Содержани е




НазваниеСодержани е
страница1/34
Дата публикации13.03.2013
Размер4.58 Mb.
ТипЛекция
litcey.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ



Прот. Валентин АСМУС



Π Α Τ Ρ Ο Λ Ο Γ Ι Я



(Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

С О Д Е Р Ж А Н И Е 2

Л Е К Ц И Я №1 5


Введение. 5

Об учебниках и руководствах. 8

ΔΙΔΑΧΗ. 10

Творения мужей апостольских 11

Св. Климент Римский. 11

Л Е К Ц И Я №2 12

Творения св. Климента Римского. 12

Св. Игнатий Богоносец. 13

Св. Поликарп Смирнский. 15

Папий Иерапольский. 16

Послание ап. Варнавы. 16

«Пастырь» Ерма. 18

Л Е К Ц И Я № 3 19

Содержание «Пастыря» Ерма. 19

Апологеты. 20

Кодрат. 21

Аристид Афинский. 21

Св. Юстин Философ (Мученик). 22

Л Е К Ц И Я № 4 26

Учение св. Юстина. 26

Татиан. 27

Афинагор. 29

Феофил Антиохийский. 30

Мелитон Сардийский. 31

Л Е К Ц И Я № 5 32

«Послание к Диогнету». 32

Гностицизм. 32

Св. Ириней Лионский. 35

Л Е К Ц И Я № 6 38

Александрийское огласительное училище. 38

Пантен. 38

Климент Александрийский. 39

Ориген. 42

Л Е К Ц И Я № 7 45

Ориген (продолжение). 45

Л Е К Ц И Я № 8 51

Учение Ориена (продолжение). 51


Антиохийская богословская школа. 53

Свт. Григорий Неокесарийский. 54

Латинские отцы Рима. 56

Св. Ипполит Римский. 56

Л Е К Ц И Я № 9 57

Св. Ипполит Римский (продолжение). 57

Тертуллиан. 61

Л Е К Ц И Я № 10 63

Учение Тертуллиана. 63

Сщмч. Киприан Карфагенский. 65

Орнобий. 68

Лактанций. 68

Л Е К Ц И Я № 11 69

Арианство. 69

Свт. Афанасий Великий. 70

Л Е К Ц И Я № 12 76

Богословие свт. Афанасия. 76

Свт. Серапион Тмуитский. 77

Дидим Слепец. 78

Свт. Василий Великий. 78

Л Е К Ц И Я № 13 83

Свт. Василий Великий (продолжение). 83

Свт. Григорий Богослов. 85

Л Е К Ц И Я № 14 90

Учение свт. Григория Богослова. 90

Свт. Григорий Нисский. 91

Л Е К Ц И Я № 15 96

Свт. Григорий Нисский (окончание темы). 96

Свт. Кирилл Иерусалимский. 96

Свт. Епифаний Кипрский. 97

Свт. Иоанн Златоуст. 98

Л Е К Ц И Я № 16 103

Продолжение обзора творений свт. Иоанна Златоуста. Богословие великого святителя. 103

Л Е К Ц И Я № 17. 110

Западные отцы и учители IV века. 110

Св. Иларий Пиктавийский 110

Марий Викторин. 112

Свт. Амвросий Медиоланский. 112

Блж. Иероним Стридонский. 115

Руфин Аквилейский. 116

Блж. Иероним (продолжение). 116

Л Е К Ц И Я № 18 117

Блаженный Августин Иппонский. 117

Л Е К Ц И Я № 19 124

Продолжение обзора творений блаж. Августина. Учение блаж. Августина. 124

Л Е К Ц И Я № 20 129

Свт. Кирилл Александрийский. 129

Л Е К Ц И Я № 21 137

Александрийская и антиохийская богословские школы. Два различных направления в христологии. 137

Антиохийская школа. Феодор Мопсуестийский. 137

Несторий. 138

Блаж. Феодорит Кирский. 139

Л Е К Ц И Я № 22 144

Св. император Юстиниан. 144

Л Е К Ц И Я № 23 152

Полемика св. имп. Юстиниана с монофизитсвом и несторианством. 152

Монофизитские богословы. Севир Антиохийский. 153

Юлиан Галикарнасский 154

Иоанн Филопон. 154

Противники монофизитства. Иоанн Грамматик (Кесарийский). 155

Иоанн Скифопольский. 155

Ипатий, епископ Ефесский. 155

Феодор Раифский. 156

Памфил. 156

Анастасий I, патриарх Антиохийский. 156

Свт. Евлогий, патриарх Александрийский. 156

Леонтий Византийский. 156

Леонтий Иерусалимский. 157

Прп. Роман Сладкопевец. 158

Диакон Агапит. 158

Л Е К Ц И Я № 24 160

Ареопагитикум. 160

Л Е К Ц И Я № 25 167

Свт. Софроний Иерусалимский. 167

Прп. Максим Исповедник. 171

Л Е К Ц И Я № 26 175

Творения и учение прп. Максима Исповедника. 175

Преподобный Иоанн Дамаскин. 179

Л Е К Ц И Я № 27. 182

Защита святых икон у прп. Иоанна Дамаскина. 182

Л Е К Ц И Я № 28 191

История монашества. Обзор христианской аскетической литературы. 191

Алфавитный и систематический патерик (Αποθτεγματα). 193

«История египетских монахов» (Египетский патерик). 194

Лавсаик. 195

"История боголюбцев" блаж. Феодорита Кирского. 196

Л Е К Ц И Я № 29 198

Прп. Антоний Великий. 198

Прп. Аммон. 200

Прп. Аммоний. 200

Прп. Пахомий Великий. 201

Авва Шенуда. 203

Прп. Арсений Великий. 203

Прп. Макарий Александрийский (Городской). 204

Прп. Макарий Великий. 204

Л Е К Ц И Я № 30 206

Творения прп. Макария Великого. 206

Авва Евагрий. 210


Л Е К Ц И Я №1


Введение.


Мы приступаем к изучению патрологии — науки, которая соприкасается с разными другими науками нашего курса. С одной стороны, патрология (систематическое изучение святых отцов) соприкасается с церковной историей и является наукой исторической. С другой стороны, патрология соприкасается с догматикой, потому что святые отцы для нас — это прежде всего учители веры. Мы увидим, что патрология имеет общие границы или даже общие области и с другими науками, другими предметами, которые мы изучаем — например, с гимнографией, литургикой. Это не удивительно, потому что вообще все богословские науки взаимосвязаны. Скажем, для православных изучение Священного Писания немыслимо без постоянного обращения к святоотеческим толкованиям библейских книг. Не будем сейчас останавливаться на тонких различиях между патрологией и патристикой, которые предлагались иногда и даже отражались на официальной номенклатуре учебных предметов. Будем стараться видеть патрологию во всем ее объеме.

Слово "патрология" достаточно новое, впервые оно появилось в названии труда одного немецкого протестантского ученого в середине 17 века. Однако по содержанию эта наука существовала с первых веков христианства. Отцом патрологии можно считать того церковного писателя, которого мы признаем и отцом церковной истории — Евсевия, епископа Кесарии Палестинской. В своей "Церковной истории" он очень много внимания уделяет отцам Церкви, богословам, излагает их учение, цитирует их сочинения. Свидетельства Евсевия представляют для нас тем большую ценность, что многие творения первых веков, которые в своем сочинении, написанном в начале 4 века, цитирует Евсевий, до нашего времени не дошли, а некоторые из них известны нам исключительно благодаря их упоминанию Евсевием Кесарийским в его "Церковной истории" и некоторых доругих его сочинениях.

В конце 4 века блж. ^ Иероним Стридонский, который писал на латыни, но большую часть своей жизни прожил на Востоке, положил основание изучению святых отцов на Западе, в области распространения латинского языка, своим сочинением "О знаменитых мужах". Блж. Иероним ставил себе целью доказать, что христианство более значительно великими людьми, великими умами, чем язычество, в ответ на упреки язычников, третировавших христиан как варваров и уничтожителей культуры. Блж. Иероним понимает свою задачу достаточно широко. Он говорит в своем сочинении (где дает сведения о 135 писателях) не только о православных богословах, но включает в круг рассмотрения даже таких чисто иудейских авторов, как Филон Александрийский и Иосиф Флавий, и такого языческого автора, как Сенека. И уж конечно, Иероним много говорит о еретиках, потому что историческая картина без рассмотрения различных еретических учений была бы не только неполной, но и непонятной. Впрочем, сочинение Иеронима довольно не самостоятельно, он очень во многом зависит от Евсевия, которого усердно копирует.

Кроме того, мы должны назвать таких авторов древности, как свт. Фотий, патриарх Константинопольский, и лексикограф Суда (или Свида по другому чтению).

^ Свт. Фотий жил в 9 веке; еще до того, как он стал патриархом, Фотий составил огромное сочинение, которое называется "Библиотека" (или труднопереводимым греческим словом, которое означает нечто вроде "Тысячекнижия", хотя на самом деле в этом произведении речь идет не о тысяче, а о десяти тысячах книг). В этом сочинении свт. Фотий излагает содержание и цитирует произведения примерно двух с половиной сотен авторов, как языческих, так и христианских. "Библиотека" Фотия имеет для нас огромную ценность, во-первых, потому, что святитель Фотий — это великий ученый, очень взвешенно относившийся к излагаемому материалу, один из зачинателей научной критики (в частности, конструктивно-критически относившийся к вопросам авторства, искавший научно обоснованных ответов, анализировавший содержание сочинений, о которых писал). В общем, во всей византийской литературе "Библиотека" Фотия — явление исключительное.

"Лексикон" Свиды составлен около 1000 года, это тоже замечательный образец византийской эрудиции. Здесь нет таких глубоких анализов, как у свт. Фотия, но по широте охвата, количеству имен, которые называет и объясняет "Лексикон" Свиды, он занимает исключительное место и до сих пор это настольная книга для тех, кто исследует первое христианское тысячелетие.

В Церкви всегда сохранялся интерес к святым отцам, всегда богословы опирались на святоотеческие суждения и свидетельства, и это мы найдем в истории любого собора не только 1-го, но и 2-го тысячелетия. Можно сказать, что хотя какая-то часть святоотеческих творений была утрачена, однако самая значительная, самая существенная по содержанию часть сохранилась благодаря тому, что во всех христианских поколениях до изобретения книгопечатания находились люди, хранившие и переписывавшие эти творения. До настоящего времени очень многое из святоотеческих творений остается неизданным — не потому, что они остаются неизвестными, а потому, что руки не доходят до их издания. Современная наука предъявляет очень строгие требования к изданию текстов. И если еще в прошлом веке можно было издавать текст на основании одной или двух рукописей, то в наше время это считается недопустимым и текст полагается издавать на основании всех имеющихся в распоряжении науки рукописей, а их может быть очень много и они могут быть рассеяны по библиотекам разных континентов. Так что издание их — не такое легкое дело, и каждый год в научный обиход поступают первые издания творений отцов и древних христианских богословов, которые прежде не публиковались.

Конечно, задача науки не ограничивается одним изданием этих творений. Их нужно изучать и для общей пользы переводить на современные языки. Это изучение ведется общими усилиями ученых разных стран и разных вероисповеданий. Наука нового времени занимается святыми отцами не первый век. Уже в 16 веке в связи с религиозными спорами на Западе появилась настоящая потребность в изучении отцов. С одной стороны, протестанты говорили (и не без оснований), что католическая церковь отступила от учения древней Церкви, и в доказательство приводили творения отцов самых первых веков христианства. С другой стороны, католическая церковь, борясь против протестантизма, пыталась доказать свою преемственность, непрерывность своей традиции, для чего тоже была вынуждена прибегать к святоотеческим творениям, справедливо указывая на многочисленные и вопиющие отступления от древнего церковного учения у протестантов.

В силу исторических условий на православном Востоке изучение святых отцов не могло в то время, в 16 – 17 веках, быть столь успешным, как на Западе. Византия пала в середине 15 века, и ее культура очень быстро пришла в упадок. Это выразилось также в том, что очень быстро перестали понимать древнегреческий язык, бывший до самого падения Константинополя общепринятым языком Церкви. Все проповеди записывались на древнегреческом языке; после падения Константинополя проповеди в сочинениях, назначенных для назидания, древнегреческий язык не мог сохраняться и все больше вытеснялся новогреческим языком. Это говорило о том, что теряется связь со святыми отцами.

Что касается славянских стран, то южные славяне, как и греки, попали под турецкое иго, а Россия только начинала свое становление самостоятельного во всех отношениях государства, когда Византия пала. Поначалу интерес к святоотеческим творениям у нас, в России, был довольно незначительным. Кое-что было переведено с греческого болгарами и сербами. Святоотеческие творения, переведенные на русской земле, ученые пересчитывают буквально по пальцам одной руки.

Очень долго у нас существовала наивная, как выяснилось, убежденность, что не нужно решать никаких трудных вопросов и что если такие вопросы в нашей церковной жизни возникнут, можно будет легко получить их разрешение в Константинополе. Такое отношение к трудным вопросам было тем более оправдано, что Русская Церковь до середины 15 века оставалась под константинопольской юрисдикцией и самих митрополитов получала из Константинополя.

Впоследствии, после падения Константинополя, в котором русские увидели кару Божию за отступление от православия, в России все больше проявлялись националистические настроения, которые ставили Россию в центр всего православного мира и утверждали ее самодостаточность. При таких настроениях изучение святоотеческого наследия, углубление в это наследие представлялось как бы излишним, потому что если Русской Церкви и было нужно что-то получить, она это получила в самом начале, еще при своем крещении. Сама мысль о том, что чего-то нам не хватало, в прежние века могла показаться кощунственной.

В 16 веке в России можно назвать только одного человека, по-настоящему знавшего святых отцов — преподобный Максим Грек. Показательна судьба этого человека. Он родился на Балканах, в Эпире, уже после падения Константинополя. Детство и юность его прошли в Италии, куда эмигрировали его родители. Своих познаний преп. Максим достиг благодаря тому, что учился в западных школах. Парадоксально, но таков был путь, который предстояло пройти нашей Церкви: именно через школу западного типа, сколь ненавистной она ни казалась на первых порах, мы могли вернуться к святоотеческому наследию, приступить к его систематическому усвоению и с помощью святых отцов отразить те опасности, которые нам грозили со стороны западного инославного христианства.

Это прекрасно понимал уже в первой половине 17 века знаменитый киевский митрополит Петр Могила. Когда критикуют Петра Могилу и тех, кто шел по его стопам, указывают на то, что он копировал именно западные образцы, заводил латинские школы. Как на альтернативу указывают на возможность создания греческих школ, но, к сожалению, греческих школ не существовало в природе в то время, когда Петр Могила занимался налаживанием просвещения в Южной России, хотя у многих, и прежде всего у самих греков, было желание создать такие школы.

Ревнителями образования в греческих традициях были знаменитые братья Лихуды, которые стоят у истоков Московской Духовной Академии, возникшей немного позже Киевской — в 80-х годах 17 века. Надо сказать, что сами Лихуды прошли те самые западные университеты, альтернативу которым они хотели создать в России, и несли в Россию, вольно или невольно, опять-таки школу западного типа, хотя акцент, может быть, и ставили несколько по-иному, чем Петр Могила.

Когда в 18 веке начинается в России систематическое устройство духовных школ, оно есть не что иное, как насаждение того типа школ, какой существовал тогда в христианском мире, и других возможностей не было. Мы должны понимать, с одной стороны, ограниченность тех возможностей, какие давали эти школы, но с другой стороны, мы должны понимать историческую неизбежность и плодотворность того, что происходило тогда в нашем образовании.

Сколько проклятий мы слышали, слышим и будем слышать в адрес
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

Содержани е iconСодержани е
Специфика финансового менеджмента малого предприятия
Содержани е iconСодержани е
Роль, значение, задачи и источники анализа платежеспособности и кредитоспособности предприятия
Содержани е icon2 содержани е
I. психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка в начальной школе
Содержани е iconРациональная оптимизация работы педагога содержани е
Приоритетное направление оптимизации учебно-воспитательного воздействия педагога
Содержани е iconМатериал и методика
Для обеспечения высокой продуктивности птицы при низких затратах кормов на продукцию необходимы полнорационные корма с высоким содержани­ем...
Содержани е iconПрограмма «Профилактика правонарушений на территории мо селосонский...
«Профилактика правонарушений на территории муниципального Образования Селосонский сельсовет 2011-2013 годы»
Содержани е iconМуниципальная программа «Профилактика правонарушений на территории...
«Профилактика правонарушений на территории администрации Селосонского сельсовета на 2014-2016 годы»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница