Школы




НазваниеШколы
страница1/12
Дата публикации25.02.2013
Размер1.29 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Введение

История экон. учений – самостоятельная дисциплина, предметом которой явл. изучение процесса возникновения, развития и смены осн. экон. концепций. Опирается на ОЭТ и истэк. Осн. задачами являются:

- Выявление закономерности экон. развития общества;

- Расширение кругозора.

Процесс развития экон. мысли можно условно разделить на 4 больших этапа:

  1. Возникновение экон. мысли как таковой, зарождение осн. экон. понятий о середины 17 в.

  2. Становление экон. мысли до середины 19 в.

  3. Ученые пытались ответить на вопрос о возможности функционирования экон. системы в целом до начала 20 в.

  4. Попытка понять механизмы управляемости экон. системы до сих пор.




Название школы

Осн. представители

Основные идеи

Меркантилизм

1. Ранний

2. Поздний



Томас Ман, Антонио Серра

Антуан Монкретьен, Посошков, Петр I, Юрий Крижанич

Проводилась политика активного денежного баланса.

Политика активного торгового баланса.

Первое определение богатства – драгметаллы, источник образования богатства – сфера обращения. М. – национально-ориентированный интерес. Гос-во превыше всего – протекционизм

Классическая политэкономия
1. Зарождение

2. Расцвет

3. Последователи Смита
4. Завершение

Н.С. Мордвинов, Сперанский,

Радищев (4 функции денег)

Пьер Буагильбер, Вильям Пэтти

Адам Смит

Пессимисты: Рикардо, Мальтус

Оптимисты: Жан-Батист Сэй

Джон Стюарт Милль

Главная заслуга П. и Б. – ТТС. Смит первым сформулировал 4 принципа н/о.

Пессимисты: развитие капитализма приведет к ухудшению положения общества.

Помимо всего прочего, первым сформулировал теорию полезности, доработал идеи предшественников с учетом достижений современной ему науки.

Классическая школа выступала за политику экон. либерализма, в центре исследования интересы экон. человека. З/п почти всегда равна минимуму средств существования рабочих

Физиократия

Франсуа Кенэ, Жак Тюрго, Екатерина II, кн. Голицын

Источник богатства – с/х. Дали первую попытку макроэкономического анализа

^ Экон. романтизм

Сисмонди

Идеал экон. устройства – возврат к мелкому товарному производству

Историческая школа

(40-е гг XIX в.)

1. Старая школа

2. Молодая (новая)

3. Юная историческая

Предшественник и родоначальник – Фридрих Лист

Адольф Вагнер

Карл Бюхер

Макс Вебер

Нац. интересы превыше всего – протекционизм. Большое внимание уделялось решению рабочего вопроса

Марксизм

Карл Маркс

Открыл новый товар под названием «рабочая сила». 5 функций денег

Маржинализм

Лозаннская

Австрийская

Англо-американская

Вальрас, Менгер, Джевонс, (Сэй)

Закон убывающей предельной полезности

Рассмотрение всех экон. проблем на микроуровне

На первый план выходят интересы потребителя

Неоклассика

Альфред Маршалл, Пигу

Крест Маршалла, цена спроса, цена предложения, равновесная цена

Институционализм

Веблен, Коммонс, Митчелл

Отталкивались от понятия «институт», подвергли критике идеи классической школы

Кейнсианство

(30-е гг. XX в.)

Кейнс, потом Хикс

Стимулирование спроса

Гос-ное вмешательство в эк-ку

^ Современные институциональные теории

Гелбрейт

Ростоу

Роль в эк-ке крупных корпораций

Стадии развития человеческого общества

^ Неолиберальные концепции

Чикагская

Фрайбургская

Лондонская


Фридман

Оукен (Ойкон)

Хайек


Монетаризм

Ордолиберализм


Новая классика

Лаффер

Экономика предложения


^ Экономическая мысль Древнего Мира

Экон. мысль можно условно разделить на западную и восточную. Между этими двумя типами существ. важное различие:

1). На Востоке человек не может прожить в одиночку без помощи себе подобных и поэтому первые гос-ва стали появляться именно на Востоке, гос-ные интересы выдвигались на первый план. На втором месте стояли интересы коллектива и только на третьем – интересы отдельного человека. На западе эта иерархия выстраивается с точностью до наоборот.

2). На Востоке разделение труда не получило такого существ. развития, как на Западе.

3). На Востоке товарно-денежные отношения существ. развития не получили.

4). Вост. экон. мысль тяготеет к макроэкон. уровню, а западная – к микроэкономическому.

5). На Востоке существ. влияние на развитие экон. мысли оказывают традиции, т.к. экон. мысль по сути на Востоке развивается по спирали, а на Западе развивается скорее волнообразно.

^ Источники экон. мысли Древнего Мира:

1). Философские трактаты;

2). Юридические документы;

3). Народное творчество – эпос;

4). Церковные религиозные трактаты.
^ Экономическая мысль Древней Греции

Ксенофонт – сторонник рабовладения, с его точки зрения, деление людей на свободных и рабов явл. естеств. явлением. Греки созданы для умственного управленческого труда, а рабы – для физического. Единственное занятие, достойное грека – земледелие. К. одним из первых обратил внимание на такое явление, как разделение труда (А. Смит не был первым, кто стал заниматься этой проблематикой). К. обратил внимание на то, что с разделением труда растет качество продукции. Также К. начал исследовать такие понятия, потребительская и меновая стоимость.

Платон тоже считал классовое деление общества нормальным явлением, но расширил возможности занятий для грека; помимо земледелия, допускалось ремесло и даже мелкая торговля. Крупная торговля – противоестественное явление, поскольку приводит к образованию наживы. П. считал, что осн. причиной образования человеческого общества явл. склонность к обмену. Позднее, А. Смит объявил склонность к обмену главным свойством человеческой натура. Из склонности к обмену П. выводил разделение труда и считал, что РТ увеличивает качество продукции, экономит время.

Психологический аспект РТ: позволяет человеку заниматься той работой, которая ему по душе.

Позднее это положение развивал Фома Аквинский. П. считал, что в общества существует три основных класса:

  1. Философы – управление;

  2. Воины;

  3. Ремесленники и земледельцы, которые наравне с рабами обязаны содержать первые два класса.

Аристотель выделил два типа богатства:

- естественное – необходимое для жизни;

- неестественное – нажива.

Позднее, это положение развивает ^ Фома Аквинский. А. первый заложил основы двух концепций обмена:

- полезностная концепция (Сэй);

- трудовая концепция (Пэтти, Буагильбер, Рикардо, Маркс).
^ Экономическая мысль Средних Веков

V в. н.э. – исчезновение Римской Империи, на ее обломках возникают раздробленные германские королевства. Эти королевства по своему уровню развития существенно отставали от Римской Империи. Господствует натуральное хозяйство, церковь оказывает влияние на развитие всех сторон жизни. Это приводит к тому, что в течение четырех веков не было экон. трактатов.

В IX в. первый геополитик ^ Карл Великий пишет первый околонаучный трактат, именуемый «Капитулярий о виллах (поместьях)» - первый учебник по домашнему хозяйству. В России – Домострой, автор Сильвестр, 15-16 вв.

Капитулярий – свод правил, содержащий:

- Единоличным собственником земли явл. собственник поместья;

- Все население – крепостные, но с ними надлежит очень хорошо обращаться, чтобы не бунтовали;

- Иметь под рукой всех требуемых специалистов;

- Продавать излишки, покупать только то, что не может произвести сами.

XIII в. – ^ Фома Аквинский написал «Сумму теологии», которая по своей сути являлась неким сборником ответов для настоящего христианина, сводом правил для поведения в разл. экон. ситуациях.

^ Фома Аквинский использовал схоластический метод – рассматривая какую-либо проблему, необходимо найти и сравнить все аргументы за и против, имеющиеся в трудах отцов церкви, в Библии и в трудах других мыслителей. Проблема труда с точки зрения ФА: главное отличие человека от животного заключается в том, что человек обязан трудиться для того, чтобы заработать себе на пропитание, но нужно трудиться не просто так, а в той области, где ему нравится. Только в этом случае он занимается богоугодным делом. Все люди равны от природы и низшие классы существуют только потому, что кто-то должен заниматься физическим трудом.

^ Проблема собственности. На самом деле, собственность принадлежит всем, а человек, который сейчас ей владеет, в данный момент – только управляющий. Моральный аспект заключается в том, что при наличии собственности обязательно заниматься благотворительностью.

^ Проблема богатства. Опираясь на Аристотеля, ФА выделяет два типа богатства: естественное и неестественное. Отсюда вытекает проблема прибыли. ФА в ее порицает, но придумывает оправдание получению прибыли: перевозка товара, хранение, улучшение, плата за риск. Главное оправдание прибыли – намерение: благотворительность, помощь церкви, содержание армии, содержание семьи. Главное ограничение в получении прибыли – сословная принадлежность.

^ Проблема ростовщичества – получения денег за кредит. Опираясь на Аристотеля, ФА порицает ростовщичество и говорит, что это противоестественное явление, поскольку монета не может породить монету. Но позднее, т.н. «канонисты» придумывают оправдание ростовщичеству: плата за риск, упущенная выгода, аренда земли тождественна при этом аренде денег.

Канонисты считали, что главный источник богатства – труд. Богатство принадлежит производителям и Богу. Высшие классы и церковь явл. должниками производителей и поэтому должны выполнять свои обязанности очень хорошо. Вторым источником богатства для канонистов явл. земля. Позднее классическая школа сформулирует тезис том, что труд явл. отцом богатства, а земля – матерью.
Меркантилизм

Понятие «меркантилизм» появилось от франц., итал. «купец». Возник в 15 в. в результате великих географических открытий. М. не явл. стройным научным течением. Сущность М. сводилась к следующему: в области ЭТ М. сводился к поиску закономерностей в сфере обращения – главном источнике богатства. С другой стороны, в области экон. политики меркантилисты пытались накопить и сохранить драгметаллы как главный вид богатства всеми возможными способами. В своем развитии М. прошел два этапа: ранний (монетаризм), 15 в. – 1-ая половина 16 в. и поздний – 2 половина 16 в. – 17 в.

В эпоху раннего М. проводилась политика активного денежного баланса, т.е. осн. задачей этого периода явл. накопление денег в стране путем введения ограничений:

- запрет вывоза драгметаллов;

- запрет собственным колониям торговать с другими странами;

- запрет ввоза предметов роскоши;

- ввод законов об истрачивании (обязывание иностранных купцов тратить полученные национальную валюту на национальные товары);

- порча монет.

В период позднего М. проводилась политика активного торгового баланса. Отклоняются все ранее введенные меры, во главу угла ставится превышение экспорта над импортом. При этом конечная цель остается той же – увеличение золотого запаса.

  1. Развитие собственного производства (западные м. покровительствовали в основном той промышленности, которая производит товары на экспорт, а русские м. считали, что нужно развивать все отрасли промышленности).

  2. Проведение политики протекционизма;

  3. Выделение субсидий;

  4. Привлечение иностр. специалистов;

  5. Введение запретов на вывоз сырья и покровительство вывозу готовой продукции.

  6. Развитие торговли и транзитной торговли.


Богатство

Для ранних м. богатство – драгметаллы. Для поздних м. богатство – материальные блага, товары, которые на внешнем рынке превращаются в драгметаллы. Ранние м. выводили функцию денег как средства накопления, а поздние – обращения. В наиболее законченном виде в эпоху М. была сформулирована металлическая теория денег. Считалось, что устойчивая металл. валюта – основа благосостояния страны.

Италия: ^ Антонио Серра. Как и все м., Серра считает, что осн. отраслью явл. торговля, на втором месте – промышленность, на третьем – земледелие. Промышленная продукция значительно выгоднее с/х по след. причинам:

  1. Промышленное производство не зависит от климатических условий и других природных факторов;

  2. Продукция дороже;

  3. Спрос на промышленную продукцию гораздо выше спроса на с/х продукцию.

Для оптимального функционирования всего государства необходимо хорошее управление (Н.Б. Макиавелли – первый учебник по управлению).

^ Франция: Антуан Монкретьен. Ввел термин «политическая экономия». Подобно большинству других экономистов, АМ считает, что государство – живой организм. Голова государства – король, душа – верховная власть. Подобно любому живому организму, государство развивается благодаря личному интересу. Как м., АМ считает, что торговля – это осн. отрасль, предлагает покровительствовать франц. купцам, развивать среднее образование и национальное производство. М. признает наличие т.н. естественного богатства – продукции, полученной из природы, и в принципе, М. показывает, что наличие этих благ даже важнее драгметаллов. Однако, без приложений труда (в промышленности) невозможно получить эти блага, поэтому осн. источники богатства явл. не только торговля, но и труд в промышленности.

^ Жан-Батист Кольбер: «Мы должны завоевать другие страны своей промышленностью и победить другие страны своим вкусом». Уделять внимание развитию промышленности и в результате полностью разорить с/х.

Англия: 16 в., ^ Вильям Стаффорд критикует политику, проводимую ранними м., в частности, критикует порчу монет, при этом он квалифицирует торговлю:

  1. Только удаляющая деньги из страны – импорт;

  2. Не приносящая и не удаляющая деньги – внутренняя;

  3. Приносит деньги в страну – экспорт (предпочтительней).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Школы iconПоложение об ученическом комитете школы Ученический комитет школы...
Защита предусмотренных законом РФ «Об образовании» и Уставом школы интересов учащихся школы
Школы iconПоложение о совете школы муниципального общеобразовательного учреждения...
Совет школы (далее Совет) — коллегиальный орган само­управления, решающий в соответствии с уставом школы отдельные вопросы, относящиеся...
Школы iconВсе ли школы участвуют в мониторинге?
Участвуют все школы региона. Исключение составляют школы, реализующие коррекционные программы, вечерние школы, санаторно-курортные...
Школы iconРаботников школы директор школы протокол от 31. 05. 2011г. М. Л. Кивековская
«Музыкальная школа» г. Оленегорска (далее – Школа), являются неотъемлемой составной частью трудового договора каждого работника школы,...
Школы icon2. Регламент работы школы в учебное время школа начинает работу в...
При выполнении служебных обязанностей работники школы (учителя, администрация, обслуживающий персонал) руководствуются своими должностными...
Школы iconПрограмма развития моу дарьевской средней общеобразовательной школы
Учредитель школы: Администрация Родионово-Несветайского района. Здание школы типовое, двухэтажное. В школе имеются библиотека, столовая,...
Школы iconДиректор школы председатель пк
Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы
Школы iconПравила для учащихся мбоу сош с. Пушкино Учащиеся школы имеют право
Устав школы, закон РФ об образовании, решения Совета школы, приказы и распоряжения администрации, требования работников школы, определённых...
Школы iconПоложение о родительском Совете школы
Родительский Совет школы — это общественная организация самоуправления родителей, созданная для всесторонней помощи и поддержки развития...
Школы iconПоложение о родительском комитете моу сош №2 с. Фёдоровка
Родительский комитет школы и классные родительские комитеты руководствуются в своей работе Положением о родительском комитете общеобразовательной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница