Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании




Скачать 171.19 Kb.
НазваниеР оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании
Дата публикации05.03.2013
Размер171.19 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы
Роль социальных проектов

с использованием ИКТ в гражданском образовании

Мухаметшина Н.З.- учитель истории и обществознания МОУ Акбашевская СОШ, Челябинская область,

Аргаяшский район, д. Акбашева

В условиях информатизации всех сфер деятельности человека государство выдвигает новые требования к образованию граждан своей страны.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, обладающих развитым чувством ответственности за свою страну.

Модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих качество современного образования.

Наиболее удачными и полно отвечающими требованиям современного образования являются такие инновации как ИКТ и методика проектного обучения.

Сочетание этих двух инноваций обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной как учащихся, так и учителей.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе ее планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий- проектов». Метод проектов представляет собой совокупность проблемных, поисковых, эвристических методов, направленных на развитие познавательной деятельности, самостоятельности учащихся и, одновременно, формирование личностных качеств гражданина. Использование ИКТ как нельзя лучше позволяет реализовать на практике идею проектно- созидательного обучения, значительно повысить степень осмысленности учебного материала, закрепления его в практической деятельности. Осмысленность учебного материала достигается как за счет четкости и конкретности поставленной проектной задачи, так и за счет наглядных образов, которые предоставляет компьютер.

Использование информационно – коммуникационных технологий в проектной деятельности предоставляет новые возможности:

- поиск и использование необходимой информации, что особенно важно для сельской школы из-за ограниченности литературы в школьной библиотеке;

- дает возможность учащимся выступать в качестве субъекта деятельности наряду с учителем;

- представить защиту проектов наглядно, образно на уровне эмоционального восприятия.

ИКТ становятся инструментом, при помощи которых, собственно, и создается проект. Это сбор материала (работа с информационными источниками), его структурирование, выстраивание взаимосвязей, наглядное оформление и защита проекта.

Проектная деятельность в обществознании играет важную роль в гражданском образовании. Никого сегодня не нужно убеждать в необходимости такого образования. Об это говорилось и на Всероссийской конференции «Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения» (18-20.06.2007г)».

«Школа должна дать молодым людям как ценностные ориентиры для развития, так и инструментарий для освоения информационных и иных ресурсов».

Главной целью гражданского образования является подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни в демократическом государстве. Одним из наиболее эффективных методов решения этой задачи является метод социального проектирования. Данный метод используется мною уже несколько лет, как на уроках, так и во внеурочной деятельности учащихся.

Социальные проекты - это проекты, которые носят практически-прикладной характер, направленные на решение проблем местного уровня. Позитивной чертой социального проектирования является возможность учащихся увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме их проекта. Социальный проект можно включить в контекст занятий гражданско-правового цикла как основной, так и старшей школы.

Методика проектной деятельности с применением ИКТ включает в себя несколько этапов, и лишь последовательное их прохождение приводит к эффективному результату.

^ I этап Подготовительный.

В контексте гражданского образования метод социальных проектов предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем своего села, района, города, страны.

После обсуждения этих проблем (таких как: благоустройство села, досуг молодежи, безнадзорность и беспризорность, детские суициды, безработица и социальная незащищенность, и .т.д.) учащимся предлагается выбрать тему будущего проекта. Ни в коем случае учитель не должен навязывать ребятам свои темы. Иначе им не будет интересно. Здесь важную роль играет мотивация, а именно, самореализация своего творческого потенциала. Пусть это будет маленькая проблема, но это их проблема. В нашей школе учатся дети из 5 деревень. Так проблемой для молодежи небольшой деревни Усманова - стало отсутствие клуба – неорганизованный досуг молодежи, что определило тему проекта «Организация досуга молодежи в малых деревнях».

Учащиеся подготовили видеоролик, сделали видеофотомонтаж. Использование ИКТ придало этой проблеме острый, убедительный характер.

При выборе темы проекта необходимо ориентировать учащихся на следующие критерии:

  1. Проблема, которую они будут решать в своем проекте, должна быть соизмерима их возможностям.

  2. Она должна работать на результативность.

  3. Широкое использование ИКТ в подготовке, оформлении проектов.

В зависимости от выбора проблемы формируются рабочие группы.

^ II. Исследовательский этап включает:

- обсуждение методов исследования;

- сбор информации, как из письменных источников, так и Интернета. Так, при подготовке проекта «Как вывести страну из демографического кризиса», учащиеся использовали данные по демографической ситуации в стране.

На этом этапе используются различные методы исследования (социальный опрос, интервью, анкетирование).

 ^ III. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. На этом этапе идет анализ полученных данных, подведение итогов, оформление конечных результатов.

Учитель здесь выступает консультантом.

^ IV. Оформление проекта.

В первой части учащиеся обосновывают актуальность проблемы, которую они выбрали.

Определяют цели и задачи проекта.

Вторая часть – теоретическая. Она должна быть небольшой по объему. Здесь учащиеся применяют знания, полученные в курсе обществознания.

Демонстрационная часть включает презентации, видеоролики, фотомонтаж подготовленные учащимися.

 

^ V. Защита проекта.

Проводится публичная защита проектов, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

На защиту социальных проектов приглашаются представители местной администрации, администрации школы, родители, учителя, социальные работники, учащиеся. Из их состава выбирается комиссия, которая оценивает работы учащихся по следующим критериям:

1. Актуальность;

2. Практическая направленность;

3. Обоснованность, доказательность;

4. Реалистичность;

5. Результативность.

Защита проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способностей аргументировано отстаивать свою точку зрения.

В прошлом учебном году учащиеся 11 –х классов работали, например над такими проектами: «Подростковый суицид», «Безработица в малой деревне», «Социальные приюты и безнадзорность детей», «Демографический кризис в XXIв», «Служба в армии».

^ Лучшие проекты

 Проект по теме: Как вывести Россию из демографического кризиса

 Автор: Кулмухаметов Ринат- ученик 11 а класса

 Проблемные вопросы:

  1. Почему в мирное время смертность превышает рождаемость.

  2. «Природа не терпит пустоты…Кто займет наши места?»
^
Учебные темы:

1.      Современное общество: процессы глобализации. Общество и человек. Перед лицом угроз и вызовов XXI века.

2.      Семья как социальный институт и малая группа.

3.      Современная демографическая ситуация в РФ и регионе.

4.      Молодежь как социальная группа.

5.      География: раздел «Население».
^
Характеристики УМП

УМП включает в себя:

u      презентацию учителя «Методы социального проектирования »;

u      дидактический материал для организации проектной деятельности учащихся;

u      источники информации: Гладкий Ю.Н. «Дайте планете шанс!»Москва, «Просвещение»,1995, Липсиц И.В. «Экономика» Издательство «Вита Пресс» Москва, 2003 г, «Челябинский рабочий» №1, №4, 2007 г, «География в школе»» №5, 2003 №6, 2004 г, №2, 2006, «Учительская газета» № 3,4,11,15, 2007 г

u      презентацию ученика 11 класса «Как вывести Россию из демографического кризиса»;

u      критерии оценивания проекта;

 

^ Аннотация проекта

Проект охватывает раздел по обществознанию Социальные отношения темы «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации», «Семья».

Проект рассчитан на учащихся 9-11 классов. Он поднимает проблему демографической ситуации в стране. Автор анализирует причины демографического кризиса, используя аналитический материал не только по стране, но и данные своего региона. В своем проекте он использует диаграммы, схемы, таблицы, представленные в презентации. Ринат пытается предложить пути решения данной проблемы. Это проект учащийся 11 класса защищал на региональном уровне, участвуя в конкурсе, проводимом Челябинским образовательным округом. Стал победителем 2 этапа.(приложение1)

 ^ Проект по теме «Организация досуга молодежи в малых деревнях»

 Авторы: Галиуллина Ирина, Ильмурзина Адиля.

 Проблемные вопросы:

 Куда пойти молодежи в свободное время?

  1. А если нет выбора?
^
Учебные темы:

  1. Духовный мир личности.

  2. Общество и культура.

  1. СМИ и культура.

  2. Тенденции духовной культуры современной России, региона.
^
Характеристики УМП

УМП включает в себя:

u      презентацию учителя «Методы социального проектирования »;

u      дидактический материал для организации проектной деятельности учащихся;

u      источники информации:

u      презентацию учащихся 11 класса «Досуг молодежи»;

u      критерии оценивания проекта;

 

^ Аннотация проекта:

Проект охватывает следующие учебные темы:

- «Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры».

- «Духовная жизнь человека».

Проект рассчитан на учащихся 9-11 классов. Поднимает важные проблемы духовной жизни человека, вопросы занятости молодежи в свободное время.

  Создатели этого проекта проявили гражданскую активность: они вышли с письмом сначала на главу поселения, затем - главу администрации района, выступили на сельском сходе. Использование видеофотомонтажа сделало их выступление не только эмоциональным, но и убедительным. Итогом их проектной деятельности явилось решение о строительстве клуба.(приложение2)

Приложение1

 Как вывести Россию из демографического кризиса

Слушай, Время, мы мало знакомы.

Что ты, собственно, знаешь о нас?

В этом мире сегодняшнем кто мы?

С чем пришли мы в назначенный час.

 Я, Кулмухаметов Ринат, ученик 11 класса Акбашевской средней школы. Мне выпало жить в 21 веке. Хотелось бы, чтоб мое поколение было заинтересовано не только в вопросах карьеры, духовного и материального процветания, но и в создании своей семьи, продолжении своего рода.

Что мы имеем на сегодняшний день?

Современная демографическая ситуация России близка к экстремальной: ежегодно численность её населения с начала 90-х годов сокращается на миллион человек. Эти цифры сопоставимы с потерями в результате эпидемий, войн и стихийных бедствий. Но и без них может происходить убыль населения: одни умирают, другие не появляются на свет. Демографы бьют тревогу, поскольку снижение численности жителей России может стать настоящей национальной трагедией. Дело не только в снижении трудоспособного населения. Когда демографический кризис приобретает столь широкий размах, встает вопрос о национальной безопасности, об элементарном выживании народа.

Современное демографическое неблагополучие России общеизвестно. Проблема депопуляции населения – устойчивого превышения смертности над рождаемостью – настолько обострилась, что в ежегодном послании Президента она обозначена как одна из главных. Правительство утвердило “ Концепцию демографического развития РФ на период до 2015г.” По прогнозам, если не будет принято радикальных мер, население нашей страны уменьшится к середине 21 в. примерно до 100 млн. человек.

Современные параметры рождаемости в стране в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится на 1,3 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.

Расчетная ожидаемая продолжительность жизни при рождении (так называемая средняя продолжительность жизни) составляла в стране к 2003 г.- 65 лет: у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года. Её уровень в последние годы начинает стабилизироваться (после падения с 69 лет в 1980-х гг. до 64 лет в 1994 г.). Тем не менее, уровень остается очень низким. По продолжительности жизни наше общество вернулось на 40 лет назад, к уровню послевоенных лет. Это – следствие растущей смертности в результате растущей депрессии, а также высокого уровня младенческой смертности. Разница в средней продолжительности жизни в России у мужчин и женщин в 12 лет – самая большая в мире. Она вызывает массу проблем раннего вдовства, сиротства и одиночества.

В 21 в. стране вследствие снижения ее потенциала как одной из крупнейших мировых держав и уменьшения численности ее населения придется преодолевать жесткие геополитические вызовы, чтобы не растерять свои земли, собранные многими поколениями предков, обеспечить национальную безопасность, контролируя ситуацию на границах и внутри страны. «Природа не терпит пустоты, не мы, так другие займут наши места…»,- повторяют демографы.

Сокращается численность населения, нарастает процесс его старения по России. В 2000 году Президент В.Путин определил демографические проблемы как самые острые среди стоящих перед страной. Он отметил, что уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек и уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек.

Естественно, такая же неутешительная статистика получена в ходе собственных исследований по данной проблеме в Аргаяшском районе, в частности, Акбашевском и Яраткуловском поселениях.

Вот эти результаты. Резкое сокращение численности населения отмечается с 2002 года. За последнее десятилетие оно сократилось на 2400 человек, или на 5,4%. Начиная с 1992 года, в результате снижения рождаемости и увеличения смертности в районе общее число умерших превысило число родившихся. Самый высокий показатель естественной убыли отмечен в 2001 году - 2,7 на 1000 человек населения. Три последующих года (2002-2004 гг.) он снижался и составил в 2,0, в 2005, 2006 годах цифра вновь выросла до 2,7. А если взять по сельским поселениям к примеру, картина ничуть не лучше. Так, например, в Яраткуловском поселении Аргаяшского района Челябинской области за последние 3 года население уменьшилось примерно на 100 человек:

 

Факторы

2004

2005

2006

2007

(1 кв)

всего

Рождаемость

35

34

27

9

105

смертность

43

52

41

15

151

Естественный

(убыль)

8

18

14

6

46

переселение

12

23

27

 

62

 

Как видно из таблицы, количество естественной убыли населения из-за сокращения рождаемости детей заметно даже в сельских семьях.

К тому же прогрессирует старение населения. Впервые число людей пенсионного возраста превысило количество несовершеннолетних в 1999 году. С тех пор ситуация только ухудшилась. Сохраняется тенденция снижения рождаемости, следовательно, увеличивается нагрузка на экономически активных людей. По прогнозам демографов, примерно через два десятилетия государство будет не способно содержать пенсионеров.

По результатам моих исследований, в Аргаяшском районе, как и в Челябинской области и по стране в целом, ощущается недостаток мужчин, особенно трудоспособного возраста. В 1989 году на 1000 женщин приходилось 902 «рыцаря», то сегодня на это же количество – 892. Главным изменением в возрастной структуре за прошедшее время стало изменение соотношения численности детей из-за сокращения их рождаемости.

Согласно данным переписи населения 1989 года, по России количество многодетных семей составляло 5,74% от их общего количества и равнялось 2,7 млн. На сегодняшний момент можно смело утверждать, что их количество сократилось более чем вдвое – их около 1 млн.

Количество семей, в которых 5 и более детей, составляет 5,3%,

с 9 и более - 0,1% от общего числа.

Исходя из вышеизложенного, я хочу назвать главные причины демографического кризиса России:

1.Сокращение рождаемости, снижение естественного прироста, происходящие в последние десятилетия, связанные со снижением уровня жизни большей части населения страны в годы социально-экономического кризиса.

2. Значительная убыль населения России в результате естественного ухудшения условий жизни малоимущих и пожилых людей, ухудшение состояния здравоохранения, распространение инфекционных заболеваний, наркомании и алкоголизма, увеличение числа несчастных случаев, отравлений, травм, насильственных смертей, а также ухудшение экологической ситуации.

3. Миграции как своеобразный «амортизатор» сокращения численности населения. Однако для периода конца ХХ – начала ХХI в. характерен спад активности миграционного оборота со странами ближнего зарубежья. За 1998-2001 гг. миграционный прирост населения сократился почти в 2 раза. Потери населения из-за эмиграции так же негативно влияют на демографическое развитие страны, так как большинство выезжающих, как правило, составляют дети до 16 лет и квалифицированное население трудоспособного возраста.

Таким образом, в России сложилась демографическая проблема. Это вызывает тревогу, ибо впоследствии отразится не только на его демографическом развитии, но и на количестве и качестве его трудовых ресурсов. Необходимо принимать разнообразные меры прямого и косвенного воздействия на демографические и связанные с ними социально экономические процессы. Однако на нынешнем этапе развития экономики страны, в условиях постоянных социально экономических экспериментов, деформации репродуктивных установок и обнищания населения (по России уровень бедности населения 2003 году составил 20,6%), улучшение демографической ситуации проблематично.

Следовательно, демографический фактор должен быть достаточным для обеспечения национальной безопасности страны по всем параметрам. Необходимо замедлить темпы снижения численности населения, прежде всего путем нормализации его естественного движения, а также за счет стимулирующего и одновременно контролируемого притока мигрантов.

Считается, что управлять рождаемостью практически нельзя, ссылаясь на то, что почти все европейские страны пытаются это сделать, а кардинального решения нет. Но в нашей специфической ситуации улучшение бытовых и материальных условий может быть достаточно действенным.

Назрела необходимость проведения в нашем государстве более активной патерналистской (от лат.paternus- отцовский») демографической политики, предпринятия энергичных усилий, направленных на повышение уровня жизни россиян, улучшение здоровья нации, более действенную материальную и моральную поддержку семей с детьми и женщин- матерей. И нужно это не для « всемерного повышения рождаемости», а только для восстановления уровня простого воспроизводства, уровня нулевого естественного прироста, выравнивания рождаемости и смертности.

Я поддерживаю государственную Программу и “ Концепции демографического развития РФ на период до 2015г.”. 1 января 2007 года вступил в силу закон, предусматривающий государственную поддержку граждан, имеющих детей. Федеральный закон № 207 предусматривает решение некоторых задач по улучшению демографической ситуации России:

 -Стабилизация качества жизни россиян путем:

а) повышения уровня жизни;

б)улучшения здоровья нации (снижение смертности, увеличение продолжительности жизни);

в) материальной и моральной поддержки семей с детьми и женщин- матерей.

К этому я хотел бы добавить следующие важнейшие факторы:

1). Стабильная мирная обстановка в стране, придающая уверенность в завтрашнем дне своих детей;

2). Бесплатное обследование и лечение детей;

3). Доступное обучение с дальнейшим трудоустройством.

4). Перевод службы в армии на контрактную основу.

5). Обеспеченная старость.

В этой программе три составляющие: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.

Наряду с ними я хочу добавить и четвертую составляющую: ^ России прирастать деревней – только она способна выправить положение!

Только деревня способна обеспечить её прирост, вернуть вековые традиции многодетности. Для этого я предлагаю еще сделать все, чтобы вернуть нравственные ценности, такие как сострадание, взаимопомощь, милосердие и т.д, выполнение изначального предназначения мужчинами (глава семьи, добытчик, материально и морально ответственное лицо), женщинами (хранительница очага, деторождение, воспитание).

Однако условий у молодых деревенских супружеских пар мало, если государство не повернётся лицом к проблемам деревни. В России 144,4 млн. чел. Из них 40 млн. составляет сельское население. Известно, что на селе рождаемость в семьях выше, чем в городе. Но, тем не менее, в последние годы наблюдается резкое уменьшение сельского населения. “Как удержать деревенскую молодежь от массовой миграции в города?”

Мои предложения:

1. В сельской местности нужно поднять хозяйство, восстанавливать производство, открыть мини - заводы, мини - фабрики. Создавать рабочие места для молодежи. Улучшать культурную жизнь на селе. К примеру, в Акбашевском поселении, где я живу, есть пустующие здания детских садов, школ в разных деревнях. Нужно восстановить садики, школы, дома культуры, обеспечить молодых жильём, в деревнях начать строительство домов.

2. В нашей стране много предпринимателей, бизнесменов. Хотелось бы, чтоб государство, прежде чем разрешать им строить и открывать свои предприятия обязало их, создавать рабочие места, прежде всего, в сельской местности и принимать туда тех же жителей. Тогда молодежь не будет искать работы в городах, а будет оставаться в деревне и строить себе дома. Если в селе будет дом, работа, садик, школа, дом культуры, многие захотят остаться в деревне и иметь детей и не одного, а двух – трех и более.

Доказательством этому может служить наш район. За последние десятилетия в Аргаяшском районе численность населения сократилась на 2400 человек, или на 5,4%. На территории района на данный момент осталось всего два процветающего совхоза (Акбашевский и Аргазинский). Сравнивая Акбашевское поселение с Яраткуловским, мы видим, что в Акбашево растет численность населения: молодежь остается в деревне и заводится семьями, детьми. В Яраткулово, напротив, численность населения падает. Это объясняется тем, что в Акбашево есть рабочие места для молодежи, реализуется жилищная программа.

Подъем сельского хозяйства - это тоже главнейший фактор в преодолении демографического кризиса, поэтому поднятие деревни и помощь сельскому жителю, я считаю, верный шаг вывода страны из демографической ситуации.

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

Эти слова великого русского поэта Ф.И.Тютчева о неограниченных возможностях моей страны придают мне веру в то, что мы достойно выйдем из этого демографического кризиса, и будем гордиться тем, что родились и живем именно в России

Похожие:

Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании iconФормы работы на уроке с использованием икт
Знакомая картина? Да, только эта картина из прошлого. В настоящее время на помощь в решении этой проблемы пришли икт, которые дают...
Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании iconНачальная школа
Присоединяйтесь к Сети творческих учителей и станьте частью мирового сообщества педагогов, готовых учить и учиться, готовых применять...
Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании icon«Технология решения логических задач различных типов на уроках Информатики и икт»
«Урок Информатики с использованием информационно-коммуникационных образовательных технологий». Это объясняется и тем, что, зарождаясь...
Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании iconАвтоматизированная интегрированная система учета, планирования и...
Цели создания Автоматизированной интегрированной системы учета, планирования и контроля услуг, связанных с социальным обслуживанием...
Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании icon«Использование икт и цор в управлении школой» Заполнение анкеты информатизации
Означает, по сути, проведение инвентаризации имеющихся ресурсов, связанных с использованием икт в управлении школой и организацией...
Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании iconПрограмма семинара- практикума
Теоретические основы технологии использования средств икт в предметном обучении: (Зачем нужно икт? Как эффективно применять икт?...
Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании iconТворческая работа, оформленная в соответствие с правилами подачи проектов
Конкурс– Первый Региональный Конкурс социальных Event-проектов Приволжского Федерального округа. Оценивает творческие достижения...
Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании iconИнформационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт)...
Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании iconКонкурс социальных проектов на предоставление грантов правительства сахалинской области

Р оль социальных проектов с использованием икт в гражданском образовании iconКлючевые компетенции в гражданском образовании
«Гражданское образование в современной школе» Н. И. Элиасберг, д п н., профессор, зав кафедрой теории и методики гуманитарного образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница