Математических методов и информационных технологий




Скачать 107.7 Kb.
НазваниеМатематических методов и информационных технологий
Дата публикации20.05.2013
Размер107.7 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра

математических методов

и информационных технологий

Аналитическая записка

по курсу информатики

«Информация и её свойства»

студента 1-го курса

факультета МЭО 7-й академической группы

Иванова И.И.

Проверил Чеповский П.В.

Москва 2008г

Оглавление

Виды информации. 4

Классификация информации по способу восприятия. 4

Классификация информации по степени значимости. 5

Классификация информации по форме представления. 6

Другие варианты классификации информации. 6

Свойства информации. 8

Качественные признаки информации. 8

Дополнительные свойства социальной информации. 10

Заключение. 12

Список использованной литературы. 12


Виды информации.

Есть некоторые общие свойства информации и общие закономерности работы с ней. Существуют особенности протекания информационных процессов для информации разных видов. Знание того, к какому виду относится информация, поможет выбрать наиболее подходящие средства и методы для работы с ней.

Поскольку в наибольшей степени информацию связывают с восприятием и осознанием человеком поступающих сигналов, то информацию можно разделить по тому, каким образом она воспринимается людьми.

^ Классификация информации по способу восприятия.

У человека пять органов чувств:

  • зрение, с помощью которого различают цвета, воспринимают зрительные образы; информация – визуальная;

  • слух, с помощью которого воспринимается звуковая информация – речь, музыка, звуковые сигналы, шум; информация – аудиальная;

  • обоняние, с помощью которого получают информацию о запахах окружающего мира; информация – обонятельная;

  • вкус – с помощью рецепторов языка можно получить информацию о том, каков вкус предмета – горький, кислый, сладкий, солёный; информация – вкусовая;

  • осязание – кончики пальцев (и весь кожный покров) дают информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкая или шероховатая; информация – тактильная.

Следует отметить, что органы чувств получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы сигналы внешнего мира поступают в головной мозг для анализа и осмысливания.

Около 80-90% информации человек получает при помощи зрения (визуально), примерно 8-15% – при помощи слуха (аудиально) и только 1-5% – при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

Когда изучается не отдельный человек, а группы людей – социальные системы, не имеет смысла разделять циркулирующую в системах такого рода информацию по способу её восприятия отдельным человеком. В этом случае целесообразно рассматривать другие основания классификации. Можно распределить информацию на виды по степени значимости для общества в целом, отдельных групп людей, индивидуумов.

^ Классификация информации по степени значимости.

Информация может быть:

  • личной: это – знания, опыт, интуиция, умения, планы, прогнозы, эмоции, чувства, наследственная память конкретного человека;

  • специальной, значимой для определённой группы людей; это такие виды информации, как:

      • научная;

      • производственная;

      • техническая;

      • управленческая;

  • общественной, значимой для большинства членов общества; это такие виды информации, как:

      • общественно-политическая (то, что мы получаем в основном из средств массовой информации – СМИ);

      • научно-популярная (научно осмысленный опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.);

      • обыденная (которой мы обмениваемся в процессе повседневного общения);

      • эстетическая (изобразительное искусство, музыка, театр и др.).

Однако выделенные виды информации вряд ли буду полезны, когда речь идёт о технических или социотехнических системах. В этом случае будет полезно деление на виды в зависимости от формы представления информации.

Общение между людьми (да и любая коммуникация в общем случае) не мыслится без того, чтобы передаваемая информация была как-то выражена, зафиксирована с помощью знаков или сигналов, оформлена в соответствии с правилами, понятными всем субъектам общения.

^ Классификация информации по форме представления.

  • текстовая1 информация: текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актёра в спектакле, переданный по радио прогноз погоды;

  • числовая информация: таблица умножения, арифметический пример, счёт в спортивном матче, время прибытия поезда, статистические данные о населении страны и др. (редко встречается в «чистом» виде, чаще всего используется комбинированная форма представления);

  • графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии (наиболее наглядная и доступная форма представления информации, однако не даёт исчерпывающих разъяснений передаваемых данных, поэтому наиболее эффективно сочетание различных форм представления информации – текста, чисел и графических изображений);

  • звуковая информация: речь, музыка, звуковые сигналы.

^ Другие варианты классификации информации.

Некоторое представление о разнообразии подходов к выделению видов информации может дать определение информации, приведённое в энциклопедическом словаре. Там говорится, что информация – понятие общенаучное, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в растительном и животном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

В данном определении выделены четыре вида информации по различным способам (субъектам) обмена:

  • социальная (человек – человек);

  • техническая (человек – автомат, автомат – автомат);

  • биологическая (информация в растительном и животном мире);

  • генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).

Существуют и другие варианты классификации информации по видам:

  • по сфере применения (экономическая, географическая, социологическая и пр.);

  • по характеру источников (первичная, вторичная, обобщающая и пр.);

  • по характеру носителя (информация, «зашифрованная» в молекулах ДНК или в длинах световых волн; информация на бумажном или магнитном носителе и пр.).

Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает. Когда речь идёт о компьютере, то наиболее часто выделяются виды информации в зависимости от формы её представления. Компьютер помогает человеку хранить, передавать, преобразовывать информацию текстового, числового, звукового, графического и комбинированного вида. В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации становится основной в вычислительной технике. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображениями и трёхмерными образами.
Свойства информации.

Информация нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Знание свойств информации может помочь оценить в каждом конкретном случае, насколько решения, принятые на основе имеющейся информации, могут быть верными.

Свойства информации можно рассматривать как её качественные признаки.

^ Качественные признаки информации.

  1. Информация – это отражение внешнего мира, существующего независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве важного свойства информации можно выделить её объективность.

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Например, сообщение «на улице тепло» несёт субъективную информацию, а сообщение «на улице 22°C» – объективную.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается в большей или меньшей степени в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания, пристрастий конкретного субъекта.

  1. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Только достоверная информация помогает принять правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  • преднамеренное искажение (дезинформация);

  • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);

  • в случае, когда значение реального факта приуменьшается или преувеличивается (слухи, «рыбацкие истории», реклама, политические дебаты).

  1. Чтобы решить поставленную задачу, лучше иметь полную информацию.

Информация полна, если достаточна для понимания и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Избыток информации может быть при принятии решения так же вреден, как и её недостаток, поскольку для анализа и обработки дополнительной информации требуется время. Следует отметить, что самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

  1. Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность её для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.

Неактуальной информация может быть по трём причинам, когда она является:

  • устаревшей (прошлогодняя газета);

  • преждевременной (прогноз погоды на лето, данный в январе);

  • незначимой, ненужной (например, сообщение в российской прессе о том, что в Италии снижены цены на проезд в общественном транспорте на 5%).

  1. Информация может быть полезной или бесполезной (ценность информации).

Поскольку чёткой границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. С технической точки зрения бессмысленно рассматривать свойство полезности, так как задачи машине ставит человек.

  1. Поскольку во многих подходах к определению понятия «информация» подчёркивается, что информация воспринимается, получается кем-то, то важным свойством информации является её понятность. Даже самая актуальная и достоверная информация будет бесполезной, если она выражена на незнакомом языке, непонятна.

Любую информацию можно характеризовать с точки зрения её объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности и понятности. Однако социальная информация обладает и дополнительными свойствами.

Дополнительные свойства социальной информации.

  1. Социальная информация имеет семантический (смысловой) характер.

Как правило, содержание, смысл информации для человека важнее, чем форма её представления.

  1. Социальная информация имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например, изобразительного искусства).

Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) либо специальных языках. Например, многие алгоритмы, встречающиеся в профессиональной деятельности экономистов, технологов и т.п., могут быть представлены в словесной форме, записаны на языке математики – в виде формул, либо на языке блок-схем.

  1. С течением времени количество информации растёт, накапливается, происходит её систематизация, оценка и обобщение. Это свойство называется ростом и кумулированием информации (кумуляция – от латинского cumulatio – увеличение, скопление).

  2. Свойство старения информации заключается в уменьшении её ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю информацию.

Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

  1. Логичность, компактность, удобная форма представления информации облегчает её понимание и усвоение.

Грамотное, доказательное выступление, когда оратор логично переходит от одного вопроса (факта, предположения) к другому, воспринимаются лучше, чем сумбурная речь. Использование схем нередко лучше проясняет принцип работы технического устройства, чем многостраничные описания.

  1. При восприятии и понимании текстов человеком важным свойством информации является её определённость (однозначность).

Возьмём, например, высказывание «Серёжа встретил Свету на поляне с цветами». С цветами был Серёжа или с цветами была Света? Или цветы росли на поляне? Многозначность слов, фраз, жестов нередко затрудняют общение, приводят к недоразумениям и конфликтам. Однако следует отметить, что в художественных произведениях многозначность, «игра слов» часто используется как литературный приём, повышающий интерес читателей, будящий их воображение, позволяющий взглянуть на описываемую ситуацию с разных точек зрения.
Заключение.

Чтобы обобщить сказанное, приведём две таблицы.

Виды информации

По способу восприятия

По степени значимости

По форме представления

Визуальная; аудиальная; обонятельная; тактильная; вкусовая

Личная

  • Знания, умения;

  • Прогнозы, планы;

  • Чувства, интуиция;

  • Опыт, наследственная память

Текстовая; числовая; графическая; звуковая

Специальная

  • Научная;

  • Производственная;

  • Техническая;

  • Управленческая

Общественная

  • Общественно-политическая;

  • Научно-популярная;

  • Обыденная;

  • Эстетическая




Свойства информации




Объективность

Субъективность

1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Достоверность

Недостоверность (ложность)

2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Полнота

Неполнота (недостаточность), а также избыточность

3.Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решения.

Актуальность (своевременность)

Неактуальность (устаревание или преждевременность)

4. Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени.

Полезность (ценность)

Бесполезность

5.Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью.

Понятность

Непонятность

6.Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Список использованной литературы.

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии; учеб. пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.

  2. Бешенков С.А. Информатика. Систематический курс: Учебник / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 432 с.

1 Следует отметить, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена преимущественно в словесной, текстовой форме.


Похожие:

Математических методов и информационных технологий iconТехнологий
Авторы: доцент кафедры информатики и информационных технологий уо «вгу им. П. М. Ма-шерова», кандидат физико-математических наук...
Математических методов и информационных технологий iconГорбачев В. И
И. А. Рудаков – кандидат физико-математических наук, заведующий кафедры математики и информационных технологий бгу
Математических методов и информационных технологий iconVii раздел. Уровень образования, квалификации, специализации педагога…
Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий
Математических методов и информационных технологий iconМатематическая статистика Лектор: Чепурин Е. В
...
Математических методов и информационных технологий iconМатематическая статистика Лектор: Чепурин Е. В
...
Математических методов и информационных технологий iconИспользование экономико-математических методов для определения финансового состояния предприятия
При этом анализ финансового состояния предприятия с использованием экономико-математических методов должен проводиться регулярно,...
Математических методов и информационных технологий iconПоложение о центре информационных технологий Идентификатор
Центр информационных технологий (далее центр ит) является структурным подразделением кгбоу спо «Бийский государственный колледж»
Математических методов и информационных технологий iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии...
Л. А. Шевцова, зав кафедрой информационных технологии гоу дпо ниро; Т. И. Калинина, доцент кафедры информационных технологий, координатор...
Математических методов и информационных технологий iconПрименение информационных технологий в образовании
В ряде стран финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг превысили по своим объемам вложения в развитие энергетики,...
Математических методов и информационных технологий iconПравительство российской федерации постановление от 16 марта 2009...
О федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"(вместе с "Положением о Федеральной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница