Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии»




НазваниеОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии»
страница1/13
Дата публикации30.03.2013
Размер1.1 Mb.
ТипОбразовательный стандарт
litcey.ru > Информатика > Образовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Проект
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от «____»__________200__ г. №____

Номер государственной регистрации _______________________________



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


По направлению подготовки
010400 «Информационные технологии»

(010300 "Фундаментальная информатика и информационные технологии")

Уровни подготовки:
Бакалавр

Магистр

Москва 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Макет ФГОС по направлению 010400 «Информационные технологии» разработан на основе результатов проектирования ГОС ВПО нового поколения в рамках проекта ФПРО 2005 г., выполненного МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТУ им. Н.А. Косыгина, КБГУ им. Х.М. Бербекова; а также с учетом результатов апробации нового ГОС ВПО на пленумах Учебно-методических Советов УМО по классическому университетскому образованию и на VIII съезде Российского союза ректоров (секция классических университетов, 9 июня 2006г.).

Структура предложенного макета стандарта разработана в соответствии со структурой макета ФГОС ВПО, предложенного Рабочей группой Минобрнауки России для утверждения на Коллегии Минобрануки России.

^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Направление подготовки 010400 "Информационные технологии" утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ______ №_________

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в порядке, определенным Правительством Российской Федерации, с участием:

  • Учебно-методического Совета классических университетов по направлению Прикладная математика и информатика (Московский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Воронежский, Тверской и другие госуниверситеты)

  • Российской Академией Наук (Институт прикладной математики, Институт математического моделирования, Вычислительный центром РАН, Институт проблем информатики, Институт системного анализа, Институт системного программирования, Институт точной механики и вычислительной техники и др.),

  • Корпораций, фирм (Гарант, АБС, Ай Ти, Касперского, Майкрософт, ИБМ, ЛАНИТ, ТЕРКОМ, АУРИГА, ОТ, Московский центр спарк-технологий и др.)


_______________________________________________________________

(указать федеральные органы исполнительной власти, государственные и государственно-общественные образовательные и профессиональные объединения, организации и ассоциации работодателей)
Стандарт соответствует требованиям федеральных законов Российской Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с учетом новых поправок, предложенных Минобрнауки России).

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. Область применения стандарта

2. Термины, определения, обозначения, сокращения

3. Общая характеристика направления подготовки

^ 3.1. Место направления «Информационные технологии» в области науки и техники

3.2. Модель обучения

3.3. Цели ВПО по направлению подготовки 010400 "Информационные технологии" в области обучения и воспитания личности

^ 3.4. Квалификационная характеристика выпускника и его сферы деятельности

3.4.1. Сферы профессиональной деятельности

3.4.2. Объекты профессиональной деятельности

3.4.3. Виды профессиональной деятельности

3.5. Задачи профессиональной деятельности

^ 3.5.1. Задачи профессиональной деятельности бакалавра

3.5.2. Задачи профессиональной деятельности магистра

4. Общие требования к условиям реализации ООП

4.1. Общие требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП

^ 4.2. Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП

5. Требования к ООП подготовки бакалавра

5.1. Модель основной образовательной программы и модель объема знаний

5.1.1. Модель основной образовательной программы

^ 5.1.2. Модель объема знаний

5.1.3. Компетентностная модель международных рекомендаций

5.1.4. Соответствие между понятиями ФГОС ВПО и понятиями международных рекомендаций

^ 5.2. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавра по направлению 010400 Информационные технологии”

5.2.1. Общепрофессиональные компетенции

5.2.2. Профильно-ориентированные компетенции

^ 5.2.3. Инструментальные компетенции или компетенции владения базовыми технологиями

5.2.4. Общенаучные компетенции

5.2.5. Социально-личностные и общекультурные компетенции

5.2.6. Исходящие или рабочие компетенции

^ 5.3. Требования к структуре ОПП подготовки бакалавра

5.4. Требования к условиям реализации ОПП подготовки бакалавров

5.4.1 Кадровое обеспечение учебного процесса.

5.4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

^ 5.4.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

6. Требования к ООП по направлению подготовки магистра

6.1. Требования к результатам освоения ООП подготовки магистров

6.2. Требования к структуре ООП подготовки магистров

^ 6.3. Требования к условиям реализации ООП подготовки магистра

6.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса

6.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

6.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

^ 7. Общие требования к условиям реализации ООП
1. Область применения стандарта

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки 010400 "Информационные технологии" и уровням подготовки (бакалавр, магистр), обязательной к исполнению всеми высшими учебными заведениями на территории Российской Федерации, реализующими основные образовательные программы указанных уровней по данному направлению подготовки, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

1.3. Основными пользователями ФГОС ВПО являются:

1.3.1. Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений, ответственные за разработку, реализацию и постоянное совершенствование основных образовательных программ с учетом достижений науки и техники, развития социальных процессов.

1.3.2. Студенты, ответственные за выполнение определенного настоящим стандартом и реализующим его вузом объема учебной работы, необходимой для качественного освоения основной образовательной программы.

1.3.3. Ректоры учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников.

1.3.4. Объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

1.3.5. Государственные и государственно-общественные образовательные и профессиональные объединения, организации и ассоциации работодателей, обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

1.3.6. Органы, обеспечивающие финансирование профессионального высшего образования.

1.3.7. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере профессионального высшего образования.

^ 2. Термины, определения, обозначения, сокращения

В настоящем стандарте используются термины, определенные в соответствии с основными нормативными документами в области образования, а именно, Законом РФ "Об образовании" и Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в соответствии с международными документами в сфере высшего профессионального образования для области информационных технологий (Computing Curricula 2001/2005, Carer Space):

  • основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по направлению подготовки высшего профессионального образования;

  • направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров и магистров, характеризующаяся общностью фундаментальной подготовки;

  • профиль – образовательная программа, ориентированная на более углубленную подготовку по одной из специализаций направления подготовки высшего образования;

  • компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в конкретной профессиональной области;

  • модуль – часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

  • зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

  • результаты обучения – усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

  • ВПО - высшее профессиональное образование

  • ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

  • ООП - основная образовательная программа

  • УМО - учебно-методические объединения

  • ОКСО - общероссийский классификатор по образованию

  • УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы

  • ОНК - общенаучные компетенции

  • ИК - инструментальные компетенции

  • СЛК - социально-личностные и общекультурные компетенции.


^ 3. Общая характеристика направления подготовки

3.1. Место направления «Информационные технологии» в области науки и техники

Информационные технологии - область науки, техники и производства, охватывающая исследования теоретических и методических основ, разработку и создание технологий информационной индустрии, связанных со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов информации.

Развитие научно-методических основ области информационных технологий, формирование теории и методов построения глобальной информационной инфраструктуры современного общества, создание стандартизованных языков для формализации прикладных знаний, создание персонально доступных предметно-ориентированных технологий информатизации различных видов деятельности обусловили становление области информационных технологий как самостоятельной научно-прикладной дисциплины, являющейся общезначимой, базовой для других дисциплин и областей знаний.

^ 3.2. Модель обучения

Направление подготовки 010400 "Информационные технологии" реализуется на основе двухуровневой системы ВПО:

а) ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП бакалавра и успешно прошедшему итоговую аттестацию, степени «бакалавр» («бакалавр-исследователь»)* с присвоением квалификации «бакалавр информационных технологий» («бакалавр-исследователь в области информационных технологий»);

б) ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП магистра и успешно прошедшему итоговую аттестацию, степени «магистр наук» с присвоением квалификации «магистр информационных технологий».

ООП бакалавра по направлению 010400 «Информационные технологии» должна предусматривать возможность профильной подготовки по одному из специализированных поднаправлений области ИТ, что предоставляет возможность учащимся начать специализацию на этапе бакалаврского обучения для продолжения обучения в магистратуре по магистерской программы, соответствующей выбранному профилю специализации.

ООП магистра должна быть ориентирована на подготовку высокопрофессиональных кадров, подготовленных для выполнения исследовательской работы по актуальным научным проблемам области ИТ.

ООП магистра, как правило, реализуется на базе ООП бакалавров, соответствующего профиля.

Нормативные сроки, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) и соответствующие квалификации (степени) по уровням ВПО приводятся в таблице 1.

Таблица 1



Наименование

ООП

Квалификация

(степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

Трудоемкость

(в зачетных

единицах)

**)

Код

Наименование в соответствии с ОКСО

ООП подготовки бакалавров

62

Квалификация:

Бакалавр информационных технологий


4 года *)


240 **)

ООП подготовки магистров

68

Степень:

Магистр наук (магистр информационных технологий)


2 года *)


120 **)

*) иные нормативные сроки освоения ООП (программ бакалавра, магистра с присвоением степени магистра) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

**) Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Трудоемкость одного семестра равна 30 зачетным единицам (при двух семестровом построении учебного процесса).

***) Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения ООП подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на один год, а сроки освоения ООП подготовки магистра увеличиваются на полгода относительно нормативного срока, указанного в таблице 1. (если указанные формы освоения ООП не предусмотрены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации).

^ 3.3. Цели ВПО по направлению подготовки 010400 "Информационные технологии" в области обучения и воспитания личности

3.3.1. В области обучения целью ВПО по направлению подготовки 010400 "Информационные технологии" является воспитание общих универсальных (социально-личностных, общекультурных, общенаучных, инструментальных, системных) и профессиональных (обще профессиональных и профессионально-профилированных) компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть устойчивым на рынке труда.

3.3.2. В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки 010400 "Информационные технологии" является развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, социальной мобильности, целеустремленности, толерантности, настойчивости в достижении цели.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080200 Менеджмент образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Бязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030200 Политология образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 035700 Лингвистика образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Язательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм всеми образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
И реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Ельных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 040400 Социальная работа образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Социология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Информационные технологии» iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Психология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница