Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь




Скачать 44.29 Kb.
НазваниеКак информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь
Дата публикации22.05.2013
Размер44.29 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы

Поколение «Ctrl+V»


Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь

Киберпространство, виртуальная реальность порой заменяют нам окружающую действительность. Именно этой теме была посвящена публичная лекция Евгения Ивановича Кузьмина, председателя межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, состоявшаяся в Рязанской областной библиотеке им. Горького.

^ Реальность сегодняшнегомира

Мы живем в такое время, когда объемы цифровой информации растут ежесекундно, информационные потоки усложняются. В прошлом году только электронной текстовой информации вышло столько, сколько было опубликовано во всех книгах, созданных за всю историю человечества. Сейчас электронная информация легко пересекает границы. Кардинальное изменение медиасреды оказывает на людей колоссальное влияние. Компьютеры и Интернет есть практически в каждом доме, как и современные мобильные телефоны. «Вирт» подменяет реальность. В Интернете мы общаемся, слушаем музыку, смотрим фильмы, имея огромное количество информации в свободном доступе. Но это удобство порождает и зависимость.

^ Кто сегодня создает Интернет-контент?

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дали зеленый свет для широкого развития и распространения информации, коммуникации и самовыражения людей. Благодаря этому создать свой информационный ресурс может практически любой человек. Но если раньше вся информация проходила через сито отбора квалифицированных специалистов, проверялась на качество изложения, актуальность, грамотность в издательствах, то сейчас этот цензурный барьер разрушен. Поэтому Интернет полон не только полезной информации, но и ложной, вредной и дезориентирующей. Порой от нее трудно оградить детей. Количество образовательных контентов растет, а вот качество их стремительно падает. Поэтому встает вопрос о том, как исключить влияние бесполезной информации и где взять нужные знания.

На самом деле свободный доступ к качественным познавательным ресурсам и материалам, которые являются основой развития науки, культуры, образования всего мира, сегодня закрыт и является платным. И поэтому люди идут более простым путем, выбирая порталы низкого качества. Последствия такого выбора не просчитываются.

Благодаря общедоступным социальным сетям более прозрачной и контролируемой становится не только общественная сфера, но и наша частная жизнь. При этом многие люди добровольно отказываются от приватности, от права на частную жизнь, за которую человечество боролось тысячелетиями. Наступает полный контроль жизни, а это меняет человеческую природу.

^ О качестве информации

Уровень читательской и общекультурной компетенции с развитием информационной среды в разных странах год от года снижается. Основным мотивом становится жажда развлечений, исчезает стремление к получению образования, повышению квалификации и более глубокому пониманию мироустройства.

Молодежь сегодня «живет» в Интернете. Статистика говорит, что 90% молодого поколения в Сети занимается развлечениями и только 4% – в целях образования. В результате этого люди во всем мире все меньше понимают смысл усложняющейся реальности и не в состоянии выразить сложную мысль даже на своем родном языке. Все меньше остается энциклопедически образованных людей, способных к всестороннему анализу жизни. На смену им приходит поколение Интернета, которое исповедует простой и быстрый метод «скопируй и вставь».

^ О сохранении информации

Сегодня мы наблюдаем отсутствие целенаправленных действий по сохранению электронной информации. Но если сегодня не сохранять наиболее ценное, то завтра это просто канет в лету.

По оценкам Российской государственной библиотеки им. Ленина, в среднем электронный цифровой объект живет в Интернете два месяца. Но как отобрать самое важное и сохранить это надолго? Электронные файлы нельзя поставить на полки, как книги. Непрерывный процесс развития техники и технологии не позволяет сделать этого. Например, о дискетах сейчас мало кто помнит, поэтому информация, имеющаяся на них, можно сказать, потеряна.

Сохранение электронной информации ведет за собой не только технологические проблемы, но и политические, философские, кадровые, финансовые, этические. Для решения этой задачи должна быть создана мощнейшая инфраструктура. Нужны научные исследования в этой области, квалифицированные кадры и государственная политика. Библиотекам, музеям, архивам необходимо начать работу по каким-то принципиально новым направлениям, связанным с обеспечением сохранения электронной информации. В университетах должны готовить специалистов по этому профилю.

^ О языковом разнообразии

Информация может считаться общедоступной только тогда, когда человек имеет к ней доступ на понятном ему языке. Поэтому важно развивать различные инструменты для сохранения многоязычия и его развития в киберпространстве.

Сегодня в мире существует семь тысяч языков. По некоторым прогнозам, через 90 лет отомрет 90% из них. И вместе с ними исчезнет особая картина мира, которая в них заключена. Активно развиваются сейчас только английский и китайский.

Языки всегда были оружием политической и экономической экспансии. Например, вытеснение русского языка из культуры народа порождает недоступность текстов, взглядов на жизнь и дает возможность манипуляции сознанием населения. Яркий тому пример – Грузия. Там в средствах массовой коммуникации только 1% информации выходит на русском языке. Для местного грузинского населения Россия становится чужой.

Ведущие ученые мира из сорока стран приняли резолюцию о том, что необходимо создать всемирный сайт по проблемам многоязычия на уровне руководителей государств. И вопрос о саммите был вынесен на генеральную конференцию ЮНЕСКО. Но единодушно и активно против выступил англоязычный мир. Потому что языковое разнообразие мешает неконтролируемой экспансии англосаксонской культуры, к которой принадлежат и основные создатели ИКТ. С помощью информационно-коммуникационных технологий люди получают только один взгляд на мир – англоязычный, с определенным мировоззрением и системой ценностей.

Средства массовой коммуникации все больше превращаются в средства массового развлечения и манипулирования общественным сознанием. Общество вступило в такую фазу развития, когда мир становится менее спокойным, и в разрушение этого спокойствия большой вклад вносит именно ИКТ. Но мы, люди, сами можем ограничить это влияние. Ведь наша культура создавалась тысячелетиями без каких-либо высоких информационных и коммуникационных технологий. И при этом мы не разучились общаться, учиться добру и беречь ценности своего народа. Вопрос в том, будем ли мы относиться к себе и своей жизни сознательно.
Елена Серебрякова

Рязанские ведомости. – 2013. – 25 янв. (№ 12). – С. 3

Похожие:

Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconПоложение о проведении регионального конкурса «Информационно-коммуникационные...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2011» «икто» (далее по тексту – «конкурс») организуется в рамках...
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconИнформационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт)...
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconОтчет о работе Всероссийской студенческой научно-практической конференции...
...
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь icon4 Информационно-коммуникационные технологии инструментарий универсальных...
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности...
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconНаименование дисциплин, междисциплинарных курсов (мдк)
ЕН. 02. Информатика и информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconНаименование дисциплин, междисциплинарных курсов (мдк)
ЕН. 01. Информатика и информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconНаименование дисциплин, междисциплинарных курсов (мдк)
ЕН. 01. Информатика и информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconИнформационно-коммуникационные технологии в среде дистанционного образования
Резюме | Комментарии (0) | pdf (128 K) | Дата публикации: 01. 08. 2013
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconДруг мой, компьютер
Ее цель выявить лучших педагогов, использующих в образовательном процессе информационно коммуникационные технологии
Как информационно-коммуникационные технологии влияют на нашу жизнь iconО сроках проведения гиа-9 в 2013 году
России, обществознание, физика, химия, география, биология,английский язык, литература, информатика и информационно-коммуникационные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница