Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности




НазваниеТребования к рабочим программам по внеурочной деятельности
Дата публикации04.07.2013
Размер137 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Информатика > Программа
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности
Разработано с использованием методического конструктора

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

ФГОС начального общего образования утверждён и введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). По факту обязательное его введение начнётся с 1 сентября 2011 года.

Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы вместе они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Примерные программы имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.
Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.).

Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.

Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.

^ Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей.

Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят.

После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования.

После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.

По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.

^ Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

  1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

  2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

  3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

  4. Требования к разделам программы:

1). Титульный лист должен содержать информацию:

  • название ОУ;

  • название программы;

  • направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

  • класс;

  • составитель и его квалификационная категория;

  • учебный год;

2). Пояснительная записка должна раскрывать:

  • нормативно-правовую базу;

  • назначение программы;

  • актуальность и перспективность курса;

  • возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;

  • объём часов, отпущенных на занятия;

  • продолжительность одного занятия;

  • цели и задачи реализации программы;

  • формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);

3). ^ Структура курса должна содержать:

  • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

  • перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;

4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:

  • разделы программы;

  • темы занятий,

  • даты;

  • описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)

5). Информационно-методическое обеспечение:

  • дополнительная литература;

  • цифровые образовательные ресурсы;

6). Предполагаемая результативность курса:

  • характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));

  • выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

  • портфель достижений школьника.

Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

^ Типы образовательных программ внеурочной деятельности

1.Комплексные образовательные программы

Предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

2. ^ Тематические образовательные программы

Направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

3. ^ Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.)

Могут иметь возрастную привязку, например:
1-й класс — первый уровень,
2-3-й классы — второй уровень,
4-й класс — третий уровень и др.)

4. ^ Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности

Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.

5.Возрастные образовательные программы

Могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и др.

6.^ Индивидуальные образовательные программы для учащихся

Программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здаровья, развития.

Однако при разрабртке программы внеурочной деятельности педагог должен учитывать следующие общие правила разработки программ внеурочной деятельности.

    • Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ.

    • Разрабатываемые программы должны быть расчитаны на школьников определенной возрастной группы ( младшие школьники (1 – 4 классы), младшие подростки (5 – 6 классы), старшие подростки (7 – 9 классы), старшеклассники (10 – 11 классы).

    • В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

    • Программа содержит:

  • введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

  • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

  • описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

  • характеристику основных результатов, на которые ориентирована прграмма.

    • В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видн, на достижение какого уровнярезультатов направлены эти дела и мероприятия.Если программа предполагает организациюнескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержаниидолжны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.

    • В программе указывается колическтво часов аудиторных и внеаудиторныз активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества часов.

    • Программы могут реализовывать ся как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.В первом случае школа разрабатывает прграммы (объемом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы ( объемом значительно превышающем 340 часов0 для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что

  • разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН;

  • приступать к разработке прграммы необходимо с четким и внятным представлением о предполагаемом результате;

  • выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня;

  • при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

  • форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;

  • выбор типа программы, должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;

  • процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.

Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель данной диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Предметы диагностики

    • Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.

    • Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива.

    • Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика, характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.

Объекты контроля и анализа:

  • - познавательная активность, интерес к учению, школе;

  • - сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

  • - применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

  • - участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

  • - выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

^ Результаты и эффекты

По каждому из направлений внеурочной деятельности младших школьников могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

При этом следует различать и владеть понятиями «воспитательный результат» и «воспитательный эффект».

В связи с этим остановимся особо на понимании результатов и эффектов воспитательной деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.

Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Уточним понятие результата, рассмотрим его уровненную структуру. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.

^ Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

^ Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

Здесь нужно оговориться, что в случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность

Похожие:

Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconПлан внеурочной деятельности по фгос ноо пояснительная записка
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки...
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconПояснительная записка План внеурочной деятельности муниципального...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки...
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconРабочая программа по внеурочной деятельности обучающихся (далее Программа)-...
Уставом моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» (далее – школа) и регламентирует...
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconПрограммно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. Вентана-Граф, 2011
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconПрограмма курса внеурочной деятельности «исследователи»
Психолого-педагогической основой программы внеурочной деятельности младших школьников являются базовые принципы образовательной системы...
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconПлан внеурочной деятельности для 1-х классов моу сош№16 п. Красносельского,...
Соответствие кружков направлениям внеурочной деятельности согласно лицензии №01473 от 17 декабря 2010 г
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconПорядок организации и осуществления образовательной деятельности...
Министерство образования и науки российской федерации приказ от 30 августа 2013 г. N 1014 об утверждении порядка организации и осуществления...
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconПоложение о рабочих программах внеурочной деятельности, реализующих...

Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconМодель организации внеурочной деятельности в рамках введения фгос...
...
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности iconРабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается в целях:...
Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница