Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы




Скачать 154.53 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы
Дата публикации06.02.2014
Размер154.53 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > История > Рабочая программа



Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта.

В основу планирования курса взята программа по Истории России: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, .- М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы.

.
Основная цель
Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

– продолжать формировать ориентиров для этнонациональной и культурной са­моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладевать основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимать место и роль Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– воспитывать учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

– развивать способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии России в 7 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Русского царства и Российской империи;

– осмысление социально-нравственного опыта России XVII-XVIII вв.;

– уважение к культуре допетровской и послепетровской России.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  • попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

  • присоединение Украины к России (причины и последствия);

  • фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

  • причины, последствия и цена петровских преобразований;

  • сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.

^ Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 34часа (1 час в неделю)

Содержание курса.
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

^ Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутри­политическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреж­дение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избра­ние на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Бо­ярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Поль­ши и Швеции. Начало патриотического подъема.

^ Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем наро­да. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

РОССИЯ В XVII в.

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производ­ства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссий­ского рынка. Рост городов.

^ Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории город­ского населения. Духовенство. Казачество.

^ Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодер­жавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

^ Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церков­ный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

^ Народные движения. Причины и особенности народных волне­ний. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

^ Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отноше­ния. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

^ Образование и культура в XVII в.Тради­ции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопро­ходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

^ Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII века.

Предпосылки петровских преобразо­ваний. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

^ Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.

Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутскийпоход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губерн­ская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократичес­кая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

^ Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и мерканти­лизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.

^ Народные движения первой четверти XVIII века.Причины народных восстаний в петров­скую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных вы­ступлений.

^ Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.Образование и наука. Расшире­ние сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Раз­витие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музе­ев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерца­ло». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

^ РОССИЯ В 1725—1762 гг.

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фа­воритизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.

^ Внутренняя политика. Изменения в системе центрального уп­равления. Расширение привилегий дворян­ства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфак­турного производства.

^ Внешняя политика. Основные направления внешней поли­тики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

^ РОССИЯ В 1762—1801 гг.

Внутренняя политика Екатерины II.Особен­ности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютиз­ма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золо­той век российского дворянства. Расширение помещичьего землевла­дения. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: при­чины и последствия. Губернская реформа.

^ Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугаче­ва.Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.

^ Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

^ Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней полити­ки. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суво­ров, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причер­номорья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, час­ти Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

^ Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Полити­ка в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

^ Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинни­ков. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И. Ползу­нов, И.П. Кулибин. Развитие образо­вания. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов­ского университета.

^ Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало ансамблевой застройки городов.

^ Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, пи­тание, досуг, обычаи.

ТреБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся


  • определять и объяснять понятия;

  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;

  • уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;

  • уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

  • Использовать карту при изложении исторических сюжетов

Тематическое планирование.


урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Плановые сроки проведения

1

^ Вводное занятие

1

2.09

Тема 1. Россия на рубеже XVI–XVII веков (4 ч)

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

1

9.09

3

Смута

1

16.09

4

Окончание Смутного времени

1

23.09

5

Повторение и контроль по теме: Россия на рубеже XVI–XVII веков.

1

30.09

Тема 2. Россия в XVII веке (9 ч)

6

Новые явления в экономике

1

7.10

7

Оформление сословного строя.

1

14.10

8

Политическое развитие России в XVII в.

1

21.10

9

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

28.10

10

Народные движения.

1

11.11

11

Внешняя политика.

1

18.11

12

Образование и культура в XVII в.

1

25.11

13

Сословный быт. Обычаи и нравы

1

2.12

14

Повторение и контроль по теме: Россия в XVII веке.

1

9.12

Тема 3. Россия в первой четверти Россия в XVIII веке в. (8 часов)

15

Предпосылки петровских преобразований.

1

16.12

16

Петр I. Россия на рубеже веков.

1

23.12

17

Северная война.

1

13.01

18

Реформы Петра I

1

20.01

19

Экономика России в первой четверти XVIII в.

1

27.01

20

Социальные движения первой четверти XVIII в.

1

3.02

21

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIIIв.

1

10.02

22

Повторение и контроль по теме: Россия в первой четверти Россия в XVIII в.

1

17.02

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)

23

Дворцовые перевороты

1

24.02

24

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

1

3.03

25

Внешняя политика в 1725-1762 гг.

1

10.03

26

Повторение и контроль по теме: Россия в 1725-1762 гг.

1

17.03

Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (8 ч)

27

Внутренняя политика Екатерины II

1

7.04

28

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

1

14.04

29

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1

21.04

30

Внешняя политика Екатерины II

1

28.04

31

Россия при Павле I

1

5.05

32

Наука и образование

1

12.05

33

Художественная культура

1

19.05

34

Быт и обычаи. Повторение: «Россия в 1762-1801»

1

26.05



Учебно-методическое обеспечение.

Список литературы для учителя.

1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 20011 г.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г «Поурочные разработки по истории России». М.»Просвещение» 2007г.
Список литературы для ученика.

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 20011 г.

Таблицы:

1.Российское государство в годы Смуты.

2.Социально-сословное представительство на земских соборах XVII века.

3.Государственный аппарат России в XVII веке.

4.Органы власти и управления Российской империи в 20-70 гг.XVIII века.

5.Реформы Петра Великого в первой четверти XVIII века.

6.Органы власти и управления российской губернии и уезда в конце XVIII века.

7.Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII века.

8.Управление городом в конце XVIII века.

9.Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII века.

Карты:

1.Смутное время в России.

2.Русское государство в период крестьянских войн и борьбы со шведскими и польскими феодалами(1582-1618 гг)

3.Россия в XVII в.

4.Экономическое развитие России в ХVII в.

5.Российская империя с конца XVII века до 60 гг.XVIII в

6.Россия в XVIII в

7 Российская империя во второй половине XVIII в..
Интернет-ресурсы по истории России XVII-XVIII в.

Антология древнерусской литературы. Литература XVII в.: http://old-ru.ru/08.html.

^ Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до XVIII в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm. Раздел «Россия XVIII - начала ХХ вв.»:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm

^ Ботик Петра I "Св. Николай":http://peter1boat.narod.ru/. Сайт о «дедушке русского флота», сочетающий серьезный рассказ и основательную подборку материалов.

^ Петр I в русской литературе XVIII века. Тексты и комментарии: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5927 (на сайте Института русской литературы РАН — «Пушкинского дома»).

^ Российский мемуарий:http://fershal.narod.ru/. Превосходное собрание мемуаров XVIII-XIX столетий. Еще сайт Русские мемуары:http://memoirs.ru/. Очень большое собрание. Различия между двумя проектами в том, что первый отличается большей разборчивостью (ориентируясь на полноценные тексты), а второй – большей «всеядностью». Оба проекта превосходно дополняют друг друга.

Сайт Общества изучения русской усадьбы:http://oiru.org/. Хорошая библиотека.

Семилетняя война:http://syw-cwg.narod.ru/ Опубликовано много интересных документов.


Похожие:

Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основании...
...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по всеобщей истории для 8 класса разработана на...
...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по всеобщей истории для 7 класса разработана на...
Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята авторская программа: А. Я юдовская, Л. М. Ванюшкина,...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconВ основу планирования взята программа курса «Всеобщая история. 10...
Рабочая программа по Всеобщей истории для 10 класса разработана на основании Федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по обществознанию разработана для 9 класса на основании...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г. В основу планирования курса взята рабочая программа:...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основании...
В основу планирования курса взята рабочая программа: составитель А. И. Кравченко, «Обществознание». Программа курса для 8-9 классов...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на,...
В основу планирования курса взята рабочая программа: составитель – С. И. Козленко, И. В. Козленко,»Обществознание. Программа курса...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по обществознанию разработана для 7 класса на основании...
В основу планирования курса взята рабочая программа: С. И. Козленко, И. В. Козленко, «Обществознание. Программа курсадля 6 – 7 классов...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа по истории России для 9 класса разработана на основании...
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. М. Ю брант «История России XX – начала XXI века».:...
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта. В основу планирования курса взята программа по Истории России: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы iconРабочая программа рабочая программа по Праву для 10 класса разработана...
В основу планирования курса взята примерная программа по праву М., «Дрофа», 2007 год. Авторы: Днепров А. Г.,Днепров Э. Д
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница