Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования




Скачать 88.95 Kb.
НазваниеИтоги городского согласованного исследования по оценке качества образования
Дата публикации15.07.2013
Размер88.95 Kb.
ТипАнализ
litcey.ru > Информатика > Анализ
ИТОГИ ГОРОДСКОГО СОГЛАСОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Сеничева И.О.,
руководитель ГМО организаторов мониторинга
качества дополнительного образования в УДОД,


заместитель директора ГБОУ ДОД ДДТ Красносельского района

Представляемые итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования – попытка проанализировать актуальное состояние качества образования в УДОД. Данный анализ строится не только на данных последнего, очень масштабного исследования, но и на результатах пилотного исследования 2010 года. Подобный сравнительный анализ дает возможность проследить динамику качественных изменений деятельности УДОД за последние 2 года.

Учитывая разные методики расчета показателей (в 2010 году за норму мы принимали среднее значение, в 2011 году - социально-педагогические нормы, т.е. коридор значений), трудно сопоставлять конкретные цифры. Однако на уровне тенденций такое сравнение провести можно.

Анализируя полученные данные на основе ситуативных норм, мы попробовали провести социально-педагогическую оценку:

  • управления;

  • условий;

  • процесса;

  • результатов деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Анализ данных проведенного исследования показывает, что в целом, качество деятельности учреждений дополнительного образования соответствует как институциональной миссии, так и социальному запросу. Это подтверждается сопоставлением мнений всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, обучающихся и их родителей.

Всеми респондентами отмечается довольно высокая степень удовлетворенности:

  • состоянием, результатами и перспективами развития учреждений;

  • качеством и количеством образовательных услуг, качеством дополнительного образования в целом;

  • разнообразием образовательных программ и возможностью их выбора для ребенка;

  • учетом индивидуальных особенностей обучающихся, возможностью детей раскрыть свой творческий потенциал;

  • социально-психологическим климатом в учреждениях;

  • состоянием и стилем взаимоотношений между участниками образовательного процесса; уровнем квалификации и компетентности педагогических кадров.

Для педагогов, администрации и родителей характерна высокая степень удовлетворенности социально-психологическим климатом в учреждении.

Большинство педагогов довольны стилем межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе, между педагогами и детьми, как на занятиях, так и во внеучебное время, между учащимися учреждения и родителями.

Дети также испытывают чувство комфорта, занимаясь в творческих коллективах УДОД, выражая удовлетворение от совместного общения, взаимоотношений в коллективе и выражают готовность помогать своим друзьям.

Родители не меньше детей удовлетворены отношениями с участниками образовательного процесса. Они хорошо отзываются и о педагогах, и об учебных занятиях, и о тех формах дополнительного образования, в которых участвуют их дети.

Подобные высокие показатели, как пилотного, так и основного исследований, обусловлены спецификой дополнительного образования: свободой выбора участников образовательного процесса, вариативностью образовательного процесса, личностно-ориентированным подходом к обучению.

Однако сегодня необходимо в большей степени говорить о проблемных зонах в деятельности УДОД, нежели о достижениях и позитивных результатах.

Оценивая качество управления, следует отметить, что зоной актуального развития деятельности учреждений дополнительного образования является создание эффективной системы информирования педагогов, родителей и детей о существующей нормативно-правовой базе, органах государственно-общественного управления, планирования и контроля деятельности, а самое главное, включения всех субъектов образовательного процесса в эту работу.

Так, знание участниками образовательного процесса федеральной, региональной и локальной нормативно-правовой базы отражают их причастность к процессам управления деятельностью образовательного учреждения. Как и следовало ожидать, самой «информированной» группой респондентов являются административные кадры. Далее следуют педагоги, но каждый 3-й из них отмечает, что локальные документы требуются только для решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций.

Самой неосведомленной категорией респондентов по данному вопросу оказались родители. Практически половина из них плохо знает содержание нормативной базы учреждения, еще 1/3 не использует локальные документы. Это свидетельствует о весьма приблизительном представлении родителей о том, на каких основаниях строится работа учреждения, в котором занимается их ребенок.

Следует отметить, что подобное положение наблюдалось и по результатам исследования 2010 года.

Примерно также соотносятся позиции выше перечисленных участников образовательного процесса в отношении органов государственно-общественного управления УДОД.

Роль педагогов в государственно-общественном управлении УДОД проявляется в основном в работе педагогических советов. Именно педагогический совет признаётся всеми педагогами и администраторами самым значимым органом управления учреждением.

По сравнению с предыдущим исследованием заметно возрастает роль и значимость, по мнению педагогов и администрации, методического совета и совета трудового коллектива.

Родителям же продолжает отводиться незначительная роль и слабые полномочия в системе общественного управления деятельностью УДОД. Так, большинство педагогов и 1/3 администраторов не дают ответа или не знают о деятельности и результативности таких органов как родительский и попечительский советы.

Данные исследования показывают, что роль этих советов ограничивается организационными вопросами и вопросами финансово-материальной поддержки. Редки ситуации, когда родители привлекаются к планированию деятельности, отбору (выбору) содержания и направлений дополнительного образования.

Учитывая приоритеты государственной политики в области образования по расширению влияния и функций общественного управления, перед администрацией УДОД стоит важная задача создания и активизации деятельности органов соуправления.

Данные анкетирования показали, что практически не принимается во внимание возможное участие детей в процессах управления, а органы детского самоуправления воспринимаются педагогической общественностью как малоэффективные.

Итоги исследования показывают, что в УДОД специально организуются и активно протекают процессы развития. Основными признаками этих процессов являются: наличие Программы развития в каждом учреждении, инновационная и экспериментальная деятельность педагогов дополнительного образования, наличие авторских образовательных программ, разработок и публикаций педагогов.

Вместе с тем, вызывают опасение факты, свидетельствующие о неоднозначном понимании педагогами сущности инновационной деятельности. Так, около 60% педагогов считают, что они участвуют в инновационной деятельности, а почти 75% - создают инновационные продукты. Приблизительно половина затрудняются ответить, есть в их учреждениях экспериментальные площадки, лаборатории, ресурсные центры. Этот же вопрос вызвал затруднение и у 20% административных кадров.

Эти данные определяют первоочередную задачу системы повышения квалификации кадров, методических служб дополнительного образования - обучение педагогов современным подходам к пониманию инновационной деятельности, основам теории и практической реализации экспериментальной работы.

Одним из «слабых звеньев» качества образования в УДОД продолжает оставаться информатизация образовательного процесса. С одной стороны, отрадно то, что в этом вопросе, по сравнению с пилотным исследованием, наметились положительные изменения. Так, если в 2010 году только каждый 8-й педагог считал, что средства информатизации в полной мере соответствуют требованиям образовательной программы, по которой каждый из них работает, то в 2011 – каждый 4-й.

Несколько иную позицию занимают руководители. Около половины администраторов считают, что средства информатизации соответствуют потребностям образовательного процесса учреждения.

Кроме того, только от 2 до 7% обучающихся привлекает в УДОД обеспеченность средствами информатизации.

Подобное расхождение мнений должно стать предметом анализа актуального состояния информатизации в каждом учреждении, особенно это касается внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Предметом особого внимания, как руководителей, так и методических служб УДОД должно стать повышение компьютерной грамотности специалистов дополнительного образования. По данным исследования, всего лишь около 15% (от 8 до 18%) сотрудников прошли обучение на компьютерных курсах (прошлое исследование 14,7%). В то же время больше половины администраторов оценивают информационную компетентность своих сотрудников как среднюю.

В контексте проблемы качества дополнительного образования особое звучание приобретает такое явление, как воспитательная деятельность.

Одним из основных отличительных признаков системы дополнительного образования детей всегда признавалось построение особой системы воспитания, основанной на организации социально-значимой деятельности детей. Смысл деятельности детских объединений всегда виделся в высоком уровне предоставляемых каждому ребенку возможностей творческой самореализации, самоопределения, социального признания и т.п.

Вместе с тем, исследование показало, что в УДОД продолжаются процессы «вытеснения» значимости воспитательной деятельности в пользу дидактической составляющей образовательного процесса, когда приоритетными становятся результаты освоения учебных тем, курсов, программ.

Исследование выявило некое противоречие между отношением педагогов, администрации и учащихся к содержанию и результативности воспитательной деятельности.

Вызывает сомнение практически полная удовлетворенность педагогов как формами и содержанием воспитательной работы (почти 100%), ее эффективностью (90%), так и высоким уровнем своей компетентности в этом вопросе (до 93% в некоторых учреждениях). Более критично мнение администрации. Хотя только у 20% администрации вызывает затруднение построение воспитательной системы. Причем, если сравнить итоги исследования этого года с предыдущим, то мы увидим даже некоторое увеличение высокой оценки воспитательной работы.

В выборе детьми форм воспитательной деятельности, которые им нравятся и в которой они участвуют, нельзя выделить приоритеты. Ситуативные нормы по каждому выбору детей колеблются от 25 до 32%. Наибольшие показатели - по позиции «Нет ответа».

Практически не уделяется внимания в учреждениях-участниках исследования вопросам детского самоуправления. Менее 20% детей знают, что в их творческом объединении есть органы самоуправления, и принимали участие в их деятельности. Большая же часть воспитанников просто «не знают» о существовании таких органов. Приятно порадовала тенденция увеличения количества детей, отмечающих, что они участвуют в социально-значимой деятельности.

Обеспечению качества образования во многом способствует квалификация педагогических кадров УДОД. Родители высоко оценивают данный показатель (до 90%). Но они оценивали этот показатель в общем. А вот педагогам и администраторам было предложено высказать свое мнение об уровне нескольких составляющих профессиональной компетентности.

В результате мы смогли выстроить рейтинг в оценке компетентности:

  • Предметная

  • В области воспитательной работы

  • Психолого-педагогическая

  • Информационная

  • Правовая

Рейтинги компетентности педагогов на основе самооценки и экспертной оценки администрации совпадают.

Хочется отметить, что у педагогов, судя по их ответам, наблюдается завышенная оценка, когда дело касается их личного вклада. И наоборот, повышается критичность высказываний, когда необходимо оценить действия или позицию, которые напрямую от них не зависят. Например, материально-техническое оснащение, обеспеченность информационными ресурсами, поиск дополнительных источников финансирования и т.д.

Вашему вниманию предложены лишь некоторые, наиболее явные, проблемные зоны в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Данные, полученные в ходе исследования, будут более предметно анализироваться участниками ГМО. И в ближайшем будущем вы сможете с ними ознакомиться в очередном выпуске информационно-методического бюллетеня.

В заключении необходимо отметить, что особенностью настоящего городского согласованного исследования стало тесное сотрудничество со специалистами кафедры социально-педагогических измерений Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Сотрудниками кафедры была предложена концепция разработки методики социально-педагогической оценки качества образования в УДОД. На ее основе разрабатывались индикаторы и анкеты для исследования в дополнительном образовании. Большая помощь оказана в определении направлений деятельности УДОД по включению в региональную систему оценки качества образования, обучении специалистов наших учреждений. Значительную роль в обработке данных исследования сыграли предоставленные компьютерные программы, модификация которых позволила выявить общегородские социально-педагогические нормы.

Городской центр развития дополнительного образования и городское методическое объединение организаторов мониторинга качества дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей выражают особою благодарность заведующему кафедрой социально-педагогических измерений Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Валентину Федоровичу Курлову и специалистам кафедры Эмилии Владимировне Ваниной, Татьяне Александровне Максимцовой.

Похожие:

Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconПоложение о системе внутреннего мониторинга качества образования в оу 1
Соко), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования)...
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconПоложение о внутренней системе оценки качества образования в маоу...
Соко), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования)...
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconПриказ министeрство образования и молодежной политики Чувашской Республики
В соответствии с Комплексным проектом модернизации образования, в целях формирования системного подхода к оценке качества образования,...
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconРезультаты пилотного исследования
Городского центра развития дополнительного образования проводится городское согласованное исследование. Его организаторами выступают...
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconЗакон «Об образовании в Российской Федерации» №273 фз от 29. 12. 2012
Соко), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования),...
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconО системе оценки качества образования в моу городского округа Балашиха
А образования Московской области, утвержденном приказом Министерства образования Московской области от 29 октября 2007г. №1837, положения...
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconВлияние проектной деятельности на повышение качества образования младших школьников
Цель исследования рассмотреть возможности использования учебного проекта для повышения качества образования детей младшего школьного...
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconО системе оценки качества образования Общие положения
Положения о системе оценки качества образования городского округа Балашиха, утвержденном приказом Управления по образованию от 17....
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования icon21 февраля 2011 года состоялось заседание Коллегии отдела образования,...
Коллегии отдела образования, на котором была заслушана информация о выполнении решения Коллегии от 9 декабря 2010 г по вопросу «Промежуточные...
Итоги городского согласованного исследования по оценке качества образования iconРегламент функционирования внутреннего мониторинга качества образования...
Мбоу "сош №43" (далее Регламент) определяет разделение полномочий организационных структур, порядок их взаимодействия, порядок и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница