Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области




Скачать 219.46 Kb.
НазваниеГосударственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области
Дата публикации04.05.2013
Размер219.46 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы


Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Научно – методический отдел


Создание виртуальной обучающей среды в системе повышения квалификации библиотечных работников области
(Итоги исследования)


Рязань 2012


Составитель: Н.С. Самандина, заведующая сектором научно-исследовательской работы научно-методического отдела.

Создание виртуальной обучающей среды в системе повышения квалификации библиотечных работников области (Итоги исследования) / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; сост. Н.С. Самандина. – Рязань, 2012. – 10 с.

Содержание



От составителя……………………………………………...

Итоги исследования………………………………………..

Выводы и рекомендации ………………………………….

Приложение………………………………………………….



4

4

8

10



От составителя
В сфере информационных и коммуникационных технологий в последнее время отмечается значительный прогресс. Открываются большие возможности перед их применением и в системе повышения профессиональной квалификации библиотечных работников.

Целью исследования стали:

1) выявление необходимости создания системы непрерывного профессионального об­разования библиотечных работников Рязанской области с использовани­ем дистанционных форм обучения;

2) расширение круга библиотечных работников, использующих новые возможности для повышения профессиональной квалификации.

Образовательный процесс в системе дистанци­онного обучения предполагает целенаправленную, контролируе­мую, интенсивную самостоятельную работу обучающегося, ко­торый может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея доступ к средствам обучения и возможность контакта с преподавателем по средствам личного общения по телефону и элек­тронной почте.

В текущем году для библиотекарей области была составлена и распространена по муниципальным библиотекам анкета, содержащая вопросы о состоянии технических средств и желании обучаться с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). (Анкета представлена в приложении).
^ Итоги исследования
Ответы на вопросы первой части анкеты «Готовность работников муниципальных библиотек к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области» содержат сведения от 14 респондентов из 29 центральных библиотек муниципальных образований Рязанской области. При анализе дополнительных источников – ежегодных статистических и информационных отчетов центральных библиотек муниципальных образований области за 2011 год, - были выявлены следующие сведения (таблица 1):
^ Таблица 1. Наличие и доступ к средствам связи в муниципальных библиотеках Рязанской области (на 1.01.2012 г.)


1.

Наличие и доступ к средствам связи

Ответы

1.1.

Компьютер с мультимедийными средствами (СD-RОМ, звуко­вая карта, видео-карта).

29

1.2.

Установленная на ПК операционная система Windows

29

1.3.

Выход в Интернет.

28

1.4.

Адрес электронной почты.

28

1.5.

Телефон.

29

1.6.

Скайп.

1

Как видим, все центральные библиотеки Рязанской области оборудованы компьютерами с мультимедийными средствами и операционной системой Windows. Вызывает тревогу тот факт, что в Пителинском муниципальном районе недостаточно компьютерной техники и отсутствует выход в Интернет, однако библиотечные работники имеют большое желание дистанционно обучаться в системе повышения квалификации.

Из 29 респондентов - центральных библиотек муниципальных образований, - только в Шиловской межпоселенческой (центральной) библиотеке есть скайп.

14 библиотек муниципальных районов представили ответы на вторую часть анкеты, в которой анализируются темы и численный состав библиотечных работников, готовых к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области.

Анализ их представлен в таблице 2.
Таблица 2. Число районов и тематика занятий для дистанционного обучения в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области



^ Основные направления работы библиотеки

Необходимо обучение (число районов)

%

(от общего числа заполненных анкет)

Библиотечный менеджмент.







  1. Библиотечное законодательство.

1

7,1

  1. Планирование и отчетность библиотек.

2

14,2

  1. Финансирование библиотек.

2

14,2

  1. Финансово-хозяйственная деятельность библиотек.

2

14,2

  1. Оплата труда библиотечных работников.

1

7,1

  1. Организация труда. Нормирование.

1

7,1

  1. Библиотечные кадры. Креативность библиотечных работников.

2

14,2

  1. Платные услуги.

1

7,1

  1. Проектная деятельность библиотек.

4

28,5

Методическая служба библиотек.






  1. Методическая работа.

7

50

  1. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации библиотечных работников.

1

7,1

  1. Инновационная деятельность в библиотеке.

1

7,1

^ Библиотечное пространство.







  1. Изменения в структуре библиотеки.

1

7,1

  1. Формирование комфортной библиотечной среды.

1

7,1

^ Автоматизация библиотечных процессов.







  1. Автоматизация библиотечных процессов.

4

28,5

  1. Создание электронных презентаций.

7

50

  1. Использование электронных ресурсов в работе МПБ.

1

7,1

  1. Работа с текстовым редактором.

1

7,1

^ Библиографическое обслуживание. Информационное обслуживание







  1. Библиографическое обслуживание. Информационное обслуживание

4

28,5

  1. Предоставление удаленных информационных ресурсов.

1

7,1

^ Работа с литературой и читателями







  1. Продвижение чтения среди населения.

5

35,7

  1. Читательские интересы, их изучение.

1

7,1

  1. Организация библиотечного обслуживания пользователей.

1

7,1

  1. Привлечение читателей и пользователей в библиотеку.

6

42,8

  1. Библиотечное обслуживание отдельных групп читателей.

5

35,7

  1. Работа с читательской задолженностью.

1

7,1

  1. Клубная и кружковая работа в библиотеке.

1

7,1

  1. Социально-культурная деятельность библиотек.

3

21,4

  1. Библиотечное обслуживание инвалидов.

1

7,1

МБА и ЭДД







  1. Электронная доставка документов (ЭДД).

1

7,1

Библиотечные фонды







  1. Библиотечные фонды и их формирование.

7

50

  1. Сохранность и безопасность библиотечных фондов.

2

14,2

Каталоги







  1. Каталогизация. Библиотечные каталоги.

4

28,5

  1. Создание и работа с электронными каталогами и картотеками

2

14,2

  1. Организация каталогов и картотек

3




  1. Электронный каталог

1

7,1

  1. ^ Краеведческая работа библиотек.

3

21,4

Самым востребованным направлением для виртуального обучения оказались темы: библиотечные фонды и их формирование, методическая работа, создание электронных презентаций – по 7 библиотек-респондентов (50%). Тема привлечения читателей и пользователей в библиотеку интересует представителей 6 районов (43%). В 5 районах выявлена потребность в обучении методам продвижения чтения среди населения и библиотечному обслуживанию отдельных групп читателей (35,7%). В 4 районах актуально дистанционное обучение по следующим темам: проектная деятельность библиотек, библиографическое и информационное обслуживание, каталогизация, библиотечные каталоги, автоматизация библиотечных процессов (28,5%).
^ Таблица 3. Число сотрудников, готовых к дистанционному обучению в библиотеках Рязанской области



^ НАИМЕНОВАНИЕ РАЙОНОВ


Число человек

  1. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ

3

  1. ЕРМИШИНСКИЙ




  1. ЗАХАРОВСКИЙ

3

  1. КАДОМСКИЙ




  1. КАСИМОВСКИЙ

17

  1. КЛЕПИКОВСКИЙ

1

  1. КОРАБЛИНСКИЙ




  1. МИЛОСЛАВСКИЙ

3

  1. МИХАЙЛОВСКИЙ

4

  1. ПИТЕЛИНСКИЙ




  1. ПРОНСКИЙ




  1. ПУТЯТИНСКИЙ

5

  1. РЫБНОВСКИЙ

3

  1. РЯЖСКИЙ




  1. РЯЗАНСКИЙ

10

  1. САПОЖКОВСКИЙ




  1. САРАЕВСКИЙ

4

  1. САСОВСКИЙ

4

  1. г. САСОВО

4

  1. СКОПИНСКИЙ

4

  1. СПАССКИЙ

3

  1. СТАРОЖИЛОВСКИЙ




  1. УХОЛОВСКИЙ

2

  1. ЧУЧКОВСКИЙ




  1. ШАЦКИЙ




  1. ШИЛОВСКИЙ

4

  1. г. КАСИМОВ




  1. ЦБС г. РЯЗАНИ




  1. ЦСДБ г. РЯЗАНИ




ВСЕГО

74


Из таблицы 3 видим, что в 14 библиотеках муниципальных районов Рязанской области, приславших ответы на анкету, 74 человека готовы дистанционно обучаться в системе повышения квалификации библиотечных работников.

Наибольшее число библиотекарей, желающих дистанционно обучаться, - в Касимовском муниципальном районе (17 чел.).

В таблицах 4, 5, 6 представлены данные о возрасте, образовании и стаже работы библиотечных работников, которые испытывают потребность в дистанционном обучении.
^ Таблица 4. Возраст потенциальных участников обучения


до 30 лет

(чел.)

%

от 30 до 50 лет (чел.)

%

старше 50 лет

(чел.)

%

Итого

(чел.)

5

6,7

42

56,7

27

36,4

74


Анализируя таблицу 4, приходим к выводу, что среди желающих обучаться дистанционно преобладают сотрудники возрастной категории от 30 до 50 лет.
^ Таблица 5. Образование потенциальных участников обучения


среднее
(чел.)

%

среднее специальное

(чел.)

%

среднее специальное (библиотечное)

(чел.)

%

высшее

(чел.)

%

высшее

(библиотечное)

(чел.)

%

Итого

(чел.)

3

4,05

13

17,5

6

8,1

42

56,7

10

13,5

74



Результаты анализа таблицы 5, показывают, что большинство респондентов-библиотекарей, выражающих желание повышать квалификацию с помощью дистанционных методов, имеет высшее образование (56,7%).
^ Таблица 6. Стаж работы потенциальных участников обучения


до 3 лет (чел.)

%

от 3 до 10 лет (чел.)

%

больше 10 лет (чел.)

%

Итого (чел.)

11

14,8

13

17,5

50

67,5

74


По стажу работы: 67,5 % респондентов, работающих в библиотеках свыше 10 лет, проявляют заинтересованность в инновационных методах обучения в библиотечном деле. Сотрудников с небольшим стажем работы в библиотеках также интересует дистанционное обучение.

^ Таблица 6. Должность потенциальных участников обучения


Должность

Число человек

%

Директор

1

1,35

Заместитель директора

1

1,35

Заведующая городской библиотекой

2

2,7

Заведующая сельской библиотекой

23

31

Заведующая отделом

14

19

Заведующая сектором

1

1,35

Главный библиотекарь

3

4

Ведущий библиотекарь

6

8,75

Библиотекарь

10

13

Библиотекарь II категории

1

1,35

Методист

3

4

Редактор

2

2,7

Главный библиограф

4

5,4

Ведущий библиограф

1

1,35

Библиограф

2

2,7

Итого

74

100


Как видим из таблицы 6, большинство респондентов (31%) составляют заведующие сельской библиотекой, на втором месте (19%) - заведующие отделами библиотек, на третьем (13%) - библиотекари.

^ Выводы и рекомендации
В результате исследования было выявлено, что все центральные библиотеки Рязанской области, ответившие на вопросы анкеты, оборудованы компьютерами с мультимедийными средствами и операционной системой Windows. Исключение составляют библиотеки Пителинского муниципального района, где на 24 библиотечных работника - 3 (три) компьютера и отсутствует выход в Интернет.

Актуальные темы (блоки) для дистанционного обучения:

  1. методическая служба библиотек;

  2. библиотечные фонды и их формирование;

  3. создание электронных презентаций;

  4. привлечение читателей и пользователей в библиотеку;

  5. библиотечное обслуживание отдельных групп читателей;

  6. продвижение чтения среди населения;

  7. проектная деятельность библиотек;

  8. библиографическое и информационное обслуживание;

  9. каталогизация и библиотечные каталоги;

  10. автоматизация библиотечных процессов.


В 14 библиотеках муниципальных районов Рязанской области, участвовавших в исследовании, 74 человека готовы дистанционно обучаться в системе повышения квалификации библиотечных работников.

Примерный портрет работника, который испытывает потребность в дистанционном обучении: специалист с высшим образованием, в возрасте от 30 до 50 лет, работающий в библиотеке свыше 10 лет.

По указанным в анкетах темам будут разрабатываться дистанционные курсы и в течение 2013 года обучение состоится.

К сожалению, не все центральные библиотеки представили ответы на вопросы анкеты. Если кто-то дополнительно захочет присоединиться к обучению, пришлите заявки в адрес научно-методического отдела РОУНБ им. Горького.

В будущих исследованиях желательно участие всех центральных библиотек муниципальных образований Рязанской области.

Приложение.

АНКЕТА

Готовность работников муниципальных библиотек к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области
Уважаемые коллеги!

Просим ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут эффективнее организовать работу в системе повышения квалификации библиотекарей. Вопросы с 1 по 5 заполняются руководителем библиотеки; 6 - 9 блоки вопросов заполняются индивидуально работниками, желающими пройти дистанционное обучение в РОУНБ имени Горького. Заполненные анкеты представьте, пожалуйста, до 1 июня 2012 года в научно-методический отдел ГБУК РО «РОУНБ им. Горького» по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 52 или по электронной почте: metod@library.ryazan.su Справки – по телефонам: (4912) 77-81-74; (4912) 77-81-47; факс: (4912)77-81-20.

Благодарим за участие!


№ п/п




Ответы

1. Наличие и доступ к средствам связи

1.1.

Компьютер с мультимедийными средствами (СD-RОМ, звуко­вая карта, видео-карта).




1.2.

Установленная на ПК операционная система Windows




1.3.

Выход в Интернет.




1.4.

Адрес электронной почты.




1.5.

Телефон.




1.6.

Скайп.




3.

Название района Рязанской области




4.

Количество работников




5.

Темы или направления библиотечной работы для повышения квалификации библиотечных работников





Сведения о библиотечных работниках, готовых дистанционно обучаться в системе повышения квалификации в Рязанской ОУНБ имени Горького

6.1.

Возраст




6.2.

Образование




6.3.

Стаж работы в библиотеке




6.4.

Должность




6.5

Тема или направление библиотечной работы для обучения




7.1.

Возраст




7.2.

Образование




7.3.

Стаж работы в библиотеке




7.4.

Должность




7.5

Тема или направление библиотечной работы для обучения




8.1.

Возраст




8.2.

Образование




8.3.

Стаж работы в библиотеке




8.4.

Должность




8.5

Тема или направление библиотечной работы для обучения




9.1.

Возраст




9.2.

Образование




9.3.

Стаж работы в библиотеке




9.4.

Должность




9.5.

Тема или направление библиотечной работы для обучения




Дата заполнения анкеты « » _________________ 2012 г.
Наименование центральной библиотеки муниципального района



Похожие:

Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconКомитет по культуре и туризму Рязанской области Государственное бюджетное...
Отечественная война 1812 года: популяризация изданий и информационных ресурсов библиотек
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconКомитет по культуре и туризму Рязанской области Государственное бюджетное...
Отечественная война 1812 года: популяризация изданий и информационных ресурсов библиотек
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconГосударственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области
В библиотеках области: информационный бюллетень. Деятельность муниципальных библиотек Рязанской области в помощь образованию / гбук...
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconГосударственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области
Самандина Н. С. Клубная и кружковая работа в муниципальных библиотеках Рязанской области / гбук ро «Рязанская областная универсальная...
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconПрограмма совещания-семинара директоров межпоселенческих (центральных)...
...
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconПрезентация книги
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области Рязанская областная универсальная научная
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconЗаседание клуба «олимп»
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области Рязанская областная универсальная научная
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconПрезентация книги «Надежда Чумакова»
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области Рязанская областная универсальная научная
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconГосударственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области
Составитель – зав отделом правовой информации и образовательных ресурсов Л. И. Палачева
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области iconГосударственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области
Работа Шацкой межпоселенческой библиотеки по реализации социально-значимого библиотечного проекта
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница