Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения




Скачать 68.85 Kb.
НазваниеЗаочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения
Дата публикации15.06.2014
Размер68.85 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Информатика > Лекция
Заочное отделение . Обзорная лекция № 5.

Характеристика общения. Понятие конфликтного общения.

Содержание общения.

Содержание – это информация, которая передаётся от одного живого существа другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных, разнообразнее. Это передача знаний о мире, богатый прижизненно приобретённый опыт, ЗУН, способности.

Цель общения.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности:

Коммуникативная сторона общения

Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами в живой и неживой природе.

^ Специфические особенности коммуникации:

Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

^ Полный единичный цикл коммуникации:

Отправитель – процесс передачи информации – получатель

Презентации – это публичное представление.

Цели презентаций:

  1. создать о себе или организации хорошее общественное мнение

  2. убедить других принять ваши идеи

  3. проявить лидерские качества и интеллектуальный потенциал

  4. продемонстрировать качество и сервис

Признаки эффективно представленной информации на презентации:

Увлекательность

Содержательность

Запоминаемость

Активизация – побуждение к действию

^ Перцептивная сторона общения

Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

^ Межличностная перцепция – процесс восприятия , познания и понимания людьми друг друга

Перцептивная функция общения:

  1. формирование содержания межличностного восприятия

  2. Содействие установлению взаимопонимания

  3. обеспечение влияния участников общения друг на друга

Механизмы взаимопонимания в общении:

  1. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку

  2. Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается партнёрами по общению

  3. Аттракция – процесс формирования привлекательности какого – либо человека для воспринимающего, умение нравится другим.

Имидж – образ, тип.

Характеристики человека:

  1. Внешний облик

  2. Внутреннее содержание личности (интеллект, ценностный потенциал, цели, внутренняя культура)

  3. Психологический тип (склонность к общению, лидерству, направленность на власть, авторитет)

Этические правила безупречной репутации:

  1. Всегда сохранять конфиденциальность

  2. Использовать одобрение достижений

  3. Иметь желание искать постоянные новые решения

  4. Обращать внимание на невербальные сигналы

Интерактивная сторона общения.

Интерактивная функция общения обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга.

^ Совместная деятельность обычно связана с решением конкретной задачи профессиональной, стоящей перед организацией, а также с наличием у её участников общей цели.

Элементы совместной деятельности:

  1. Единая цель, её жёсткая регламентация

  2. Общность мотивов, побуждающих людей к взаимодействию

  3. Наличие единого пространства и времени взаимодействия

  4. Координация индивидуальных действий и управление ими

  5. Необходимость обмена информацией

Правила корпоративного поведения в команде.

Конкуренция – взаимодействие в группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов.

Кооперация – форма групповой интеграции – это действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде.

^ Организационная культура – свод ключевых понятий, ценностей, норм, убеждений, которые понимаются и разделяются всеми членами группы.

Конфликтное общение

Конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурах.

^ Стороны конфликта – это его участники

Конфликтная ситуация – столкновение сторон, участвующих в конфликте.

Конфликтогены – слова, действия, способствующие возникновению и развитию конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для возникновения конфликта

^ Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт

Предмет конфликта – то, по поводу чего возник конфликт.

Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, провоцирующие участие в конфликте.

^ Позиции конфликтующих сторон – то, о чём они заявили друг другу в процессе конфликта.

Типы конфликтов:

  1. Внутриличностный – неудовлетворённость человека обстоятельствами своей жизни

  2. Межличностный конфликт – возникает между людьми из -за несовместимости их взглядов, интересов

  3. Межгрупповой конфликт – столкновение интересов различных групп

  4. Конфликт между группой и личностью противоречие между ожиданиями отдельной личности и группы

Конструктивные конфликты – не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения:

  1. Соперничество – открытая борьба за свои интересы. Данная стратегия используется, когда человек обладает сильной властью и волей и достаточным авторитетом. Соперничество редко приносит долгосрочные результаты

  2. Сотрудничество – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон.

  3. Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки.

  4. Избегание – стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своём, но и не уступая своих позиций..

  5. Приспособление – тенденция к сглаживаю противоречий, поступаясь своими интересами.

Результаты конфликтов:

  1. Возврат к состоянию готовности к конфликту

  2. Полное разрешение

  3. Переход в хроническую стадию

Динамика конфликта:

  1. Появление самой конфликтной ситуации

  2. Осознание конфликтной ситуации

  3. Само конфликтное взаимодействие

  4. Разрешение конфликта – снятие противоречий конфликтующих сторон.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Вербальные и невербальные средства общения.

  2. Социальные стереотипы.

  3. Понятие делового общения.

Литература:

  1. Сухов А.Н. Социальная психология. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «академия», 2009.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М.: Изд – во ВЛАДОС, 2010. – 208 с.

  3. Майерс Д. Социальная психология. – 7 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.:ил. - (Серия «Мастера психологии»)

  4. Ахвердова О.А., Гюлюшанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 336 с. – (Учебное пособие).

  5. Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2009.

  6. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Практическая работа по теме:

Анализ конфликтных ситуаций и причин конфликта между руководителем и подчиненым.

Цели:

  1. Разобраться в положительных и отрицательных сторонах конфликта

  2. Научиться анализировать конфликтные ситуации.

  3. Уметь выявлять причины в конфликтах между руководителем и подчинённым.

Задание №1.

Разграничьте положительные и отрицательные стороны конфликта и заполните таблицу: «Функции конфликта»

^ Положительные функции

Отрицательные функции





Задание №2.

Вспомните конфликтную ситуацию и проанализируйте её по следующему алгоритму.

Алгоритм анализа конфликтной ситуации:

  1. Определить участников конфликта: кто с кем вступил в конфронтацию

  2. На основе анализа ситуации сделать её диагностику, выделить основную проблему, выяснить каковы разночтения.

  3. Проверить степень реальности возникшего противоречия

  4. Определить причины конфликта

  5. Выявить истинный предмет конфликта.

  6. Вычленить активную и пассивную стороны в конфликте.

  7. Выяснить цели, намерения и ожидания инициатора конфликта

  8. Определить стадии развития конфликта

  9. Диагностировать степень разрушительности конфликта

  10. Незамедлительно овладеть ситуацией, пока она не осложнилась, локализовать её

  11. Искать возможные варианты решения проблемы

  12. Провести совместные переговоры или отдельные беседы с участниками конфликта и определить приемлемость вариантов и выбор наиболее целесообразного разрешения конфликта

Задание №3.

Дайте определение следующим понятиям:

Завершение конфликта – это

Разрешение конфликта – это

Разрешение конфликта предполагает …

Урегулирование конфликта – это

Затухание конфликта – это

Похожие:

Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconРодительское собрание для родителей учащихся 5-7 классов
Включение подростка в опыт социальном общения людей. Круг общения подростка и его влияние на формирование его поведения. Защита ребенка...
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconЗаочное отделение. Обзорная лекция № Психологические особенности...
Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей....
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconСобрание «Роль общения в жизни ребенка» Форма проведения
Обратить внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconРабочая программа по культуре общения для обучающихся 3-9 классов (5 9 класс)
Статус документа Настоящая рабочая программа по культуре общения для 3-9 классов создана в соответствии с подготовленной кафедрой...
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconПредмет общения и средства общения
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconНовосибирской области кадетская школа-интернат
Одной из форм обучения основам делового общения служит профильный курс «Основы делового общения»
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconЗаочное отделение. Обзорная лекция № Социализация, десоциализация,...
Социализация, десоциализация, ресоциализация. Девиантное поведение личности и группы
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология общения» Специальности
Программа курса «Психология общения» является одним из личностно-ориентированных учебных курсов, помогающих научиться эффективному...
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconЭкзаменационные вопросы II курс, заочное отделение, 2003/2004 уч г
Понятие о церковно-исторической науке. Источники по истории Русской Церкви. Периодизация
Заочное отделение. Обзорная лекция № Характеристика общения. Понятие конфликтного общения iconПлан работы методического объединения учителей художественно –эстетического цикла
Изучение методических писем о преподавании изобразительного искусства, культуры общения, физической культуры, технологии, культуры...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница