Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001)




НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001)
страница1/18
Дата публикации30.07.2013
Размер1.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
litcey.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и управления персоналом


Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ
Для специальности 350800 (032001)

«Документоведение и документационное обеспечение управления»


Санкт-Петербург

2007

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой социологии и управления персоналом

Протокол от ______________ 2007 г. № _____________

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

факультета социального управления

Протокол от _______________________ № _____________

Егорова Л. Б.

Документоведение. Учебно-методический комплекс. - СПб.: СПбАУЭ, 2007.

Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методический рекомендации по изучению дисциплины, планы семинарских занятий, тематику контрольных и курсовых работ, тестовые задания, вопросы к экзамену, словарь терминов.

Пособие написано в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 350800 (032001) «Документоведение и документационное обеспечение управления».

СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая учебная программа дисциплины 4
2. Общие методические указания по изучению дисциплины 44
3. Методические рекомендации к семинарским занятиям 46
4. Методические рекомендации по выполнению и курсовых работ 76
5. Порядок проведения контроля качества подготовки

студентов по дисциплине, содержание

контролирующих материалов 81
6. Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы 91
7. Словарь основных терминов 93

^

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ



ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и управления персоналом


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________А.В. Кирдяшкин

______ _______________ 2007 г.

^

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



ДИСЦИПЛИНЫ «ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ»
Для специальности 350800 (032001) «Документоведение

и документационное обеспечение управления»

^ Факультет социального управления

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры







II

III

IV

Общая трудоемкость дисциплины

344










Аудиторные занятия, в том числе:

200

64

62

74

лекции

132

40

40

52

семинарские занятия

68

24

22

22

Курсовая работа




+




+

Самостоятельная работа

144

48

48

48

Отчетность




экзамен

экзамен

экзамен


Санкт-Петербург

2007
^ ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая учебная программа составлена на основании требований Государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления».

^ СОСТАВИТЕЛЬ (СОСТАВИТЕЛИ):
Л.Б. Егорова, канд. филол. н., доцент _________________________
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

социологии и управления персоналам ______ _______ 2007 г. протокол №
Заведующий кафедрой С.С. Бразевич _________________________
Рабочая учебная программа одобрена методической комиссией

факультета социального управления ______ ________ 2007 г. протокол №
Председатель

методической комиссии ___________________________ ____________

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой

______________________________________________ / ___________ /

________ _____________ 2007 г.
Заведующий кафедрой

____________________________________________ / ______________ /

________ _____________ 2007 г.
Начальник учебного отдела _______________________ /____________ /

________ ____________ 2007 г.
Начальник методического совета ________________________ / __________/

_______ ____________ 2007 г.

^ I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Цель курса:

углубленное изучение документа и систем документации в их историческом развитии, теоретических и практических проблем документирования правовой и управленческой информации, формирования систем документации, обеспечивающих деятельность учреждений любой организационно-правовой формы, направлений и методов совершенствования способов документирования.

Задачи курса:

  • обучить студентов основным способам создания документов;

  • рассмотреть проблемы унификации и стандартизации документов и систем документации;

  • ознакомить с современными требованиями к составлению и оформлению организационно-распорядительных документов;

  • привить навыки проектирования унифицированных форм документов, систем документации и информационно-документационной системы учреждения в целом;

  • привить навыки анализа и редактирования управленческих документов;

  • сформировать информационную культуру специалистов-документоведов.


В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

  • теоретические основы документоведения, его современные проблемы и терминологию;

  • нормативно-методические документы по документационному обеспечению управленческой деятельности, научную и учебную литературу по дисциплине, документоведческую терминологию;

  • способы и средства документирования, классификацию типов носителей документной информации;

  • закономерности развития документа и систем документации;

  • структуру документа и нормативные требования к составлению и оформлению организационно-распорядительных документов в традиционном и автоматизированном режимах;

  • принципы и процедуры документирования управленческой деятельности; системы документации и состав управленческих документов в учреждении, организации и предприятии различных форм собственности;

  • порядок организации документов в комплексы; критерии и принципы определения научно-исторической и практической ценности документов;

  • направления и методы совершенствования документов и документных комплексов.

уметь:

  • квалифицированно исследовать состав документации учреждения, организации или предприятия;

  • унифицировать и проектировать формы документов;

  • унифицировать тексты документов;

  • составлять документы с использованием языковых вариантов в конкретных управленческих ситуациях в зависимости от назначения, содержания и вида документа;

  • оформлять документы в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативно-правовых актов;

  • анализировать и редактировать управленческие документы организаций различных форм собственности;

  • проектировать документные комплексы;

  • определять историческую и практическую ценность документов.

иметь представление:

  • об истории развития документа и систем документации;

  • об истории складывания формуляра документа;

  • о критериях исторической и практической ценности документов;

  • об основных тенденциях развития способов и средств документирования;

  • о направлениях унификации содержания и формы документов, стандартизации документов и систем документации в условиях перехода к автоматизированным информационным технологиям;

  • о методике исследования информационно-документационной системы организационной структуры.


^ 2. Организационно-методические указания
Дисциплина «Документоведение» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и относится к федеральному компоненту дисциплин специальности Государственного образовательного стандарта высшего образования.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курса «Ведение в специальность». В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Информационное обеспечение управления», «Документная лингвистика», а также правовых дисциплин и дисциплин информационного цикла.

Изучение дисциплины «Документоведение» строится на сочетании теоретических и семинарских занятий, предполагает тесное взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы.

Из общего бюджета времени на лекции приходится около 60% учебного времени. Лекции носят проблемный характер: документ рассматривается одновременно как элемент социальной системы и как продукт деятельности организации. На лекциях преподаватель излагает теоретический материал дисциплины, знакомит студентов с соответствующими теме источниками и литературой, с планом последующего за лекцией семинарского занятия.

^ Семинарские занятия проводятся по темам дисциплины, требующим приобретения практических навыков работы с документами, закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы. При выполнении практических заданий студенты используют имеющиеся в кабинете документоведения и компьютерных классах технические средства, тематические подборки проспектов, нормативов, альбомов документов.

В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с основной и дополнительной теоретической, методической и специальной литературой по дисциплине; изучают лекционный и дополнительный материалы по темам занятий с привлечением специальных словарей и справочников; разрабатывают макеты документов; подготавливают проекты служебных документов.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, коллективной беседы.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенному разделу (или темам) учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена и защиты курсовой работы. К экзамену допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. НАЗНАЧЕНИЕ КУРСА, ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Тема 1. Предмет, содержание, задачи курса и методы его изучения.
Документ и информационная цивилизация. Документная среда ноосферы. Роль документа в жизни человека и общества.

Документ - основной объект документоведческих исследований. Документ в сфере права и управления. Оперативная, ретроспективная и перспективная среда существования документов.

Документоведение как научная дисциплина. Становление и развитие документоведения как науки. Практическое документоведение. Теоретическое документоведение.

Становление и развитие документоведения как научной дисциплины. Практическое документоведение. Теоретическое осмысление документационных процессов. Появление термина «документоведение». Документалистика и документоведение.

Объект, предмет документоведения. Место документоведения в системе наук. Связь документоведения с историческими науками, архивоведением, правоведением, экономическими, техническими науками, информатикой, лингвистикой, теорией управления и другими научными дисциплинами.

Роль документоведения в совершенствовании процессов управления.

Методы документоведческих исследований. Общенаучные, частные и специальные методы. Структура, содержание и задачи документоведения.
^ Тема 2. Источники в документоведении
Принципы классификация документоведческих источников. Законодательные акты, нормативные документы XVI - начала XX вв. Письмовники. Документоведческие источники советского периода, инструктивные и методические материалы. Руководства по делопроизводству.

Источники документоведения Российской Федерации. Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Законодательные акты и нормативные документы. Государственные стандарты и унифицированные системы документации. Государственная система документационного обеспечения управления.

Ведомственные и общеотраслевые нормативные документы. Инструктивные и методические материалы. Периодические издания. Литература. Справочные издания.


^ РАЗДЕЛ 2. ДОКУМЕНТ, ЕГО СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ

И СПОСОБЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
Тема 3. Развитие понятия «документ»
Социальная сущность документа. Возникновение документа как дополнительного (к звуковой речи) средства общения людей. Эволюция понятия «документ».

Правовой, управленческий, исторический аспекты в определении документа. Расширение понятия «документ» с развитием науки и техники. Определение документа в документоведении и других научных дисциплинах.

Определение документа в государственных стандартах и законодательных актах.
^ Тема 4. Документ и документированная информация
Взаимосвязь понятий «документ» и «информация». Виды информации. Роль информации в социальных и экономических процессах. Информация как основа принятия управленческих решений.

Понятия «документная» и «недокументная» информация», «информация документа», «документальная информация».
^ Тема 5. Свойства

документированной информации
Внешние общие свойства документированной информации: атрибутивность, функциональность (целевое назначение), знаковость форма, инвариантность, бренность, транслируемость, мультипликативность, рассеяние, дискретность, ценность, полезность, полнота, достоверность, новизна (актуальность), оперативность, доступность, защищенность, релевантность, адекватность, эргономичность.

Внешние специфические свойства управленческой информации: официальный характер сообщения, адресность, повторяемость, тематическая ограниченность, убедительность (аргументированность).

Внутренние свойства документированной информации: объём информации, внутренняя организация, структура.

Информационные барьеры, их классификация и характеристика. Пути преодоления информационных барьеров.
^ Тема 6. Функции документа
Понятие «функция документа». Полифункциональность документа. Классификация функций документа.

Социальная функция документа как средства отражения процессов, происходящих в обществе, в государстве, а также деятельности, места и роли личности в обществе. Общие функции документа. Информационная функция документа как средства запечатления, организации и сохранения информации. Коммуникативная функция документа как средства передачи информации во времени и пространстве. Кумулятивная функция документа как средства накопления информации. Функция документа как исторического источника. Культурная функция документа как средства отражения уровня материальной, научной, технической, языковой культуры.

Специальные функции документа: управленческая, правовая, статистическая, познавательная, мемориальная, гедоническая, политическая, идеологическая, юридическая, функция защиты информации.

Важнейшие особенности функций документа.
^ Тема 7. Способы документирования

Понятия «документирование информации» и «способы документирования». Эволюция способов документирования. Предметное документирование. Разновидности предметного письма.

Начертательный способ закрепления, передачи и хранения информации. Текстовое документирование и область его применения. Развитие типов письма. Пиктографическое, идеографическое (логографическое), слоговое (силлабическое), буквенно-звуковое (алфавитное, фонемографическое) письмо. Использование пиктограмм и логограмм в современных условиях.

История русского письма. Сфера использования фонетического письма. Стенография.

Техническое изобразительное документирование и область его применения. Чертежно-графическое документирование. Аудиовизуальное документирование. Фотодокументирование, его средства и область применения. Микрофотокопирование (микрофильмирование) документов. Цифровая (электронная) фотография. Кинодокументирование, его виды и область применения. Понятие «кинодокумент». Видеодокументирование. Фоно- , аудиодокументирование, его особенности и области применения.

Документирование на искусственных языках. Электронный документ. Системы записи. Стенография. Шифрование информации.

^ Тема 8. Материальные носители информации
Понятие носителя документированной информации. Естественные и искусственные материальные носители.

Древнейшие материалы для письма. Использование дерева, глины, берёсты, папируса, пергамента и др. в качестве материальных носителей информации. Изобретение бумаги и совершенствование её производства. Водяные знаки (филиграни).

Материалы для технического документирования. Фотографические носители информации. Материальные носители механической звукозаписи. Магнитные носители информации, их виды. Магнитные ленты, диски, карты. Оптические (лазерные) диски. Цифровые универсальные видеодиски. Перспективные виды носителей информации.

Влияние типа носителя информации на долговечность и стоимость документа.
^ Тема 9. Средства документирования
Историческое развитие и классификация средств документирования. Ручные пишущие средства, их достоинства и недостатки.

Механические и электромеханические средства документирования. Пишущие машины. Диктофоны. Транскрайберы. Автоматические средства составления и изготовления документов. Компьютеры и компьютерная периферия. Электронные записные книжки. Специализированные программные продукты для делопроизводства.

Основные технологии и средства копирования и размножения документов.
^ РАЗДЕЛ 3. ПРИЗНАКИ ДОКУМЕНТА.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И КОПИЙНОСТЬ ДОКУМЕНТА
Тема 10. Признаки документа
Понятие «признак» документа. Соотношение понятий «свойство документа» и «признак документа». Обязательные (общие) признаки документа: наличие смыслового содержания, знаковость, стабильная вещественная форма, предназначенность для использования в социальной коммуникации, завершенность сообщения.

Специфические признаки управленческого документа: авторство, наименование вида документа, датирование, удостоверение.

Понятие юридической силы документа. Способы придания документу юридической силы. Реквизиты, обеспечивающие юридическую силу документа: подпись, печать, гриф утверждения, гриф согласования, отметка о заверении копии. Юридическая сила электронной подписи.
^ Тема 11. Подлинность (оригинальность) и копийность документа.

Виды копий и их историческое развитие документа
Подлинность документа. Понятия «подлинник» и «оригинал» документа. Признаки оригинала. Виды оригиналов документов: умноженные оригиналы, двукратные оригиналы, черновики и беловики текстовых документов, автографы. Варианты, редакции документа. Оригиналы технических документов.

Понятия «копия документа». Историческое развитие копий. Дифференциация видов копий. Виды копий, определяемые временем воспроизведения: отпуск, дубликат, выписка, копия с копии, архивная копия.

Виды копий, определяемые способом их воспроизведения: ручные и автоматические. Юридическая сила копий, изготовленных различными способами копирования документов.

Порядок оформления копий. Удостоверение копий. Виды копий, определяемые способом их удостоверения: авторизованные, заверенные и незаверенные. Виды копий, определяемые по степени точности, близости к оригиналу: графически тождественные (факсимильные), частично тождественные, графически не тождественные, рисованные.

Современные технологии и средства копирования и размножения документов.
^ РАЗДЕЛ 4. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА, ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ

И ОФОРМЛЕНИЕ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архивоведение для специальности 350800 (032001)
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Источниковедение»...
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архивоведение для...
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины дипломатика для специальности...
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины управление персоналом...
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины управление персоналом...
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины социальный менеджмент...
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности подготовки
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Социологии и управления персоналом»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины делопроизводство в кадровой службе
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины управление персоналом...
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница