Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области




НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области
страница1/8
Дата публикации08.03.2013
Размер0.86 Mb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области

В 2008 году заканчивается эксперимент по введению единого государственного экзамена, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступать в вузы ЕГЭ станет обязательным. Необходимо помнить, что ЕГЭ по информатике это профильный экзамен.

Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится на территории Российской Федерации в течение последних 4-х лет. Впервые в Белгородской области в 2007-2008 учебном году выпускники 11 классов будут сдавать экзамен по информатике в форме ЕГЭ по выбору.

Целью единого государственного экзамена по информатике является объективная оценка общеобразовательной подготовки по этому предмету выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования.

Содержание экзаменационной работы составлено на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Министерства образования Российской Федерации № 1236 от 19 мая 1998 года и № 56 от 30 июня 1999 года).

В 2008 году формат экзаменационной работы по информатике останется неизменным. С 2009 года планируется существенно изменить формат ЕГЭ по информатике, так как стандарт 2004 года заметно отличается от минимума содержания 1998 года. В связи с этим уже в 2007/2008 учебном году школы должны были начать в 10 классе преподавание информатики по программам, соответствующим образовательным стандартам 2004 г. В случае, если такой переход не произошел, следует на 2008/2009 учебный год запланировать специальную переходную программу обучения в 11 классе, чтобы учащиеся могли сдать обновленный экзамен 2009 года.

В комплект контрольно-измерительных материалов входят:

- кодификатор – документ, в котором в формализованном виде представлены основные элементы проверяемого содержания; он составлен на основе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования;

- спецификация экзаменационной работы – документ, в котором в краткой форме указываются все основные характеристики КИМ;

- демонстрационная версия экзаменационной работы;

- экзаменационная работа с инструкцией для учащихся (в определенном количестве вариантов);

- ключи – правильные ответы на задания с выбором ответа и свободным кратким ответом;

- инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом.

Содержание экзамена включало основные темы курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Информация и её кодирование", "Алгоритмизация и программирование", "Основы логики", "Моделирование и компьютерный эксперимент", "Программные средства информационных и коммуникационных технологий", "Технология обработки графической и звуковой информации", "Технология обработки информации в электронных таблицах", "Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных", "Телекоммуникационные технологии".

Экзаменационная работа состоит из трех частей. Общее число заданий – 32. В контрольно-измерительных материалах по информатике практически отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. В любом случае экзаменующемуся требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или иной ситуации.

Работа выполняется учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

^ Часть 1 (А) содержит задания из всех тематических блоков. Количество заданий – двадцать. Типы заданий – задания с выбором правильного ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный. Выполнение каждого задания Части 1 (А) оценивается в один балл. При этом задание Части 1(А) считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий коду верного ответа. Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить за выполнение Части 1 (А) – 20 (это 50% всей работы). Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк № 1.

^ Часть 2 (В) включает задания по темам: «Информация и ее кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Телекоммуникационные технологии» призванные проверить основы теоретических знаний по информатике на более высоком уровне. Количество заданий – восемь. Тип заданий – задания с кратким ответом. В заданиях с кратким ответом варианты ответов учащемуся не предлагаются. Учащийся должен записать ответ в виде последовательности символов или цифр. За выполнение каждого задания Части 2 (В) присваивается по дихотомической системе оценивания либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»). Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк № 1 для ответов. Ответы на задания Части 2 проверяются путем сравнения ответа экзаменуемого с эталоном. Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить за выполнение Части 2 (В) – 8 (это 20% всей работы).

Задания ^ Части 3 (С) направлены на проверку сформированности умений базового, повышенного и высокого уровней по теме «Технология программирования». Количество заданий – четыре, первое из которых повышенного уровня сложности, а остальные три – высокого уровня сложности. Для выполнения заданий этой части необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме. За выполнение каждого задания выставляется определенное количество баллов, в зависимости от полноты и качества выполнения, поэтому 4 задания части 3 (С) давали при максимальном выполнении 12 баллов (это 30% всей работы). Эти задания самые сложные и самые трудоемкие. Ответы записываются на специальном бланке № 2.
^ Распределение заданий по разделам курса информатики


п/п

Название раздела

Вся работа

Часть 1

Часть 2

Часть 3

К-во зада-ний

%

К-во зада-ний

%

К-во зада-ний

%

К-во зада-ний

%

1

Информация и ее кодирование.

8

25

6

19

2

6

0

0

2

Алгоритмизация и программирование.

9

28

5

16

2

6

2

6

3

Основы логики.

5

16

3

9

2

6

0

0

4

Моделирование.

1

3

1

3

0

0

0

0

5

Программные средства информационных и коммуникационных технологий.

1

3

1

3

0

0

0

0

6

Технология обработки графической и звуковой информации

1

3

1

3

0

0

0

0

7

Технология обработки информации в электронных таблицах.

2

6

2

6

0

0

0

0

8

Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных.

1

3

1

3

0

0

0

0

9

Телекоммуникационные технологии.

2

6

0

0

2

6

0

0

10

Технология программирования.

2

6

0

0

0

0

2

6




Итого:

32

99

20

62

8

24

4

12


Экзамен проверяет знания и умения выпускников на различных уровнях (приложение № 1). Базовый уровень представляет собой задания на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей. Таких заданий в работе ровно половина.

Задания повышенного уровня связаны с содержанием профильных курсов информатики, требующих более углубленного изучения.

Задания высокого уровня призваны выделить учащихся, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой. Именно поэтому при подготовке учащихся к ЕГЭ надо обращать их внимание, прежде всего, на темы, включенные в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию и программирование.

Время на выполнение единого государственного экзамена по информатике 4 часа (240 минут). Рекомендуемое время выполнения заданий частей 1 (А) и 2 (В) - 1,5 часа (90 минут). На выполнение заданий Части 3 (С) рекомендуется отводить 2,5 часа (150 минут).

Бланки с ответами на задания первой и второй части работы сканируются и затем централизованно автоматически обрабатываются. Ответы заданий третей части сканируются и распечатываются в графическом формате (без распознавания) для передачи экспертам на проверку. Все отсканированные ответы на задания третьей части хранятся в цифровом виде в центре проведения ЕГЭ. Каждая работа части 3 (С) проверяется двумя экспертами. В случае значительного (более чем в 1 балл) расхождения оценок экспертов, региональная комиссия передает работы на перепроверку третьему эксперту, чье мнение считается окончательным. Иначе ставится более высокая (из двух) оценка. Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий – 40. Набранное количество тестовых баллов по специальной формуле переводится в итоговый балл по 100-балльной шкале, который и выставляется в сертификат ЕГЭ.

Статистика выполнения заданий экзаменационной работы по информатике представлена в приложении № 2.

Рекомендации по переводу тестового балла централизованного тестирования (итогового) в пятибальную шкалу оценок в 2006, 2007 годах по информатике:


Предмет

Пятибалльная шкала

Первичный балл

2

3

4

5

2

3

4

5

2006 г.

0-24

25-47

48-78

79-100

0-11

12-22

23-32

33-40

2007 г.

0-24

25-46

47-65

66-100

0-11

12-22

23-31

32-40



^ Рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике
1). Для подготовки учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по информатике в общеобразовательном учреждении возможно организация элективного курса в старшей школе «Готовимся к ЕГЭ по информатике».

Для курса разработан учебно-методический комплект: Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.

Данная книга представляет собой универсальное пособие для учителя и учащихся, совмещающее справочный материал для учителя и практикум для учащегося. Предлагается четыре варианта изучения курса. 1 и 2 предназначены для изучающих предмет на базовом уровне и желающих сдавать ЕГЭ по информатике. 3 и 4 варианты предназначены для изучающих предмет на профильном уровне. В учебном пособии предложена программа, курса, тематическое планирование, основные подходы к разработке КИМов ЕГЭ по информатике, рассмотрены тематические блоки и тренинги по проверяемым темам ЕГЭ.

2). Учителям в обязательном порядке необходимо знакомить учащихся с демонстрационными вариантами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Возможно проведение пробного экзамена, который организует и проводит самостоятельно общеобразовательное учреждение, используя задания предыдущих лет.

3) При разработке плана урока использовать для самостоятельных работ и повторения изученного материала задания из КИМов.

4). Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Тестирование - это одна из форм контроля знаний учащихся, которая все чаще используется для итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

С помощью тестов можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навыки их выполнения, что значительно облегчит подготовку учеников к централизованному тестированию. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Основную часть работы по подготовке к тестированию нужно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и классных самостоятельных или проверочных работ, в случаях не столь эмоционально напряженных, как контрольные работы или экзамены. Считается, что психо­технические навыки сдачи тестовых экзаменов не только повышают эффективность подготовки к таким экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

5). Учителя могут провести консультации по подготовке к сдаче централизованного тестирования по информатике не только для учащихся, но и для их родителей. Ни для кого не секрет, что успешность сдачи любого экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей.

6). В экзаменационных работах достаточно много ошибок, связанных с неправильным заполнением бланка ответов на вопросы второй части работы. При подготовке учащихся к экзамену надо обратить их внимание на то, что все задания второй части очень точно формулируют требования к формату записи ответа: в каком порядке записывать перечисление чисел, какие пробелы и знаки препинания ставить и т.п. Также на уроках информатики можно объяснить учащимся всю сложность задачи распознавания письменного текста и проиллюстрировать тем самым необходимость записывать ответ с помощью букв и цифр стандартной формы, максимально соответствующих образцу, приведенному на бланке для записи ответов.

7). Учителям необходимо знакомить учащихся с электронным вариантом сдачи ЕГЭ по информатике, используя открытый сегмент портала ФИПИ http://www.fipi.ru. Это связано в первую очередь с тем, что форма сдачи ЕГЭ по информатике в 2009 году будет проходить в электронном виде.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconПлан мероприятий по подготовке и проведению егэ маоу «сош №114» г....
Цель: Эффективная подготовка выпускников школы к единому государственному экзамену
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconПорядок приема, передачи, хранения и уничтожения экзаменационных...
...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconПлан работы педагога – психолога по подготовке учащихся 11-го класса...
Цель: обработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции,...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconОпорные конспекты
Н. И. Одинцова, Л. А. Прояненкова «Поурочное планирование по физике к Единому государственному экзамену» /. — М.: Издательство «Экзамен»,...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconМетодические рекомендации по подготовке и защите диссертаций, подготовке...
Методические рекомендации по подготовке и защите диссертаций, подготовке отзывов официальных оппонентов и заявок на гранты. Афанасьев...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconРоль классного руководителя в системе работы педагогического коллектива...
Роль классного руководителя в системе работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconУправление по белгородской области (уфсин россии по белгородской области) прика з
Белгородской области по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconМетодические указания разработаны на основе современных требований...
Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» исоответствуют...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня здоровья общие положения
Методические рекомендации разработаны кафедрой здоровьесбережения в образовании (зав кафедрой проф. О. С. Гладышева) и кафедрой теории...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconМетодические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплинам...
О. В. Краснова. Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплинам специализации «Социальная психология» специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница