Скачать 1.3 Mb.
|
Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ» Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф.Шатохина - Москва, 2005. Пособие является частью комплекта: Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов. Тематический план программы «Обучение здоровью» (1-6 классы). Тематический план программы «Обучение здоровью» (7-11 классы) Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса. Рекомендации по созданию Школы содействия здоровью. Рецензенты: Байдакова Н.И., зав. кафедрой Академии Менеджмента Инноваций, к. с. н; ^ Ляхович А.В., зав. отделом НИИ общественного здоровья и у правления здравоохранением ММА и. И.М. Сеченова, д. м. н., профессор; ^ Романенко А.Г., Казанский государственный медицинский университет, к. м. н., заслуженный врач РТ; ^ профессор; Яновский Р.Г., член-корреспондент РАН, д.ф.н., Институт социально-политических исследований РАН Консультанты: Бакес Г. (Германия) Васютина О.П. (Россия) Раурамо У. (Финляндия) Романченко Н.А. (Россия) Рубана И.М. (Латвия) Сихвола С. А. (Финляндия) Хелин П. (Финляндия) Содержание Введение Раздел 1: Обучение здоровью на основе навыков Раздел 2: Обучение здоровью в контексте целостной модели здоровья Раздел 3: Учебный процесс и оценка обучения здоровья Раздел 4: Интеграция обучения здоровью в различные сферы школьной деятельности Раздел 5: Методы обучения здоровью Раздел 6: Критерии и методы оценки достижений учащихся и программы Раздел 7: Подготовка учителей и изменения Раздел 8 : Примеры учебно-тематического и поурочного планирования Литература Введение Пособие «Обучение здоровью: Рекомендации по организации учебного процесса» содержит информацию о том, как учитывать различные аспекты в области обучения здоровью. Иными словами, учебная программа «Обучение здоровью» отвечает на вопрос «что», а данное пособие предлагает совет по поводу «как». Рекомендациями можно воспользоваться для разработки подходов, отвечающих собственным условиям и нуждам школ. Они предназначены в помощь школам и учителям, заинтересованным в новом осмыслении своей работы по осуществлению программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Школы могут воспользоваться программой, разработанной в рамках проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ», другими имеющимися в распоряжении программами обучения здоровью, или разработать на основе уже существующих программ свою собственную, отвечающую потребностям конкретной школы. В любом случае, прежде всего, рекомендуется тщательно проанализировать уже применяющиеся в школе программы и наметить, как необходимо их изменить или расширить с тем, чтобы они соответствовали новым нормативам. Обзор существующих методов и подходов – это первый шаг в процессе включения в школьные учебные планы программы обучения здоровью, так как учителя должны сами решить, какие изменения могут понадобиться, если понадобятся вообще. Важно, чтобы новая программа базировалась на уже существующих курсах или темах: нет необходимости все начинать с чистого листа. Так как предлагаемая программа учитывает содержание существующего школьного учебного плана, то необходимые изменения или дополнения, скорее всего, будут незначительными. Это значит, что большая часть используемых школой существующих методик, материалов и рабочих программ будет актуальной. Необходимо учитывать, что данные рекомендации не дают всеобъемлющих ответов на все вопросы. Разделы настоящего пособия рассчитаны на то, чтобы:
1. Обучение здоровью на основе навыков Обучение здоровью на основе навыков является обучением хорошего качества в целом и обучением здоровью хорошего качества в особенности. Оно основывается на релевантном и эффективном содержании и методах обучения с вовлечением учащихся или интерактивных методах*. Можно ожидать, что цели программы «Обучение здоровью» будут достигнуты, если учителя и руководство школы будут учитывать следующие моменты: - При обсуждении тем программы опираться на формирование отношений и навыков. - Смогут научить учащихся рассматривать физическое, психоэмоциональное и социальное направления здоровья в сложной взаимосвязи. - Использовать интерактивные методы обучения и добиваться от учащихся их самостоятельного применения. - Будут осуществлять последовательное и целенаправленное обучение в соответствии с возрастом учащихся. - Будут способствовать созданию здоровой образовательной среды в школе на всех трех уровнях: физическом, социальном, психоэмоциональном. Обучение здоровью на основе навыков более эффективно, когда оно вводится как часть всеобъемлющего подхода к здоровью школьников, а не в изолированном виде. Политика по укреплению здоровья в школе может помочь гарантировать безопасную и благоприятную физическую и психосоциальную среду, в которой будет проходить обучение здоровью на основе навыков. Данный подход к здоровью, гигиене и обучению правильному питанию сконцентрирован на предоставлении знаний, формировании отношений, ценностей и жизненных навыков, которые потребуются молодым людям для принятия наиболее положительных решений в отношении здоровья. Здоровье в данном контексте рассматривается как более широкое понятие, чем просто физическое здоровье, и включает психосоциальные и экологические аспекты. Индивидуумы, обладающие этими навыками, более вероятно выработают и будут придерживаться здорового образа жизни в школьные годы и всю оставшуюся жизнь. Учителя, планирующие занятия по обучению здоровью, должны понимать, каким образом поведение или условия должны формироваться или изменяться, чтобы оказать положительное влияние на здоровье; какие знания, отношения и навыки нужно рассматривать как наиболее полезные для изменения выбранного поведения и условий. Социально-когнитивные навыки, социальная компетентность и навыки решения проблем могут служить посредниками данного поведения. Специальные навыки, вырабатываемые обучением здоровью на основе навыков, являются частью внутренних факторов, которые помогают молодым людям адекватно реагировать на неблагоприятные условия и являются признаками, которые характеризуют жизнеспособных молодых людей. Учащиеся располагают лишь небольшим количеством возможностей для участия в развитии таких способностей, как социальные навыки. Поэтому, важно использовать школьное обучение, которое учит большему, чем просто традиционные школьные предметы. Способность управления эмоциями и способность понимать собственные чувства и чувства других имеют решающее значение для развития человека, и подростки могут освоить эти способности также как они учатся чтению или математике. Формирование навыков решения межличностных проблем на начальных этапах процесса развития (детство, ранний подростковый возраст) создают хорошие основы для дальнейшего успешного обучения. Фокусирование на навыках самооценки и самоконтроля как в управлении гневом или контроле импульсивного поведения, а также генерирование альтернативных решений межличностных проблем может сократить или предотвратить проблемное поведение. Фокусирование на способности концептуализации или предсказании последствий различных видов поведения или решений может помочь детям принять положительные решения. Давление сверстников и социальной среды, направленное на вовлечение в поведение, вредное для здоровья, может нивелироваться, если о нем информировать до того, как ребенок или подросток подвергнется этому давлению, тем самым продвигаясь к раннему предотвращению, а не позднему вмешательству в негативное поведение. Ознакомление молодых людей с таким возможным давлением предварительно предоставляет им время для того, чтобы заранее познакомиться с ситуациями, в которых они могут оказаться.Обучение детей навыкам противостояния давлению более эффективно для снижения проблем поведения, чем просто предоставление информации или провоцирование страха негативными результатами такого поведения. Поведение оказывается под влиянием ценностей индивидуума, его убеждений и отношений и отношением его друзей и семьи к такому поведению. Поэтому навыки критического мышления (включая способность самооценки и ценности социальной среды), эффективное общение и умение вести переговоры являются важными аспектами обучения здоровью на основе навыков. Построение взаимодействия такого типа в ходе деятельности, с возможностью практиковать эти навыки, являются важной частью процесса обучения. Многие вопросы здоровья и социального взаимодействия и обуславливающие их факторы взаимосвязаны. Вмешательство в один из вопросов может оказать влияние на другой и принести положительные плоды. Для того, чтобы воздействовать одновременно на личную, окружающую и поведенческую системы необходимы специальные действия. Обучение навыкам требует воспроизведения естественного процесса того, как дети обучаются поведению: моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие. Важным фактором в изучении и формировании поведения является подкрепление. Положительное подкрепление применяется для правильной демонстрации поведения и навыков; отрицательные или корректирующие примеры применяются тогда, когда поведение или навыки должны быть скорректированы для формировании более положительных действий. Учителя и другие взрослые представляют собой важные ролевые модели, определителей стандарта и источники влияния.Необходимо, чтобы учителя и родители обучались тем же навыкам и создавали обстановку заботы дома и в школе, моделируя то, что они надеются, смогут делать молодые люди. Хотя навыки могут защитить молодых людей, многие другие факторы в окружающей среде также играют свою роль, и их также следует учитывать, если необходимо достичь полезного для здоровья поведения. В школьном обучении периоды детства и подросткового возраста (6-16 лет) становятся критическим временем по использованию возможности формирования положительных навыков и привычек. В этот период дети развивают способность абстрактно мыслить, понимать последствия, общаться со сверстниками по-новому, решать проблемы, когда они получают большую независимость от родителей и получают больший контроль над своей собственной жизнью. Широкий круг социального общения в этом возрасте создает разнообразные ситуации, в которых дети могут практиковать новые навыки и развивать положительные привычки совместно со сверстниками и другими лицами вне семьи. Формирование отношений, ценностей, навыков и компетентности имеет решающее значение для развития самосознания ребенка как отдельного индивидуума и для общего процесса обучения в школе. . Таблица 1 рассматривает наиболее важные задачи по приобретению знаний, выработке отношений и навыков по вопросам ВИЧ\СПИД на трех этапах развития: младший школьный возраст, средний школьный возраст и старший школьный возраст. Обзор носит иллюстративный характер; местные условия и факторы должны всегда учитываться в осуществлении программы. Табл.1. Примеры задач обучения здоровью на основе навыков для основных возрастных групп учащихся.
( Из: Информационная серия ВОЗ по Школьному здоровью). Обучение здоровью на основе навыков осуществляется в контексте широкого круга содержательных областей. В приведенной ниже таблице рассмотрены некоторые темы учебного плана применительно к формируемым жизненным навыкам: Табл.2. Жизненные навыки в контексте некоторых основных тем обучения здоровью
(Адаптировано на основе: Информационная серия ВОЗ по школьному здоровью) |
![]() | Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» Организационно-методические рекомендации по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel... | ![]() | Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... Российской Федерации от 29. 12. 2010 г. №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03. 03. 2011 г. №19993) |
![]() | Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя обж и заместителя руководителя по бж Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности... | ![]() | Методические рекомендации по составлению плана информатизации государственного... Методические рекомендации предназначены для ответственных за подготовку планов информатизации (ПИ) сотрудников государственных Российской... |
![]() | Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области | ![]() | Российской Федерации Департамент го сударственной политики в сфере... Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р, направляет методические рекомендации по организации обучения на... |
![]() | Методические рекомендации по формированию портфолио студента современной... Методические рекомендации предназначены для студентов сга, а также для руководителей центров доступа сга, организаторов учебного... | ![]() | Методические рекомендации по составлению комплекта документов по... Управления фсб россии по Москве и Московской области. Настоящие Методические рекомендации являются основополагающими при разработке... |
![]() | Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению... Настоящие Практические рекомендации подготовлены в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое... | ![]() | Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных... Б 95 Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов... |