Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения




Скачать 63.15 Kb.
НазваниеТехнология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения
Дата публикации16.05.2013
Размер63.15 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения

Марфута Ю. С., Мащенко М. В.

ГОУ ВПО «Нижнетагильская социально-педагогическая академия»

г. Нижний Тагил
В соответствие с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», поддержанной президентом переход школы к профильному образованию неизбежен: «Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, смогут находить себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны». Исходя из этого, разработка механизмов реализации профильного обучения становится актуальной задачей для каждой школы. Следует отметить, что элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения. В соответствии с одобренной Минобразования России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» элективные курсы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Соответственно элективные курсы можно определить как обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Причем количество предлагаемых элективных курсов должно быть избыточным по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Данные курсы предполагают итоговое оценивание, однако единый государственный экзамен (ЕГЭ) по ним не проводится.

Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести: интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов; значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда; исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира, интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин. Это позволяет элективные курсы по информатике сделать многофункциональными.

Элективные курсы, предлагаемые учащимся разных школ, могут отличаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Виды элективных курсов определяются в зависимости от целей обучения, поставленных авторами. При этом целью предпрофильных образовательных программ является ориентация на создание конкретного профильного класса. Это предусматривает увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально направленных. В предпрофильном обучении различают следующие виды элективных курсов:

  • курсы, направленные на повышение уровня изучения конкретной учебной дисциплины для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на профильном уровне (например, «Основы объектно-ориентированного программирования»);

  • курсы, ориентированные на выбор профиля обучения, знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины (например, «Основы архитектуры современного компьютера»).

Профильные элективные курсы призваны углубить или расширить рамки одного или нескольких профильных предметов. Например, курсы «Проектирование информационных систем: объектно-ориентированный подход» или «Информационные технологии в экономике». Кроме того, профильные элективные курсы должны быть направлены на подготовку к ЕГЭ с одной стороны и приобретение практико-ориентированных умений – с другой, например «Современные направления применения табличного процессора».

В профильном обучении различают (Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003 г.):

  • курсы, направленные на повышение уровня изучения профильного предмета в профильном классе (например, курс «Современные достижения информатики в области искусственного интеллекта»).

  • курсы с опорой на межпредметные связи, т. е. возможность изучать несколько предметов на профильном уровне (например, курс «Методы математического моделирования» для информационно-технологического профиля);

  • курсы, поддерживающие базовые предметы, направленные на помощь в подготовке к экзамену по этому предмету на повышенном уровне (например, курс «Известные алгоритмы решения задач по программированию»);

  • курсы, ориентирующие на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, курс «Деловой английский язык», «Основы технического перевода», «Основы Web-дизайна»).

  • курсы, освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов (например, курс «Вождение автомобиля», «Основы администрирования локальных сетей»).

В основу разработки элективных курсов положены учебные программы, которые должны учитывать интересы школьников, возможности педагогического коллектива и материально-техническое оснащение учебного заведения, другими словами, учителя сталкиваются с необходимостью обновления и самостоятельной разработки элективных курсов.

Здесь необходимо учитывать, что разработка элективных курсов должна опираться на следующие подходы: фундаментальный, предусматривающий опору на фундаментальные научные законы, теории, концепции, позволяющий углублять изучение профильных и общеобразовательных предметов; методологический, который уделяет внимание научному методу познания, овладению исследовательскими умениями; системный, позволяющий организовать меж- и внепредметных элективные курсы; прагматический, предполагающий приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих успешность продолжения образования, будущей профессиональной карьеры; компетентностный, который ориентируется на обучение решению проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях, на основе полученных учащимися знаний, умений, навыков, усвоенных ценностей, накопленного опыта.

При этом любой элективный курс должен строиться по блочно-модульной технологии, чтобы учащийся мог начать его осваивать фактически с любого момента времени. Именно гибкие траектории освоения позволят учесть индивидуальные особенности каждого учащегося.

То есть любой элективный курс должен состоять из ознакомительного блока, на котором учащиеся смогут определиться, нужен ли им данный курс, блока основных знаний и блоков – ветвлений, специализирующих знания и умения учащихся в конкретной области (см. рис. 1).



Рис. №1. Структура элективного курса
Остановимся на последовательном рассмотрении основных этапов проектирования элективного курса.

  1. Выбор возрастной категории учащихся: 9 класс — предпрофильное обучение, а 10-11 классы — профильное.

  2. Определение вида курса в соответствии с его целями. Обоснование целей элективного курса в пояснительной записке.

  3. В зависимости от вида элективного курса выявление его ведущего компонента (научные знания, способы деятельности, эмоционально-ценностные отношения, опыт творчества), что определит отбор учебно­го материала. Кроме того, ведущий компонент позволяет выявить наиболее значимые из формирующихся знаний, умений и соотношение между ними.

  4. Выделение приоритетных задач в зависимости от профильной направленности позволяет сформулировать основные содержательные блоки. Задачи раскрываются в пояснительной записке, а содержательные блоки должны быть включены в основной текст программы.

  5. Определение логической структуры курса должно быть отражено в последовательности изучаемых тем и может составить основу тематического планирования. Объем и роль вспомогательных знаний конкретизируют основное содержание и определяют общие требования к результатам обучения.

  6. Выбор форм организации учебного процесса основывается на тематическом планировании. В соответствие с формами обучения выбираются наиболее оптимальные методы и приемы обучения.

  7. Отбор наиболее значимых способов действий школьников с учебным материалом опирается на планируемые образовательные результаты и формы отчетности по элективным курсам.

Таким образом, на основе предложенной технологии конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении учитель разрабатывает учебную программу, которая является моделью деятельности учителя и ученика в обучении.

Список использованной литературы

1. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. – Айрис-пресс, 2006.

Похожие:

Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconО реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconПоложение об элективных курсах Общие положения
Законом РФ «Об образовании», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, информационным письмом Минобразования...
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconПояснительная записка Образовательная программа муниципального бюджетного...
Перечень элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения 36
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconПрограмма элективного курса по информатике «Программируем на языке Паскаль»
Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование...
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconОбразовательная программа основного общего образования, среднего общего образования
Перечень элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения 38
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconСоциально-педагогическое сопровождение профильного обучения
В условиях профильного обучения старшеклассникам предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее...
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения icon1. Заседание. Август
Обсуждение тематического планирования и элективных курсов, согласование рабочих программ по иностранному языку, по литературе и русскому...
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconТехнология организации и проведения дистанционных элективных курсов...

Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconПриложение №3 к Программе развития
Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов: базисного и профильного, и включение...
Технология проектирования элективных курсов по информатике в условиях современного профильного обучения iconОтчет в уо
Проверка программ и планов проведения курсов по выбору, элективных курсов и кружков. Сз
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница