релевантном и эффективном содержании и методах обучения с вовлечением учащихся или интерактивных методах*.
Можно ожидать, что цели программы «Обучение здоровью» будут достигнуты, если учителя и руководство школы будут учитывать следующие моменты:

- При обсуждении тем программы опираться на формирование отношений и навыков.

- Смогут научить учащихся рассматривать физическое, психоэмоциональное и социальное направления здоровья в сложной взаимосвязи.

- Использовать интерактивные методы обучения и добиваться от учащихся их самостоятельного применения.

- Будут осуществлять последовательное и целенаправленное обучение в соответствии с возрастом учащихся.

- Будут способствовать созданию здоровой образовательной среды в школе на всех трех уровнях: физическом, социальном, психоэмоциональном.

Обучение здоровью на основе навыков более эффективно, когда оно вводится как часть всеобъемлющего подхода к здоровью школьников, а не в изолированном виде. Политика по укреплению здоровья в школе может помочь гарантировать безопасную и благоприятную физическую и психосоциальную среду, в которой будет проходить обучение здоровью на основе навыков. Данный подход к здоровью, гигиене и обучению правильному питанию сконцентрирован на предоставлении знаний, формировании отношений, ценностей и жизненных навыков, которые потребуются молодым людям для принятия наиболее положительных решений в отношении здоровья. Здоровье в данном контексте рассматривается как более широкое понятие, чем просто физическое здоровье, и включает психосоциальные и экологические аспекты. Индивидуумы, обладающие этими навыками, более вероятно выработают и будут придерживаться здорового образа жизни в школьные годы и всю оставшуюся жизнь.

Учителя, планирующие занятия по обучению здоровью, должны понимать, каким образом поведение или условия должны формироваться или изменяться, чтобы оказать положительное влияние на здоровье; какие знания, отношения и навыки нужно рассматривать как наиболее полезные для изменения выбранного поведения и условий. Социально-когнитивные навыки, социальная компетентность и навыки решения проблем могут служить посредниками данного поведения.

Специальные навыки, вырабатываемые обучением здоровью на основе навыков, являются частью внутренних факторов, которые помогают молодым людям адекватно реагировать на неблагоприятные условия и являются признаками, которые характеризуют жизнеспособных молодых людей. Учащиеся располагают лишь небольшим количеством возможностей для участия в развитии таких способностей, как социальные навыки. Поэтому, важно использовать школьное обучение, которое учит большему, чем просто традиционные школьные предметы.

Способность управления эмоциями и способность понимать собственные чувства и чувства других имеют решающее значение для развития человека, и подростки могут освоить эти способности также как они учатся чтению или математике.

Формирование навыков решения межличностных проблем на начальных этапах процесса развития (детство, ранний подростковый возраст) создают хорошие основы для дальнейшего успешного обучения. Фокусирование на навыках самооценки и самоконтроля как в управлении гневом или контроле импульсивного поведения, а также генерирование альтернативных решений межличностных проблем может сократить или предотвратить проблемное поведение. Фокусирование на способности концептуализации или предсказании последствий различных видов поведения или решений может помочь детям принять положительные решения.

Давление сверстников и социальной среды, направленное на вовлечение в поведение, вредное для здоровья, может нивелироваться, если о нем информировать до того, как ребенок или подросток подвергнется этому давлению, тем самым продвигаясь к раннему предотвращению, а не позднему вмешательству в негативное поведение. Ознакомление молодых людей с таким возможным давлением предварительно предоставляет им время для того, чтобы заранее познакомиться с ситуациями, в которых они могут оказаться.Обучение детей навыкам противостояния давлению более эффективно для снижения проблем поведения, чем просто предоставление информации или провоцирование страха негативными результатами такого поведения.

Поведение оказывается под влиянием ценностей индивидуума, его убеждений и отношений и отношением его друзей и семьи к такому поведению. Поэтому навыки критического мышления (включая способность самооценки и ценности социальной среды), эффективное общение и умение вести переговоры являются важными аспектами обучения здоровью на основе навыков. Построение взаимодействия такого типа в ходе деятельности, с возможностью практиковать эти навыки, являются важной частью процесса обучения.

Многие вопросы здоровья и социального взаимодействия и обуславливающие их факторы взаимосвязаны. Вмешательство в один из вопросов может оказать влияние на другой и принести положительные плоды. Для того, чтобы воздействовать одновременно на личную, окружающую и поведенческую системы необходимы специальные действия. Обучение навыкам требует воспроизведения естественного процесса того, как дети обучаются поведению: моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие.

Важным фактором в изучении и формировании поведения является подкрепление. Положительное подкрепление применяется для правильной демонстрации поведения и навыков; отрицательные или корректирующие примеры применяются тогда, когда поведение или навыки должны быть скорректированы для формировании более положительных действий.

Учителя и другие взрослые представляют собой важные ролевые модели, определителей стандарта и источники влияния.Необходимо, чтобы учителя и родители обучались тем же навыкам и создавали обстановку заботы дома и в школе, моделируя то, что они надеются, смогут делать молодые люди.

Хотя навыки могут защитить молодых людей, многие другие факторы в окружающей среде также играют свою роль, и их также следует учитывать, если необходимо достичь полезного для здоровья поведения.

В школьном обучении периоды детства и подросткового возраста (6-16 лет) становятся критическим временем по использованию возможности формирования положительных навыков и привычек. В этот период дети развивают способность абстрактно мыслить, понимать последствия, общаться со сверстниками по-новому, решать проблемы, когда они получают большую независимость от родителей и получают больший контроль над своей собственной жизнью.

Широкий круг социального общения в этом возрасте создает разнообразные ситуации, в которых дети могут практиковать новые навыки и развивать положительные привычки совместно со сверстниками и другими лицами вне семьи.

Формирование отношений, ценностей, навыков и компетентности имеет решающее значение для развития самосознания ребенка как отдельного индивидуума и для общего процесса обучения в школе. .

Таблица 1 рассматривает наиболее важные задачи по приобретению знаний, выработке отношений и навыков по вопросам ВИЧ\СПИД на трех этапах развития: младший школьный возраст, средний школьный возраст и старший школьный возраст. Обзор носит иллюстративный характер; местные условия и факторы должны всегда учитываться в осуществлении программы.
Табл.1. Примеры задач обучения здоровью на основе навыков

для основных возрастных групп учащихся.

Младший школьный возраст

Знания

Отношения

Навыки

Учащиеся должны знать:

- пассивное курение может нанести вред;

- преимущества

сбалансированного питания ;

- насильственному

поведению можно научиться, но можно и разучиться;

- как передается и не передается

ВИЧ-инфекция.

Учащиеся должны демонстрировать:

- уважение к себе и окружающим;

- понимание ролей разных полов и сексуальных различий;

- веру в положительное будущее;

- эмпатию к другим;

- понимание ответственности в отношении себя и других людей;

- готовность изучать отношения, ценности и убеждения;

- признание поведения, которое считается правильным в контексте социальных и культурных норм;

- поддержку равенства, прав человека и честности.

Учащиеся должны уметь:

-демонстрировать практические и положительные методы управления эмоциями и стрессом;

-демонстрировать базовые навыки здоровых межличностных отношений.





Средний школьный возраст

Учащиеся должны знать:
- изменения, которые происходят с телом человека в пубертатный период, естественные и полезные изменения в жизни молодых людей;

- меры предосторожности в отношении инфекционных заболеваний (в т.ч. гельминтов);

- влияние табака, алкоголя и других наркотических веществ на системы организма;

- возможности правильного питания соответственно местным условиям.

Учащиеся должны демонстрировать:
- убежденность в необходимости следования этическим, моральным и поведенческим нормам;

- положительный пример проявления личных качеств и положительно оценивать изменения в организме в период полового созревания;

- оценку человеческой сексуальности как здоровой и нормативной части жизни;

- уверенность в способности изменить нездоровые привычки;

- готовность к принятию ответственности за собственное поведение;

- понимание собственных ценностей и стандартов;

- озабоченность социальными вопросами и их соответствие личным социальным, культурным убеждениям и убеждениям, существующим в семье;

- чувство заботы и готовность оказать социальную поддержку тем, кто нуждается в помощи;

- уважение к знаниям, отношениям, убеждениям и ценностям общества, культуры, семьи и сверстников.

Учащиеся должны уметь:
- сообщать информацию о предотвращении ВИЧ, здоровом питании, контроле табакокурения семье, сверстникам и членам общества;

- обращаться в соответствующие организации для получения необходимой информации и услуг, связанных с

сексуальностью, применением психоактивных веществ или с другими вопросами;

- признавать возможность и контролировать влияние сверстников и социума на личную систему ценностей;

- использовать навыки критического мышления для анализа сложных ситуаций

- использовать навыки решения проблем для идентификации спектра решений и приемлемого выбора при решении проблем, связанных с здоровьем,

- доверять и обсуждать с ответственным взрослыми или сверстниками сексуальное поведение и другие вопросы личного характера, демонстрируя доверие к себе и положительную самооценку ;

- использовать навыки ведения переговоров для противостояния призывам сверстников к употреблению алкоголя, табака или наркотиков, или втягиванию в сексуальные отношения.




Старший школьный возраст

Учащиеся должны знать:
- какое поведение создает риск получения инфекции ВИЧ для индивидуума;

- какие превентивные меры могут снизить риск ВИЧ, венерических заболеваний, глистных или других инфекций и нежелательной беременности;

- как провести тестирование и получить консультацию по ВИЧ и ЗППП, а также помощь в выборе питания и в случае употребления алкоголя или других ПАВ;

- как правильно пользоваться контрацептивами;

- как готовить сбалансирвоанную пищу;

- каковы роли «агрессора», «жертвы» и «наблюдателя».

Учащиеся должны демонстрировать:
- понимание несоответствия морального кодекса и его воплощения в обществе;

- реалистичное понимание риска;

- положительное отношение к альтернативам общения;

- ответственность за личное, семейное и общественное здоровье;

- поддержку школе и обществу, которые

предоставляют информацию о предотвращении рисков;

- готовность к побуждению сверстников, знакомых и членов семьи принять участие в превентивной деятельности;

- готовность к побуждение других изменить нездоровые привычки.

Учащиеся должны уметь:
- оценивать риск и вести переговоры с целью перехода к менее рискованным альтернативам;

- правильно и с пользой для здоровья выбирать и

использовать товары потребления;

- искать и находить источники помощи при возникновении проблем, связанных с употреблением ПАВ

- выступать в защиту школ, свободных от табака и наркотиков и добиваться поддержки местных властей

( Из: Информационная серия ВОЗ по Школьному здоровью).


Обучение здоровью на основе навыков осуществляется в контексте широкого круга содержательных областей. В приведенной ниже таблице рассмотрены некоторые темы учебного плана применительно к формируемым жизненным навыкам:

Табл.2. Жизненные навыки в контексте некоторых основных тем обучения здоровью

Темы обучения здоровью

Навыки межличностного общения

Принятие решений и критичное мышление

Навыки самоуправления и

самоконтроля

Алкоголь, табак и др. наркотические

вещества

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

-информировать других о негативных физических и социальных последствиях, личном неприятии алкоголя, табака и наркотиков,

- попросить родителей не курить в автомобиле или в комнате, если они находятся вместе с ними.

* Навыки эмпатии

- выслушать и понять причины пристрастия к ПАВ друзей,

-предложить альтернативы в практичной и убедительной манере.

* Навыки убеждения

- убеждать руководство школы принять и проводить политику создания школы, свободной от курения,

-добиваться поддержки местных властей для создания школ и общественных мест, свободных от курения.

* Навыки переговоров / отказа

- противостоять

настойчивым просьбам друга курить табак или использовать другие ПАВ, не поступаясь своими принципами и не теряя друга.

* Навыки общения

-поддерживать лиц, стремящихся остановить употребление ПАВ,

- конструктивно выражать нетерпимость к их употреблению .

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки принятия решений

- получать информацию о последствиях употребления алкоголя, табака и других ПАВ;

- сравнивать связь инертности мышления и последствия такого употребления;

- осознавать свои

собственные причины отказа и рассказать о них окружающим,

- предложить пить безалкогольные напитки на вечеринке с алкоголем;

- принять и

придерживаться решения об отказе от табака и других наркотиков, искать помощь в осуществлении решения.

*Критическое мышление:

- анализ рекламы по употреблению табака и алкоголя: привлекательность для подростков, молодежи,

- выработка

контраргументов, включающих стоимость сигарет и иное

использование денег,

- оценка того, как

табачные фирмы учитывают нехватку средств у части населения и что они предпринимают, чтобы сделать покупку табачных изделий привлекательной,

- анализ причин, заставляющих использовать ПАВ, поиск здоровых альтернатив.

Учащиеся

могут

осуществлять следующее:

* Навыки

контроля стрессового состояния:

- анализ

факторов, способствующих стрессу,

-снижение

стресса упражнениями, медитацией, контролем времени,

- дружба с

людьми, которые обеспечивают релаксацию и поддержку.






Тема обучения здоровью

Навыки межличностного общения

Принятие решений и критичное мышление

Навыки самоуправления и

самоконтроля

Здоровое питание

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

- попросить родителей и друзей придерживаться здоровых блюд в выборе меню.

* Навыки переговоров/ отказа

- противостоять

социальному давлению, ведущему к приему нездоровой пищи.

* Навыки убеждения:

-поддерживать здоровое питание с помощью постеров, представлений, презентаций,

- заручиться поддержкой реководства школы для доставки здорового питания в школу.

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки принятия решений

- выбор правильного питания и продуктов для «перекусов»,

- рассказ о последствиях несбалансированного питания (заболевания, связанные с дефицитом

различных элементов в организме).

* Критическое

мышление

- анализ питательной ценности: сравнение рекламы и достоверной информации;

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки

самоконтроля и самосознания

-понимание взаимосвязи между беспорядочным питанием и психоэмоциональными факторами,

- выявление предпочтений в пище,

-выработка имиджа здорового тела.




Сексуальное и репродуктивное здоровье,

Профилактика ВИЧ/СПИД


Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

- выразить отказ о т вступления в половую связь,

-убеждать других

воздерживаться от секса или заниматься безопасным сексом, используя презерватив,

- выступать против дискриминации,

связанной с ВИЧ/СПИД .
* Навыки убеждения

- предоставить аргументы для оценки информации о сексуальном и

репродуктивном здоровье, пользовании услугами по

консультированию молодежи.

* Навыки переговоров/ отказа

- отказ от сексуального контакта или переговоры об использовании презерватива.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки принятия решений

- использование надежных источников

информации об анатомии человека, пубертатном периоде, беременности, ВИЧ/ СПИД, местных данных, методах контрацепции,

- анализ разнообразных потенциальных взаимодействий и последствий контактов,

* Критическое

мышление

- анализ мифов и неверных концепций о ВИЧ/СПИД, контрацептивах,

cоциальных ролях, связанных с полом, имиджа тела, рекламируемых

средствами

информации.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки

контроля за стрессом

- поиск служб помощи по

репродуктивным и сексуальным

вопросам

(контрацепция, ВИЧ/СПИД, беременность, сексуальное

домогательство,

эксплуатация,

дискриминация,

насилие,

эмоциональные травмы.

* Навыки

повышения личного доверия и способность осуществления самоконтроля, ответственность, понимание различий, внесение изменений.

- опора на

личные ценности при давлении сверстников и других факторах.




Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки межличностного общения

-проявлять интерес и выслушивать других,

- быть внимательными к людям, в том числе инфицированным ВИЧ.

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

- анализировать

социокультурное влияние относительно сексуального поведения.




Снижение уровня инфекционных заболеваний

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

-сообщать информацию об инфекциях родителям, сверстникам и членам сообщества,

- поощрять сверстников к избавлению от инфекции и избегать повторного инфицирования

* Навыки убеждения

- выступать за создание условий и выработку поведения, которое не ведет к инфицированию,

- положительно оценивать результаты деятельности, направленной на избавление от инфекций.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

*Принятие

решений/решение проблем

- выявлять и избегать ситуаций, которые ведут к инфекциям, осуществлять поведение,

позволяющее избегать инфекций,

-пользоваться

безопасной водой, незараженной пищей,

соблюдать личную гигиену.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки

самонаблюдения

- придерживаться поведения, которое позволяет избежать инфицирования, например, избегать зараженной воды, использовать чистую посуду, личные средства гигиены и др.



Профилактика насилия,

обучение

миролюбивому поведению

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

- четко и спокойно, без обвинений отстаивать свою позицию,

- выслушивать точку зрения другого,

- передавать в общении положительные мысли,

- использовать

Я-концепцию (утверждения о себе, а не обвинять других)

* Навыки переговоров

- вмешиваться и предотвращать конфликты до их эскалации.

* Навыки убеждения

- принимать участие в общественной жизни, способствовать поведению без насилия,

- поддерживать

программы создания зон, свободных от насилия,

-отказываться от просмотра телефильмов и видеоигр с демонстрацией насилия .

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки принятия решений

- в ситуации проявления насилия, издевательств понимать роли «агрессора», «жертвы» и «наблюдателя».

* Навык критического мышления

- узнавать и

избегать конфликтных ситуаций,

- оценивать решения, которые по свидетельствам массовой информации принесли успех, как решения с использованием или без использования насилия,

- анализировать свои собственное поведение, убеждения и атрибуты, которые

способствуют насилию,

-способствовать уменьшению предрассудков и повышению

терпимости к

диверсификации.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки

контроля над

стрессом

- находить и использовать мирные пути разрешения конфликтов,

- противостоять давлению

сверстников и взрослых, настаивающих на насильственном поведении.



(Адаптировано на основе: Информационная серия ВОЗ по школьному здоровью)
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего»
Организационно-методические рекомендации по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel...
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
Российской Федерации от 29. 12. 2010 г. №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03. 03. 2011 г. №19993)
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconНормативно-правовое обеспечение деятельности учителя обж и заместителя руководителя по бж
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности...
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по составлению плана информатизации государственного...
Методические рекомендации предназначены для ответственных за подготовку планов информатизации (ПИ) сотрудников государственных Российской...
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса...
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconРоссийской Федерации Департамент го сударственной политики в сфере...
Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р, направляет методические рекомендации по организации обучения на...
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по формированию портфолио студента современной...
Методические рекомендации предназначены для студентов сга, а также для руководителей центров доступа сга, организаторов учебного...
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по составлению комплекта документов по...
Управления фсб россии по Москве и Московской области. На­стоящие Методические рекомендации являются основополагающими при разработке...
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconМетодические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению...
Настоящие Практические рекомендации подготовлены в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое...
Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» iconМетодические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных...
Б 95 Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница