Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип)




Скачать 190.42 Kb.
НазваниеМеморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип)
Дата публикации26.02.2013
Размер190.42 Kb.
ТипДиплом
litcey.ru > Информатика > Диплом
Обращение к кандидатам в Президенты РФ

МЕМОРАНДУМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ВСЕРОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТ ПЕДСОВЕТА (ВИП)

Содержание


[убрать]

  • 1 Постановка проблемы

    • 1.1 "Академизация" образования

    • 1.2 "Производство оценок"

    • 1.3 Снижение минимума(планки?)

    • 1.4 Оценка только положительная

    • 1.5 Формализм аттестации

    • 1.6 Глубина понимания против широты охвата

    • 1.7 Диплом за "отсидку"

    • 1.8 Про ЕГЭ

  • 2 Предложения

    • 2.1 Прочистить школьную программу

    • 2.2 Предусмотреть разбиение дисциплин на уровни

    • 2.3 Переориентировать систему с плана по валу – на качество

    • 2.4 "Нет" - имитации образования

    • 2.5 Контроль уровня учителей

    • 2.6 11-летнее всеобщее образование

  • 3 Подписавшие документ
^

Постановка проблемы


Вопросы совершенствования системы образования в разных аспектах в последнее время служат как предметом обсуждения, так и полем активных действий, вплоть до уровня национального проекта. При этом, однако, лишь косвенно затрагиваются основные, смыслообразующие принципы, на которых построена вся система. И, хотя весьма резкие высказывания по поводу эффективности образования систематически звучат в выступлениях руководителей государства и деятелей образования, в них практически не отражается понимание глубинных основ произошедшего уже катастрофического падения качества массового общего образования. В итоге, предпринимаемые меры не направлены прямо на решение самых кардинальных вопросов, касающихся смысла всей образовательной системы.

В основе образовательной системы лежит общее среднее образование. Оно должно закладывать базу для остальных видов образования – как в виде приобретенных знаний и умений, так и в виде сложившихся навыков познавательной деятельности вообще. Между тем, именно в средней школе десятилетиями происходили процессы массовой деградации, причем направляемые системным образом всей вертикалью управления. Она, в свою очередь, действовала исходя из нереалистично поставленных целей и опираясь на ложные приоритеты.

Критическим моментом здесь был такой переход ко всеобщему среднему образованию, при котором количественный план по валу мог быть осуществлен лишь при неуклонном падении качества, к которому в итоге и привели (помимо прочих факторов) системные действия вертикали управления образованием.
^
"Академизация" образования

Максимальная реализация потенциала каждого учащегося стала почему-то связываться с традиционной гимназически-академической направленностью средней школы. Этот крен на самом деле противоречит как интересам общества, так и мотивам многих учеников и их родителей. Никакой век технологий не отменяет работу на производстве, в сервисе, на транспорте, в строительстве, торговле и прочих практически важных и необходимых сферах. В них, разумеется, есть спрос на подготовленных работников – но не тех, которые непременно прошли весь полный курс школьной математики или химии.

Вместо когда-то ставившейся цели сочетать определенные моменты общего развития с обучением практическому делу в учреждениях профтехобразования, все более обязательным становилось "отсиживание" на академических дисциплинах, лишенное для многих немотивированных учеников какого-либо смысла. Их учеба в старших классах все более превращалась в фикцию.

Это несоответствие поставленных целей и реальных мотивов – как для государства, так и для отдельного человека – прикрывалось теоретизированием: профессиональный учитель должен суметь увлечь, заинтересовать каждого ученика своим предметом и добиться положенного "общего развития", невзирая на способности и мотивированность учащегося. Этот миф на самом деле не реализовывался, еще меньше реализуется сейчас и вряд ли реализуется в ближайшие пятьсот лет. Идеальные харизматичные учителя, способные сформировать мотивы (и непременно к школьной академической учебе) вопреки иным направлениям человеческой деятельности, – это лишь мечта. Причем не совсем адекватная и все далее расходящаяся с реальностью.
^
"Производство оценок"

Вертикаль управления школой начала организовывать выполнение поставленной неадекватной задачи в меру бюрократического понимания. Главной обязанностью школы стало производство оценок, которые и стали играть роль продукции. Формально считается, что это лишь отражение качества работы – фактически это самостоятельный вид деятельности, который "подмял под себя", заменил собой это "качество". И властная вертикаль выстроена прежде всего под выполнение этой функции.

Если обучение – услуга, то не услуга парикмахера, а услуга тренера, которая может быть реализована только путем активной личной деятельности обучаемого при взаимодействии с учителем. В данном же случае никакой реальной ответственности ученик или его родители не несли. У учителя не было никаких реальных рычагов обеспечить эту ответственность – пропаганда, агитация и личная харизма не могут быть универсальными инструментами. И все более значительная часть учеников впадала в полное иждивенчество и занималось фактическим саботажем. А ответственность за производство оценок была целиком возложена на учителя. И добиться требуемого "качества" можно было только одним способом – подгонкой действительного под желаемое. Снижением шаг за шагом критериев вплоть до полного их отсутствия. Неуклонным понижением уровня решаемых задач. Поиском способов вывести нужные оценки, в том числе и абсолютно бездействующим ученикам. И как следствие – завышением оценок и занижением реальной образованности и у других учеников тоже.

Идея дать одинаково качественное образование по физике или математике будущему кулинару или инженеру в итоге приводила в массовой школе к одинаково низкому уровню обученности при производстве оценок, все более отдаляющемся от реальной картины успешности учеников.

Главное, чем занималась вертикаль управления в течение десятилетий – это стимулирование фальсификации оценок. Основным механизмом такого стимулирования является оценка деятельности школы по количеству положительных оценок учащихся (именно это и рассматривается как качество общего образования) и количеству выпускников, поступивших в вузы. В итоге массовая школа добилась полного неразличения белого и черного и выпускала все менее обеспеченных чем-нибудь аттестатов. Другими словами, произошла инфляции. Именно это сейчас вслед за школой осуществляет все большее количество вузов.

На учителей (в "обычной" школе, в отличие от немногих специализированных) десятилетиями осуществляется прессинг. В основном через школьное руководство – директора-завучей, которые стали заложниками; в случае несоответствия поданной отчетности ожиданиям неприятности будут у них. Этим прессингом сдвигали и сдвигали менталитет и учителя, и учеников, и родителей. Стало подразумеваться, что некая "галочка" в журналах-аттестатах будет выставлена обязательно, непременно, всем поголовно – как неоспоримый факт. А стоящая за этой галочкой реальность стала для системы фактом, наоборот, виртуальным. Формальные показатели стали играть роль документированной реальности, а реальность, никем официально не отражаемая и не признаваемая, исчезла.

Примером бюрократической иллюзии является вымогаемая из учителей "положительная динамика". По природе вещей, при усложнении программы от класса к классу так называемая "качественная успеваемость" должна в среднем иметь тенденцию к снижению. Поэтому – в среднем – положительная динамика достигается одним только способом: подгонкой показателей под ничем не обоснованное и требуемое кем-то сверху желаемое.

Действуя долгое время только в этом направлении, система образования добилась полной несопоставимости оценок у разных учителей в разных школах и полной недостоверности итоговых результатов обучения, зафиксированных в аттестатах. Внутришкольные оценки потеряли всякое информационное значение, и теперь только независимый контроль может дать хоть что-то, имеющее отношение к реальности.
^
Снижение минимума(планки?)

Обеспечение якобы качественного академического среднего образования привело к полному смещению элементарной деловой морали. Роль стандарта всегда играла школьная программа по предмету. Плюс принятый в аналитических дисциплинах уровень решаемых задач. Имитируя обучение, в том числе и немотивированных, и неспособных, массовая школа все более сводила овладение предметом на цельном, связном уровне – к набору клипов. Понижение уровня задач – в поисках предлогов для аттестации самых слабых – привело к рассыпанию предмета на эти клипы. Задачи подменились упражнениями на применение готовых рецептов, самостоятельная работа мысли учащегося все менее имеется в виду. Задачи с использованием нескольких разделов считаются слишком сложными, и пройденная когда-то тема оказывается невостребованной учениками ни в учебной деятельности, ни во внеучебной ситуации. Понимание, необходимое для умений, заменяется заучиванием чужих текстов и рецептов. Где-то на этом пути достигается критический уровень – и итогом является полный иждивенец, лишенный какой бы то ни было компетентности.

Массовая школа работает не по стандарту, реализованному в виде школьной программы, а "по понятиям". А именно – какую часть хотя бы самых азбучных элементов программы достаточно "сдать", чтобы это соответствовало сложившемуся понятию "нормального". Можно оценить, что процентов 70 даже неплохих выпускников массовой школы имеют пробелы в знании программы, когда-то недопустимые даже для троечников. А тридцать процентов из них могли бы в старой гимназии получить только "единицу".

Обязательность определенного минимума стала чистой декларацией, не возлагающей на ученика никакой ответственности. А мнимое соответствие уровня образования хоть каким-то стандартам успешно прикрывается все более фиктивными оценками и "процентами качества".
^
Оценка только положительная

Мощным фактором, подстегивающим фальсификацию, стали правила, согласно которым полный комплект положительных оценок по всем предметам должен иметь любой школьник, безотносительно к его способностям или мотивированности. Поэтому неаттестация будущего музыканта или историка по абсолютно ненужному ему предмету означала – сломать человеку жизнь! Во имя абсурдного идола всеобщего равного академического образования ставились требования, по сути искусственные. Учитель попадал под прессинг ложно понятого "гуманизма". И даже повторяя официально принятую версию, что для общего развития химия совершенно необходима, – понимал в душе, что это не совсем так, и выводил фальшивые оценки еще и из "гуманизма". Причем абсурдность была как раз не в его поведении, а в устройстве системы. Во имя нелогичных требований образовательного законодательства – на деле признавалось допустимым и даже желательным откровенное вранье.
^
Формализм аттестации

Менталитет учителей также сдвигался и сдвигался. Принятые когда-то моральные нормы, стереотипы обязательности, критерии качества все более подменялись, подгонялись под производство оценок. Подгоняя изучение предмета под сложившиеся "понятия", учитель терял квалификацию – а все большая часть учителей уже и сама была продуктом той же системы. Так же "обучена" и так же "аттестована" – как в школе, так и в вузе. Причем, внедряемые системы аттестации учителей на самом деле основаны, в свою очередь, на формальных показателях (той же "динамики качества") и умении составлять бумаги. Некомпетентность многих учителей (в том числе и старших, и профильных классов) в решении нормальных задач по своему предмету – это факт, не находящий никакого отражения в этих бумагах.
^
Глубина понимания против широты охвата

Со времен отмены обязательного изучения латыни и древнегреческого языка наполнение школьной программы все увеличивалось. Под предлогом отражения современного состояния науки, что является сильным преувеличением, приближением школы к жизни и т.д. вводились новые предметы и необоснованно дополнялись новой научной информацией, не успевающей стать какой-либо дидактической единицей,прежние. Глубокое освоение базовых основ, базовых умений, культуры оперирования с информацией – подменялось поверхностным изучением все более объемного фактологического материала, все более переполненного подробностями, годящегося скорее для профильного изучения, но уж никак не для общего развития. При все меньшей, на деле, обязательности. И при все понижающемся уровне культуры работы. В курсах по большинству предметов есть информация, которую лучше исключить, чтобы добиться не формального охвата, а фактического усвоения оставшегося материала. Количество и здесь существенно потеснило качество.

Российская школьная программа формально шире большинства программ других стран. Но последние международные тестирования показывают, что учащиеся нашей массовой школы ее и не осваивают. Что лучше – плохо знать и не владеть в целом более обширной программой, или иметь твердые компетенции по более узкой?
^
Диплом за "отсидку"

Процессы, происходящие в средней школе, полным ходом разворачиваются и в высшей. И немалая часть проблем высшей школы приходит туда с выпускниками средней. И даже не отвратительное владение школьной программой тут самое страшное. Плохо выучив предметам, массовая школа зато очень хорошо научила другому. Стереотипу иждивенчества, личной безответственности и отсутствию жестких и честных правил игры. После многолетней игры в поддавки будущие школьники приходят за "якобы знаниями", а то и вовсе - за корочками. Именно такие "студенты" до глубины души уверенны по школьному опыту, что призывы к обязательности каких-то знаний, личной работы над предметом, предупреждения о возможности получения неудовлетворительной оценки – это лишь ритуальные слова. На самом деле достаточно что-нибудь формально вызубрить, чтобы под этим предлогом тебе могли бы поставить тройку. И в институте, вероятно, будут ставить зачеты, экзамены, а в итоге и выдавать диплом просто за отсидку в вузе. Так же, как ранее в школе.

И амбициозные в хорошем смысле проекты национальных университетов тоже имеют шансы превратиться в "ничто" – по названным уже причинам. Для "фабрики знаний" или "фабрики компетентностей" нужно обеспечить минимальное количество качественного "сырья". И его резкая нехватка не может компенсироваться никаким финансированием, никакой техникой, никакими преподавателями или технологиями.

Следует отдавать себе отчет, что перечисленные фундаментальные дефекты существующей средней общеобразовательной школы обусловлены слишком серьезными причинами, чтобы реформы, налаживающие финансирование или техническое оснащение школ, обеспечили необходимое современное качество образования. Неверно поставленные цели, неверные приоритеты, давно сложившиеся традиции работы "по понятиям" заложены в базовых принципах организации всей образовательной системы и ее "реформирования-модернизации".

Установки на всеобщую необязательность по существу, но обязательную успешность на бумаге, концентрация на производстве оценок любой ценой, снижение уровня решаемых задач, замена цельного понимания на зубрежку клипов – это все прекрасно реализуется и при любом оснащении школ компьютерами. Призыв к внедрению инноваций тоже не воздействует прямо на качество – многие нововведения носят характер технический, а не принципиальный. А обучение предмету лишь на уровне механической дрессуры вполне можно прикрыть термином "компетенция", так же, как раньше терминами "знание" или "умение". Это лишь ярлыки и украшение документов, а еще не реальное изменение направленности работы. "Производство инноваций" может обернуться такой же фикцией, как и "производство оценок".
Про ЕГЭ

Отдельно – про ЕГЭ, который, в отличие от прочих реформ, имеет прямое отношение к внешнему, независимому контролю качества. Даже если удастся обеспечить чистоту процедуры ЕГЭ при массовом внедрении, что вовсе не гарантировано ввиду наработанной практики фальсификации чего бы то ни было, – в нынешнем виде и ЕГЭ имеет ясно видимые особенности.

  • ЕГЭ будет сдаваться не по всем предметам. То есть наполнение, стоящее за оценками по остальным предметам, по-прежнему может подвергаться фальсификации. А выставление в школе завышенных оценок одним учащимся отражается на сдвиге всей шкалы критериев, и другие рядом с ними тоже будут ориентироваться на заниженные критерии.

  • ЕГЭ по-прежнему основан на идее всеобщего овладения всем списком школьных дисциплин на одинаковом уровне. Будущему филологу даже в части А по математике или физике по-прежнему ставятся вопросы, относящиеся явно к профильному образованию. Знание производной или "правила правой руки" не относятся к нужному для него общему развитию и присутствуют ради древнего мифа "знания лишними не бывают". Не знания, а вынужденная зубрежка прячется за этой практикой.

  • ЕГЭ в нынешнем виде сам ориентирован на заниженные критерии – как по клиповому уровню большинства задач, так и по заложенной необязательности знать какой-то базовый минимум. Принцип суммы баллов, набранных на мелких вопросах, позволяет считать удовлетворительным или даже хорошим уровень, где имеются грубейшие провалы по другим разделам предмета. Экспериментальный факт: на четверку может написать такой экзамен человек, не умеющий работать с дробями или не представляющий, что такое синус. "Баллы" набрались без них. Это не означает хотя бы пригодность к дальнейшему обучению в вузе.

Итак, массовая средняя школа в нынешнем состоянии поражена хроническими системно обусловленными недугами. Движения, происходящие в верхнем слое системы образования, никак не отражаются и не могут повлиять на нижние слои. У массовой школы нет потенциала – ни со стороны учеников, ни со стороны учителей – чтобы действительно реализовать официально провозглашаемые уже много лет несбыточные, оторванные от реальности цели.

Самоизлечение этих системных недугов не может произойти в рамках самой массовой школы. Без решительных – и столь же системных – шагов, непосредственно направленных на переналадку всей образовательной системы. Без принятия болезненных решений по коренным вопросам среднего образования, в том числе на государственном уровне.

Предложения


Основные предложения по направленности таких решительных шагов видятся так
^

Прочистить школьную программу


Решительно прочистить школьную программу. Даже базовый уровень достаточно насыщен подробностями, уместными разве что для профильно-направленного обучения. Ликвидировать ненужные перегрузки и сосредоточиться на создании прочной доступной школьнику базы вместо гонки по верхам. Гораздо лучше – добротная компетенция в доступных сферах, чем куча клипов с претензией на "представление о современной науке".

Организовать такую работу должно было бы министерство. Но ключевыми фигурами – и на базовом, и особенно на профильном уровне должны стать: хорошие учителя и хорошие преподаватели вузов, представляющие, что и насколько нужно в дальнейшем, где есть провалы, чего можно и нужно добиваться по данному предмету. В число учителей можно было бы включить и хороших репетиторов. Перечисленные категории работают со школьниками и выпускниками непосредственно и лучше всех представляют суть дела. Разумеется, не исключая и участия людей, более отдаленных от образования, но компетентных в своих сферах – из Академии Наук, Академии Образования и т.д.

Разработать реальный стандарт по каждому предмету. Он не может быть списком тем, содержание каждой из которых может быть растяжимо – только базовым учебником. По аналитическим дисциплинам сопровожденный базовым задачником, отражающим тот уровень задач, который должен быть достигнут для получения той или иной оценки. Этот учебник или задачник не должен быть обязателен к употреблению учителем – но давать четкое представление о конкретном объеме информации и конкретном уровне задач, ниже которого опускаться нельзя. И не только по "сумме баллов", а с выделением обязательного азбучного минимума, где каждый пункт необходим безусловно.

Обязательно также перекрестное согласование – относящееся к межпредметныму и надпредметному содержанию образования, предусмотренному учебным планом. А главное – к оптимизации общего объема нагрузки для школьников.
^

Предусмотреть разбиение дисциплин на уровни


Предусмотреть разбиение дисциплин на уровни. С возможностью аттестации только на уровне-1 или уровне-2. Снять поголовную обязательность аттестовать каждого школьника по всем уровням. Хорошие успехи на уровне-2 и отсутствие аттестации по физике на уровне-3 не имеют отношения к перспективности будущего историка, водителя или кулинара. Пересмотреть догму равного заполнения всех граф аттестата на всех уровнях для людей с разным потенциалом в разных сферах деятельности.

Реализуемый человеком потенциал может не относиться к сформированному единому списку школьных дисциплин. Потенциал в ремесленной, гуманитарной, художественной сферах не укладывается заведомо в одну и ту же гимназически-академическую сетку.
^

Переориентировать систему с плана по валу – на качество


Переориентировать систему с плана по валу – на качество как главный контролируемый показатель. Остановить машину безудержного и безответственного вмешательства в выставление внутришкольных оценок, производство "процентов качества" и прочих бюрократических изделий. Запретить вмешательство в выставление внутришкольных оценок.

Можно выбрать разные варианты действий. Первый, радикальный – вообще запретить внешний мониторинг внутришкольных оценок. Никакой пользы, кроме вреда, от него нет. Никаких конструктивных шагов, основывающихся на этом мониторинге, вышестоящие органы никогда не предпринимали, да и вряд ли в состоянии предпринять. Лежат ли причины неудовлетворительной оценки в ученике или в учителе, на первого они воздействовать никак не могут, а второму только грозить, но не помочь и не оценить его квалификацию.

Второй вариант – вести мониторинг только для получения справочной информации. И использовать ее в целях коррекции сложившейся системы оценки результатов деятельности школы и учителя.

Реальное представление о качестве может дать только внешний независимый контроль по согласованным единым критериям. И главным недостатком следует считать не низкий внутришкольный балл, а несоответствие (завышение) внутришкольной аттестации по сравнению с результатами внешнего контроля. Отклонения выше определенного уровня внутришкольного балла от независимого – именно это может быть сигналом тревоги.


Районный уровень может организовывать эту независимую проверку (можно – с участием работников других школ)как текущий и промежуточный контроль. Областной уровень может так же контролировать уровни районные и реагировать только на завышение показателей, и т.д. Истинность оценки в первую очередь – и лишь потом все остальное. Выходу из инфляционной спирали может способствовать только введение новой, обеспеченной валюты.
^

"Нет" - имитации образования


Школа не обязана дать человеку образование в виде гарантированного аттестата любому отсидевшему. Она не обязана аттестовать всякого по всем предметам. Или – по всем назначенным уровням данного предмета. Например, по математике аттестация лишь на уровне 1, по химии – 0, а по литературе и английскому – на уровне 3. Только при наличии должных результатов, и никак иначе. Причем, отсутствие оценок по химии – не может иметь отношение к поступлению в филологический вуз. Основание для приема выпускника школы (результаты ЕГЭ по профильной дисциплине,вступительный экзамен, портфолио абитуриента) - это прерогатива ВУЗа.

Школа должна создать все условия и оказывать всякую помощь для получения юным человеком образования. Не пассивно предлагая, а активно воздействуя на него всеми доступными современными средствами. Но признать за учеником (и родителями) также право на отказ от изучения предметов на высоких уровнях.


Речь не об "отлучении" от предмета – а о недопущении имитации образования. Единственный критерий – наличие или отсутствие результатов. Учить каждого желающего и могущего, на максимально доступном для него уровне.
^

Контроль уровня учителей


Контроль уровня учителей проводить регулярно. И не только по бумагам, планам, отчетам, портфолио, инновациям и прочему, поддающемуся фальсификации и лишь очень косвенно о чем-то свидетельствующему. В основном о способности к правильному составлению бумаг. По крайней мере, для учителей старших классов – обязательно путем периодической сдачи квалификационных экзаменов. На уровне части С из ЕГЭ, вступительных задач сильных вузов. Экзамены для "подтверждения права на чин" – вещь не новая, и ничего ужасного в этом нет.

При этом выяснится, что и по математике, и еще больше по физике, да где-то и по другим предметам – учитель не может преподавать в старших классах. А кто-то и в средних. Так и аттестовать – с ограничением. А сохранение в качестве учителя фактически неквалифицированного человека – есть лишь форма самообмана. Учеников не "лишат" учителя. У них его и не было!

Приблизить аттестацию учителя и по другим параметрам к оценке его реальной квалификации, а не к формальным успехам. Фиксация несоответствия учителя требуемому уровню нанесет меньший урон кадровому обеспечению школы. Напротив, только такой кадровый состав сможет фактически обеспечить аттестацию не всем поголовно ученикам, а только – желающей и заслуживающей того части учеников.
^

11-летнее всеобщее образование


Идея обязательного всеобщего 11-летнего образования может иметь разумное наполнение только при условии, что под "школой" будет пониматься школа целиком. В том числе с практическим уклоном образования, училища, ПТУ и т.д. Обязательное освоение сложившегося списка предметов академического цикла – это миф, в реальности приводящий лишь к отсиживанию абсолютно неспособных и немотивированных к тому учеников и к пустой потере времени и других ресурсов образования. Отсекая другие пути реализации интересов и потенциалов каждого отдельного человека, кроме общеобразовательной школы – мы занимаемся самообманом. И в итоге добиваемся лишь фактического саботажа, затянутого периода инфантильности, формированию несамостоятельности и иждивенческого менталитета.

Лишая школьника (и его родителей) выбора и навязывая ему свое решение о лучшем для него лично пути развития, мы слишком часто добиваемся не развития и не образования, а имитации его и формирования чувства ущербности от несоответствия нашим искусственным требованиям.

И конечно, необходимо избавиться от давно внедрившегося в общественное сознание суеверия, что человек без высшего образования – это человек "второго сорта". Наладить (а часто – восстановить) достаточно мощную систему среднего профессионального образования, выпускающего компетентных работников, вовсе не нуждающихся в высшем образовании, чтобы быть не менее достойными членами общества, чем обладатели сомнительных корочек или даже ученых степеней.

Обсуждаемые порой идеи всеобщего высшего образования мало того, что не вызваны реальными потребностями общества и отдельных людей, они возникают еще и на фоне отсутствия настоящего среднего образования. И направление модернизации, относящееся наилучшим образом к качеству образования, лучше всего обозначить термином "реставрация". Речь идет о реставрации деловой морали, о возврате к гарантированному уровню, стоящему за каждой ступенью образования. И о восстановлении системы разнонаправленного и разноуровневого образования, создающей возможности – на деле, а не формально – реализовать фактически имеющийся потенциал каждого человека.


^

Подписавшие документ


  1. Анисимова О.В., старший учитель, модератор Всероссийского интернет-педсовета.

  2. Бондаренко А.Ю., методист. ИУМЦ г. Дмитров, Московской области.

  3. Возчиков С.М., методист Чукотского института развития образования и повышения квалификации, г.Анадырь.

  4. Воронин В.В., к.ф.м-н, доцент Югорского государственного университета, учитель Югорского физико-математического лицея, г. Ханты-Мансийск.

  5. Гатауллин Р.Н., директор проекта "TopTalent.RU", консультант Professional Development and Career Solutions, Москва, Торонто (Канада),

  6. Дедюлькина Т.В.учитель, г.Ростов-на-Дону

  7. Зайцева (Картазаева) С.А., учитель, воспитатель, методист высшей категории.

  8. Коннова Е.Г., учитель математики, победитель конкурса НП учителей 2006 года, г. Волгодонск

  9. Наливкин Р.В. - учитель информатики, Воронежская область.

  10. Падалко Т.В., директор филиала АКИПКРО, участник Всероссийского интернет-педсовета 2003-2007 г.г., г.Бийск

  11. Редюхин В.И., модератор Всероссийского интернет-педсовета, консультант по управлению, Москва

  12. Родичев Н.Ф., Институт содержания и методов обучения РАО, научный сотрудник, Москва

  13. Селезнёва Е.С, учитель информатики МОУ СОШ № 17 города Белогорска Амурской области

  14. Черепанов И.В., Санкт-Петербургский дворец творчества юных, зав. лаб.; педагог дополнительного образования; школа им. Горчакова, - учитель биологии

Получено с http://www.youngbotany.spb.ru/index.php?title=%D0%92%D0%98%D0%9F

Похожие:

Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) icon"Эссе, заметки, очерки" в рамках 11-го Всероссийского @вгустовского...
...
Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconРешения Организационного комитета «Сообщества Навигация»
Отчет о выполнении: 24. 01. 2011г. It-группа провела интернет-совещание, на котором были обозначены направления обновления сайта...
Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconОписание вип зала аэропорта Шереметьево 2 и процедуры регистрации
Вип зал вылета аэропорта Шереметьево 2 находится на втором этаже терминала. Справа от центрального табло Вы увидите стеклянные раздвижные...
Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconПриказ №201от 30 августа 2013г Рассмотрено на заседании педсовета №1 от 30. 08. 13г. Положение
Должанского района Орловской области «Должанская средняя общеобразовательная школа» в сети «Интернет»
Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconРешение педсовета
«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса»
Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconМероприятия
Развитие интернет технологий среди риэлторского сообщества. Привлечение новых участников в кмлс
Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconДополнительная информация 2 по смене «Молодёжный туризм» в рамках...

Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconПрезентация проекта «Многоликий Интернет»
Интернет. Интернет содержит немыслимое количество знаний и, что не менее важно, умеет искать среди них нужные. Интернет многолик...
Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconПрограмма рассмотрена и принята на заседании педсовета
Закона об образовании ст. 32, Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Меморандум образовательного сообщества всероссийского интернет педсовета (вип) iconПрограмма всероссийского инструктивно-образовательного форума
Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница