Методы диагностики памяти




Скачать 42.98 Kb.
НазваниеМетоды диагностики памяти
Дата публикации25.03.2014
Размер42.98 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ


Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика «Узнай фигуры»


Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов


10 баллов

– ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов

ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов

– ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов

– ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла

– ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл

– ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.



Выводы об уровне развития


10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.




Р
ис 1.




Методика «Запомни рисунки»


Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов


10 баллов

– ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов

– ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов

– ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов

– ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла

– ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл

– ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.



Выводы об уровне развития


10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Р
ис 2. Набор фигур к методике «Запомни рисунки»

Методика «Запомни цифры»


Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

Д
алее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 3 А. с интервалом в 1 сек между цифрами. Послe прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Рис 3


Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 3 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к за-читыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем (рис. 4 А, Б).

Выводы об уровне развития


10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий.

4
-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Рис. 4.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов


10 баллов

– ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов

– ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов

– ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5–6 цифр.

4-5 баллов

– ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла

– ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл

– ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Похожие:

Методы диагностики памяти iconПрограмма краевого семинара для врачей клинической лабораторной диагностики...
Цель: довести до сведения врачей и лаборантов краевых, районных и городских лпу новые методы лабораторной диагностики
Методы диагностики памяти iconМетоды диагностики познавательных процессов дошкольников
...
Методы диагностики памяти iconCпецпредложение №012 от 07/03/13
Продолжительность программы диагностики 4-5 часов. Тесты и консультации, включённые в программу диагностики
Методы диагностики памяти iconЛазерные методы диагностики
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Методы диагностики памяти icon13. Объекты и методы региональной диагностики
Диагностика установление и изучение признаков, характеризующих состояние объекта региона. Региональная диагностика есть совокупность...
Методы диагностики памяти iconОбласть профессиональной деятельности бакалавров включает процессы...
Методы диагностики, моделирования и разработки материальных и нематериальных объектов сервиса
Методы диагностики памяти iconПринимающим препараты от давления, принять лекарство в 06: 00 в день...

Методы диагностики памяти iconМетоды контроля и измерения
Качество тестов определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (со­ответствие теста целям диагностики),...
Методы диагностики памяти iconУрок -практикум ( 8 класс) Тема : Продуктивность и тренировка памяти
Цель: сформировать знания о памяти как психическом процессе накопления, хранения и воспроизведения прошлого опыта, её значении, создать...
Методы диагностики памяти iconОборудование для диагностики и очистки инжекторов в ультразвуковой ванне
Установка для диагностики и промывки форсунок с ультразвуковой ванной smc-3003Е+ new
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница