Применение информационных технологий в образовании




Скачать 70.89 Kb.
НазваниеПрименение информационных технологий в образовании
Дата публикации08.03.2013
Размер70.89 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы


Применение информационных технологий в образовании
Зырянов С.А., к. т. н.

СибУПК, г. Новосибирск
Введение. Перенесенные на электронные носители, информационные ресурсы приобретают качественно новое состояние, т.е. становятся активными, и в этом качестве являются доступными, в том числе и дистанционно с помощью компьютерных сетей общего пользования. Информация, доступная для оперативного воспроизведения средствами компьютерной обработки, превращается в важнейший фактор развития образовательного учреждения на основе применения новых технологий. Индустрия средств передачи информации, баз данных, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг формирует динамичный рынок, привлекающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую информационную среду. В ряде стран финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг превысили по своим объемам вложения в развитие энергетики, благодаря, как правило, рекордным темпам их косвенной окупаемости.

Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы предоставления информационных ресурсов потребителю, стали также не менее важным средством повышения эффективности управления в университете и обеспечения образовательного процесса. Уровень информатизации превращается в один из факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.

Осознание роли информации как стратегического ресурса коммерческой деятельности стимулировало разработки новых информационных технологий как для получения и переработки больших объемов информации, так и для ее хранения и предоставления пользователям. Первое место среди новых технологий занимают сетевые информационные Internet/Intranet технологии.

В ближайшее время использование Internet/Intranet технологий при создании информационных ресурсов и построении информационных систем различного назначения будет доминирующим в мировом информационном пространстве по следующим причинам:

  • позволяют с достаточной простотой организовать для пользователя системы поиска нужной информации;

  • предъявляют минимальные требования (как с технической стороны, так и со стороны программного обеспечения) к рабочему месту клиента, который работает со стандартным программным обеспечением (единственным требованием является поддержка работы WWW-браузера одной из последних версий);

  • поддерживают распределенные системы хранения информации и множественные методы ее хранения;

  • поддерживают работу с разноплановыми данными (текст, графика, изображение, звук, видео, векторные карты и др.) практически неограниченного объема;

  • предоставляют технологически простой способ администрирования информационных систем с одного рабочего места;

  • поддерживают удаленные методы редактирования и пополнения информации.

Основные направления использования ЭВМ в образовании. Можно выделить следующие направления, по которым информационные технологии внедряются в сферу образования:

  • информатика и вычислительная техника как объекты изучения;

  • компьютер как средство обучения, воспитания и развития учащихся;

  • применение компьютеров в педагогическом управлении (деловые применения компьютеров);

  • компьютер как средство повышения эффективности научно-педагогических исследований, научно-методической и методической работы;

  • компьютер как средство повышения квалификации педагогических кадров.

В большей или меньшей мере и в своих специфических формах каждое из этих направлений может найти свое отражение в учебном процессе. Наибольший эффект от внедрения информационных технологий будет достигаться при комплексном подходе. Одна из главных целей настоящего доклада — определить комплекс проблем в области применения информационных технологий в учебном процессе.

^ Основные проблемы использования ЭВМ в образовании. Существенной проблемой, связанной с обеспечением учебного процесса СибУПК информационными ресурсами, является факт «гибели» информации, вызванный оттоком кадров преподавателей и технического персонала, ответственного за ее хранение. Зачастую жизненный путь информации заканчивается с «уходом» ее создателя. В настоящий момент перед нами стоит задача сохранения всего того громадного информационного материала, который был накоплен в университете на протяжении многих лет.

Для решения проблемы информационной недостаточности и своевременного сохранения информационных ресурсов университета необходимо создание собственной универсальной информационной системы университета, в которой бы аккумулировалась необходимая для сотрудников информация (собственная и внешняя), а также хранилось и актуализировалось основное богатство университета — накопленные знания и педагогический опыт. Эта задача включает в себя:

  • создание и поддержку «Электронной библиотеки университета»;

  • построение полнофункциональной системы данных об интеллектуальном потенциале университета, что предусматривает информационную систему о кафедрах, сотрудниках, достижениях и других аспектах, связанных с работой университета, соответствующую систему электронной поддержки сбора и накопления информации, а также систему электронных коллекций, баз данных и т.п.

Информационная система СибУПК должна обеспечить:

  • единую информационную среду университета, основанную на современных сетевых средствах, технологиях и стандартах;

  • информационную поддержку проводимых на кафедрах университета исследований по фундаментальным и прикладным направлениям, а также межкафедральных и междисциплинарных научных исследований;

  • поддержку перспективных систем коллективной работы исследователей на базе современных информационных технологий;

  • поддержку профессионально-ориентированных систем подготовки и обмена научных документов с элементами удаленной совместной работы;

  • поддержку принятия и реализации организационных и управленческих решений;

  • совершенствование среды, обеспечивающей электронный документооборот университета.

Организационно-технологическое обеспечение процесса создания полнофункциональной информационной системы связано с большим спектром работ, которые включают в себя организацию системы доступа пользователей к информационно-вычислительным ресурсам и к базам данных, сохранение, поддержку и создание информационных ресурсов университета, а также самое главное — воспитание нового пользователя, способного жить и работать в современном информационном мире.

Для решения этой задачи необходимо создание и обеспечение:

  • средств хранения, доступа и обработки больших массивов распределенной информации;

  • системы поддержки интеллектуального интерфейса;

  • системы формирования и эксплуатации корпоративных информационных ресурсов и информационного обеспечения;

  • системы защиты и авторизованного доступа к информации;

  • лицензионной поддержки;

  • нормативно-правовой базы создания и использования информационных ресурсов;

  • интегрированной системы предоставления фактографической информации.

В настоящий момент при создании электронной библиотеки уже решается целый ряд технологических задач хранения и накопления информации, с одной стороны, и задача организации удобного доступа к информации, с другой стороны. Принципиально здесь можно выделить следующие направления работ:

  • создание информационных систем, обеспечивающих эффективный комплексный поиск и анализ информации в коллекциях гетерогенных объектов;

  • представление разнородной информации в виде, удобном для конечного пользователя;

  • разработка удобных человеко-машинных интерфейсов, направленных в том числе на поиск и актуализацию данных;

  • согласование технологических решений с существующими стандартами хранения и представления информации и мета информации (в первую очередь — выполнение требований интероперабельности);

  • решение вопросов защиты информации и авторизации доступа к информации;

  • решение юридических вопросов использования электронных информационных ресурсов, включая вопросы авторского права и интеллектуальной собственности.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи.

  1. Инвентаризация наиболее существенных информационных ресурсов. Это касается, в первую очередь, информационных ресурсов бухгалтерского и кадрового учета студентов и сотрудников, а также ресурсов, связанных с организацией учебного процесса.

  2. Адаптация существующих разработок кафедр университета в области построения распределенных систем для использования в информационной сети СибУПК.

  3. Разработка корпоративных стандартов хранения, поиска и представления информации на основе существующих международных и отечественных стандартов.

  4. Разработка и адаптация технологий коллективной работы исследователей, в том числе в рамках межвузовских и других интеграционных проектов совместно с Центросоюзом и Потребсоюзами.

Первоочередные задачи использования ЭВМ в СибУПК

  1. Организация централизованно-распределенной системы хранения информации, облеченной в БД и хранилища информации.

  2. Разработка технологии хранения и представления через сеть разнородной информации (включая и распределенную — пространственные БД, карты, схемы и т.д.).

  3. Создание полнофункциональной информационной системы, рассчитанной, в первую очередь, на обеспечение административной и учебно-методической работы:

  • БД по кафедрам и научным направлениям, основным достижениям и результатам, отчетам, планам, проектам и публикациям;

  • интегрированная распределенная БД по кадрам (сотрудники, студенты)

  • БД по приказам и распоряжениям СибУПК, включая функции официальной рассылки и документооборота.

  1. Разработка системного проекта распределенной электронной библиотеки с единой системой поиска и доступа к информации через сеть Интернет (в настоящее время частично представлена на информационном сервере библиотеки и на ряде кафедральных WWW-страниц).

  2. Формирование информационно-справочных систем (конференции и гранты, объявления, новости и т.д.).

  3. Разработка системы представления пользователю информации о данных и ресурсах.

  4. Разработка целевой программы СибУПК в области сохранения и поддержки информационных ресурсов.


Похожие:

Применение информационных технологий в образовании iconИнформационные системы
Цель: формирование у слушателей представления об информационных системах (ИС); о способах хранения, ввода и поиска информации в ис;...
Применение информационных технологий в образовании iconИнформационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт)...
Применение информационных технологий в образовании iconПлан работы методического объединения учителей
...
Применение информационных технологий в образовании icon«Применение информационных технологий на уроках математики»
Воронежский государственный университет, ф-т математический, учитель математики, 1997
Применение информационных технологий в образовании iconПоложение о центре информационных технологий Идентификатор
Центр информационных технологий (далее центр ит) является структурным подразделением кгбоу спо «Бийский государственный колледж»
Применение информационных технологий в образовании iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии...
Л. А. Шевцова, зав кафедрой информационных технологии гоу дпо ниро; Т. И. Калинина, доцент кафедры информационных технологий, координатор...
Применение информационных технологий в образовании iconГосударственный стандарт российской федерации
Расширяющееся применение информационных технологий при создании, обработке, передаче и хранении документов требует в определенных...
Применение информационных технологий в образовании iconА. И. Яковлев Предварительные замечания
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт)...
Применение информационных технологий в образовании icon«Менеджмент высшего образования: проблемы и перспективы» Секция: «Управление учебным процессом»
Подсекция «Управленческие решения в применении новых информационных технологий в образовании»
Применение информационных технологий в образовании iconПрограмма повышения квалификации реализуется посредством внедрения...
Институт информационных технологий в образовании и науке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница