Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление




Скачать 355.84 Kb.
НазваниеПрограмма курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление
страница1/3
Дата публикации20.05.2013
Размер355.84 Kb.
ТипПрограмма курса
litcey.ru > Информатика > Программа курса
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Путь к успеху.

Технологии и местное сообщество»
Социальное направление

Нижний Новгород

Нижегородский институт развития образования

2011

Программа «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество»

Л. А. Шевцова, зав. кафедрой информационных технологии ГОУ ДПО НИРО; Т. И. Калинина, доцент кафедры информационных технологий, координатор программы Intel «Путь к успеху»; Н. В. Кудимова, ст. преподаватель кафедры информационных технологий
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа курса «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество», составленная на основе одно­именной программы Intel, реализуется в образовательных учреж­дениях Нижегородской области с 2006 года и может использо­ваться для организации внеурочной (социальной, проектной) дея­тельности учащихся начальных классов в течение одного-двух лет.

Модернизация российского государства, внедрение новых об­разовательных стандартов требуют, чтобы система образования содействовала формированию личности выпускника школы, гото­вого к учебному сотрудничеству, способного осуществлять иссле­довательскую, проектную и информационную деятельность. Та­кие виды деятельности всегда связаны с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, с риском выбора, преобразованием ситуации, складывающейся в окружающем его социуме, с персональной ответственностью перед группой сверст­ников, педагогами, родителями.

Программа «Путь к успеху. Технологии и местное сообще­ство» формирует у младшего школьника основы исследователь­ской и проектной деятельности. Сквозной темой курса является местное сообщество — место, где живет ребенок, люди, которые его окружают, мир, который формирует его личность. Программа обращает внимание ребенка на то, что находится вокруг него, учит видеть проблемы и помогает в их решении. В этом заключается новизна и актуальность программы.

Цели курса:

формирование ключевых компетентностей у учащихся по­средством интеграции самостоятельной познавательной исследо­вательской деятельности, направленной на исследование актуальных социальных проблем местного сообщества;

включение младших школьников в посильное решение проблем школы, района, города или села па основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Задачи курса:

развитие у младших школьником познавательных потребностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе;

развитие навыков командной работы, сотрудничества с уча­щимися и педагогом;

формирование личностных и метапредметных универсаль­ных действий через исследовательскую деятельность;

формирование и повышение грамотности в области инфор­мационно-коммуникационных технологий.

^ Направленность программы

В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, переход к стратегии социального проектирования, ориентацию на результа­ты образования, признание решающей роли содержания образо­вания и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества и позволяет выстроить индивидуальные образовательные траектории и траектории индивидуального раз­вития каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого по­тенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного со­трудничества и расширение зоны ближайшего развития.

В программе заложены образовательные технологии крити­ческого мышления, обучения в сотрудничестве, проектной деятель­ности и икт.

Основы информационно-коммуникационных технологий. Под грамотностью в области технологий подразумевается умение ис­пользовать компьютерные технологии для общения, решения про­блем, сбора, организации и распространения информации. Данный курс позволит учащимся получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. У них появится возможность использовать компьютер не только для поиска ин­формации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.

Критическое мышление. Развитие критического мышления предполагает умение решать проблемы с использованием всевоз­можных путей. Например, работая над заданиями и проектом, уча­щиеся будут планировать, проверять, анализировать и обсуждать свою работу.

Сотрудничество. Воспитание культуры сотрудничества пред­полагает умение работать в команде, а именно совместную работу над решением поставленной задачи.

Данный курс способствует развитию различных видов сотруд­ничества. Учащиеся будут не только работать вдвоем с одним учебником, но и пользоваться одним компьютером, совместно вы­полняя задания и проекты. Это значит, что у каждого учащегося появится возможность действовать в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и творить.

^ Ключевые идеи и принципы

Ведущие идеи курса — критическое мышление, со­трудничество, метод проектов, ИКТ-грамотность — созвучны с тре­бованиями, которые предъявляются обществом к современному об­разованию и заложены в ФГОС НОО.

Модульный принцип. Программа состоит из логи­чески завершенных учебных элементов — модулей, содержа­щих детально разработанное методическое обеспечение, адре­сованное учителю и учащемуся; учебные материалы, необходи­мые для освоения модуля (включая задания для самоконтро­ля); процедуру контроля усвоения содержания обучения, вклю­ченного в модуль.

Принцип единства группового и индиви­дуального обучения. Предполагает оптимальное сочета­ние общения, взаимодействия и индивидуализации, обеспечивающих социализацию и развитие личности.

Принцип доступности и посильности обучения. Предполагает дифференцированный подбор учебного

материала и построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения.

Принцип самостоятельности. Предусматривает специальные упражнения, открывающие возможность работы с каждой повой компьютерной технологией и помогающие ребенку научиться самостоятельно знакомиться с нею и получать удо­вольствие от новых открытий.

Принцип целостности. Развитие каждого вида учеб­ного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
^ Ожидаемые результату освоения программы

В результате реализации программы будут сформированы личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
^ Личностные результаты формируются по трем уров­ням.

  • приобретение младшими школьниками социального знания и первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни: знаний о правилах поведения в обществе, основах разра­ботки социальных проектов, правилах конструктивной групповом работы;

  • получение опыта ценностного отношения к социальной ре­альности в целом;

  • получение опыта самостоятельного общественного поведе­ния, общественного взаимодействуя и сотрудничества со сверст­никами и взрослыми в социальном пространстве, опыта добро­вольческой деятельности, самоорганизации.


Регулятивные действия:

  • регулировать процесс выполнения исследования; четко вы­полнять требования познавательной задачи;

  • самостоятельно формулировать познавательную цель;

  • осуществлять целеполагание как постановку учебной зада­чи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащи­мися, и того, что еще неизвестно;

  • уметь планировать работу до ее начала (планирующий са­моконтроль).


Познавательные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познаватель­ной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в на­чальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказы­вания в устной и письменной форме;

  • структурирование знаний;

  • осуществление анализа объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • умение осуществлять синтез как составление целого из час­тей;

  • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суж­дений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • умение осуществлять доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.


Коммуникативные действия:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации раз­личных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и свер­стниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и отборе информации.


Для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика (в том числе для самоорганизации собственной учебной деятельности — самоконтроля, самооценки, рефлексии и т. д.).

Портфель достижений — это не только современная эффек­тивная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:


  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять воз­можности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

^ Формы и режим занятий

В образовательный процесс школы программа «Путь к успе­ху. Технологии и местное сообщество» может быть внедрена В программу внеурочной деятельности (кружка) в объеме 34 или 68 часов; продолжительность обучения — 1—2 года.

В рамках программы учащиеся получают начальные навыки владения такими программными продуктами, как Microsoft Office и OpenOffice.

Учащиеся, работая в парах, используют компьютерные техно­логии и навыки критического мышления для выполнения множе­ства заданий. На последних занятиях учащиеся, работая в малых группах по 3—5 человек, выполняют итоговые проекты, в которых они воплощают свои идеи и предлагают пути решения различных проблем местного сообщества па основе использования техноло­гий.

На завершающем занятии итоговые работы могут быть пред­ставлены приглашенным гостям, включая друзей, членов семей и лидеров местного сообщества.

Все задания и проекты, которые выбирают учащиеся, требуют планирования, создания, проверки и обсуждения идей и результа­тов работы с другими участниками.

^ Условия реализации программы

Для освоения программы курса учителю необходимо иметь уверенные навыки работы на компьютере, пройти курсовую под­готовку на базе ГОУ ДПО НИРО по программе «Использование ИКТ в проектной деятельности на основе технологий сотрудни­чества и критического мышления».

Для оптимальной реализации программы в школе необходимо иметь учебное помещение, используемое в мобильном режиме (со свободным перемещением столов и стульев для групповой рабо­ты), а также достаточное количество компьютеров и мультиме­дийные средства.

^ Особенности программы

  • Программа рассчитана на детей, не имеющих или имеющих незначительный, первичный опыт работы с персональным компь­ютером.

  • Обучение программным продуктам носит исключительно практический характер и строится на потребностях в конкретных знаниях, возникающих у ребенка при выполнении практических заданий. Дети впервые получают возможность использовать ком­пьютер в качестве инструмента для выполнения самых разных видов работ.

  • Важнейшим аспектом программы является обучение навы­кам самостоятельной работы учащихся, в том числе поиску необ­ходимой для выполнения заданий информации в «Практическом руководстве».

  • Специальные этапы занятий направлены на то, чтобы ребе­нок не боялся исследовать возможности компьютера, совершать ошибки, делать выбор.

  • Обучение выполнению заданий основано на строгом алго­ритме — планирование, работа над заданием, проверка, обсуждение. Причем работа над заданием также ведется по строго определенному алгоритму (шагам), сочетающему поиск нужной информации, работу с компьютером, выбор наиболее подходящих вариантов, творчество и дополнительные возможности.

  • В основе всех заданий и проектов лежит тема местного сообщества, иначе говоря, окружающего ребенка жизненного пространства — школы, двора, поселка, микрорайона.

  • Содержание итоговых проектов носит социальный харак­тер. Дети учатся видеть и помогать решать проблемы местного сообщества. В процедуре защиты проектов, как правило, прини­мают участие представители власти, депутаты, руководители шко­лы.

  • Навыки работы с программными продуктами, полученные при выполнении практических заданий, легко переносятся на вы­полнение самых разнообразных работ на уроках по любому пред­мету.

  • Умение пользоваться справочным пособием «Практичес­кое руководство» позволяет детям самостоятельно продолжать знакомство с ресурсами Microsoft Office (OpenOffice) и исполь­зовать их при выполнении работ более сложного уровня за рамка­ми данной программы.

  • Строгий алгоритм работы над заданиями, продуманный и простой механизм поиска необходимой информации, методика обу­чения самостоятельной работе помогают учителю, еще не очень уверенно владеющему компьютерными технологиями, учиться вместе с детьми, осваивать продукты Microsoft Office (OpenOffice) в том числе и для решения задач за рамками данной программы.

  • Программа построена таким образом, что дети выполняют законченные работы уже на первых занятиях, что очень важно, поскольку ждать отложенного результата обучения им, как извест­но, очень трудно.

  • Программа позволяет при соблюдении технологии и алго­ритма выполнения заданий свободно варьировать ее продолжи­тельность в зависимости от условий и возможностей образова­тельного учреждения.

  • Ребенок учится самостоятельно оценивать свою работу. Строгие и четкие критерии опенки выполнения задания и проекта известны ученику еще до начала работы. Объективность критери­ев приводит к тому, что собственная оценка ученика практически никогда не расходится с оценкой учителя.

^ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ (34/68 часов)

Тема

Кол-во часов




68

34

Знакомство с курсом

2

1

Графика

12

6

Работа с текстом

12

6

Мультимедиа

6

3

Портфолио достижений (Повторение)

2




^ Итого 1-й год обучения

34




Мультимедиа

6

3

Электронные таблицы

12

6

Портфолио достижений (Повторение)




1

Проект

14

7

Резерв

2

1

^ Итого 2-й год обучения

34




Всего

68

34

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятие 1—2. Знакомство с курсом. Подготовка к работе. Введение. Обзор курса. Игровая форма знакомства. Основы работы на компьютере. Поиск и Интернете Местное сообщество. Правила поведения на занятиях. Заключение.

Занятие 3—4. Графика. Введение. Графический редактор (Paint / ColorPaint). Обзор рисунков. Задания по рисо­ванию: «Почтовая марка», «Фоновый рисунок рабочего стола»*. Заключение.

* В 34-часовой программе почтовая марка и фоновый рисунок делаются на выбор.

Занятие 5—6. Графика. Введение. Обзор способов ри­сования в текстовом редакторе. Задания по рисованию: «Почто­вая открытка». Заключение.

Занятие 7— 8. Графика. Введение. Обзор способов рисования. Задания по рисованию: «Знаки», «Карта»*. Презента­ция. Заключение.

*34-часовой программе задания «Знаки» и «Карта» делаются на выбор.

Занятие 9—10. Работа с текстом. Введение. Обзор текстового редактора. Задания по работе в текстовом редакторе: «Объявление», «Визитные карточки»*. Презентация. Заключение.

*В 34-часовой программе задания «Объявление» и «Визитные карточки» делаются на выбор.

Занятие 11 —12. Работа с текстом. Введение. Зада­ния по работе в текстовом редакторе: «Справочник», «Календарь»*. Презентация. Заключение.

*В 34-часовой программе задания «Справочник» и «Календарь» делаются на выбор.

Занятие 13 —14. Работа с текстом. Введение. Зада­ния по работе в текстовом редакторе: «Статья», «Презентация». Оценивание. Заключение.

Занятие 15—16. Таблицы. Введение. Обзор работы с таблицами. Задания по работе с таблицами: «Адресная книга», «Опрос»". Презентация. Заключение.

*В 34-часовой программе задания «Адресная книга» и «Опрос» делаются на выбор.

Занятие 17 —18. Таблицы. Введение. Задания по ра­боте с таблицами. «Транспорт». «Статистика»*. Презентация. Заключение.

*В 34-часовой программе задания «Транспорт» и «Статистика» делаются на выбор.

Занятие 19—20. Таблицы. Введение. Задания по ра­боте с таблицами. «Бюджет». «Презентация». «Оценивание». Заключение.

Занятие 21 — 22. Мультимедиа. Введение. Обзор ра­боты с мультимедиа приложениями. Задания по работе с мультимедиа приложениями. «Реклама». «Шкала времени»*. Презента­ция. Заключение.

*В 34-часовой программе задания «Реклама», «Шкала времени» делаются на выбор.

Занятие 23—24. Мультимедиа. Введение. Обзор ра­боты с мультимедиа приложениями. Задания по работе с мультимедиа приложениями. «Мой герой». «Программа новостей»*. Пре­зентация. Заключение.

* В 34-часовой программе задания «Мой герой», «Программа но­востей» делаются на выбор.

Занятие 25—26: Мультимедиа. Введение. Задания по работе с мультимедиа приложениями. «Таланты». Презентация. Оценивание работ. Заключение.

Занятие 27. Портфолио достижений (Повторение). Введение. Повторение — задание «Альбом на память». Сво­бодный выбор. Презентация. Заключение.

Занятие 28. Проект. Планирование. Введение. Пла­нирование проекта. Презентация. Заключение.

Занятие 29—31. Создание проекта.

Занятие 32. Проверка проекта.

Занятие 33. Презентация.

Занятие 34. Резерв.
  1   2   3

Похожие:

Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconПрограмма внеурочной деятельности кружка «Маленькая страна» ( социальное направление)
Программа «Благоустроим нашу школу»открывает учащимся возможность включиться в посильный общественно-полезный труд и тем самым принять...
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconПрограмма курса внеурочной деятельности «разговор о здоровье» спортивно-оздоровительное...
И. Ю. Абросимова, ст преподаватель кафедры здоровьесбережения в образовании гоу дпо ниро
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconРабочая программа по внеурочной деятельности обучающихся (далее Программа)-...
Уставом моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» (далее – школа) и регламентирует...
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconПрограмма курса внеурочной деятельности «страна радужного солнышка»...
«Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconПрограмма курса внеурочной деятельности «исследователи»
Психолого-педагогической основой программы внеурочной деятельности младших школьников являются базовые принципы образовательной системы...
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconПрограммно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. Вентана-Граф, 2011
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconПрограмма индивидуального развития ребенка «Путь к успеху»
Родионова Мария Евгеньевна, учитель начальных классов и информатики мбоу «сош №27» г. Чебоксары
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconПлан внеурочной деятельности по фгос ноо пояснительная записка
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки...
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconРабочая программа (далее Программа) нормативный документ, определяющий...
Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009...
Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» Социальное направление iconПрограмма внеурочной деятельности кружка «музей в твоем классе»(...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными образовательными стандартами на основе программы Чураковой Н. А., Малаховской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница