Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа




Скачать 291.09 Kb.
НазваниеИспользование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа
страница1/3
Дата публикации25.03.2013
Размер291.09 Kb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3
Подготовлено Павловой Галиной Васильевной, заместителем директора по УВР

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Череповец
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе

(методические рекомендации).
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  2. усиление мотивации учения;

  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  5. демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры


Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

          усвоить базовые знания по предмету;

          систематизировать усвоенные знания;

          сформировать навыки самоконтроля;

          сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

          оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
^ Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока:

^ Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

Организационный

демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе

Проверка домашнего задания

демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения (могут быть подготовлены и учащимися), вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;

устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

Актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

Формирование новых понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала

демонстрация нового учебного материала

применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения,

систематизация новых знаний

Применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля

использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях


^ Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  • Для анонсирования темы

(на слайдах представлена тема урока, кратко изложены его ключевые моменты (в виде плана, в виде вопросов, на которые необходимо ответить в ходе урока, в виде ключевых слов)

  • Как сопровождение объяснения учителя

специально для конкретных уроков создаются мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран) или путем синхронного вывода на экраны рабочих мест учеников одного и того же кадра. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

  • Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Кроме того такие пособия удобно использовать и в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал, либо взять его на дом. И, наоборот, учащиеся которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.
Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю "панели управления".
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.

  • Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора  или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. Кроме того вывод вопросов теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии" (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора). При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Таким образом можно выделить следующие типы и виды учебных презентаций

  • Конспект урока. Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет, в данном случае, явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник.

  • Слайд-шоу. Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи (Может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя. Как правило, сопровождается музыкальными фрагментами). Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.

  • «Только текст». Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний.

  • ^ Анимированные схемы. В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера.

  • «Опорные сигналы». Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова. Естественно, что в данном случае потребуется эффективное владение простейшими графическими редакторами (рисование).

  • «Заполняем таблицу». Вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, синхронистические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. Заполнение таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.

  • «Анализируем картины». Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение (или их малое число). В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения.

  • «Тестирование». Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.

  • «Рабочая тетрадь». «Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т.ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе.

  • «Своя игра». Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд при этом визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда, в зависимости от «стоимости» выбранного задания, происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Следующий элемент навигации – слайд с правильным ответом.


^ Преимущества использования мультимедийных презентаций:
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
^ Можно выделить следующие особенности данной технологии

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

  2. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

  3. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

  4. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

  5. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  6. Повышение производительности урока.

  7. Установление межпредметных связей с другими предметами.

  8. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

  9. Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

  10. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.


Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психологические особенности учащихся данного класса

  • Цели и результаты обучения

  • Структуру познавательного пространства

  • Местоположение учащихся

  • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока

  • Цветовую гамму оформления учебного материала


Очень важно при работе с мультимедийными презентациями на уроках учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
  1   2   3

Похожие:

Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа icon7. 6 Технологии мультимедиа
...
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа iconМетодические рекомендации по проведению IX фестиваля «Использование...
Имц петроградского района. В 2012-2013 учебном году тема Фестиваля: Комплексное
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа icon10. 00-11. 30 лекция по использованию современных информационных...
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа iconМетодические рекомендации по использованию дистанционных образовательных...
Использование курсов дистанционного обучения, разработанных в оболочке «Конструктор блочно-модульных курсов»
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа iconУроки (использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных...
Мигранова Г. А. – учитель русского языка и литературы, гбоу сош п. Краснооктябрьский
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа iconПоложение о проведении II поселкового Фестиваля Конкурса мультимедиа...
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок организации и проведения поселкового конкурса мультимедиа проектов «Паланский...
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа iconМетодические рекомендации по организации и прохождению производственной практики
Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гоу спо яо ярославского техникума управления и профессиональных...
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа iconИнформационные и коммуникационные технологии
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (дневное отделение) и учебной Программой курса «Использование современных...
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа iconБрянский государственный университет
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (дневное отделение) и учебной Программой курса Использование современных...
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа iconБрянский государственный университет
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (дневное отделение) и учебной Программой курса Использование современных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница