Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца




Скачать 39.44 Kb.
НазваниеТрансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца
Дата публикации27.03.2014
Размер39.44 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы
Трансформация сюжетов сказок Г.Х. Андерсена в драматургии Е.Л. Шварца

Сафуанова Альфия Ильдаровна

Студентка Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Трансформация сюжетов Г.Х. Андерсена в пьесах Е.Л. Шварца происходила в соответствии как с требованиями сценического воплощения драматургических произведений, так и с необходимостью следования общественным и эстетическим тенденциям современности.

С одной стороны, отталкиваясь от сказочных сюжетов Андерсена, Шварц углублял и усложнял конфликты, выстраивал композицию согласно законам драмы, вводил новых персонажей, обогащал характеристики действующих лиц. С другой стороны, ряд сюжетов и конфликтов из сказок Андерсена был переосмыслен, исходя из опыта истории последних столетий, как в мире, так и в нашей стране (так, в пьесу «Голый король» была введена тема тоталитарного государства, в «Снежной королеве» появилась тема противостояния коммерции, власти денег, с одной стороны, и настоящих человеческих чувств, с другой).

Прежде всего отметим, что Шварц, в соответствии с законами драмы, четко выстраивал композицию своих произведений, где на первом месте – основные конфликты и коллизии.

В «Голом короле» это борьба Генриха и Принцессы с теми, кто мешает им пожениться (Король-отец, Король-жених и др.), в «Снежной королеве» – между Кеем, Гердой и Сказочником, с одной стороны, и Снежной Королевой и Коммерции советником, с другой, в «Тени» – противостояние Ученого и Аннунциаты, с одной стороны, и Тени, с другой.

В соответствии с принципами драмы во всех из рассматриваемых пьес Шварца действие предстает как непрерывно развивающееся. Нам представляется, что этим обусловлено отсутствие в пьесах Шварца некоторых эпизодов из сказок Андерсена.

К примеру, в пьесе «Снежная королева» отсутствует эпизод волшебного сада из сказки Андерсена, в котором Герда забывает о Кае (Кее в сказке-пьесе Шварца). Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, этот эпизод затягивает действие пьесы, а, с другой стороны, героиня пьесы Шварца – более целеустремленная и уверенная (она ни секунды не сомневается в том, что Кей жив, а в сказке Андерсена ее убеждают в этом солнечный свет и ласточки).

Законы драмы обусловливают и единство времени в пьесе «Тень». Если в сказке Андерсена действие происходит в течение нескольких лет, то в пьесе Шварца события разворачиваются в течение нескольких дней.

Также в соответствии с законами драмы (внутренний конфликт важнее, чем внешний, поэтому, если человек попадает в беду по собственной вине, то драматизм ситуации усиливается) в пьесе Шварца «Снежная королева» отсутствует мотив волшебного зеркала, осколки которого попадают Каю в глаз и сердце в сказке Андерсена. Кей в пьесе Шварца сам виноват в своей беде: он соглашается поцеловать Снежную королеву, когда она называет его трусом.

Сказки Андерсена проникнуты романтической иронией. В пьесах Шварца много юмора, сатиры и гротеска. Так, к примеру, эпизод с котелком, взятый из сказки Андерсена «Принцесса и свинопас», в пьесе «Голый король» развернут для того, чтобы сатирически показать высшее общество в пьесе.

В сказках Андерсена преобладают религиозно-этические мотивы, автора интересует борьба сил добра и зла (например, тролль изготавливает волшебное зеркало, которое заставляет людей во всем видеть одно дурное).

В соответствии с романтическим, трагическим мироощущением Андерсена развивается сюжет сказки «Тень». Положительный герой ученый погибает в совершенном одиночестве, а тень – типичный шантажист, карьерист XIX в. - процветает. А художественным миром Шварца управляет принцип: добро должно победить зло. Ученый в «Тени» Шварца если и не побеждает Тень, то остается жив и любим Аннунциатой.

Герои Андерсена, как правило, одиноки, нерешительны, робки. А герои Шварца – цельные и решительные.

В соответствии с духом современности пьеса “Голый король” заканчивается революцией, тогда как конец сказки Андерсена “Новое платье короля” звучит следующим образом: «И он выступал под своим балдахином еще величавее, а камергеры шли за ним, поддерживая мантию, которой не было» [Андерсен: 121].

В пьесы Шварца введен ряд дополнительных драматических мотивировок (к примеру, новое платье нужно королю для женитьбы («Голый король»), а тяжелая золотая карета Герды в «Снежной королеве» позволяет разбойникам догнать ее).

Отдельные детали из сказок Андерсена в пьесах Шварца превращаются в целый ряд деталей-символов.

Например, такая деталь, как «слишком зоркий взгляд» [Андерсен: 394], от которого лечится на водах принцесса в «Тени», в пьесе Шварца превращается в ряд деталей: певица Юлия Джули, которая принадлежит к кругу «настоящих людей» [Шварц: 56], жалуется на свою близорукость, а Доктор советует Ученому «смотреть на мир сквозь пальцы» [Шварц: 52].

Образы из сказок Андерсена разворачиваются, становятся более полнокровными в соответствии с требованиями сценичности. Так, в сказке «Новое платье короля» упоминается «честный старик министр» [Андерсен: 117], а в пьесе «Голый король» мы видим министра-подхалима, который каждую свою льстивую фразу, обращенную к Королю, предваряет лицемерными уверениями в своей прямоте. Например: «Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь!» [Шварц: 289].

Е. Шварц варьирует и комбинирует в своих пьесах сюжеты великого сказочника.

К примеру, пьеса «Голый король» заимствует сюжеты нескольких сказок Андерсена: «Новое платье короля», «Принцесса и свинопас» (сюжет этой сказки значительно переосмыслен), «Принцесса на горошине» (сюжет этой сказки перевернут).

Таким образом, специфика сказок Андерсена обусловлена трагическим, романтическим мироощущением писателя, его интересом к религиозно-этическим проблемам. А для Шварца важнее были сценичность, драматизм, выпуклость, жизненность образов. Этим, на наш взгляд, определяются художественные особенности его пьес и отличия их от произведений датского сказочника.
Литература
Андерсен Г.Х. Сказки и истории. В 2 т. Л., 1977. Т. 1.

Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М., 2008. Т. 1, 2.

Похожие:

Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconСказка Х. К. Андерсена «Снежная королева» и одноименная пьеса Е. Л. Шварца
Студентка Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconТрансформация библейских сюжетов в прозе Леонида Андреева
«Бог–человек» разрушилась, что ярче всех выразил Ф. Ницше. Человек ощутил себя «случайным», «вброшенным» в мир. Как следствие – переосмысление...
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconВикторина «Путешествие в страну сказок» Тема: Путешествие в страну сказок
Задачи: расширение кругозора уч-ся; развитие речи; воспитание коллективизма, любви к сказкам
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconКонкурс инсценированных сказок «Старые сказки о главном.» Участники кружка
Конкурс инсценированных сказок «Сказка ложь, да в ней намёк – пешеходам всем урок»»
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconХудожественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят «Сказки для детей изрядного...
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconА. С. Пушкин «барышня-крестьянка» (Мадам Жаксон) А. Григорьев «дочь русского актера»
«кай и герда», по произведению Г. Х. Андерсена – (Фея цветов; Маленькая разбойница)
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Роль сказок и игры в развитии личности ребенка»
Спецкурс «Роль сказок и игры в развитии личности ребенка» дисциплина специализации, которая предназначена для студентов 4-го курса...
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconПроект "Кукольный театр" Внеклассное мероприятие, посвященное теме «По лесным тропинкам сказок»
Внеклассное мероприятие, посвященное теме «По лесным тропинкам сказок» в рамках ежегодного районного проекта «Кукольный театр», состоялось...
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconЛитература к курсу лекций и семинару «искусство древнего рима»
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве [1974]. Пер с англ. А. Майкапара. М
Трансформация сюжетов сказок Г. Х. Андерсена в драматургии Е. Л. Шварца iconПроблема драматургии сонатно-симфонического цикла
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова, теоретико-исполнительский факультет, Тамбов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница