Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации»




НазваниеУчебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации»
страница1/5
Дата публикации07.04.2013
Размер0.56 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
litcey.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

Утверждаю

Проректор по учебной работе,

председатель методического совета

________________________ Б. В. Россинский

специальность 030501.65 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ
Кафедра информационного права,

информатики и математики
Концепции современного естествознания

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва

2010

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

^ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва

2010

Автор:
Н. Л. Архиереев, кандидат философских наук,

доцент кафедры информационного права, информатики и математики

РПА Минюста России
Рецензенты:

А. В. Морозов, доктор юридических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного права,

информатики и математики

РПА Минюста России
^ Ю. В. Ивлев, доктор философских наук,

профессор кафедры логики философского факультета

МГУ им. М. В. Ломоносова
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста.
^ Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен

кафедрой информационного права, информатики и математики

РПА Минюста России.

10

© РПА Минюста России, 2010

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, виды учебных занятий по реализации учебного процесса, руководство самостоятельной работой студентов и формы контроля по данной учебной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.
^ ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и учебным планом РПА Минюста России данная дисциплина относится к блоку естественно-научных дисциплин (ЕН.Ф.02).

^ Целью обучения является формирование и развитие у студентов представлений о современной естественно-научной картине мира, основных отраслях и достижениях современного естествознания, применении фундаментальных и прикладных естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности юриста.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

- обеспечение усвоения студентами фундаментальных понятий и принципов, лежащих в основе современной общенаучной картины мира;

- изучение основных исторических этапов формирования современного естествознания;

- изучение эволюции представлений об идеалах и нормах научного знания;

- обеспечение усвоения студентами особенностей становления экспериментального метода в науке, закономерностей влияния частнонаучных картин мира на представления о критериях научности знания в целом;

- изучение структуры и уровней научного знания, формирование представлений об основах методологии научного познания, важнейших методах эмпирического и теоретического познания, особенностях соотношения науки и вненаучных разновидностей духовной практики.

^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного материала по темам и видам занятий
Введение

Требования Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Основные отрасли современного естествознания. Роль естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности юриста. Естествознание и криминалистическая экспертиза.
^ Тема 1. Наука в социокультурном измерении

Естественно-научная и гуманитарная культуры.

Тенденции развития современного естествознания.

Проблема создания единой научной картины мира.

Представление о традиционном и техногенном способах социально-экономического развития.

Основные этапы формирования техногенной цивилизации.

Наука как основная производительная сила современного общества.

Закон экспоненциального роста научного знания.

Проблема ценности научно-технического прогресса и глобальные кризисы.
^ Тема 2. История науки. Эволюция представлений об идеалах и нормах научного познания

Генезис научного познания.

Естествознание и математика в странах Древнего Востока.

Наука в Древней Греции.

Античные представления о нормах научного исследования. Древнегреческая натурфилософия.

Геометрия Евклида как прообраз современной научной теории.

Особенности средневекового сознания. Идеалы и нормы научного исследования.

Духовная революция Возрождения. Европейский Ренессанс и становление экспериментального естествознания.
^ Тема 3. Научная революция и научная картина мира

Механика Галилея – Ньютона как основа первой научной картины мира.

Понятие нормальной науки.

Представление о типах научной рациональности.

Принцип соответствия как основа преемственности в развитии научного познания.

Проблема классификации наук.

Классические представления о критериях научности знания.
^ Тема 4. Структура и уровни научного познания

Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Классификация методов научного познания.

Основные типы законов науки. Природа и функции научной теории.

Теория, проблема, гипотеза и судебно-следственная версия как формы развития знания.
^ Тема 5. Основные принципы механистической картины мира

Редукционизм механистической картины мира.

Пространство и время в классической механике. Принцип дальнодействия. Абсолютный детерминизм.
^ Тема 6. Основные принципы классической термодинамики

Термодинамический и статистический способы описания макросистем.

Понятие энтропии замкнутой системы.

Доктрина тепловой смерти Вселенной.

Термодинамика открытых систем и нелинейных сред.
^ Тема 7. Современные физические представления о природе материи

Основы теории электромагнитного поля. Виды электромагнитных волн.

Двойственная природа света. Квантовая теория фотоэффекта.

Поле и вещество. Тезис об универсальности корпускулярно-волнового дуализма.

Основные понятия квантовой механики. Вероятностный характер микропроцессов. Принцип дополнительности Н. Бора.

Принцип соотношения неопределенностей В. Гейзенберга.

Принципы классификации и общие свойства элементарных частиц. Кварковая модель адронов.

Основные типы фундаментальных физических взаимодействий.

^ Тема 8. Основные постулаты специальной и общей теории относительности

Пространство и время в теории относительности.

Постоянство скорости света в вакууме; изменение массы, длительности времени, пространственных размеров твердых тел в специальной теории относительности.

Принцип эквивалентности гравитационной и инертной масс в общей теории относительности.

Гравитация и геометрия.
^ Тема 9. Основные понятия современной космологии

Крупномасштабная структура Вселенной.

Космология и общая теория относительности. Теория нестационарной Вселенной. Открытия А. Фридмана и Э. Хаббла.

Глобальная геометрия Вселенной и динамика ее расширения. Стандартная космологическая модель. Теория Большого Взрыва (БВ). Космический фон микроволнового излучения как подтверждение теории БВ.

Фундаментальные физические константы и антропный принцип в космологии.

Инфляционная космологическая модель. Физика элементарных частиц и космология. Проблема согласования теории тяготения и квантовой механики.
^ Тема 10. Современная космогония: галактики, звезды, планеты

Типы галактик.

Спиральная галактика Млечного Пути.

Основные этапы эволюции звезд. Масса звезды и ее жизненный цикл: предел Чандрасекара, предел Оппенгеймера–Волкова.

Солнечная система, ее происхождение и особенности. Основные гипотезы возникновения планет Солнечной системы.

Происхождение и строение Земли. Этапы формирования оболочек Земли.

^ Тема 11. Основы современной химии. Естественно-научное учение о веществе

Строение атома. Теория химической связи. Реакционная способность веществ. Виды химических процессов, условия их протекания. Синтез новых материалов.

Биохимия. Оптическая активность веществ и хиральность.
^ Тема 12. Происхождение и эволюция жизни

Основные гипотезы и необходимые факторы возникновения жизни.

Совокупность признаков живого.

Биохимические компоненты живого вещества.

Теория биохимической эволюции А. И. Опарина.

Эволюция форм жизни и геологические эры Земли. Зарождение эволюционной идеи. Основные постулаты теории эволюции Ч. Дарвина.

Законы генетики Г. Менделя.

Хромосомная теория наследственности. Современная (синтетическая) теория эволюции.

Энтропия и информация в живых системах.

Необратимость, нелинейность, неравновесность как характеристики эволюционного процесса.

Уровни организации живого.

Концепции самоорганизации в биологии.

Общая теория систем Л. фон Берталанфи и системный подход в биологии.
^ Тема 13. Биосфера как целостная система

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Глобальная экология и проблемы коэволюции. Антропогенный фактор в эволюции биосферы.

Концепции ноосферы и направляемого развития.

Роль космических факторов в биологической и социальной истории Земли в учении А. Л. Чижевского.
^ Тема 14. Современные естественно-научные концепции антропогенеза

Особенности биологической эволюции человека. Человек как биосоциальное существо.

Отличия человека от животных. Социальная природа высших психических функций.

Мозг человека как основа психической деятельности. Системно-функциональная теория организации мозга.

Межполушарная асимметрия и психическая деятельность.

Мозг и компьютер. Неалгоритмический характер творческих процессов и проблема искусственного интеллекта.

Психика и ее эволюционная необходимость. Психофизиологическая проблема.

Традиционные определения предмета психологии.

Сознание и бессознательное.

Классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология
К. Юнга, трансперсональная психология С. Грофа.

Деятельностный подход в психологии и специфика ориентировочной деятельности человека.

Психология и синергетика.
^ Тема 15. Универсальный эволюционизм как основа современной естественно-научной картины мира

Теоретические источники универсального эволюционизма: теория нестационарной Вселенной, теория биологической эволюции, синергетика.

Синергетика как общая теория самоорганизации.

Новый тип научной рациональности.

^ Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий
Тематический план учебной дисциплины

для очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

(практи-

ческие

занятия)

Самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

^ 2 – й семестр

Тема 1. Наука в социокультурном измерении

6

2

2

2

Тема 2. История науки. Эволюция представлений об идеалах и нормах научного познания

8

4




4

Тема 3. Научная революция и научная картина мира

6

2




4

Тема 4. Структура и уровни научного познания

8

2

2

4

Тема 5. Основные принципы механистической картины мира

6

2




4

Тема 6. Основные принципы классической термодинамики

4

2




2

Тема 7. Современные физические представления о природе материи

6

2

2

2

Тема 8. Основные постулаты специальной и общей теории относительности

6

2

2

2

Тема 9. Основные понятия современной космологии

6

2

2

2

Тема 10. Современная космогония: галактики, звезды, планеты

6

2




4

Тема 11. Основы современной химии. Естественно-научное учение о веществе

4

2




2

Тема 12. Происхождение и эволюция жизни

14

2

4

8

Тема 13. Биосфера как целостная система

6

4




2

Тема 14. Современные естественно-научные концепции антропогенеза

7

3




4

Тема 15. Универсальный эволюционизм как основа современной естественно-научной картины мира

12

2

2

8

Зачет













^ Всего по дисциплине:

105

35

16

54

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации» подготовлен...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» подготовлен на основе требований...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по дисциплине «Биология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Правовые проблемы информационной безопасности» подготовлен на основе требований...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Правовое обеспечение информационной безопасности» подготовлен на основе...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Правовое обеспечение информационной безопасности» подготовлен на основе...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «География» подготовлен на основе требований Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Информатика» подготовлен на основе требований Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Экология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница