
Обществознание. 7 класс.
Календарно-тематическое планирование Глава 1. Личность подростка (11 часов)
| Образовательные цели/задачи
| Цели/задачи ученика:
| Цели/задачи педагога:
создать условия учащимся для:
| • изучить главу «Личность подростка» и получить систему обществоведческих знаний, необходимых для изучения образовательной области «Обществознание» на базовом уровне;
• иметь представление о понятиях: «детство», «возраст», «возрастная периодизация», «подростковый возраст», «юность», «тинейджеры», «динамизм», «самооценка», «комплекс неполноценности», «личность», «темперамент», «характер», «способности человека», «интеллект», «аффект», «эмоции», «чувства», «самооценка», «самовоспитание», «лидер»;
• овладеть умением:
– анализировать границы подросткового возраста;
– характеризовать отличительные черты подросткового возраста, физические изменения, происходящие в этом возрасте;
– определять, что влияет на самооценку подростка, с какими трудностями сталкиваются в жизни подростки с заниженной самооценкой
| • формирования представлений о границах подросткового возраста, физических изменениях, происходящих в этом возрасте, о самооценке подростка;
• формирования умений определять темперамент, самооценку, преодолевать стрессовые ситуации;
• овладения навыками первичного анализа и использования социальной информации, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; сознательного неприятия антиобщественного поведения; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей
| ^
| Внеурочная деятельность
| Дистанционный курс по обществознанию (при наличии в ОУ); применение мультимедийных презентаций; поиск информации с использованием интернет-ресурсов; проектная деятельность по теме «Личность подростка»; кружковые занятия (при наличии данного вида дополнительного образования в ОУ); представление результатов индивидуальной или групповой познавательной деятельности в форме сочинения, творческих работ, исследовательского проекта, публичной презентации
| Продолжение табл. Самостоятельная работа (д/з)
| • Гл. 1. § 1. Репродуктивный уровень: в. 1, 3. Конструктивный уровень: практикум, в. 1, 2.
• Гл. 1. § 1. Творческий уровень: объяснить смысл фразы «Подростковый период – испытание, данное каждому человеку».
• Гл. 1. § 2. Репродуктивный уровень: в. 1–3.
• Гл. 1. § 2. Конструктивный уровень: практикум, в. 2.
• Гл. 1. § 3. Репродуктивный уровень: в. 1–2. Конструктивный уровень: в. 4. Творческий уровень: практикум, в. 1.
• Гл. 1. § 4. Репродуктивный уровень: в. 1–2. Конструктивный уровень: практикум, в. 2. Творческий уровень: составить правила, которые помогут подросткам улучшить внешность.
• Гл. 1. § 5–6. Репродуктивный уровень: в. 1, 3, 5 (§ 5); 1, 2 (§ 6). Творческий уровень: мини-сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от…».
• Гл. 1. § 7. Репродуктивный уровень: в. 1–4. Конструктивный уровень: практикум.
• Гл. 1. § 8. Репродуктивный уровень: в. 1–4. Конструктивный уровень: тест на с. 62–63.
• Гл. 1. § 9. Подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1, 3, 4. Конструктивный уровень: практикум, в. 1. Творческий уровень: небольшое сообщение об известных лидерах.
• Гл. 1. Синквейн «Личность»
| Продолжение табл. № п/п
| Тема и тип урока
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта)
| Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса
| Педагогические средства
| Универсальные учебные действия
| Формы организации совзаимодействия на уроке
| Планируемые образовательные результаты
| Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся
| Календарные сроки
| объем освоения и уровень владения компетенциями
| компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Переходный возраст
(изучение нового материала)
| Определение возраста. Система ценностей подростка. Самоутверждение
| Объяснительно-ил-люстративная
| Беседа, работа с книгой
| Личностные, познавательные, коммуникативные
| Дифференцированная работа
| Научатся определять понятия «возраст», «подростковый возраст», «возрастная периодизация», границы подросткового возраста.
^ ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, приходить к общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других
| ^
Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой
| Поиск информации с использованием интернет-ресурсов
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 2
| Задачи и трудности подросткового возраста (комбинированный)
| Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли
| Проблемное изложение
| Фронтальная беседа, работа с книгой
| Познавательные, коммуникативные
| Коллективная работа
| Научатся определять задачи и проблемы подросткового возраста.
^ допускать существование различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи
| ^
Умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой
| Поиск информации с использованием интернет-ресурсов
|
| 3
| Задачи и трудности подросткового возраста (комбинированный)
| Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода
| Проблемное изложение
| Проблемные задания
| Регулятивные, познавательные, коммуникативные
| Работа в парах: пары смешанного состава (сильный учит слабого)
| Научатся определять задачи и проблемы подросткового возраста.
^ принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание
| ^
Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать
| Поиск информации с использованием интернет-ресурсов
|
| 4
| Быть взрослым
| Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие
| Объяснительно-ил-люст-
| Беседа, работа с книгой, де-
| Познавательные,
| Индивидуальная работа
| Научатся определять отличительные черты подросткового возраста, условия жизни, влияющие на взросление под-
| ^
| Поиск информации с использованием интернет-ресурсов
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| (комбинированный)
| подростков от взрослых и друг от друга.
Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков
| ративная
| монстрация
| личностные
|
| ростка.
^ владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат дей-ствия; развивать способность к самооценке
| Умеют вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную об-разовательную траекторию, работать с книгой
|
|
| 5
| Физические изменения у подростков
(комбинированный)
| Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления
| Объяснительно-ил-люстративная
| Беседа, работа с книгой
| Познавательные, личностные
| Дифференцированная работа
| Научатся определять, какие физические изменения происходят в подростковый период, понятие «комплекс неполноценности».
^ формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации
| ^
Умеют определять понятия, высказывать собственные суждения, работать с книгой
| Поиск информации с использованием интернет-ресурсов
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 6
| Психологический портрет личности: темперамент и характер (применение знаний и умений)
| Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность
| Проблемное изложение
| Проблемные задания
| Познавательные, коммуникативные, личностные
| Коллективная, пары смешанного состава
| Научатся определять понятия «личность», «характер», основные характеристики личности.
^ проявлять эмпатию – понимание чувств других; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться в устной и письменной форме; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию
| ^
Умеют обосновывать суждения, приводить доказательства
| Презентация
http://uchportal. ru/load/143-1-0-3642
|
| 7
| Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства (комбинированный)
| Интеллект. Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков
| Объяснительно-ил-люстративная
| Беседа, работа с книгой, демонстрация
| Познавательные, личностные
| Индивидуальная работа
| Научатся определять понятия «способность», «интеллект», «чувство», «эмоция», типы темперамента.
^ владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке
| ^
Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию
| Презентация
http://uchportal. ru/load/143-1-0-3642
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 8
| Самооценка подростка (комбинированный)
| Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Завышенная самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка
| Проблемное изложение
| Проблемные задания
| Регулятивные, познавательные, коммуникативные
| Работа в парах: пары смешанного состава (сильный учит слабого)
| Научатся определять основные составляющие психической жизни человека, характеризовать уровни самооценки.
^ принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание
| ^
Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать
| Презентация
http://uchportal. ru/load/143-1-0-3837
|
| 9
| Выдающаяся личность
(комбинированный)
| Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности
| Репродуктивная
| Упражнения, практикум
| Познавательные, личностные, коммуникативные
| Индивидуальная работа; работа в парах смешанного состава
| Научатся характеризовать выдающихся личностей в истории, факторы, влияющие на развитие выдающейся личности.
^ сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться в нравственном содержании поступков; задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия; ориентироваться на различ-
| ^
Умеют работать в парах; распределять обязанности, проявляют способность к взаимодействию
| Презентация
http://uchportal. ru/load/143-1-0-3839
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
|
|
| ные способы решения поставленной задачи
|
|
|
| 10
| Лидер и его качества
(комбинированный)
| Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде
| Частично-поисковая
| Организация совместной учебной деятельности
| Коммуникативные, регулятивные
| Групповая работа (по психофизическим возможностям)
| Научатся определять понятия «лидер», «формальный лидер», «неформальный лидер», характеризовать роль лидера в обществе.
^ осуществлять поиск социальной информации; адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем
| ^
Умеют выполнять творческие задания; работать в группах; проводить оценку своей учебной деятельности
| Поиск информации с использованием интернет-ресурсов
|
| 11
| Личность подростка (применение и совершенствование знаний)
| Повторение пройденного материала
| Частично-поисковая
| Организация совместной учебной деятельности
| Коммуникативные,
регулятивные
| Групповая работа (по психофизическим возможностям)
| Научатся решать проблемные задания и творческие задания.
^ осуществлять поиск социальной информации; адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем
| ^
Умеют выполнять творческие задания; работать в группах; проводить оценку своей учебной деятельности
| Поиск информации с использованием интернет-ресурсов
|
| |