Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика»




НазваниеРабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика»
страница1/5
Дата публикации20.06.2013
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Воткинске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «философия»
для специальности «Прикладная информатика»

Курс II

Семестр III-IV

Всего аудиторных часов 70

Лекции 42

Практические (семинарские) занятия 28

Самостоятельная работа 20

Экзамен IV


Воткинск


2003
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности «Прикладная информатика».


Составитель рабочей программы

ассистент Филиала УдГУ в г. Воткинске Викулов В. А.

Рабочая программа утверждена на заседании методической комиссии

Филиала УдГУ в. Воткинске
«______»____________________ 2003 г.


Председатель

методической комиссии

Согласовано с библиотекой

Филиала УдГУ в г. Воткинске «_____»________________2003 г.
Заведующая библиотекой

Филиала УдГУ в г. Воткинске Балобанова Н. Г.

^ Требования государственного образовательного стандарта по специальности «Прикладная информатика»
Общие требования к образованию дипломированного специалиста.

    • Информатик (с квалификацией в области) должен осуществлять профессиональную деятельность и уметь решать задачи, соответствующие его квалификации. Он должен обладать:

    • специальной подготовкой в предметной области;

    • знаниями перспективных информационных технологий проектирования, создания, анализа и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем;

    • специализацией, определяемой перечнем дисциплин из предметной области и из области информатики;

    • профессиональной способностью прогнозирования, моделирования и создания информационных процессов в конкретной области применения;

    • умением выполнять работы по развитию возможностей профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла;

    • пониманием основных тенденций развития информационных систем, связанных с изменениями условий в области применения;

    • коммуникационной готовностью решения неинформационных задач предметной области;

    • Информатик (с квалификацией в области) должен знать:

    • задачи предметной области и методы их решения;

    • рынки информационных ресурсов и особенности их использования;

    • принципы обеспечения информационной безопасности;

    • технологии адаптации профессионально-ориентированных информационных систем;

    • требования к надежности и эффективности информационных систем в области применения;

    • перспективы развития информационных технологий и информационных систем в предметной области, их взаимосвязь со смежными областями;

    • методы научных исследований по теории, технологии разработки и эксплуатации профессионально-ориентированных информационных систем;

    • информационные системы в смежных предметных областях;

    • основные принципы организации интеллектуальных информационных систем;

    • сетевую экономику;

    • Информатик (с квалификацией в области) должен уметь:

    • формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информационных систем с использованием различных методов и решений;

    • ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем;

    • ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой;

    • проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных информационных систем;

    • формулировать основные технико-экономические требования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам;

    • создавать и внедрять профессионально-ориентированные информационные системы в предметной области;

    • разрабатывать ценовую политику применения информационных систем в предметной области;

    • Информатик (с квалификацией в области) должен владеть:

    • методиками анализа предметной области и проектирования профессионально-ориентированных информационных систем;

    • методами системного анализа в предметной области;

    • Информатик (с квалификацией в области) должен иметь опыт:

    • работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами, и использования методов их научного исследования;

    • разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде;

    • выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интегрального обслуживания пользователей информационных систем;

    • опыт работы с программно-техническими средствами диалога человека с профессионально-ориентированными информационными системами;

    • компоновки информационных систем на базе стандартных интерфейсов.


^ Требования по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Специалист должен:

  • иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

  • знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

  • понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  • иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

  • понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

  • иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

  • понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

  • иметь представление о формах культуры, их возникновения и развития, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизме сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

  • иметь представление о роли сознания и бессознательного;

  • знать основные потребности человека, эмоции и чувства.


^ Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы экономиста по специальности «Прикладная информатика»
Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
^ Принципы построения курса «Философия».
Курс входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Курс адресован студентам, обучающимся по специальности «Прикладная информатика»
Курс готовит студентов к профессиональной деятельности, способствует совершенствованию личности, выработке мировоззренческих, духовно-нравственных, эстетических установок, дает инструмент и материал для размышлений.
Курс готовит студентов к профессиональной деятельности,
Основная цель курса для студента заключается в развитии интереса к фундаментальным знаниям, стимулировании потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоении единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Для успешного изучения курса студенту необходимо знать курс отечественной и мировой истории, знать основу других учебных дисциплин, владеть элементарными навыками работы с источниками и литературой.
Программа курса построена по историко-проблемному принципу.
В курсе выделено несколько блоков:

  1. Введение.

  2. История философии.

  3. Философские проблемы.


Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий.
Технология обучения ориентирована на подготовку студентов к самостоятельной работе с источниками, научной и учебной литературой, умение анализировать, давать оценку фактам и событиям действительности, формирование понятийно-категориального аппарата.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью системы учета активности студентов на семинарских занятиях и экзамена.
^ Цели курса.
После изучения теоретических разделов и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен

иметь представление:

  • о своеобразии философии, ее месте в культуре;

  • о научных, философских и религиозных картинах мироздания;

  • о сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • о многообразии форм человеческого знания, отношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;

  • об особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

  • о современных социальных и этических проблемах, связанных с развитием науки и техники

знать:

  • фундаментальные философские законы;

  • основные философские направления и школы;

  • условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.

уметь:

  • логично мыслить, делать обобщения и выводы, анализируя различные подходы (критерии) к изучению действительности;

  • пользоваться разнообразными источниками и литературой;

  • анализировать явления и процессы действительности, выделять в них общее и особенное;

  • определять и обосновывать свое философское отношение к миру.

владеть навыками:

  • применения философского понятийно-категориального аппарата;

  • философского мышления.


Учебно-тематический план курса «Философия»

^

Распределение часов по темам и видам работ







Тема

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Философия, ее предмет и место в культуре человечества

2

2

1

2

Философия Древнего мира

2

2

1

3

Средневековая философия и философия эпохи Возрождения

2

2

1

4

Философия Нового времени (XVII - XIX вв.)

2

4

2

5

Современная западная философия

2

2

2

6

Русская философия

2

2

1

7

Учение о бытии

2

4

1

8

Учение о развитии

2

2

1

9

Бытие человека

2

2

2

10

Человек в системе социальных связей

2

2

1

11

Система «общество – природа»

2







12

Общество, культура, цивилизация

2




1

13

Общество как исторический процесс

2

2

1

14

Ценностное отношение человека к миру

2

2

1

15

Философское понимание сознания

2




1

16

Познание как предмет философского анализа

2

2

1

17

Научное познание

2

4

1

18

Будущее человечества

1

1

1

Итого:

35

35

25

Всего

110


^ 5. Содержание курса
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества (2 часа)

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Мировоззрение и убеждения. Типы мировоззрения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Становление философии. Предмет и основные проблемы философии. Основные направления, школы философии. Философия как наука. Основные аспекты философского знания. Структура философского знания. Функции философии. Место и роль философии в культуре.

Этапы исторического развития философии (12 часов)
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconРабочая программа по дисциплине «Математический анализ» (название...
Рабочая программа составлена на основании государственного стандарта по специальности 351400 «Прикладная информатика»
Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconРабочая программа по дисциплине «Математический анализ» (название...
Рабочая программа составлена на основании государственного стандарта по специальности 351400 «Прикладная информатика»
Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconРабочая программа по дисциплине «Дополнительные главы элементарной...
Курс адресован студентам первого курса, специальности Прикладная информатика (в экономике)
Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconРабочая программа по дисциплине «Алгебра и аналитическая геометрия»...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconРабочая программа по дисциплине «Алгебра и аналитическая геометрия»...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconРабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности...
Государственными к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 351400 «Прикладная информатика» на основании...
Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconРабочая программа по дисциплине «Теория вероятностей и математическая...
Положения гос по специальности предусматривают следующие требования, непосредственно или косвенно связанные с подготовленностью выпускника...
Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconПрограмма по дисциплине «Экономические аспекты проектной деятельности»...

Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconРабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Филология. Английский язык»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности...
Рабочая программа по дисциплине «философия» для специальности «Прикладная информатика» iconПрограмма вступительного испытания на 2013 год по направлению подготовки...
Автоматизированное рабочее место отдела делопроизводства и юридическое обеспечение
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница