Скачать 0.56 Mb.
|
![]() Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации» Утверждаю Проректор по учебной работе, п ![]() ________________________ Б. В. Россинский специальность 030501.65 – юриспруденция КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ Кафедра информационного права, информатики и математики Концепции современного естествознания ^ Москва 2010 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ ^ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Москва 2010 А ![]() Н. Л. Архиереев, кандидат философских наук, доцент кафедры информационного права, информатики и математики РПА Минюста России Рецензенты: А. В. Морозов, доктор юридических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики РПА Минюста России ^ доктор философских наук, профессор кафедры логики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста. ^ кафедрой информационного права, информатики и математики РПА Минюста России. 10 © ![]() ^ Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, виды учебных занятий по реализации учебного процесса, руководство самостоятельной работой студентов и формы контроля по данной учебной дисциплине. Рабочая программа включает в себя: - целевую установку; - содержание учебной дисциплины; - учебно-методическое обеспечение дисциплины; - требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля. ^ Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и учебным планом РПА Минюста России данная дисциплина относится к блоку естественно-научных дисциплин (ЕН.Ф.02). ^ является формирование и развитие у студентов представлений о современной естественно-научной картине мира, основных отраслях и достижениях современного естествознания, применении фундаментальных и прикладных естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности юриста. При изучении дисциплины решаются следующие задачи: - обеспечение усвоения студентами фундаментальных понятий и принципов, лежащих в основе современной общенаучной картины мира; - изучение основных исторических этапов формирования современного естествознания; - изучение эволюции представлений об идеалах и нормах научного знания; - обеспечение усвоения студентами особенностей становления экспериментального метода в науке, закономерностей влияния частнонаучных картин мира на представления о критериях научности знания в целом; - изучение структуры и уровней научного знания, формирование представлений об основах методологии научного познания, важнейших методах эмпирического и теоретического познания, особенностях соотношения науки и вненаучных разновидностей духовной практики. ^ Распределение учебного материала по темам и видам занятий Введение Требования Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Концепции современного естествознания». Основные отрасли современного естествознания. Роль естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности юриста. Естествознание и криминалистическая экспертиза. ^ Естественно-научная и гуманитарная культуры. Тенденции развития современного естествознания. Проблема создания единой научной картины мира. Представление о традиционном и техногенном способах социально-экономического развития. Основные этапы формирования техногенной цивилизации. Наука как основная производительная сила современного общества. Закон экспоненциального роста научного знания. Проблема ценности научно-технического прогресса и глобальные кризисы. ^ Генезис научного познания. Естествознание и математика в странах Древнего Востока. Наука в Древней Греции. Античные представления о нормах научного исследования. Древнегреческая натурфилософия. Геометрия Евклида как прообраз современной научной теории. Особенности средневекового сознания. Идеалы и нормы научного исследования. Духовная революция Возрождения. Европейский Ренессанс и становление экспериментального естествознания. ^ Механика Галилея – Ньютона как основа первой научной картины мира. Понятие нормальной науки. Представление о типах научной рациональности. Принцип соответствия как основа преемственности в развитии научного познания. Проблема классификации наук. Классические представления о критериях научности знания. ^ Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Классификация методов научного познания. Основные типы законов науки. Природа и функции научной теории. Теория, проблема, гипотеза и судебно-следственная версия как формы развития знания. ^ Редукционизм механистической картины мира. Пространство и время в классической механике. Принцип дальнодействия. Абсолютный детерминизм. ^ Термодинамический и статистический способы описания макросистем. Понятие энтропии замкнутой системы. Доктрина тепловой смерти Вселенной. Термодинамика открытых систем и нелинейных сред. ^ Основы теории электромагнитного поля. Виды электромагнитных волн. Двойственная природа света. Квантовая теория фотоэффекта. Поле и вещество. Тезис об универсальности корпускулярно-волнового дуализма. Основные понятия квантовой механики. Вероятностный характер микропроцессов. Принцип дополнительности Н. Бора. Принцип соотношения неопределенностей В. Гейзенберга. Принципы классификации и общие свойства элементарных частиц. Кварковая модель адронов. Основные типы фундаментальных физических взаимодействий. ^ Пространство и время в теории относительности. Постоянство скорости света в вакууме; изменение массы, длительности времени, пространственных размеров твердых тел в специальной теории относительности. Принцип эквивалентности гравитационной и инертной масс в общей теории относительности. Гравитация и геометрия. ^ Крупномасштабная структура Вселенной. Космология и общая теория относительности. Теория нестационарной Вселенной. Открытия А. Фридмана и Э. Хаббла. Глобальная геометрия Вселенной и динамика ее расширения. Стандартная космологическая модель. Теория Большого Взрыва (БВ). Космический фон микроволнового излучения как подтверждение теории БВ. Фундаментальные физические константы и антропный принцип в космологии. Инфляционная космологическая модель. Физика элементарных частиц и космология. Проблема согласования теории тяготения и квантовой механики. ^ Типы галактик. Спиральная галактика Млечного Пути. Основные этапы эволюции звезд. Масса звезды и ее жизненный цикл: предел Чандрасекара, предел Оппенгеймера–Волкова. Солнечная система, ее происхождение и особенности. Основные гипотезы возникновения планет Солнечной системы. Происхождение и строение Земли. Этапы формирования оболочек Земли. ^ Строение атома. Теория химической связи. Реакционная способность веществ. Виды химических процессов, условия их протекания. Синтез новых материалов. Биохимия. Оптическая активность веществ и хиральность. ^ Основные гипотезы и необходимые факторы возникновения жизни. Совокупность признаков живого. Биохимические компоненты живого вещества. Теория биохимической эволюции А. И. Опарина. Эволюция форм жизни и геологические эры Земли. Зарождение эволюционной идеи. Основные постулаты теории эволюции Ч. Дарвина. Законы генетики Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Современная (синтетическая) теория эволюции. Энтропия и информация в живых системах. Необратимость, нелинейность, неравновесность как характеристики эволюционного процесса. Уровни организации живого. Концепции самоорганизации в биологии. Общая теория систем Л. фон Берталанфи и системный подход в биологии. ^ Учение В. И. Вернадского о биосфере. Глобальная экология и проблемы коэволюции. Антропогенный фактор в эволюции биосферы. Концепции ноосферы и направляемого развития. Роль космических факторов в биологической и социальной истории Земли в учении А. Л. Чижевского. ^ Особенности биологической эволюции человека. Человек как биосоциальное существо. Отличия человека от животных. Социальная природа высших психических функций. Мозг человека как основа психической деятельности. Системно-функциональная теория организации мозга. Межполушарная асимметрия и психическая деятельность. Мозг и компьютер. Неалгоритмический характер творческих процессов и проблема искусственного интеллекта. Психика и ее эволюционная необходимость. Психофизиологическая проблема. Традиционные определения предмета психологии. Сознание и бессознательное. Классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, трансперсональная психология С. Грофа. Деятельностный подход в психологии и специфика ориентировочной деятельности человека. Психология и синергетика. ^ Теоретические источники универсального эволюционизма: теория нестационарной Вселенной, теория биологической эволюции, синергетика. Синергетика как общая теория самоорганизации. Новый тип научной рациональности. ^ Тематический план учебной дисциплины для очной формы обучения
Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий |
![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации» подготовлен... | ![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное... Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» подготовлен на основе требований... | ![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по дисциплине «Биология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта... |
![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Правовые проблемы информационной безопасности» подготовлен на основе требований... | ![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Правовое обеспечение информационной безопасности» подготовлен на основе... |
![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Правовое обеспечение информационной безопасности» подготовлен на основе... | ![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «География» подготовлен на основе требований Государственного образовательного... |
![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Информатика» подготовлен на основе требований Государственного образовательного... | ![]() | Учебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Экология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного... |