Скачать 472.62 Kb.
|
3урсы повышения квалификации Здоровье^emeu № 19, 1-15 октября/2005 Педагогический университет «Первое сентября» Марьяна БЕЗРУКИХ, доктор биологических наук, профессор, академик РАО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Курс лекций Учебный план курса
1 fgopofk^emeu №19, 1-15 октября/2005 ЛЕКЦИЯ 3 Методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:
Рассмотрим, как можно оценить эти показатели и как можно интерпретировать результаты и использовать их в работе руководителей образовательных учреждений, классных руководителей и педагогов. В наших лекциях мы не останавливаемся на гигиенических параметрах, необходимых для организации учебного процесса. Гигиенические условия организации учебного процесса содержатся в Санитарных правилах и нормах и должны соблюдаться каждым образовательным учреждением. Соблюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснащению школы - очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье. Даже такая на первый взгляд мелочь, как проветривание помещений на перемене, важна и необходима, т.к. объем кислорода в классной комнате за урок резко снижается, а углекислый газ накапливается. Занятия в непроветренном помещении ухудшают кровоснабжение мозга, снижают работоспособность, утомление организма в таких условиях возникает быстрее. Не менее важна хорошая освещенность класса, рабочего места каждого ученика. Недостаточное освещение не только очень быстро вызывает резкое зрительное утомление, но и существенно снижает общую работоспособность. В последние годы мало внимания уделяется подбору школьной мебели, соответствующей росту детей. Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает его эффективность и качество обучения. Анализ общей учебной нагрузки может проводиться:
Рекомендуется проводить анализ общей учебной нагрузки несколько раз в течение учебного года. Это позволяет не только понять, как распределяется нагрузка в течение учебной недели, но и как изменяется нагрузка на протяжении учебных четвертей, учебного года, в разных классах и т.п. Например, для того чтобы получить данные об общей учебной нагрузке в классе и ее особенностях у разных учащихся, можно составить сводную таблицу (см. табл. 1). Средняя суммарная дневная нагрузка определяется делением суммы нагрузки у всех учащихся на количество учащихся (см. табл. 2). Получив данные о ежедневной учебной нагрузке в течение недели, можно определить недельную учебную нагрузку (в школе и дома). Данные о недельной учебной нагрузке можно сопоставить с нормативами, регламентированными СанПиНа- ми. Для такого сравнения мы приводим данные максимально допустимой (недельной) нагрузки (сюда следует включать не только уроки, но и дополнительные и факультативные занятия) и время на приготовление домашних заданий. Сравнивая данные об учебной нагрузке в школе, полученные по каждому ученику, классу (классам), школе с нормативами, можно определить:
выделить те классы (возможно, занимающиеся по разным программам, учебникам, методикам и т.п.), у которых школьная нагрузка превышает допустимые нормативы (важно определить и насколько превышена нагрузка в день, в течение недели и т.п.). Полученные в ходе такого анализа данные позволяют сравнивать разные виды нагрузок, проследить:
как растет время внеурочной школьной нагрузки (факультативы, дополнительные занятия) от 1-го к 11-му классу, и что происходит в средней и старшей школе;
какие предметы занимают основную часть времени приготовления домашних заданий;
Возможны и другие варианты анализа. Например, два параллельных класса работают с разными учебниками и программами, количество уроков при этом одинаково, но успевают ли ученики усваивать основной учебный материал в школе или для этого необходимы дополнительные часы занятий дома? Или еще один пример. Начинается изучение иностранного языка или второго иностранного языка, при этом важно понять, насколько увеличивается время домашней работы. |урсы повышения квалификации fдоробье^етей № 19, 1—15 октября/2005 Педагогический университет «Первое сентября» ^ Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка Школа класс возраст дата заполнения дополнительная информация
1 Общая учебная нагрузка учащихся класса (понедельник) Общая (суммарная) учебная нагрузка учащихся класса в течение недели ifgopofibe |
![]() | Лекция «Сущность и проблемы вэд, состояние вэд в России» 1 час. 2... Лекция «Внешнеэкономические операции и сделки: виды, классификация, организация» 1 час | ![]() | Лекция №1 Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологическая цена учебных нагрузок |
![]() | Лекция №1 Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологическая цена учебных нагрузок | ![]() | Лекция №1 Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологическая цена учебных нагрузок |
![]() | Неделя с 05. 12. 2011 по 11. 12. 2011 Дни Пара Время 2511-зво 2512-зво... Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. (Лекция) проф. Кулешов А. В. ауд. 108 | ![]() | Лекция 11. Элементарные механизмы образования дисперсных систем Эта лекция посвящена анализу элементарных механизмов формирова-ния текстуры катализаторов и носителей, которые непосредственно следуют... |
![]() | Лекция № Предмет и история биомеханики Лекция № Кинематика движений человека Для правильной подготовки спортсменов высокой квалификации тренер должен владеть глубокими знаниями по основным естественным дисциплинам.... | ![]() | Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика По типу данный урок является уроком общего разбора темы и методики ее изучения. По своей дидактической цели это урок сообщения нового... |
![]() | Лекция представителей ООО «Хевел» Лекция представителей ООО «Хевел» с учащимися классов и-9-1, и-9-2, и-10-1, и-10-2 | ![]() | Лекция Начальные участки изотерм адсорбции: определение поверхности... Лекция Начальные участки изотерм адсорбции: определение поверхности и микропористости традиционными методами |