Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе




Скачать 118.85 Kb.
НазваниеХристианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе
Дата публикации10.03.2013
Размер118.85 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > История > Урок
Майков А.Н. методист Гуманитарного цента СПб АППО
К истокам современной морали

(христианство о самосовершенствовании человека)


История религии на уроке в светской школе.

Изучение в школьном курсе истории любого народа невозможно без изучения его религии. Краткое знакомство с религиозной жизнью народов в большей или меньшей мере сделано в курсе Всеобщей истории. Религия является нравственным началом любого общества, сдерживающим фактором нравственной жизни человека. Принятие христианства на Руси стало средством приобщения восточнославянских племён к мировой культуре. В Православной религии отразилась национальная жизнь русского народа, оно стало мощным средством воздействие на общество.

В школе изучаются необходимые фрагменты истории Русской Православной Церкви. Это не изучение основ вероучения. Последнее предполагает формирование религиозного мировоззрения, приобщение к мистической жизни Церкви, участие в её таинствах.

Изучение отдельных эпизодов истории Русской Православной Церкви в светской школе носят информационный характер, помогают понять историю России в целом, увидеть роль Церкви в историческом процессе. Святость, духовное подвижничество – эти понятия долгие годы были недоступны школьнику. Однако, чтобы понять историю своего Отечества, надо понять духовный мир своих предков: их веру, идеалы, мораль, культуру. В противном случае изучение исторического прошлого России станет бесплодным, бесполезным занятием.

История Православия в России тесно связана с историей ислама. На протяжении всей истории России эти две религии постоянно взаимодействовали. Так называемый «научный атеизм», некорректно представляя историю ислама и христианства в России, фактически искажал роль, как христианства, так и мусульманства в её истории. Акцент на военные конфликты между православными и мусульманами в нашем прошлом и настоящем приводил и приводит к невниманию или игнорированию процесса взаимодействия культур, совместной жизни людей разных вероисповеданий.

Термин «православие господствующая религия» стал фактически ярлыком, призванным свидетельствовать о приниженном положении всех остальных религий в России. Однако, следует подчеркнуть, что «господствующая религия» испытывала на себе мощное давление государства. Примеров, свидетельствующих о вмешательстве государства в жизнь Православия и Ислама, и негативных последствий для их последователей в истории достаточно. С времён Петра I Церковь лишилась патриаршества, под давление государства проводилось насильственное крещение народов Поволжья. А во времена Анны Иоановны были закрыты сотни мечетей. Во времена Екатерины Великой православие потеряло свою экономическую самостоятельность, закрывались монастыри, храмы, однако, в то же время Ислам получил некоторое послабление.

Школьный курс истории несомненно требует более широкого включения сюжетов из истории ислама в программы и учебники. Это, безусловно, будет содействовать преодолению таких общественных пороков как национализм и шовинизм, приводящих к утрате понимания своих недостатков и чужих достоинств. Всегда следует помнить, что Россия являлась и является родиной-матерью и для русских и для многих народов. И в этом залог межнационального единства и межконфессионального согласия Россиян. А этом видится одна из важнейших воспитательных задач курса истории России в школе.

Межнациональное единство предполагает уважение личности всякого человека. Уже говорилось о невозможность установления социального равенства в обществе. Однако, по христианскому учению все люди являются носителями образа Божия. Это является основанием для утверждения духовного равенства всех людей. Различие в вероисповеданиях не является тому препятствием. И христианство, и ислам, и многие другие религии мира признают Единого Творца.

В настоящее время в систему гуманитарных предметов вводится курс Основы религиозной культуры и светской этики. Это требует от учителя глубоко изучения основ мировых религий. В этой статье мы предлагаем краткий обзор основ христианской морали. Очень важно понять, что составляет основу христианского вероучения. Надеемся, что изложенные здесь материалы помогут в организации занятий со школьниками как на уроках истории, обществознания, так и во внеклассных мероприятиях.
^ В поисках смысла жизни.

В жизни люди стремятся не только приобретать вещи, доставать пропитание устраивать своё жилище. Человечество в течении всей своей истории стремится понять смысл своего существования на Земле, своё великое назначение и высокую цель. В мире не может быть ничего случайного. Если человек не ставит перед собой вопросов о смыс­ле своего существования, то жизнь ему кажется бессмысленной, и часто такие люди могут стать жестокими и злыми.

Решая вечный вопрос своего существования, люди сталкивались с по­нятиями о добром и злом, нравственном и безнравственном. Смысл этих понятий на разных этапах человеческой истории раскрывался людьми не одинаково. Нравственные понятия человека первобытного общества и древнего грека, язычника и христианина различны.

Вот уже 2 тысячи лет нравственность многих миллионов людей на нашей Земле строится на основе христианских принципов. Суть их изложена в книге, которая называется Библия.

Но чтобы понять, в чём было новаторство христианства, поговорим о религии древних или язычестве, которое предшествовало христианству.

Религиозные верования древнего мира дробились на многочисленные формы обоготворения сил и явлений природы. Нравственность в язычество отличалась чувственным направлением. Культ своего "Я", служение телу - общий облик языческой нравственности. Древнее гражданское законодательство не решает вопросов о высшем нравственном значении и наз­начении человеческой личности. Для законодательства древности чело­век - орудие в руках государства, и он оценивается по степени полезности для него. Известные умы древности Платон и Аристотель, не возвысилась до нравственного равенства всех людей. Они считали рабство нормальным, необходимым явлением, думали, что к рабству предназначены все народы мира - кроме греков, что другие народа - варвары, иже человеческой природы. Только греки люди в полном смысле слова.
Библия

Слово «Библия» — греческого происхождения, оно означает «книги». Библия — сборник книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Эти книги были написаны в разное время, раз­ными людьми первоначально на еврейском и греческом языках, затем они переводились на языки других народов.

Книги Ветхого Завета рассказывают о сотворении мира, о жиз­ни людей в древности, повествуют о морали и законах того вре­мени, о различных исторических событиях, содержат настав­ления людям в их жизни и предсказания.

Новый Завет иначе называется Евангелием, т. е. Благой Ве­стью о спасении людей от их грехов Сыном Божьим Иисусом Хри­стом. Новый Завет включает четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Их также называют Евангелистами. Все они были учениками Иисуса Христа. В Новый Завет также включены повествования о деяниях учеников Христа, их послания (письма) к христианам, пророчества.

В истории человечества немного книг, которым были свой­ственны вневременность и глобальность. Такой книгой стала Биб­лия. Она написана более чем 2 тысячи лет назад, но содержание этой книги не утратило своего значения и поныне.
Ветхозаветный или Моисеев закон.

Содержание закона Моисея или Ветхозаветного обнимает всю жизнь человека и все человеческие отношения. Сущность его выражается в 10 заповедях, отсюда и другое название закона Декалог. Четыре заповеди говорят о любви человека к Богу, а в шести- об обязанностях его к ближним.

Познакомимся с содержанием Закона. Предлагаем вам отрывок из книги Исход

«16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою Синайскою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.
20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь

Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.
21 И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него;
22 священники же, приближающиеся к Господу Богу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь.
23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее.
24 И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы Господь не поразил их.
25 И сошел Моисей к народу и пересказал ему.»

Исход 19 (16-25)

«1 И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай в них всякие дела твои,
10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.»

Исход 20 (1-17)

Это строгие и определённые предписания, предусматривающие почти каждый случай жизни. Декалог указывает на то, что противоречит любви, на пледы зла. Закон Моисея был только обличителем, и направляется более на внешнюю сторону жизни человека.

Однако люди могут внешне соблюдать законы и правила, но в сути быть злыми, завистливыми, способными на совершение недостойных поступков.

Страницы Ветхого Завета повествуют нам е нелёгкой судьбе человечества. В поисках истины, люди прошли через горе и радость, паления и духовные взлёты, проявляя нередко полную беспомощность.
^ Новозаветный или Христов Закон.

Новозаветный Закон изложен в Евангелии, он содержит учение о спасении человеческого рода через учение Иисуса Христа. Евангелие повествует о Его рождении, земной жизни, учении, смерти на кресте, воскресении из мёртвых, вознесении на небо. Четыре евангелиста пишут об одних и тех же событиях, все четыре Евангелия рассказывают о жизни Христа наполненной великой любовью к людям, где даже смерть направлена на спасение людей.

Предлагаем вам отрывок из Евангелия от Матфея, который обычно называют "нагорная проповедь". Текст нелёгкий, но попробуйте понять его сперва без наших комментариев.

«1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.» Мф. 5 (1-11)

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Мф 5 (42)

«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.» Мф 6 (2)

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» Мф 7 (1-2)

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?»

Мф. 7 (7-10)

Некоторые слова Нагорной проповеди стали редко употребляемыми или вообще не понятны многим современным людям. Приведём объяснение отдельным словам текста

Блаженные - счастливые

Плачущие – люди, которые скорбят о своих недостатках.

Кроткие – те, кто терпеливо переносит несчастья.

Милостивые – люди милосердные, сострадательные.

Чистые сердцем - те, кто не только избегает дурных дел.

Миротворцы – люди, избегающие всяких ссор.

Знакомясь с Евангелием, нельзя пройти мимо высказываний Христа о любви. Это важнейшая из заповедей Христа. Она составляет основу христианства.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Иоанна15 (12-13)

Христианство полагает в основу своего нравственного учения любовь, как главное начало морали. Любовь осуществляется по внутреннему влечению к ней, по осознанию её безусловного достоинства.

Христос излагает нравственные требования не в категорической, а в условной форме, предоставляя человеку полную свободу действий. Он даёт такой идеал нравственней жизни, такие нравственные правила, которыми преимущественно упорядочивается внутренняя жизнь человека, а внешняя жизнь и деятельность рассматривается как следствие внутренней жизни.

Вся жизнь человека должна быть творением добра и само это творение должны совершаться свободно, а не из страха или желания наград.

Ветхозаветная мораль находится в тесной органической связи с евангельским нравоучением. Для христиан это единый нравственный закон данный Богом. Ветхозаветный закон как бы подготавливает народ к восприятию нового закона. Он соответствовал нравственному состоянию людей той эпохи, являлся ступенью к Новому Завету.

Учение Евангелия находится вне времени, вне национальности и географической принадлежности. Его сила и влияние проявляется на всём в земном шаре, независимо от долготы и широты «Это учение отвечаю­щее нравственной природе всего человечества. Для христианина - люди должны строить свои отношения только на принципах любви.

Предлагаем вам отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам Вдумайтесь в смысл стих слов,

«Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.» 1 Кор. 12 (31)

«1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по- младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» 1 Кор. 13 (1-13)

В этом поэтическом отрывке Апостол Павел изобразил свойства христианской любви. В конце приведённого отрывка указываются три основные христианские добродетели - вера, надежда, любовь. Не любовь превыше всего. Противоположностью любви является грех. По христианскому учению это сознательное и свободное противление человеческой воли нравственному закону. Человеку предоставлена свобода выбора между добром и злом. Злоупотребление свободой по библейскому учению является причиной греха. Честолюбие, тщеславие, зависть, гордость, уныние, заносчивость, корыстолюбие, похоть - вот некоторые греховные состояния.

Этим греховным состояния человека должны противостоять искрен­ность, честность, справедливость, доверие, правдивость в отношениях с ближним. Эти качества

и есть проявление любви. Любовь христианская всегда соединена с высоким и благородным уважением человека к челове­ку.

Евангельское учение для христианина бесценное сокровище. Люди всех цветов кожи, всех времён и стран носят в себе это сокровище. Наша эпоха заставляет многих людей также обратиться к этому сокровищу.

Похожие:

Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе iconРодителям о введении нового курса в начальной школе
Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви разработан буклет "Православная культура в светской школе"....
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе iconУроке математики в начальной школе Тема «Использование логических...
Тема «Использование логических задач на уроке математики в начальной школе» очень актуальна сегодня
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе iconВозникновение религии
Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном возникновение религии
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе iconВопросы по истории религии
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе iconВопросы по истории религии
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе iconО введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 – 2013 учебном году
В 2012 – 2013 учебном году в школе для учеников 4 класса впервые реализуется учебный курс «Основы религиозных культур и светской...
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе iconДекларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся
Устав Организации Объединенных Наций поощряет всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия...
Христианство о самосовершенствовании человека История религии на уроке в светской школе iconНачало психологии религии обычно связывают с появлением исследований,...
Также психология религии имеет дело и с социально-психологическими факторами, исследуя психологические аспекты жизни религиозных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница