1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение




Название1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
страница1/4
Дата публикации16.03.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895)
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Доктрина служит основой для:
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

^ I. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Для достижения этого требуется:


  • повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;




  • усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;




  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;




  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;




  • укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;




  • гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;




  • не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;




  • обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.


Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Для достижения этого требуется:


  • укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;




  • интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.


Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Для достижения этого требуется:
развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;


  • развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;




  • развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;




  • обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.


Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
В этих целях необходимо:


  • повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;




  • интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;




  • обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;




  • расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.


^ 2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:


  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;




  • угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;




  • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;




  • угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.




  • Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:




  • принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;




  • создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;




  • противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;




  • нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;




  • противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;




  • неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;




  • неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;




  • дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;




  • нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;




  • вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;




  • девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;




  • снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;




  • манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).


Угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться:


  • монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;




  • блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;




  • низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.




  • Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:




  • противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;




  • закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;




  • вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;




  • увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.


Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:


  • противоправные сбор и использование информации;




  • нарушения технологии обработки информации;




  • внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;




  • разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;




  • уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;




  • воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;




  • компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;




  • утечка информации по техническим каналам;




  • внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;




  • уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;




  • перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;




  • использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;




  • несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;




  • нарушение законных ограничений на распространение информации.

  1   2   3   4

Похожие:

1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение icon"Законодательное обеспечение национальной кибербезопасности в Российской Федерации"
Силий экспертов в области информационной безопасности на площадке Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconЗакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании...
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconЗакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании...
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconПравовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного...
Диссертация выполнена на кафедре информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconЗаслуженный деятель науки размышления о науке во времена рыночной демократии
Если правящая верхушка выражает интересы народа, если ее деяния направлены на процветание и укрепление страны – такая правящая элита...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconЗакон от 29. 12. 2012 n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconРоссийская федерация федеральный закон об образовании в российской федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconРоссийская федерация федеральный закон об образовании в российской федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconРоссийская федерация федеральный закон об образовании в российской федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение iconРоссийская федерация федеральный закон об образовании в российской федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница