Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества»




Скачать 125.81 Kb.
НазваниеЛекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества»
Дата публикации04.03.2013
Размер125.81 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Информатика > Лекция
Лекция №11. – «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества».

Информация, как показывает практика, является одним из ресурсов, эф­фективное использование которого обусловливает достижение целей с минимальными затратами других ресурсов (материальных, людских и т.д.). Под ин­формационными ресурсами в общем случае понимается совокупность данных, имеющих документальное или иное подтверждение достоверности и используемых той или иной системой (организационной структурой) в процессе ее функционирования.

Применительно к военно-техническому сотрудничеству информационные ресурсы представляют собой совокупность данных маркетингового, научно-технического, производственно-технологического, финансового, экономического, юридического и другого характера, используемых при обосновании ра­циональных решений по реализации государственной военно-технической политики, распределенных в различных банках данных и на различных носи­телях. Один из вариантов структуры информационных ресурсов системы во­енно-технического сотрудничества представлен на рис. 1.



^ Рис. 1. Структура информационных ресурсов системы военно-технического сотрудничества.

Для эффективного функционирования системы военно-технического со­трудничества необходимо постоянно поддерживать информационные ресурсы на требуемом уровне, учитывая при этом следующие положения:

  • получение достоверной и оперативной информации обо всех аспектах во­енно-технического сотрудничества связано с определенными трудностями
    и дополнительными затратами;

  • сложность механизма сбора информации и ее аккумулирования как с тех­нической точки зрения, так и с организационно-правовой;

  • информационные ресурсы, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», делятся на государст­венные и негосударственные, что затрудняет создание единой государствен­ной информационной инфраструктуры;

  • информация в условиях рынка стала товаром, имеющим не только потре­бительскую, но и рыночную стоимость, что требует для ее получения сущест­венных материальных затрат;

  • определенная часть информационных ресурсов отнесена к государствен­ной тайне, доступ к которой ограничен, что приводит к проблемам ее использования на различных уровнях принятия решений по экспорту продукции во­енного назначения;

  • достаточно большая часть информационных ресурсов отнесена предпри­ятиями и организациями различных форм собственности к коммерческой тайне и закрыта для доступа;

  • многие предприятия, осуществляя собственное информационное обеспе­чение своей деятельности в условиях жесткой конкуренции, сознательно ге­нерируют поток ложной информации, позволяющей скрыть реальное положение вещей на предприятии;

  • получение информации является необходимым, но недостаточным усло­вием принятия обоснованных решений, поскольку важен также способ преобразования исходной информации в такие управленческие решения, кото­рые были бы максимально эффективными.

Следует отметить, что хранение, передачу, обработку и использование пла­новых, нормативных, стратегических, бухгалтерских, оперативных данных по вопросам военно-технического сотрудничества можно организовать только с помощью нового информационного обеспечения, главными принципами которого являются:

  • выявление информационных потребностей и способов их эффективного удовлетворения;

  • объективность отражения процессов производства, обращения, распространения и потребления, использования природных, трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов;

  • единство информации, поступающей из различных источников, а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации;

  • оперативность информации, обеспечиваемая применением новейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на ЭВМ;

  • всесторонняя обработка первичной информации;

  • ограничение объема исходной информации и повышение коэффициента ее использования;

  • кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств;

  • разработка программ использования и анализа первичной информации для целей управления.

При обеспечении системы военно-технического сотрудничества требуемой информацией необходимо иметь в виду, что схема взаимосвязей отдельных ее видов имеет тенденцию к усложнению. При этом систематический рост объе­ма информации не обеспечивает достаточность ее для принятия рациональ­ных управленческих решений, а приводит к избыточности данных. В связи с этим необходимо такое преобразование информационных потоков, которое сдерживало бы излишнее увеличение объемов информации и, в то же время, ликвидировало бы имеющиеся пробелы в тех или иных данных.

Таким образом, обеспечение системы военно-технического сотрудничества информационными ресурсами требует решения правовых, нормативных, организационных, экономических и технических задач, позволяющих осущест­вить не только сбор информации, но и ее преобразование к удобному для об­работки виду, чтобы можно было использовать соответствующий математиче­ский аппарат, без применения которого невозможно принимать тщательно выверенные рациональные управленческие решения.

В настоящее время существует множество баз и банков данных, содержащих юридическую, маркетинговую, техническую, экономическую и другую инфор­мацию, которую можно использовать при выработке и реализации решений в области военно-технического сотрудничества. Также большие возможности представляются при использовании региональных, федеральных и международных информационных сетей, позволяющих получать оперативную инфор­мацию со всех концов света по всем областям знаний. Однако при этом имеет­ся другая опасность — возможность «захлебнуться» в потоке информации.

Поэтому необходима разработка такого механизма сбора и обработки ин­формации, который автоматически позволял бы осуществлять поиск необхо­димых данных, отсеивать недостоверную информацию, агрегировать и актуа­лизировать обработанную в соответствующих базах данных и предоставлять ее должностным лицам в требуемом для выработки решений объеме.

Другими словами, возникает необходимость создания эффективного ин­формационно-аналитического обеспечения системы военно-технического сотрудничества, под которым будем понимать функционально законченный информационно-технологический комплекс организационных структур, технических, программных и телекоммуникационных средств, предназначенный для осуществления мероприятий по оперативному сбору, накоплению, обра­ботке, обобщению и распространению маркетинговой, научно-технической, производственно-технологической, финансово-экономической, юридичес­кой и другой информации, используемой органами государственной власти и субъектами ВТС для выработки рациональных решений и контроля их вы­полнения. Другими словами, информационно-аналитическое обеспечение военно-технического сотрудничества — это совокупность информационных ресурсов, технических и интеллектуальных средств в виде программ, техноло­гий, методик и т.д., представляющих единое целое (рис. 2).



^ Рис. 2. Структурная схема информационно-аналитического обеспечения системы военно-технического сотрудничества.

Основной целью создания информационно-аналитического обеспечения военно-технического сотрудничества является обеспечение руководства дан­ными, необходимыми для повышения эффективности принимаемых управ­ленческих решений по рассматриваемой проблеме.

Достижение этой цели возможно в результате решения следующих задач:

  • сбора, анализа, обработки, накопления, хранения и передачи информации;

  • предоставления информации в установленной форме на автоматизиро­ванные рабочие места пользователей;

  • организации доступа к информации заинтересованных учреждений;

  • подготовки рекомендаций по управленческим решениям и моделирова­ние последствий их принятия;

  • контроля использования бюджетных средств;

  • информационного обеспечения экспертиз принимаемых решений;

  • оперативного анализа информации о продукции военного назначения;

  • стандартизации представления данных в интересах различных конечных пользователей;

  • контроля качества, аттестации и сертификации продукции военного на­ значения, создаваемой предприятиями и организациями ОПК для экспорта.

Специальной задачей информационно-аналитического обеспечения воен­но-технического сотрудничества является комплексное информационное обслуживание субъектов ВТС на этапах подготовки, принятия, реализации и контроля выполнения решений.

При этом создание информационно-аналитического обеспечения военно-технического сотрудничества позволит:

• сформировать распределенный банк данных о финансово-экономичес­ком состоянии и производственных возможностях предприятий (корпора­ций), изготавливающих продукцию военного назначения;

  • оперативно информировать лиц, принимающих решение, о развитии тех­нологической базы в России и за рубежом;

  • интенсифицировать процесс принятия решений в складывающихся фи­нансово-экономических и политических условиях;

  • повысить эффективность контроля и управления ходом выполнения при­нятых решений;

  • формировать и оперативно распространять каталоги продукции военно­го назначения, поставляемой на мировой рынок странами-экспортерами.

Анализ перечня задач, решаемых информационно-аналитическим обеспече­нием военно-технического сотрудничества, позволяет условно разделить его на две составляющие: информационную, обеспечивающую сбор, обработку, хране­ние и выдачу информации, необходимой для выработки решений, и аналитическую, позволяющую решать задачи подготовки и выбора рациональных управлен­ческих решений с прогнозной оценкой возможных последствий их реализации.

Реализация информационной составляющей предполагает создание сово­купности баз данных, объединенных в единый банк данных. Учитывая накоп­ленный опыт, создание программного обеспечения банка данных не должно вызвать сложных проблем.

Способы реализации аналитической составляющей, которая предполагает создание моделирующего аппарата, позволяющего обобщать и анализировать текущую и перспективную информацию и на этой основе вырабатывать и проверять различные варианты решений в сфере военно-технического со­трудничества, в настоящий момент недостаточно проработаны, прежде всего, из-за необходимости формализации управленческих задач.

В силу многоаспектности управленческих задач в рассматриваемой области невозможно определить заранее весь их спектр и, следовательно, весь набор возможных запросов к информационно-аналитическому обеспечению воен­но-технического сотрудничества со стороны соответствующих организацион­ных структур. Поэтому информационно-аналитическое обеспечение должно иметь определенную избыточность, позволяющую наращивать возможности по решению тех или иных задач в процессе военно-технического сотрудниче­ства на основе таких общих принципов, как:

  • своевременное обеспечение пользователей достоверной исходной ин­формацией;

  • обмен информацией на основе законодательных и нормативно-правовых актов, а также соответствующих экономических механизмов;

  • наличие баз данных по проблемным вопросам в предметной области;

  • интеграция систем связи и информации на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне субъектов ВТС;

  • использование перспективных информационных технологий;

  • профессиональная компетенция разработчиков и пользователей информа­ционно-аналитическим обеспечением военно-технического сотрудничества.

Кроме того, информационно-аналитическое обеспечение военно-техниче­ского сотрудничества должно отвечать принципам системного подхода, ком­плексности решаемых задач, непрерывного развития, соответствия классу и масштабности управляемых объектов, устойчивости, оптимальности, рационализации документооборота, обеспечения единой информационной базы, минимизации ввода и вывода данных.

Информатизация управленческих процессов вообще привела к тому, что к настоящему времени создано значительное число баз данных различной направленности, что позволяет их использовать в информационно-аналитическом обеспечении военно-технического сотрудничества. Кроме того, в информационно-аналитическом обеспечении представля­ется целесообразным использование возможностей всемирной компью­терной сети Интернет.

Конечным результатом создания информационно-аналитического обеспе­чения военно-технического сотрудничества, по нашему мнению, должна стать иерархическая система автоматизированных рабочих мест, оснащенных экспертными системами, позволяющими осуществлять обоснование и подго­товку как частных решений на микроуровне, так и решение управленческих задач на высших уровнях с максимально эффективным использованием всей имеющейся информации.

Одним из важнейших достоинств системы автоматизированных рабочих мест, создаваемых в интересах решения задач военно-технического сотрудни­чества, является документирование процесса подготовки управленческих ре­шений путем ведения электронного журнала, содержащего такие данные, как:

  • регистрационные данные пользователя;

  • вид задачи и основное ее содержание;

  • последовательность рассуждений пользователя и экспертной системы;

  • принятое решение, его обоснование и т.д.

Кроме чисто административной ценности, этот журнал позволит решать различные научные задачи путем анализа и обработки накопленных в нем ста­тистических данных.

Номенклатура системы автоматизированных рабочих мест и их функцио­нальное назначение определяются организационной структурой субъектов ВТС и номенклатурой продукции военного назначения. Многообразие задач требует использования современных методов обработки информации и полу­чения новых знаний. Целесообразно, по нашему мнению, ориентироваться на использование экспертных систем, способных получать, накапливать, кор­ректировать знания (представляемые, в основном, экспертами) из соответст­вующей предметной области, решать на основе этих знаний практические за­дачи и объяснять ход решения.

Для создания информационно-аналитического обеспечения военно-тех­нического сотрудничества в предложенном выше виде необходимо иметь:

  • информационную инфраструктуру, обеспечивающую сбор необходимой информации в реальном или близком к реальному масштабу времени, ее пер­вичную обработку и хранение;

  • систему программно-аппаратных комплексов для преобразования боль­ших массивов первичной информации в формализованные исходные данные, необходимые для применения соответствующих математических методов;

  • экспертные системы, позволяющие осуществлять преобразование фор­мализованной информации в проекты решений, а также оценивать последст­вия их реализации.

Тенденции к использованию в отечественной практике военно-техничес­кого сотрудничества современных информационных технологий, прежде всего, обусловлены развитием CALS-технологий в тех странах, с которыми осу­ществляется военно-техническое сотрудничество России и тем, что их приме­нение становится необходимым условием для привлечения предприятий в ка­честве подрядчиков.

Впервые концепция CALS возникла в середине 70-х годов в оборонном комплексе США в связи с необходимостью повышения эффективности управления и сокращения затрат на информационное взаимодействие в процес­сах заказа, поставок и эксплуатации средств вооружения и военной техники. Движущей силой явилась естественная потребность в организации «единого информационного пространства», обеспечивающего оперативный обмен дан­ными между заказчиком — федеральными органами, производителями и по­требителями продукции военного назначения. Данная концепция изначально базировалась на идеологии «жизненного цикла» продукта и охватывала фазы производства и эксплуатации. На первоначальном этапе аббревиатура CALS расшифровывалась как Computer Aided Logistic Support — компьютерная поддержка поставок.

Предметом CALS являлась безбумажная технология взаимодействия между организациями заказывающими, производящими и эксплуатирующими во­енную технику, а также формат представления соответствующих данных.

Доказав свою эффективность, CALS-технологии перестали быть прерога­тивой военного ведомства и начали активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охва­тывая все этапы жизненного цикла продукта — от маркетинга до утилизации.

В настоящий момент CALS понимается как ^ Continuous Acquisition and Life Cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия или продукта. По своей сути сегодня CALS является глобальной стра­тегией повышения эффективности бизнес-процессов, выполняемых в ходе жизненного цикла продукта за счет информационной интеграции и преемст­венности информации, порождаемой на всех этапах жизненного цикла.

В отличие от концепции ИАСУ (интегрированная система управления про­изводством), концепция CALS охватывает не только производство, но и все остальные этапы жизненного цикла, но не касается технологии решения при­кладных задач (проектирования, планирования и т.д.).

Предметом CALS-технологий являются: формат представления в электрон­ном виде результатов решения прикладных задач, независимо от источников их происхождения, безопасность этой электронной информации и юридиче­ские вопросы ее совместного использования.

Очевидно, что решение указанных проблем возможно только за счет стан­дартизации способов представления, интерпретации и использования инфор­мации. Поэтому вопрос международной и национальной стандартизации форматов моделей и данных, используемых в процессах разработки, комплек­тации, производства, модернизации, сбыта, эксплуатации, сервисного обслу­живания и утилизации являются важной составной частью CALS.

Предметом CALS являются технологии совместного использования и об­мена информацией (информационной интеграции) в процессах, выполняемых в ходе жизненного цикла продукта. Основой являются использование комплекса единых информационных моделей, стандартизация способов до­ступа к информации и ее корректной интерпретации, обеспечение безопасно­сти информации, а также юридические вопросы совместного использования информации (в том числе интеллектуальной собственности).

Информационная интеграция базируется на использовании:

  • информационной модели продукта;

  • информационной модели жизненного цикла продукта и выполняемых в его ходе бизнес-процессов;

• информационной производственной и эксплуатационной среды.
Связь информационных моделей со стадиями жизненного цикла приведе­на в табл. 1.

Таблица 1

Классификация информационных моделей и их связь со стадиями жизненного цикла продукта


Похожие:

Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconЛекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования....
Лекция №6. – «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического...
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconЛекция №9. «Современные экономические механизмы военно-технического сотрудничества»
Лекция №9. – «Современные экономические механизмы военно-технического сотрудничества»
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconЛекция №14. «Повышение эффективности военно-технического сотрудничества в современных условиях»
Лекция №14. – «Повышение эффективности военно-технического сотрудничества в современных условиях»
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconЛекция №10. «Законодательная и нормативно-правовая база военно-технического сотрудничества»
Лекция №10. – «Законодательная и нормативно-правовая база военно-технического сотрудничества»
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconЛекция №5. «Цели, принципы и основные направления государственного...
Лекция №5. – «Цели, принципы и основные направления государственного регулирования военно-технического сотрудничества»
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» icon48. Договоры в области научно-технического сотрудничества
Это объективно повышает роль международного права в сфере научно-технического сотрудничества
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconЛекция №13. «Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной...
Лекция №13. – «Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и информационной безопасности при военно-техническом...
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconПоложение о проведении Пятого регионального военно-исторического...
Пятый региональный военно-исторический фестиваль Военно-историческая реконструкция "Огненная Дуга" проводится в соответствии с Указами...
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconДиференциально-диагностические аспекты латентных одонтогенных и хронических...
Работа выполнена в фгоу впо «военно-медицинская академия имени с. М. Кирова» мо РФ
Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества» iconОбеспечение образовательного процесса Кафедра Информатики № п/п
Мировые информационные ресурсы, Глобальные информационные сети, Банки данных, Информационные технологии в банковской деятельности,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница