Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др




Скачать 80.59 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др
Дата публикации27.05.2013
Размер80.59 Kb.
ТипСамостоятельная работа
litcey.ru > Информатика > Самостоятельная работа
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям.

В.Гузеев выделяет следующие методы обучения:

1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

2. программированное обучение;

3. эвристический;

4. проблемный;

5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).

Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.
^ Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)


№ пп

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1.

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению

1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы

  • наглядные методы

  • аудиовизуальные методы

  • практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

3.

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля.

Методы самоконтроля.

Основные принципы отбора методов:

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей обучающихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки педагога.

7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей педагога.
^ ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ

МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • интонационное выделение педагогом логически важных моментов изложения;

  • повторное, более краткое предъявление обучающимся готового знания;

  • подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

  • сопровождение обобщенных выводов педагога приведением конкретных примеров;

  • демонстрация обучающимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  • предъявление обучающимся готового плана в ходе изложения;

  • предъявление обучающимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

  • инструктаж обучающихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );

  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.


^ ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • задание обучающимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

  • задание обучающимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;

  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

  • задание обучающимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);

  • задание обучающимся на заполнение схем, таблиц вслед за педагогом;

  • задание обучающимся на раскодирование алгоритма;

  • организация усвоения обучающимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

  • задание обучающимся на описание какого-либо объекта по образцу;

  • задание обучающимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

  • наводящие вопросы обучающимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.


^ ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • контрдоводы педагога предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

  • предъявление обучающимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

  • раскрытие педагогом причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

  • обсуждение педагогом возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

  • членение излагаемого педагогом материала на развивающиеся смысловые моменты;

  • фиксирование внимания обучающихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

  • интригующее описание педагогом излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

  • установка педагогом на мысленное решение обучающимися логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

  • риторические вопросы педагогом в ходе изложения;

  • предъявление обучающимся конфликтного примера.



^ ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • включение обучающихся в аргументацию выдвинутой педагогом гипотезы;

  • задание обучающимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного педагогом;

  • задание обучающимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего обучающиеся возвращаются к исходной задаче;

  • наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

  • задание обучающимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

  • организация конкретных наблюдений обучающихся, побуждающих к формулированию проблемы;

  • задание обучающимся на обобщение фактов, изложенных педагогом в специальной последовательности;

  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с обучающимся;

  • задание обучающимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной педагогом;

  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее обучающихся на выдвижение проблемы.


^ ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ

ИCСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • задание обучающимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

  • задание обучающимся с несформулированным вопросом;

  • задание с избыточными данными;

  • адание обучающимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

  • задание обучающимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

  • задание обучающимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;

  • задание обучающимся на определение степени достоверности полученных результатов;

  • задание обучающимся на вычисление механизма протекания явления;

  • задание обучающимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

(По Высоцкой С.И.)
^ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Фронтальная (коллективная)

2. Групповая:

2.1. бригадная;

2.2. звеньевая;

2.3. кооперированно-групповая;

2.4. дифференцированно-групповая.

3. Парная.

4. Индивидуальная:

4.1. индивидуализированная;

4.2. индивидуализированно-групповая.
^ СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЯ
1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.

4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.

5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.

Самостоятельная работа обучающихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели урока, активизации учения.

Требования к самостоятельной работе (СР):

1. Наличие конкретной цели.

2. Наличие конкретного задания.

3. Четкая форма выражения результата СР.

4. Определение формы проверки СР.

5. Обязательность выполнения СР каждым обучающимся, получившим задание.

6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ урока.

7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).

8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.
Урок надо строить с учетом принципов научной организации труда (НОТ) и учить основам НОТ:

  1. Умению планировать работу во времени в соответствии с целью урока.

  2. Умению оборудовать рабочее место.

  3. Умению оптимизировать технику личного труда.




Индивидуализация обучения - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Внутриклассная индивидуализация учебной работы. Комбинация основных форм индивидуализации учебной работы.

Дифференциация обучения - группировка учащихся на основе их способностей.

Дифференциация объема учебного материала, степени сложности, степени помощи.

Похожие:

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconПояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык
Самостоятельная работа по предмету русский язык и культура речи в объеме 10 часов проводится на 5 курсе
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconСамостоятельная работа Контрольная работа
Для специальностей подготовки: 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др icon5. Самостоятельная работа студентов (самообучение)
Работа с информацией. Подготовка к семинарам и практическим работам. Написание и оформление письменных работ
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconКонтрольная работа По предмету Экономика и социология труда
Целью нормирования труда является наиболее точное определение необходимых затрат, а соответственно и результатов труда и их отражение...
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconКонтрольная работа По предмету Экономика и социология труда
Целью нормирования труда является наиболее точное определение необходимых затрат, а соответственно и результатов труда и их отражение...
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconСамостоятельная работа задание 7

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconРассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная...
Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconСамостоятельная работа по реляционной алгебре r1

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconРасписание занятий студентов очной формы обучения на II семестр 2012/2013 учебного года с «14»
Работа с электронно-правовой системой «КонсультантПлюс» (Самостоятельная работа студентов)
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др iconСамостоятельная работа по нормализации отношений задача 1

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница