Скачать 76.67 Kb.
|
Конкурс социально-значимых проектов как форма организации воспитательной работы с младшими подростками в МБОУ СОШ № 76 В МБОУ СОШ №76 существует детско-взрослое сообщество «Малая Школьная академия», в рамках которого организуется научно-исследовательская, поисковая и опытно-экспериментальная деятельность в различных предметных областях. Одной из задач Факультета Социальных инициатив МША является разработка и реализация детских проектов. Педагогический коллектив школы рассматривает проектирование как эффективную форму деятельности, позволяющую подростку обрести личный социальный опыт. Проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Проектирование – технология социального воспитания учащихся школы. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности, формирование социально-личностных компетенций: навыков «разумного социального» поведения в сообществе. Проекты предоставляют возможность изменять школьное пространство, изменяться самим, организовать работу других и оформить результаты своей работы в видимую для других форму, закрепление навыков командной работы. Критерием успешности проектов, создаваемых младшими подростками, выступает в первую очередь личностная ценность результата, само взаимодействие в команде, а не практическая значимость. Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе работы над проектом учащиеся объединяют знания, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения. В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная, – можно выделить следующие типы проектов, которые применяются в воспитательной работе школы:
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома. В качестве примера можно привести проекты 6 Б класса «На балу у Золушки», 5 Б класса «Новый год и Рождество», 6 А класса «Сибиряки и война», 6 В «Соревнования по фитнесу для 5-6 классов». Работая над проектами, дети подбирали материал, готовили сценарии, вместе с родителями шили костюмы, продумывали оформление, организовывали и проводили репетиции. Проект «На балу у Золушки» лег в основу районного литературно-театрального фестиваля для учащихся 5-7 классов образовательных учреждений района. Кроме того, ребята со спектаклем выступили перед родителями и учащимися начальной школы. Проект «Сибиряки и война» был представлен в рамках месячника Защитника Отечества на классных часах в 5 -6 классах и вошел в программу районной акции «Помните». Неотъемлемой частью всех школьных событий становится презентация. Проектные группы, которые работают над своими проектами, готовят компьютерную презентацию проекта, размещают информацию на сайте школы, снимают видеофильмы. Так, для реализации проекта 6Б класса «На балу у Золушки» была составлена викторина по сказкам для участников фестиваля с использованием ИКТ. Также компьютерная презентация была подготовлена и в рамках проекта «Сибиряки и война» и представлена учащимся школы и района. События школьной жизни освещаются на страницах школьной газеты «АРТёмко». Учащиеся 5 – 6 классов активно предлагают свои материалы (стихи, статьи, заметки, сочинения), в которых делятся своими впечатлениями о проведенных каникулах, встречах с интересными людьми, путешествиях, походах, школьных делах. Это их первые литературные пробы, позволяющие применить знания, приобретенные на уроках. Но самым значимым является то, что публикация в школьной газете дает возможность предъявить себя всему школьному сообществу, стать человеком, о котором говорят и труд которого обсуждают.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Вполне возможно применение данного типа проектной деятельности и на уроках русского языка. В основном ролево-игровые проекты активно реализуются в старшей школ: «День самоуправления», когда школьники примеряют на себя роли учителей и администрации, «Выборы президента школы». Ученики подростковой школы в данных проектах выступают в роли участников и помощников. Они охотно принимают и поддерживают правила игры, установленные старшеклассниками. Большое личностное значение для них имеют навыки общения и опыт, полученный в результате межвозрастной коммуникации.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников . Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта. Примером практико-ориентированного проекта в нашей школе может служить проект 5 А класса «Веселые переменки». В рамках проекта дети с родителями на втором и третьем этаже начальной школы организовали игровое пространство, разрисовав пол полями для игр (классики, интеллектуальные лабиринты, ребусы и т.п.). еще один практико-ориентированный проект – проект 5Б класса «Улица творчества». Детьми разработан проект пространства холла второго этажа для проведения выставок творческих работ, литературных гостиных, творческих встреч с интересными людьми. Несомненным плюсом данной работы является то, что она проводится совместно с родителями, которые являются участниками и спонсорами заявленных проектов. Для поддержания интереса к проектной деятельности учащихся в педагогической практике школы существует опыт организации и проведения Конкурса социально-значимых проектов, в котором принимают участие классные коллективы, независимо от возраста. Проекты направлены на создание школьных традиций, дизайн и оформление школьного пространства. В разработке и реализации проекта большую помощь оказывают родители и Управляющий Совет школы. По итогам конкурса отбираются лучшие реализованные проекты. Проектные команды награждаются ценными призами и подарками на ежегодной акции общественного признания «С любовью к Вам!». Призы и подарки предоставляет Красноярская сталепромышленная кампания. ^
Этапы проведения конкурса
^
|
![]() | Положение о конкурсе социально-значимых проектов Управление по воспитательной работе совместно с профкомом студентов Челгу при поддержке ректората проводит конкурс социально значимых... | ![]() | Мероприятия мбоу сош №62 г. Липецка по работе с девиантными подростками... Анализ индивидуальной работы с девиантными подростками в 2012 – 2013 учебном году (в планах воспитательной работы каждого классного... |
![]() | О конкурсе социально значимых проектов, выполняемых некоммерческими организациями и гражданами Законом Новосибирской области от 16. 07. 2005 № 309–оз «О грантах Новосибирской области» и определяет порядок организации и проведения... | ![]() | Анализ воспитательной работы мбоу сош №22 за 2011-2012 учебный год Расширение социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
![]() | Информационное сообщение о конкурсе социально значимых Губернатора Новосибирской области для выполнения социально значимых проектов некоммерческими организациями, гражданами, проживающими... | ![]() | План воспитательной работы мбоу сош №7 на 2013-2014 учебный год Цель воспитательной работы школы Создание условий для развития успешной социализации личности ребенка, ориентированной на творчество и саморазвитие |
![]() | План воспитательной работы мбоу «Гимназия» на 2013- 2014 учебный... Воспитание как процесс передачи ребёнку опыта о здоровом образе жизни подготовка ребёнка как родителя и семьянина | ![]() | План воспитательной работы мбоу «Гимназия» на 2012- 2013 учебный... Воспитание как процесс передачи ребёнку опыта о здоровом образе жизни подготовка ребёнка как родителя и семьянина |
![]() | Заседание №3 – 9 января 2014 г «Игра, как уникальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками» | ![]() | План воспитательной работы мбоу «Гимназия» на 2011- 2012 учебный... ... |