Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства»




Скачать 83.86 Kb.
НазваниеРешение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства»
Дата публикации08.03.2013
Размер83.86 Kb.
ТипРешение
litcey.ru > Информатика > Решение

Информатика. Урок «Алгоритм и его свойства»


 

Материал предоставлен
Омским образовательным сервером

Общие сведения:

  • школа №135, 10 класс;

  • раздел «Алгоритмизация и программирование»

  • учебная  тема «Алгоритм и его свойства»

  • номер урока – 1, 2.

  • учебные часы – 2.

Вводно-мотивационный этап:

Цели:

  • образовательная: Сформировать представление у учащихся о понятии алгоритма, выделить его свойства. Рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя;

  • развивающая: Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету;

  • воспитательная: Воспитание  аккуратности, точности.

^ Ядро содержания обучения: понятия алгоритма, исполнителя и системы команд исполнителя.

Предварительная подготовка учащихся: изучение конкретных алгоритмов и их исполнителей на других предметах, изученный материал на предыдущих уроках информатики. 

^ Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта, разработка мет. пособий.

Дидактические основания урока:

  • методы обучения: объяснительно-иллюстративный;

  • тип урока: комбинированный;

  • формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах.

Средства обучения: информационные:  для учащихся – Гейн А.Г. «ОИВТ», учителя - Гейн «ОИВТ», Семакин «Базовый курс 7-8», Радченко Н.П. «Школьная информатика»

План урока:

  1. Орг. Момент (1-2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

  3. Объяснение нового материала (35 мин)

  4. Решение задач (35)

  5. Итог урока (3 мин).
^

1. Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства».

 «Алгоритм и его свойства»

В своей жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, приготовление супа, решение уравнения, покупка продуктов и т.д. при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий. Давайте приведем пример.

Слушают

Какую последовательность действий нужно выполнить, чтобы позвонить по телефону автомату?

  1. Вставить телефонную карточку.

  2. Снять трубку

  3. Набрать номер

Хорошо, эту последовательность действий может выполнить каждый из вас. Так вот эта последовательность и называется алгоритмом.
Давайте запишем определение: (учитель диктует определение).

Алгоритм – это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата.

Давайте вспомним,    где вы уже встречались с алгоритмами?

На информатике (этапы решения задач), на математике (решение уравнения) и т.д.

Хорошо а теперь запишем следующее определение:

Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм.

А теперь подумайте приведенные вами примеры  алгоритмов сможет выполнить  любой человек?

Нет, алгоритм решения кв. уравнения не сможет выполнить млад. школьник.

То есть, какой можно сделать вывод?

 

Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить.

Таким образом, мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны или не учитываются возможности того, кто будет исполнять этот алгоритм, то есть возможности исполнителя. Поэтому нам потребуется еще одно определение «Система Команд Исполнителя».

Слушают.

Запишем, что же это такое:

Система команд исполнителя – совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.

Как вы думаете, кто может служить исполнителем алгоритма?

Человек, автомат, компьютер, машина и  т.д.

Как вы поняли, каждый алгоритм должен быть понятен исполнителю, поэтому  алгоритм должен быть записан на понятном для исполнителя языке, и эта запись называется программой. Запишем: 

Программа - запись алгоритма на  языке исполнителя.

Итак, мы выяснили, что такое алгоритм и его исполнитель. Давайте теперь подумаем, какими свойствами обладает алгоритм.

должны быть отдельные шаги.

Хорошо, давайте запишем: (учитель диктует).

Свойства:
Дискретность – процесс решения задачи должен быт разбит на последовательность отдельных шагов.

Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды, только выполнив предыдущую.
Как вы думаете, каким еще должен быть алгоритм? Запишем:

Понятным  исполнителю.

Понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнитель и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды.

Хорошо, ясно, что алгоритм составляется с учетом возможностей исполнителя.
Следующее свойство алгоритма называется свойством определенности, то есть команда восприниматься однозначно. Например, робот не поймет команды положить 2-3 ложки песка. Запишем:

Определенность. Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.

Какое свойство еще присуще алгоритму, к чему он всегда должен приводить?

К результату.

Хорошо, это свойство называется – результативность. Давайте запишем:

Результативность. Процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи.

И последнее свойство – это массовость, то есть  по одному алгоритму можно решать однотипные задачи. Давайте зафиксируем это свойство в тетради.

Массовость.  По  одному алгоритму можно решать однотипные задачи.

Итак, мы рассмотрели свойства алгоритмов, давайте еще раз их перечислим.

Дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость.

Хорошо. Все эти свойства с другой стороны можно рассматривать, как  требования к построению алгоритма, то есть когда вы будете строить алгоритм решения задачи вы должны  следовать этим требованиям.
Хорошо, давайте вспомним какими способами можно записать алгоритм?

 

 

С помощью блок-схем, с помощью слов.

Совершенно верно. Но кроме этого, алгоритм можно еще записать на алгоритмическом языке. Давайте запишем:

Способы записи алгоритмов:

  1. алгоритмический язык

  2. графический способ (блок-схемы).

Алгоритмы могут отличаться не только по способу записи, но и по виду. Алгоритмы бывают линейные, разветвляющиеся и циклические. Каждый из этих видов на следующих уроках мы подробно рассмотрим, а сейчас просто запишем  тетрадь.

Виды алгоритмов:

  1. Линейный – все действия выполняются последовательно.

  2. Разветвляющийся – выполнения действий зависит от условий.

  3. Циклический – действия повторяются многократно.

Хорошо, а теперь давайте решим одну задачку: Исполнитель умеет, заметь в слове ровно одну букву на любую другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово. Составьте алгоритм для преобразования слова САД в слово КОТ.
Прежде чем решать, подумаем какая система команд у нашего исполнителя?
Молодцы, давайте составлять алгоритм. Что бы его составить нужно сначала решить эту задачу.

 

Заменять в слове одну букву на другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово.
САД – САМ – СОМ – КОМ – КОТ.

Составим алгоритм. 

  1. 3М.





  2. 3Т  

Хорошо, а теперь будем решать задачи 

Решают задачи (1 ученик решает на доске)

А теперь запишем домашнее задание:

§4, §20, стр.144 №2-5

 

Приложения:

Схема доски

Тема: Алгоритм и его свойства.

Свойства

Виды

Д/з

  1. Дискретность.

  2. Понятность.

  3. Определенность.

  4. Результативность.

  5. Массовость.

  1. Линейный

  2. Разветвляющийся

  3. Циклический

§4
^

Список дополнительной литературы:


  1. Радченко Н.П. «Школьная информатика»

  2. Семакин «Базовый курс 7-8»

  3. Сенокосов А.И. «Информатика 8».
^

Словарь терминов


  1. Алгоритм – это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата.

  2. Программа - запись алгоритма на  языке исполнителя

  3. Система команд исполнителя – совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.

  4. Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм.
^

Дидактические материалы


  1. Составить алгоритм для вычисления длины окружности произвольного радиуса.

  2. Составить алгоритм и программу для подсчета и вывода на экран значений косинусов углов 300, 600, 900.

  3. Составить алгоритм и программу для вычисления площади треугольника, если известны его стороны.

  4. Составить алгоритм и программу для вычисления гипотинузы прямоугольного треугольника, если известны его катеты.

  5. Составить алгоритм и программу для вычисления выражений:

    •   





  6. Составить алгоритм и программу для вычисления периметра пятиугольника, если известны его стороны.

Похожие:

Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconКонспект урока Этапы урока Время Цель этапа урока Содержание учебного...
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconХод урока: в начале урока учитель объявляет тему и ставит перед учениками...
Наталья Никифоровна Павлова, учитель русского языка и литературы моу «Новосретенская сош» Бичурского района Республики Бурятия
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconКонспект урока Педагог: Милованов Алексей Николаевич Предмет: Физическая...
Тема урока: Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Цель урока: Развитие физических качеств учащихся, формирование физически...
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconУрока Класс: 5 Раздел: «Кулинария» Тема урока: Технология приготовления бутербродов
Учитель приветствует учащихся, проверят отсутствующих, раздает технологические карты, знакомит учащихся с целями урока
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconУрока Тема урока Содержание темы
Алгоритм Евклида (линейное представление нод, критерий взаимной простоты двух чисел). Алгоритм Евклида для определения соизмеримости...
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconСхема поэтапного анализа урока
Оценить приемы учителя по организации учащихся в начале урока: подготовленность рабочего места учащихся, быстрота проверки отсутствующих,...
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconУрока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Зная аксиомы стереометрии и следствия из аксиом, уметь применять их при решении задач
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconКонспект урока по теме: "Витамины"
Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе,...
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconПрезентация к уроку. Ход урока слайд Ставятся цели урока. В начале урока звучит «Реквием»
Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме «Реквием», определить значение художественных средств, цветовой символики для раскрытия...
Решение задач (35) Итог урока (3 мин). Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока). Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства» iconСоставление план-конспекта урока
План-конспект  это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница