Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины




Скачать 482.8 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины
страница1/3
Дата публикации01.03.2013
Размер482.8 Kb.
ТипРабочая учебная программа
litcey.ru > Информатика > Рабочая учебная программа
  1   2   3

Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»



ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА



Кафедра коммерции



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для всех специальностей и направлений подготовки

Санкт-Петербург

2007

ББК 65.04

УДК 332.122

М 33
Учебно–методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой коммерции.

Протокол от 15. 06. 2007 г. № 8.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета менеджмента.

Протокол от 28.08. 2007 г. № 1.

Мазуров Г. И., Торгунакова Е,В.

Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбУУиЭ, 2007. – 40 с.


В учебно-методическом комплексе представлены: учебная программа дисциплины, методические рекомендации по изучению курса, проведению семинарских занятий, выполнению контрольных работ и организации самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов, вопросы к зачету по дисциплине. Комплекс содержит список литературы, рекомендуемой при изучении курса, определяет порядок контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Рабочая учебная программа по дисциплине ……………………………… 4

I. Целевая установка и организационно-методические указания ………. 4 II.Содержание тем дисциплины …………………………………………… 6

III.Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам

учебных занятий …………………………………………………………. 11 IV.Перечень тем практических занятий …………………………………… 13

V. Перечень тем контрольных работ ………………………………………. 14 VI.Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………… 16

  1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины ………… 18

  2. Методические рекомендации к семинарским занятиям …………………. 22

  3. Методические указания по выполнению контрольных работ ………….. 26

  4. Порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине, содержание контролирующих материалов ………………… 32

1. ^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



  1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

и организационно-методические УКАЗАНИЯ.


    1. Цели и задачи обучения по дисциплине


Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, формирование у студентов осознанного отношения к вопросам безопасности во всех сферах.

Предметом изучения дисциплины является взаимоотношение человека с окружающей средой во всех ее проявлениях, обеспечение безопасности человека во всех сферах.

Задачи обучения по дисциплине:

изучение опасностей, угрожающих человеку на всех этапах его жизнедеятельности и человечеству в целом;

изучение соответствующих способов защиты от опасностей в любых условиях обитания человека

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление о безопасном взаимоотношении с окружающей средой на всех этапах жизнедеятельности и отдыха;

знать цели, задачи, объект и предмет дисциплины, основные носители опасностей окружающей среды, природу опасных и вредных факторов, степень создаваемого ими риска, воздействие на организм человека и средства защиты, способы увеличения сопротивляемости организма негативным факторам окружающей среды;

уметь анализировать свою деятельность с позиций безопасности, определять опасности, сопровождающие человека в процессе трудовой деятельности, занятий спортом, творчеством; мыслить системно в вопросах безопасности с учетом того, что для каждого человека риск подверженности опасности определяется характером взаимодействия факторов окружающей среды с психофизиологическими особенностями человека, составить личную программу, направленную на повышение собственной безопасности с учетом своих психофизиологических особенностей и видов деятельности, которыми они занимаются; на основе полученных знаний, на практике реализовать понятие «экологическая этика»;

владеть навыками оказания первой помощи пострадавшим, в том числе делать искусственное дыхание.

^ 1.2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа.

На лекциях излагается теоретический материал по дисциплине в соответствии с методическим планом и учебной программой курса.

На семинарских занятиях углубляются и закрепляются теоретические знания, полученные студентами на лекциях.

Во время самостоятельной работы студенты закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях, изучают темы или вопросы тем, вынесенные на самостоятельное изучение, пользуясь источниками, рекомендованными преподавателем.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса.

Рубежный контроль проводится в форме тестирования.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета.

  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Основные термины и определения. Философско-мировозренческие представления об опасностях окружающего мира.
^ Тема 2. Опасность, безопасность. Количественные оценки, характеризующие опасность
Понятие опасности, безопасности. Потенциальная опасность любой деятельности человека. Общество риска. Понятие об опасных и вредных факторах. Классификация опасностей. Методы и средства обеспечения безопасности. Параметры, характеризующие наличие опасности. Риск как математическое понятие, характеризующее вероятность неблагоприятного события. Концепция приемлемого риска.
^ Тема 3. Заболеваемость, травматизм как социальные явления
Понятие о здоровье. Гомеостаз, адаптация. Мутации. Пределы толерантности организма человека. Болезни века. Эпидемии. Заболеваемость травматизм как неблагоприятные последствия воздействия негативных факторов. Факторы риска заболеваний, травм. Оценка ущерба здоровью человека.

Образ жизни и здоровье. Питание и здоровье.

^ Тема 4. Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды
Врожденная и приобретенная система защиты человека от опасностей. Факторы, определяющие предрасположенность человека к травматизму.

Стрессы в жизни человека. Ганс Селье о стрессе. Стресс и дистресс. Стрессреакция, ее физиологический механизм. Болезни стресса. Стрессоры. Методы противостояния стрессовым ситуациям. Подготовка к стрессовой ситуации. Способы выхода из стрессовых ситуаций. Пути повышения устойчивости организма к стрессовым ситуациям.

Проблемы выживаемости. Личностные факторы, формирующие условия выживаемости человека. Условия выживаемости человеческих сообществ. Сообщество людей как система, обладающая определенным ролевым функционалом. Условия сохранения биосферы и выживаемости человека.
^ Тема 5. Характерологический анализ личности
Типы характеров по Гиппократу - Галлену. Связь характерологических особенностей человека с его поведением в экстремальных ситуациях. З. Фрейд и К. Юнг о бессознательном. Роль бессознательного в становлении характера. Типы характеров на основе учения З.Фрейда и К. Юнга о бессознательном. Их связь с типологией характеров по Гиппократу – Галлену. Характеристики человека, формирующие отношение к опасности: стремление к риску (потребность адреналина в крови), авантюризм, адаптационная способность, конфликтность, склонность к суициду.

Анализаторы человека, их характеристики, особенности. Влияние звуков, цвета, запахов на настроение, состояние, работоспособность человека.
^ Тема 6. Психологический анализ деятельности
Виды деятельности. Мотивы, цели деятельности. Групповая деятельность, ее особенности. Взаимоотношение людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности. Профессиональная пригодность. Профессиональная непригодность как стрессор.

Анализ особенностей творческой деятельности. Творчество как способ воздействия на подсознание и здоровье человека. Требования к личности, занятой творческой деятельностью.

Нравственные проблемы безопасности. Методы психологической защиты.
^ Тема 7. Социальные проблемы безопасности
Социальные неблагоприятные факторы. Классификация, причины социального неблагополучия общества. Алкоголизм, наркомания как социальные явления. Личные причины пристрастия к алкоголю, наркотикам. Неблагоприятное влияние данных явлений на здоровье.

Социальные опасности, связанные с физическим насилием – разбой, бандитизм, террор, заложничество, насилование. Опасности, связанные с психическим воздействием на человека- шантаж, мошенничество, воровство. Пути решения проблем.
^ Тема 8. Экологические проблемы безопасности
Необходимо перечислить экологические факторы и показать их влияние на человека. Далее перечислить большинство токсикантов в окружающей среде и показать пути введения химических и радиоактивных веществ в трофические цепи. Яды в пищевых продуктах. Канцерогены в пищевых продуктах. Проблемы питьевой воды. Аромотерапия и цветотерапия.

Чрезвычайные экологические ситуации. Понятие экологического кризиса и катастрофы.

Космические факторы: озонная «дыра», Луна (селенобиология), Солнце (гелиобиология), астероиды, космическое излучение, биоритмология. Их влияние на самочувствие человека и нарушение его биоритмов. Воздействие оружия массового поражения на человека и окружающую среду. Безопасность человека и биосферы в целом. Способы и методы обеспечения экологической безопасности на современном этапе.
^ Тема 9. Информационная безопасность
Информационное воздействие на человека, его влияние на здоровье. Роль средств массовой информации в информационном воздействии на человека. Психотропное оружие, цели воздействия. Факторы и специальные методы, инициирующие коллективные и индивидуальные изменения состояния сознания (ИСС). Концепция 25-го кадра – положительные и отрицательные последствия. Информационная безопасность.

Глобальная информационная сеть (INTERNET) и безопасность. Электронные вирусы и борьба с ними. Хакеры и их роль в нарушении работы компьютерной сети и режима секретности.
^ Тема 10 . Производственная безопасность
Безопасность на производстве. Рабочее место его организация, эргономика. Ответственность за производственную безопасность и охрану труда. Техника безопасности. Учет и расследование несчастных случаев на производстве. Правила обеспечения безопасности для отдельных отраслей промышленности: атомная энергетика, тепловая энергетика, химическая промышленность и др. Воздействие промышленных предприятий на население. Обеспечение безопасности на транспорте (наземный, подземный, воздушный, водный, подводный, морской). Влияние выбросов автотранспорта на здоровье человека.
^ Тема 11. Законодательство по БЖД
Законодательство о безопасности, терроризме. Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья граждан. Законодательство об охране окружающей природной среды, о чрезвычайных ситуациях.

Заключение

Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.


  1. ^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТЙЙ

(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

Номера тем


Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинар. занятия

3 семестр часов - 50

1

Введение. Предмет и задачи курса

4

2

1

1

2

Опасность, безопасность. Количественные оценки, характеризующие опасность

5

2

1

2

3

Заболеваемость, травматизм как социальные явления

4

2

1

1

4

Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды

4

2

-

2

5

Характерологический анализ личности

4

2

1

1

6

Психологический анализ деятельности

6

3

1

2

7

Социальные проблемы безопасности

6

3

1

2

8

Экологические проблемы безопасности

5

2

1

2

9

Информационная безопасность

4

2

-

2

10

Производственная безопасность

5

2

1

2

11

Законодательство по БЖД

3

2

-

1

^ Итого по дисциплине

50

24

8

18


(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)

Номера тем


Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинар. занятия

3 семестр часов - 50

1

Введение. Предмет и задачи курса

4

1




1

2

Опасность, безопасность. Количественные оценки, характеризующие опасность

5

1




4

3

Заболеваемость, травматизм как социальные явления

4

1




4

4

Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды

4




1

4

5

Характерологический анализ личности

4

1

1

3

6

Психологический анализ деятельности

6

1




3

7

Социальные проблемы безопасности

6

1




3

8

Экологические проблемы безопасности

5

1

1

3

9

Информационная безопасность

4

1

1

3

10

Производственная безопасность

5

1

1

3

11

Законодательство по БЖД

3

1




3

^ Итого по дисциплине

50

10

6

34



(заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)

Номера тем


Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинар. занятия

3 семестр часов - 50

1

Введение. Предмет и задачи курса

4

1




2

2

Опасность, безопасность. Количественные оценки, характеризующие опасность

5

1

1

4

3

Заболеваемость, травматизм как социальные явления

4







4

4

Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды

4







6

5

Характерологический анализ личности

4

1




4

6

Психологический анализ деятельности

6







4

7

Социальные проблемы безопасности

6







4

8

Экологические проблемы безопасности

5

1




6

9

Информационная безопасность

4

1




4

10

Производственная безопасность

5

1

1

4

11

Законодательство по БЖД

3







4

Итого по дисциплине

50

6

2

42



  1. ^ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


(очная форма обучения, срок обучения – 4 года)

Номера тем дисциплины

Тема семинарского занятия

Количество часов

1.

Введение. Предмет и задачи курса

1

2.

Опасность, безопасность. Количественные оценки, характеризующие опасность

1

3.

Заболеваемость, травматизм как социальные явления

1

4.

Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды

-

5.

Характерологический анализ личности

1

6.

Психологический анализ деятельности

1

7.

Социальные проблемы безопасности

1

8.

Экологические проблемы безопасности

1

9.

Информационная безопасность

-

10.

Производственная безопасность

1

11.

Законодательство по БЖД

-




Номера тем дисциплины

Тема семинарского занятия

Количество часов

1.

Введение. Предмет и задачи курса




2.

Опасность, безопасность. Количественные оценки, характеризующие опасность

1

3.

Заболеваемость, травматизм как социальные явления




4.

Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды

1

5.

Характерологический анализ личности

1

6.

Психологический анализ деятельности




7.

Социальные проблемы безопасности




8.

Экологические проблемы безопасности

1

9.

Информационная безопасность

1

10.

Производственная безопасность

1

11.

Законодательство по БЖД






Номера тем дисциплины

Тема семинарского занятия

Количество часов

1.

Введение. Предмет и задачи курса




2.

Опасность, безопасность. Количественные оценки, характеризующие опасность

1

3.

Заболеваемость, травматизм как социальные явления




4.

Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды




5.

Характерологический анализ личности




6.

Психологический анализ деятельности




7.

Социальные проблемы безопасности




8.

Экологические проблемы безопасности




9.

Информационная безопасность




10.

Производственная безопасность

1

11.

Законодательство по БЖД






  1. ^ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Контрольная работа № 1. Выполняется после изучения темы «Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды». Время на выполнение контрольной работы – 15 часов из бюджета времени самостоятельной работы.

Рекомендуемые темы контрольной работы:

  1. Социальные проблемы безопасности.

  2. Экономическая безопасность.

  3. Эргономика как наука о приспособлении средств и орудий производства к возможностям человеческого организма.

  4. Вредные вещества и профилактика профессиональных заболеваний.

  5. Управление риском и приемлемый риск.

  6. Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности.

Контрольная работа № 2. Выполняется после изучения темы «Экологические проблемы безопасности». Время на выполнение контрольной работы – 15 часов из бюджета времени самостоятельной работы.

Рекомендуемые темы контрольной работы:

  1. Экологическая безопасность и экологический риск.

  2. Психология и безопасность.

  3. Стрессы в жизни человека.

Контрольная работа № 3. Выполняется после изучения темы «Законодательство по БЖД». Время на выполнение контрольной работы – 15 часов из бюджета времени самостоятельной работы.

Рекомендуемые темы контрольной работы:

  1. Информационная безопасность.

  2. Производственный травматизм и меры по его предупреждению.

  3. Обеспечение безопасности технических систем и уменьшение их вредного воздействия на окружающую среду.

  4. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.

  5. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

  6. Влияние космических факторов на человека.

  7. Роль средств массовой информации в обеспечении безопасности.

  8. Взаимоотношения людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности.

  9. Ядерная безопасность России.

  10. Оружие массового уничтожения и его роль в современном мире.

  11. Современный терроризм – история и реальность.

  12. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

  13. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды.

  14. Качество и мониторинг окружающей природной среды.

  15. Организация и управление противопожарной безопасностью.

  16. Правовое обеспечение безопасностью жизнедеятельности на производстве.

  17. Безопасность жизнедеятельности и жилая среда.

  18. Воздействие различных видов транспорта на человека и окружающую среду.


^ VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература


  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1, Ч.2.- М.: Новая Волна, 1997.

  3. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

  4. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.92, № 2446-1.

  5. Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.98. №28-ФЗ.

  6. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19. 04. 1991.

  7. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э. А. Арустамова. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001.– 678 с.

  8. Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. - СПб, М, Краснодар: Лань, Омега-Л, 2005. - 448 с.

  9. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Юрайт, 2006.

  10. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа, 1999.

  11. Биненко В.И.и др. Чрезвычайные ситуации в современном мире и безопасность жизнедеятельности. – М., 2002.

  12. Ваганов П. А, Ман - Сунг Им. Экологический риск: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1999. – 116 с.

  13. Дудко М. Н., Локтионов Н. И. и др. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник. - М., 2000. - 315с.


^ 6.2. Дополнительная литература

  1. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.98. № 130-ФЗ.

  2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» то11.11.94 № 68- ФЗ.

  3. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.07.97 № 116-ФЗ.

  4. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
    от 09.01.96 № 3-ФЗ

  5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.02.02.
    №7- ФЗ.

  6. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99. № 181-ФЗ.

  7. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95. № 151-ФЗ.

  8. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13.09.96. № 1094.

  9. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24.07.95 № 738.

  10. Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» от 01.07.95. № 675 .

  11. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 № 1113.

  12. Емельянов С.М.. Технологии управления конфликтами. - Санкт-Петербург, 2001.

  13. Комментарий к закону РФ «Об охране окружающей природной среды».- М.: Инфра – М, Норма, 1997.

  14. Мамонтов А. Терроризм. - М., 2003.

  15. Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). - М., 1996. - 164 с.

  16. Экономическая безопасность Российской Федерации (в 2-х томах). - М.: 2001.

^ 2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Пожелания к изучению отдельных тем курса
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) изучает основы безопасности человека в частности и человечества вообще во всех сферах жизнедеятельности. Последняя включает повседневную деятельность, трудовую деятельность и отдых, то есть способ существования человека и человечества. Это далеко не только техника безопасности. Дисциплина «БЖД» изучается на большинстве специальностей академии.

Начиная изучать данную дисциплину, следует обращать внимание на ее связь со многими науками, знание которых необходимо. Это общая, молекулярная и ядерная физика, электротехника, медицина, экология, природопользование, астрономия и многие другие дисциплины.

В темах 1 и 2 необходимо дать подробные определения новым терминам и понятиям, на которых базируется дисциплина БЖД. К ним относятся: понятие опасности и безопасности. Потенциальная опасность любой деятельности человека. Общество риска. Понятие об опасных и вредных факторах. Классификация опасностей. Методы и средства обеспечения безопасности. Параметры, характеризующие наличие опасности. Риск как математическое понятие, характеризующее вероятность неблагоприятного события. Концепция приемлемого риска на современном этапе НТР. Следует сказать, что риск опасности и травматизма существует в любой профессии и в любой момент. В некоторых он очень велик (космонавтика, авиация и атомная энергетика), а в других – меньше. Необходимо обеспечить очень высокую надежность всех конструкций.

В теме 3 особое внимание студентов следует обратить на формулировку здорового образа жизни (ЗОЖ) и необходимость его соблюдения. Большое внимание надо обратить на недопустимость употребления наркотиков, курения и алкоголя, особенно для девушек, а также на отрицательные последствия в случае не соблюдения советов.

В теме 4 после перечисления негативных факторов окружающей среды и их разъяснения, необходимо дать определения врожденной и приобретенной системы человека от опасностей. Следует показать опасность чрезмерных стрессов, и что стрессы в жизни необходимы, но в разумных пределах. Подробно необходимо остановиться на условиях выживания в различных экстремальных условиях (в горах, лесу, пустыне и т. п.).

В теме 5 необходимо подробно остановиться на темах характеров по Гиппократу – Галлену. Следует показать, что в практической работе эту информацию необходимо использовать, а также привести примеры того, что знаменитые люди были с различными типами характера (И. А. Крылов – флегматик и т. п.).

Подробно следует остановиться на анализаторах человека и влиянии звуков (особенно шума), цвета, запахов на настроение, состояние и работоспособность человека с учетом современных научных взглядов и теорий.

В теме 6 при изучении психологической деятельности человека необходимо перечислить большинство ее видов, обращая внимание на мотивы и цели деятельности. Необходимо показать, что такое групповая деятельность и каковы ее особенности, а также взаимоотношения людей в коллективе. Следует обратить внимание на неизбежность возникновения конфликтных ситуаций и пути выхода из них с учетом возможного присутствия в коллективе конфликтных личностей.

Рассматривая творческую деятельность, следует показать, что в ней особенно важно учитывать профессиональную пригодность.

В теме 7 при изучении социальных проблем безопасности необходимо подробно рассмотреть социальные неблагоприятные факторы. Классификация, причины социального неблагополучия общества. Алкоголизм, наркомания как социальные явления. Личные причины пристрастия к алкоголю, наркотикам. Неблагоприятное влияние данных явлений на здоровье. Социальные опасности, связанные с физическим насилием – разбой, бандитизм, террор, заложничество, насилование. Опасности, связанные с психическим воздействием на человека - шантаж, мошенничество, воровство. Пути решения проблем на современном этапе развития общества, когда остро встали проблемы терроризма, заложничества, разбоя, бандитизм, насилие и другие социально – опасные явления.

При изучении темы 8 материал следует тесно увязать с дисциплинами экологии, природопользованием и астрономией. Необходимо перечислить экологические факторы и показать их влияние на человека. Далее перечислить большинство токсикантов в окружающей среде и показать пути введения химических и радиоактивных веществ в трофические цепи. Яды в пищевых продуктах. Концерагены в пищевых продуктах. Проблемы питьевой воды. Чрезвычайные экологические ситуации. Понятие экологического кризиса и катастрофы. Влияние таких космических факторов, как озонная «дыра», луна (селенобиология), солнце (гелиобиология), астероиды, космическое излучение на самочувствие человека и нарушение его биоритмов. Воздействие оружия массового поражения на человека и окружающую среду. Безопасность человека и биосферы в целом. Способы и методы обеспечения экологической безопасности на современном этапе.

В теме 9 необходимо подробно рассмотреть воздействие информации на человека и его влияние на здоровье. Роль средств массовой информации в информационном воздействии на человека. Психотропное оружие, цели воздействия. Факторы и специальные методы, инициирующие коллективные и индивидуальные изменения состояния сознания (ИСС). Концепция 25-го кадра – положительные и отрицательные последствия. Психотропное оружие. Глобальная информационная сеть (INTERNET) и безопасность. Электронные вирусы и борьба с ними. Хакеры и их роль в нарушении и секретности информационной безопасности и секретности в XXI веке.

При изучении темы 10 следует обратить внимание на обеспечения безопасности на многих видах производства, обращая внимание на научную организацию рабочего места, а также ответственность за производственную безопасность и охрану труда. Техника безопасности. Учет и расследование несчастных случаев на производстве. Правила обеспечения безопасности для отдельных отраслей промышленности: атомная энергетика, тепловая энергетика, химическая промышленность и др. Воздействие промышленных предприятий на население. Обеспечение безопасности на транспорте (наземный, подземный, воздушный, водный, подводный, морской). Влияние выбросов автотранспорта на здоровье человека.

Рассматривая тему 11, необходимо остановиться на основных законах о безопасности и терроризме, а также законодательстве о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья граждан. Законодательство об охране окружающей природной среды, о чрезвычайных ситуациях в современных условиях повышенной повторяемости стихийных бедствий природного происхождения и катастроф, и аварий техногенного характера.

^ 2.2. Рекомендации по работе с литературой
При изучении дисциплины необходимо пользоваться основной и дополнительной литературой, рекомендованной в учебной программе, пользоваться трудами отечественных и зарубежных авторов. Важно правильно подобрать литературу по выбранной теме, тщательно изучить материал и при необходимости сделать краткие записи. Необходимо следить за выходом новой литературы и пользоваться научными библиотеками.

При подготовке к практическим занятиям, написании курсовой работы или контрольных работ полезно использовать статистический материал, который содержится в отечественных и зарубежных справочных изданиях, пользоваться энциклопедиями.
^ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
3. 1. Общие положения
За одну - две недели до семинара студентам выдаются темы и вопросы предстоящего семинара. Семинарские занятия проводятся по основным, наиболее сложным темам или разделам программы и имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, ведения полемики. Студенты, по согласованию с преподавателем, выбирают темы для выступления на семинаре.

Семинарское занятие должно обеспечить живое и творческое обсуждение вопросов в форме дискуссии, обмена мнениями по заранее подготовленным студентами докладам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.).

Семинарское занятие проводится в соответствии методическим планом и рабочей программой по дисциплине.

Семинарское занятие включает в себя следующие виды работ:

  • вступительное слово преподавателя;

  • выступления студентов с докладами по теме семинара;

  • вопросы со стороны преподавателя, студентов и ответы на них
    выступающих;

  • краткая дискуссия по теме семинара;

  • заключительное слово преподавателя.

Семинарское занятие начинается с вступительного слова преподавателя, в котором формулируются цели занятия и основные обсуждаемые вопросы.

После этого слово для доклада предоставляется студентам, готовившим сообщение по теме семинара (не более 2-х человек на одну тему).

Доклад должен быть тщательно подготовлен. Рекомендуется продумать и написать свое выступление, однако докладывать следует, не заглядывая в текст. После краткого вступления, в котором подчеркиваются актуальность работы, следует переходить к существу работы и основным выводам. Говорить следует не торопясь, обращаясь, по мере надобности, к демонстрационным материалам.

Вопросы по теме должны задаваться не только преподавателем, но в обязательном порядке и студентами. При этом содержание вопросов может касаться проблем, смежных с обсуждаемой темой.

Дискуссия по теме семинара должна состоять из кратких выступлений студентов, высказыванием критических замечаний, как по существу обсуждаемых вопросов, так и по содержанию представленною материала.

Заканчивается семинарское занятие заключительным словом преподавателя, в котором он дает оценку докладам и выступлениям обучаемых. При этом оцениваются:

  • содержание выступлений и форма изложения материала;

  • уровень задаваемых вопросов;

  • характер ответов на вопросы;

  • участие в дискуссии.

Кроме этого преподаватель рекомендует литературные и иные источники для самостоятельной дополнительной работы, дает рекомендации по подготовке к следующему занятию.
^ 3.2. Планы семинарских занятий

  1   2   3

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconРабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические...
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности,...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconОбщие методические указания по изучению дисциплины 48
Рабочая учебная программа дисциплины «Коммерческое право» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы» Методические...
Учебно-методический комплекс содержит материалы, определяющие содержание и порядок изучения дисциплин, связанных с применением информационных...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconЯкутский филиал спб ауиэ кафедра экономики утверждаю
Общие методические указания по изучению дисциплины, Методические рекомендации по практическим занятиям по дисциплине, Методические...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ 21 Порядок...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» всех...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Форенсика» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности магистра –...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Электронное правосудие» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Правовые вопросы доступа к информации» строится с учетом задач, содержания и форм...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconПрограмма, методические указания
Программа, методические указания, задания по выполнению домашней контрольной работы составлены в соответствии с рабочей программой...
Рабочая учебная программа по дисциплине I. Целевая установка и организационно-методические указания II. Содержание тем дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины математика специальность 350700 «Реклама»
Рабочая учебная программа дисциплины «Математика» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница