Скачать 82.5 Kb.
|
Тема: « Анализ поэмы «Медный всадник» Цели урока: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное. Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, словарная работа, элементы анализа текста. Ход урока
Реализация индивидуального задания: сообщение «Образ Петра I в поэме «Полтава».
Образ Петра I выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстает вдохновенным военачальником – победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого» и др. В каждом из этих произведений раскрываются новые грани характера царя, его государственной деятельности. В начале 30-х годов у Пушкина возникло желание приступить к работе над «Историей Петра». Он получил доступ к государственным архивам и в хранящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, принялся за поиски и собирание материалов из многотомного труда Голикова «Деяния Петра Великого» и «Дополнений..» к нему. До нас материалы, собранные писателем, дошли не полностью, но они составляют целый том в собрании его сочинений. К этому времени углубились его представления о Петре, его заслугах перед страной, о его достоинствах и недостатках. У Пушкина есть запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плода ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Пушкин отмечает, что произвол Петра I нарастал от года к году. То, что осознал Пушкин как историк, он захотел отобразить как художник. Так родилась в 1833 году одна из лучших его поэм – «Медный всадник». В ней Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости. В поэме действует уже не сам Петр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы.
Сообщение подготовленного ученика об истории создания Петербурга, истории создания памятника Петру I.
1. Найдите в словаре определение композиции произведения. Вспомните элементы композиции сюжета: а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта); б) развитие действия; в) кульминация; г) развязка; д) обязательные обрамляющие элементы – пролог и эпилог. 2. Есть ли в композиции сюжета произведения обрамляющий элемент? Как он назван А.С. Пушкиным? 3. Каким изображает Петра автор в первой строфе? А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрепляет» и личность героя: «…он, дум великих полн..», царь показан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить. 4. С какой целью автор употребляет местоимение «мы», раскрывая замысел Петра построить новый город? 5. Как автор показывает место, где вскоре «пышно и горделиво» должен «вознестись» град Петров? 6. Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства. Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, порфироносная), приемы ораторского искусства. Выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник» подчеркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм. Поясним значение слов «полнощных», «блат», «порфироносная». 6. То, о чем когда-то «думал он», то есть Петр, стоя на берегу Финского залива, свершилось. Как выглядит теперь «Петра творенье»?
Но какой ценой «вознесся пышно, горделиво» этот город? Замысел реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта – истории и личности. Работа со словарем. Найдите определение конфликта. Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.
( Конфликт в поэме разветвлен, сложен. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.)
В повести рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека. 1) Как раскрывается образ Евгения через сопоставление его «дум» («О чем же думал он?») с монологом Петра («И думал он…»)? Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти. 2) Как это противопоставление подчеркивается стилистически? Повествование о Петре ведется в жанре оды, о Евгении – сниженным слогом, с упоминанием множества бытовых деталей, воссоздающих образ жизни обычного человека.
- Внезапно ли оно для Евгения? Внезапно. Засыпая, он желает, «чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито». Герой не теряет надежды на благополучный исход событий. - А теперь сопоставим описание разбушевавшейся стихии с двойной авторской оценкой замысла Петра построить город. Как во вступлении говорится о том, что воля Петра вторгается и изменяет естественное состояние мира? - Как природа мстит за вторжение человека в ее среду? Что отмечает Пушкин в ее действиях? Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбегу стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой. Обломки хижин, бревна, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бедной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Наводнение должно пониматься как возмездие природы человеку за учиненное над ней насилие. Это событие служит завязкой действия. - Какие взаимоотношения человека с природой нормальны? - В поэме множество композиционных и смысловых параллелей. Параллели и сравнения не только указывают на сходство, возникающее между различными явлениями или ситуациями, но и обнаруживают неразрешенные (и неразрешимые) противоречия между ними. Попробуйте объяснить одну из таких параллелей. Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный, Евгений. ………………………………………… И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, ^ Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне. Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, - трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира на бронзовом коне», стоящего «в неколебимой вышине». Параллель между ними подчеркивает резкий контраст между величием вознесенного над городом «кумира» и жалким положением Евгения. - Что наводит ужас на Евгения после гибели невесты? За что Медный всадник преследует его? Какой символический смысл этой сцены? В сознании Евгения этот «строитель чудотворный», Петр, - виновник несчастий простого петербургского люда. Всадник своей простертой рукой как бы благословляет разгоравшуюся стихию, а управлять ею, укротить ее не может. Постепенно у Евгения «прояснились» «страшно мысли», и он «мрачен стал». Задавшийся перед тем вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь?..» - казалось бы, не предполагает простого, немедленного ответа, и вдруг ответ получен. Конь «опустил копыта», Всадник срывается с пьедестала и начинает погоню за бедным бунтовщиком. Самодержец не может простить угрозы со стороны робкого смятенного «маленького человека». Пусть это только кажется Евгению, что Всадник преследует его по пятам, скачет по площади и улицам столицы. Какие-то великие нравственные законы были не учтены и даже попраны преобразователем России. Потому так одинок этот монумент посреди пестрой жизни огромного города. - Удалось ли стихии, в свою очередь, уничтожить созданное народом по воле великого человека? А.С. Пушкин утверждает бессмертие дел Петра как дела народа и государства в целом. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм. Такова развязка событий, разрешение конфликта.
- Какой подзаголовок имеет произведение «Медный всадник»? («Петербургская повесть») Однако мы в трудах многих литературоведов встречаем обозначение этого произведения как поэмы. - Прочтите определения повести и поэмы в словаре. К какому жанру ближе произведение «Медный всадник» и почему? Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Поэма (гр. poiema - творение) – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Пушкин называет произведение повестью, достоверность событий которой подчеркивает «Предисловие»: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом». Для автора важно было подчеркнуть, что это не просто поэма наподобие «Цыган», а нечто более глубокое и масштабное. Очень часто авторы усложняют жанры своих произведений. Определение жанра по словарю – это только некоторая основа, а истинные шедевры, сложные по замыслу нередко не умещаются в привычные представления читателей о жанрах, и автор таким образом дает им подсказки. Домашнее задание:
Средняя общеобразовательная школа № 11 г. ЕйскаАнализ поэмы «Медный всадник»2008г. |
![]() | Урок-закрепление в 6-м классе. Тема «Этот удивительный мир фразеологии» Методические приемы: индивидуальные сообщения учащихся, работа со словарями, творческие задания, игровые задания, опрос | ![]() | Тема: Художественный стиль речи Проверка домашнего задания: найти экспрессивные синтаксические средства в упражнение 253, Ι часть, А1-А10 |
![]() | О формах и объёмах домашнего задания Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний | ![]() | Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине «Статистика» Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине «Статистика», раздел «Социально-экономическая статистика» / Сост.:... |
![]() | Презентация к уроку. Ход урока слайд Ставятся цели урока. В начале урока звучит «Реквием» Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме «Реквием», определить значение художественных средств, цветовой символики для раскрытия... | ![]() | Образ Петра I в поэмах А. С. Пушкина «Медный всадник» и «Полтава» Развивать умение анализировать характеры персонажей художественного произведения |
![]() | Тема: Официально-деловой стиль речи Проверка домашнего задания: составить текст для сводки погоды (слайд), стр. 117-120, упр. 157, выполнить задание А1-А10 (слайд) | ![]() | Задания на развитие языкового анализа и синтеза Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания |
![]() | Задания по практикуму для бакалавров Легкие (тренировочные) задачи. Элементы этих программ могут быть использованы при выполнении основного задания практикума. В соответствие... | ![]() | Урока Орг момент. Проблемная ситуация. Тема: «Правописание безударных... Задания в Тетради диагностических работ помогут подготовиться к выполнению творческого задания |