Скачать 117.19 Kb.
|
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социальных и поведенческих науках» представляет собой самостоятельное исследование, выполняемое под руководством преподавателя кафедры рекламы. Тема курсовой работы выбирается из списка, утвержденного кафедрой, либо, в определенных случаях, возможен выбор индивидуальной темы по согласованию с руководителем. Курсовая работа выполняется в 5 семестре, после изучения основного теоретического материала и выполнения большей части практических занятий по конкретным исследовательским методикам и техникам. Таким образом, курсовая работа вместе с заключительным экзаменом подводит итоги обучения по дисциплине «Методология исследований в социальных и поведенческих науках». Цель работы- применение теоретических знаний об основных методах, техниках и процедурах социологических исследований, полученных на лекциях и семинарских занятиях, для решения конкретных прикладных проблем. В курсовой работе должны быть продемонстрированы возможности автора в анализе теоретического материала, вторичном анализе социологических и экспериментальных данных, организации и проведении самостоятельного исследования. Реализация поставленной цели курсовой работы предполагает решение следующих задач: 1) анализ проблемной ситуации и разработка программы исследования; 2)разработка методического инструментария исследования (вопросника, бланка интервью и т. п.); 3) проведение «полевого» этапа исследования (сбор первичной эмпирической информации); 4) подготовка к обработке и компьютерная обработка полученных эмпирических данных с использованием пакета SPSS; 5) анализ полученных данных, подготовка отчета с выводами и рекомендациями. ^ По содержанию курсовые работы могут быть теоретическими или экспериментальными. Теоретическая работа - это самостоятельное исследование по одной из достаточно актуальных и сравнительно малоразработанных проблем методологии или методов социологического исследования. Такая работа должна включать в себя обзор основных концепций и теоретике - методологических подходов по выделенной проблеме, их оценку. Обязательным условием является их связь с практикой проведения социологических исследований, вторичный анализ результатов проведенных исследований, привлечение статистических данных. В результате работы должны быть сделаны выводы по анализируемой методологической проблеме, выработаны рекомендации по применению методов, методик и техник в практической деятельности. Экспериментальная работа - это самостоятельное эмпирическое исследование по выбранной теме. Экспериментальная работа предполагает более краткое изложение теоретических предпосылок исследования. В структуре экспериментальной работы должны обязательно присутствовать программа исследования, методический инструментарий, план выборки, собранный автором и обработанный с применением статистического пакета SPSS эмпирический материал, его анализ в виде отчета с выводами и рекомендациями. При этом студент может использовать любой метод сбора эмпирических данных: опрос, интервью, анализ документов, наблюдение, эксперимент. Темы курсовых работ 1. Программа социологического исследования (маркетингового, исследования общественного мнения): методологические и методические аспекты. (По избранной студентом теме.) 2. Построение системы показателей в рамках программы эмпирического исследования. Процедуры преобразования понятийного аппарата исследования в конкретные эмпирические индикаторы. (На примере конкретного эмпирического исследования.) 3. Принципы построения выборки (вероятностной или квотной) для социологического исследования. (На примере конкретного эмпирического исследования.) 4. Методологические и методические проблемы построения выборки маркетингового исследования (опроса общественного мнения). (На примере конкретного эмпирического исследования.) 5. Измерительные процедуры в социологии. Основные виды шкал, их конструирование и применение для решения различных исследовательских задач. 6. Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности информации. (На примере результатов пилотажного исследования.) 7. Количественное социологическое исследование (маркетинговое, исследование общественного мнения) по избранной студентом теме. Метод сбора эмпирической информации - анкета, интервью. 8. Качественное социологическое исследование (маркетинговое, исследование общественного мнения) по избранной студентом теме. Метод сбора информации - фокусированное интервью, фокус - группа. 9. Тестирование рекламного материала (товара, упаковки) методом фокус -группы. (Программа, методика, сбор информации, анализ.) 10. Разработка программы, методики и проведение контент - анализа массива прессы (газеты, журналы) по избранной студентом теме. 11. Изучение динамики общественного мнения методом контент - анализа. 12. Включенное наблюдение как метод качественной социологии: программа, методика, процедуры. 13. Разработка программы, методики и проведение наблюдения по теме: «Активность студентов на семинарских занятиях». 14. Проведение социометрического исследования группы (разработка программы, методики, организация и проведение опроса). 15. Разработка программы и методики проведения экспертного опроса. 16. Мозговой штурм: программа, методика, сбор информации и анализ. (По избранной студентом теме.) 17. Экспериментальное исследование: программа, методический инструментарий. 18. Логическая структура социального эксперимента. Внешняя и внутренняя валидность эксперимента. 19. Разработка комплекта методических указаний для интервьюеров при проведении массового опроса. 20. Разработка технического задания компьютерной обработки результатов социологического исследования. ^ Структура курсовой работы должна включать в себя следующие разделы: 1. Введение. 2. Теоретический и экспериментальный разделы. 3. Выводы и рекомендации. 4. Заключение. 5. Литература. 6. Приложение. Во введении мотивируется выбор темы, раскрывается ее актуальность с теоретической или практической точек зрения. В теоретическом разделе дается анализ научной литературы по изучаемой теме, анализ основных теоретических концепций и их оценка. Дается обоснование авторского подхода к анализируемой проблеме. В экспериментальном исследовании в данном разделе приводится программа, содержащая все необходимые компоненты (проблема, объект и предмет, цель и задачи, системный анализ объекта, интерпретация понятий, гипотезы, выборка). Экспериментальный раздел содержит методический инструментарий исследования (вопросник, бланк интервью, карточка контент - анализа, методика вторичного анализа и т. д.), а также основные результаты проведенного исследования, их обобщение и анализ. Заключительный раздел работы содержит основные выводы и рекомендации по теме исследования, в нем намечаются перспективные направления анализа. В списке литературы приводится перечень источников, которые были использованы при подготовке работы. Приложение содержит основной статистический материал исследования в виде таблиц, диаграмм, графиков. ^ Объем курсовой работы - не менее 20 машинописных (компьютерных) страниц через два интервала или аналогичный по объему рукописный текст. В оглавлении указываются заголовки всех разделов и параграфов курсовой работы, включая список использованной литературы и приложения с указанием номеров страниц, на которых находится каждый раздел (параграф). Названия разделов в оглавлении должны точно соответствовать заголовкам в тексте. Текстовая часть выполняется на листах стандартного формата с использованием одной стороны листа, с полями. В тексте не должно применяться сокращение терминов, за исключением общепринятых. Если в тексте приводятся цитаты или цифровые данные, заимствованные из литературных источников, то обязательной является ссылка либо внизу соответствующей страницы, либо по списку литературы. Применяемый табличный и графический материал (таблицы, схемы, графики, диаграммы) должен иметь наименование и быть пронумерован. На табличный и графический материал, вынесенный в приложение должны быть обязательные ссылки в текстовой части. По каждому литературному источнику, приведенному в списке литературы, должны быть указаны: автор (группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства, год издания. Все страницы работы должны быть пронумерованы. ^ Для оказания помощи студентам в подготовке .курсовой работы кафедра выделяет преподавателя - руководителя курсовых работ. Руководитель осуществляет постоянное наблюдение и контроль за разработкой темы курсовой работы в соответствующие сроки и оказывает студенту необходимую помощь. Срок сдачи курсовой работы руководителю - не позднее чем за 2 недели до окончания срока, выделенного учебным планом для ее выполнения. Руководитель проверяет качество подготовки курсовой работы, делает необходимые замечания, в соответствии с которыми происходит ее доработка. Окончательный вариант курсовой работы выносится на защиту по принятой на кафедре форме. ^ Основная 1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. - М., 2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2.-М., 1990. 3. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М., 1993. 4. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. - СПБ., 2000. 5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: понимание, объяснение, описание. - М., 1998. Дополнительная 1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследованиигМ, 1982. 2. Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы. - М., 1987. 3. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. - М., 1985. 4. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. -М., 1986. 5. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. - М., 1993. 6. Белановский С. А. Метод фокус - групп. - М., 1996. 7. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001. 8. Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы. - М., 1987. 9. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. -М., 1988. 10. Голофаст В. Б. Методологический анализ в социологическом исследовании.-Л., 1981. 11. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М., 1998. 12. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М., 1988. 13. Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976. 14. Докторов Б. 3, О надежности измерения в социологическом исследовании. -М., 1979. 15. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. (Проблемы семиосоциопсихологии). - М., 1984. 16. Дюркгейм Э. Метод социологии. - М., 1991. 17. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. -М., 1969. 18. Здравомыслов А. Г. Вопросы методики и техники социологических исследований. - М., 1975. 19. Зотов А. Ф. Структура научного мышления. - М., 1978. 20. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986. 21. Интерпретация и анализ данных социологических исследований. - М., 1987. 22. Кпигер С. А., Косолапов М. С, Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. - М., 1978. 23. Краткий словарь по социологии. - М., 1989. 24. Лекции по методике конкретных социологических исследований. / Под ред, Г. М. Андреевой - М., 1972. 25. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М., 1996. 26. Логика социологического исследования. - М., 1987. 27. Математика в социологии. - М., 1977. 28. Математические методы в социальных науках. / Под ред. П. Лазарсфель-да.-М.,1973. 29. Методологические проблемы социологических исследований. - М., 1979. 30. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975. 31. Морено Дж. Социометрия. - М., 1958. 32. Основы прикладной социологии. Кн. 1, 2 - М., 1995. 33. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. - М., 1977. 34. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. - К., 1982. 35. Паниотто В. И. Качество социологической информации. - Киев, 1986. 36. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988. 37. Практикум по прикладной социологии. - М., 1987. 38. Процесс социального исследования. - М., 1975. 39. Рабочая книга социолога. - М., 1986. 40. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. - М., 2001. 41. Саганенко Г. И. Социологическая информация: статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования. - Л., 1979. 42. Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования. -Л., 1983. 43. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М., 1998. 44. Социальные исследования: построение и сравнение показателей. - М., 1978. 45. Социология. - М., 1990. 46. Социология: Словарь - справочник. Т. 4 - М., 1991. 47. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985. 48. Территориальная выборка в социологических исследованиях. - М., 1980. 49. Типология и классификация в социологических исследованиях. - М., 1982. 50. Толстова Ю. Н. Логика математического анализа социологических данных. -М., 1991. 51. Толстова Ю. Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий. - М., 1990. 52. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. - М. 1998. 53. Филмер М. и др. Новые направления в социологической теории. - М., 1978. 54. Шаленко В. Н. Программа социологического исследования. - М., 1987. 55. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев, 1990. 56. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Образец задания на курсовую работу Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ^ Институт социологии и управления персоналом Кафедра рекламы Специальность: «Реклама» - 350700 Форма обучения: очная ^ Студент(ка)__курса___группы,_____________формы обучения Тема курсовой работы_______________________________ Структура работы:.........___________________ Базовая литература:. Срок сдачи студентом готовой работы: «__»_________200 г. Дата выдачи задания: «__»_________200 г. Руководитель курсовой работы________канд. соц. наук А.В. Ольховников (подпись) Задание принял к исполнению._____________ (подпись) Приложение 2 Образец титульного листа курсовой работы Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт социологии и управления персоналом Кафедра рекламы КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Методология исследований в социальных и поведенческих науках» (название работы) Исполнитель: студент курса группы (Ф. И. О.) Руководитель_________________ (уч. степень, звание, Ф. И. О.) Москва 2004 |