Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся




НазваниеУроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся
страница1/3
Дата публикации17.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипУрок
litcey.ru > Информатика > Урок
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5
г. Алексеевки Белгородской области

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся .

Автор опыта:

Трищенкова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

МОУ ООШ №5

Алексеевка, 2012


Содержание:

Информация об опыте……………………………………3.
Технология опыта………………………………………….7
Результативность опыта ……………………………… 12
Библиографический список ……………………………15
Приложение к опыту ………………………………………16

Раздел I.

Информация об опыте

^ Условия возникновения и становления опыта.

Данный опыт возник на базе МОУ основной общеобразовательной школы №5 г. Алексеевка Белгородской области в 2008 году.

В 2008 году мною проводилось первичное диагностическое исследование, целью которого являлось выявление эффективности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средства реализации системно-деятельностного подхода и активизации познавательной деятельности учащихся. Метод проведения диагностического исследования – анкетирование, которое я провела с учащимися МОУ ООШ №5. В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. «Как часто на уроках применяют мультимедиа-технологии?»: не очень часто -53%, часто- 38%, очень часто-9%.

2. «Как ты думаешь, какая польза от компьютера на уроке?»: очень большая-64%, большая- 19%, затруднились ответить-17%.

3. «Если бы ты был учителем, с чем бы ты работал на уроке?»: с учебником-39%,с информационно-коммуникационными технологиями- 45%, с таблицами, схемами, рисунками-16%.

4. «Как ты относишься к использованию компьютера на уроке?»: равнодушно-12%, положительно-87%, не хочется-1%.(Приложение 1)

При наблюдении за учащимися 1Б класса в 2008 году, с целью определения уровня развития познавательной активности были выделены специальные критерии наблюдения и составлен протокол (Приложение 2, Протокол № 1), анализ которого показал следующие результаты:

1. Сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме - 48%;

2. Стремление участвовать в дискуссии - 22%.

3. Непосредственный интерес к новым фактам - 37%.
4. Желание отвечать и задавать вопросы - 37%.

5.Эмоционально переживают при преодолении затруднений в деятельности - 11%.

6. Проведение самоконтроля, самоанализа и самооценки собственных познавательных практических действий - 26%.

7. Участие в коллективной работе класса - 26%.

В ходе собеседований учащиеся отмечали, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики повышает их интерес, мотивацию к учению. Однако при этом было выявлено, что активность учащихся не всегда является продуктивной и устойчивой.

^ Актуальность опыта

Проблема познавательной активности не перестает быть актуальной и

значимой в современных условиях, так как формирование активности в про-цессе познания является определяющим фактором в самоопределении, само-реализации личности. Познавательная активность позволяет удовлетворить потребность в саморазвитии посредством учения. Познавательная активность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к са-мой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоя-тельно приобретать новые знания, работать с различными источниками ин-формации. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности её субъектом становится уче-ник, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

Как показывает анализ литературы, источников информации сети Internet и практического опыта преподавателя применение информационно-коммуни-кационных технологий в образовательном процессе становится актуальным и необходимым в настоящее время и рассматривается как эффективное сред-ство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем проблема повышения познавательной активности учащихся в образова-тельном процессе посредством информационно-коммуникационных техно-логий ещё остаётся неразрешённой.

Таким образом, проведённый мною анализ педагогической литературы и практики образования показал наличие явного противоречия между необ-ходимостью активизации познавательной деятельности учащихся в обучении математике и недостаточной разработанностью методической системы ис-пользования информационно-коммуникационных технологий как средства повышения познавательной активности учащихся в учебном процессе.

^ Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения познавательной активности на уроках математики, посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.

^ Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение 4 лет (2008-2012 г.г.) и была разделена

на несколько этапов.

На первом этапе (2008-2009 уч. год) изучалось современное состояние проблемы опыта, выполнялся анализ психолого-педагогической литературы. В результате выполненной работы я выяснила исходные особенности психи-ки учащихся, разработала методику использования информационно-ком-муникационных технологий на уроках математики.

На втором этапе (2009-2010 уч. года) я попыталась реализовать форми-рующие и развивающие приемы основных теоретических положений опыта на основе систематического включения элементов методик и технологий для повышения познавательной активности учащихся при внедрении информа-ционно-коммуникационных технологий.

На третьем этапе (2010-2012 г.г.) я пыталась оценить эффективность и результативность условий активизации познавательной деятельности учащихся, систематизировать и обработать результаты.

^ Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен дидактической системой моих уроков по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательной активности учащихся.

^ Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи В.А. Сластёнина [10], Г.И. Шукиной [12], А. К. Макаровой [5]. При работе над данной темой были использованы следующие научные издания: «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С.Полат [6] и другие.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями понимают компьютерные технологии.

Информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Средства информационных и коммуникационных технологий – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.

Познавательная активность в опыте представлена как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности»[14].

Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Т.К. отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных

идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды, применяемой педагогической технологией [8].

Анализ путей стимулирования познавательной активности в современной школе, позволил выделить несколько направлений: становление учащегося как субъекта учебной деятельности; диалогизация учебного процесса; личностно-ориентированное взаимодействие; индивидуализация и дифференциация обучения; использование методов проблемного обучения; самостоятельная работа учащихся; связь их с личным опытом; создание доброжелательной обстановки в классном коллективе; организация ситуации успеха (А. К. Маркова, И.С. Мелехина, Т.А. Ротанова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина и др.)

По мнению М.Н. Скаткина, важным элементом познавательной активности учащихся является характеристика уровней её развития:

  • воспроизводящая активность характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения;

  • интерпретирующая активность характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания; проникновению в сущность явления, стремление выявить связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых ситуациях.

  • творческий уровень характеризуется стремлением учащегося глубоко проникнуть в сущность явления и для реализации этой цели искать и находить новые способы.

Используя классификацию Г.К. Селевко, можно выделить III варианта применения информационных технологий:

  • как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);

  • как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

  • как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера)[13].

Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, показал, что изучение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий при обучении школьников на уроках математики должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу начального образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения.

Традиционные аналоговые технические средства, которыми я пользуюсь при проведении уроков математики: аудиосредства, графические и фотогра-фические средства, кинопроекционная техника, видео и телевизионные сред-ства. Цифровые технические средства: аудиосредства, графические и фото-графические средства, проекционная техника, видео и телевизионные сред-ства. Компьютерные средства информатизации: компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звук; записи обработки и ви-зуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обра-ботки и воспроизведения видео.

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в единстве всех составляющих образовательного процесса:

  • создание уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • творческая проектная работа учащихся;

  • конкурсы;

  • библиотека, ресурсы Интернет;

  • социально–психологический мониторинг становления личности учащегося;

  • творческое взаимодействие с педагогами[13].

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в предложении модели технологии применения информационно-коммуникационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся; в выделении содержательных компонентов для наиболее благоприятного потенциала применения информационно-коммуникационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся; в разработке системы уроков по развитию познавательной активности учащихся, включающей в себя построение системы формирования умений в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания с использованием средств информационно-коммуникационных технологий; в разработке условий для реализации применения информационно-коммуникационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся.

^ Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять в контексте стандартов второго поколения. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств указывается как наиболее естественный способ формирования универсальных учебных действий.

^ Раздел II.

Технология опыта.
Цель данного педагогического опыта: повышение познавательной активности учащихся на уроках математики посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

^ Главные задачи, способствующие достижению цели:

  1. определить совокупность психолого-педагогических условий повышения познавательной активности учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий;

  2. определить ведущие принципы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся; осуществить отбор эффективных способов и приёмов включения средств информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;

  3. разработать и реализовать алгоритм педагогического взаимодействия направленного на повышение познавательной активности учащихся посредством включения средств информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;

  4. определить совокупность показателей для достижения положительной динамики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средства повышения познавательной активности учащихся;

  5. разработать модели учебных занятий по математике на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Я считаю, что активная работа мысли начинается у человека тогда, когда перед ним возникает проблема. В связи с этим я в течение четырех лет стимулировала мыслительную деятельность учащихся, побуждала учеников осуществлять самостоятельные мыслительные действия при решении логических задач, учила учащихся самостоятельно «открывать» новые для них знания, самостоятельно добывать часть информации, вести исследовательский поиск. Основной упор при этом делаася не на память, а на умение ученика самостоятельно добывать знания и творчески усваивать новое при высокой познавательной активности.

Конструирование урока c использованием информационно-коммуни-кационных технологий осуществляется по алгоритму:

  1. постановка задачи на использование информационных технологий на уроке;

  2. определение информации, обеспечивающей решение учебных задач посредством информационных технологий;

  3. выбор средств информационных технологий, адекватных поставленным задачам;

  4. разработка методики использования информационных технологий в процессе решения задач;

  5. совершенствование традиционных методик обучения при использовании информационно-коммуникационных технологий.

Продолжая реализацию накопленного опыта, я решила расширить его.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы. Предлагает рассмотреть этапы урока.

  1. Объяснение нового материала.

На этапе изучения нового материала воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При

изучении новой темы иногда провожу урок-лекцию с применением компьютерных презентаций. Использование презентаций позволяет облегчить учащимся восприятие материала, повысить плотность урока, эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность школьников. Задания, предложенные на уроке, подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся и способствуют развитию логического мышления, умения анализировать, применять знания в новых условиях.

Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи добываемых знаний (Приложение 3).

Использование на уроках мультимедиа реализует следующие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся младших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Выделяют два уровня развития cпособностей: репродуктивный и творческий. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой информации. Ученик, находящийся на первом уровне развития способности, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей ученик создаёт новое, оригинальное. Репродуктивная деятельность не мыслима без творческой деятельности. В процессе овладения знаниями и умениями ученик «переходит» из одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

Применение знаний.

На данном этапе урока реализую обучающий тип деятельности. Отрабатываю различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как они являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания (Приложение 4). В процессе обучения применяются CD-диски «Уроки математики» для 1-4 классов, «Гарфилд» 1-4 классы и другие.

В своей работе я использую цифровые образовательные ресурсы, состоящие из набора учебных объектов: заданий, моделей, демонстраций, программных модулей, предназначенных для поддержки школьного курса математики различными видами практической учебной деятельности – математическим моделированием и конструированием, заданиями для экспериментального и теоретического исследования; анимированные и озвученные демонстрации, иллюстрированные гипертекстовые документы, линия времени- для предоставления теоретической и справочной информации; 15 модулей-тренажеров, которые служат для отработки основных вычислительных навыков; одиннадцать математических игр и головоломок, включающих стратегические игры с компьютером («крестики-нолики», «ним», «гонки»), а также ряд классических головоломок («Ферзи» Л.Эйлера, «Лягушки» С.Лойда, «Ханойская башня» Э.Люка и другие (Приложение 5).

Функциональные возможности цифровых образовательных ресурсов обеспечиваются информацией, поставляемой на диске в демонстрационном варианте и специально разработанными для этого программами (модуль "Анкета функции", "1С:Тренажер устного счета", модули для проведения вероятностных экспериментов, модули визуализации «исполнителей» лаборатории алгоритмики). Все они являются не только инструментами виртуального конструирования, но и позволяют динамически изменять параметры построенных моделей. В ходе таких экспериментов учащиеся имеют возможность увидеть структуру и свойства изучаемых математических объектов, наблюдать их изменение в режиме реального времени, на основе чего могут находить и в дальнейшем обосновывать проявляющиеся закономерности.

  1. Контроль знаний.

При контроле применяю тесты. Использую две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Кроме этого, использую компьютерные технологии, с помощью которых можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. В обучение учащихся применяю такие специализированные программы по математике, как:

  • «Отличник» - тренажёр для решения математических заданий, который подходит для детей младших и подготовительных классов, а также тем, кто учится считать. Программа способна генерировать несложные математические примеры, уравнения и задачи в одно действие, после решения, которых пользователь получает соответствующую оценку. В настройках "Отличника" имеется возможность выбирать шаблоны примеров и уравнений, а также их количество. Полученные оценки сохраняются, и это даёт возможность ведения статистики оценок ученика. В программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть против человека или компьютера. Применяю данную программу при изучении темы «Действия с натуральными числами», «Уравнения».

  • «Математика 2-4. Практикум» - программно-методический комплекс, включающий в себя набор разнообразных учебных объектов: наглядный иллюстративно-справочный материал, мультимедиадемонстрации, ряд интерактивных моделей математических объектов, озвученные интерактивные анимации, задачник с интерактивным пошаговым разбором решений, вероятностные эксперименты, программные модули и др., предназначенные для поддержки школьного курса математики различными видами практической учебной деятельности — математическим моделированием и конструированием, заданиями для экспериментального и теоретического математического исследования.

Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

На уроках стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения. В течение урока обязательно провожу физкультурную минутку с комплексом упражнений для снятия усталости глаз и улучшения зрения.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет: развить коммуникативные умения обучающихся, повысить интенсивность учебного труда, развить познавательную активность, а, следовательно, желание изучать предмет, приучить обучающихся к самостоятельной работе с материалом, организовать моментальную обратную связь с обучающимися, вовлечь в учебную деятельность пассивных обучающихся, привить обучающимся навыки сотрудничества, обеспечить учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают обучающимся проявлять их творческие способности.
  1   2   3

Похожие:

Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся icon«Дидактические игры как средство активизации самостоятельной познавательной...
Учебное заведение, которое закончил: Красноярский государственный педагогический институт, физико – математический факультет, 1987...
Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся iconВнедрение информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательный...

Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся icon«Формирование географических образов, как средство активизации познавательной...
...
Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся icon«Использование икт на уроках истории и обществознания как средство...
Виды образовательных информационно-коммуникационных ресурсов, применяемых на уроках и во внеклассной деятельности
Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся iconИспользование контрольно-измерительных материалов (тестов) на уроках...
Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) на уроках географии как средство
Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся iconВыпускная работа «Критериальный анализ творческой педагогической...
«Групповая работа на уроках обобщения по русскому языку как средство повышения качества знаний учащихся»
Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся iconПроектная деятельность учеников на уроках истории и обществознания...

Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологи...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологи путём использования разнообразных игр
Уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся iconТеория сравнений и ее приложения как средство развития самостоятельности...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница