Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели




Скачать 53.34 Kb.
НазваниеТема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели
Дата публикации19.04.2014
Размер53.34 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > История > Урок
Тема урока: «Господин из Сан-Франциско» - Откровение И. А.Бунина

Цели:

Образовательные:

– Раскрыть смысл символических образов рассказа.

– Проследить историю создания произведения.

Развивающие:

– Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа.

– Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

Воспитательные:

- Учить видеть истинные ценности жизни.

Теория литературы: реминисценция, новелла (все определения написаны на доске).

^ Оборудование и наглядность:

Портрет Бунина 1915 года, портрет Томаса Манна, портрет Л. Н.Толстого, фрагмент фильма Ф. Феллини «И корабль плывет», репродукции картин И. Айвазовского «Буря», К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», Откровение Иоанна Богослова.

План урока:

1. Оргмомент (1 мин.).

2. Психологическая подготовка (повторение изученного на прошлом уроке; 2 мин.).

3. Разговор о рассказе (38 мин.).

4. Итог урока (2 мин.).

5. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творческой судьбой И. А.Бунина. Сегодня мы остановимся на одном из самых знаковых произведений автора – рассказе 1915 года «Господин из Сан-Франциско». Я надеюсь, вы прочитали рассказ и будете активны на сегодняшнем уроке. Но прежде чем мы начнем разговор, мне бы хотелось, чтобы Вы вспомнили год рождения Бунина. (ученики отвечают 1870).

III Разговор о рассказе:

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - это рассказ 45- летнего писателя (учитель делает жест в сторону портрета). Это очень, потому что именно в данный период Бунин переходит на новый этап творчества, который характеризуется глубокими философскими размышлениями, глобальными идейными обобщениями, религиозным самоанализом. Творческий процесс писателя становится размеренным, все чаще Бунин вступает в художественный диалог с современниками и представителями мировой культуры прошлого.

Так одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя (тоже нобелевского лауреата) Томаса Манна (учитель указывает на портрет). Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является реминисценцией, потому что в нем отразился совершенно самостоятельный взгляд Бунина на проблему жизни и смерти, вечного и тленного. Мы привыкли называть небольшие прозаические произведения Бунина рассказами, но в данном случае для него очень важна была «новеллистичность» произведения Т. Манна, так как Бунин на фоне вполне заурядных событий изображает трагедию. Такой неожиданный поворот и отличает новеллу как жанр. Бунину это было необходимо для изображения Внезапности прихода смерти.

Важен в данном случае и другой диалог Бунина – с Л. Н.Толстым (указывает на портрет) и его повестью «Смерть Ивана Ильича». Мы уже говорили с вами о колоссальном влиянии творчества Толстого на прозу Бунина. Но если Толстой в своей повести старался в точности следовать реальным событиям, положенным в ее основу, то Бунин в процессе работы над рассказом все больше отходил от прямых аналогий с действительностью.

Так название корабля «Атлантида» заменило первоначальное название «Принцесса Елеонора» - название реального корабля, ходившего в начале XX века из Италии в Америку. В окончательную редакцию рассказа Бунин внес существенные коррективы: изменил название. Как первоначально назывался рассказ? («Смерть на Капри»).

Отказался Бунин и от эпиграфа, который до сих пор печатается во многих изданиях рассказа^ . Горе тебе, Вавилон, город крепкий - слова из Откровения Иоанна Богослова, или второе название – Апокалипсис. Вы, читая дома Откровение, наверное, поняли, что в нем противопоставляются два Библейских города: Вавилон и Иерусалим. Когда вы слышите «Вавилон», что, прежде всего, приходит вам на ум? (Вавилонская башня). Но апокалипсический Вавилон никак не связан с Вавилоном Ветхого Завета и смешением языков, о котором говорится в Книге Бытия. О философской разности Ветхого и Нового Завета мы уже говорили с вами в связи с Достоевским и на занятиях МХК. Вавилон Нового Завета – это символ города греха, города, который в Откровении именуется блудницей: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откровение: 18:10-13). Вавилону в Откровении противопоставлен Иерусалим – град небесный, христианский символ возрождения и рая.

Для Бунина эта антитеза очень важна. Давайте сравним описание Неаполя и Капри. (ученики зачитывают отрывки из рассказа). Параллели с библейским текстом вполне очевидны. Но в рассказе Бунина есть еще целый ряд противопоставлений. Давайте зачитаем фрагменты, где дан портрет капитана корабля и описывается встреча с жителями Капри. (ученики зачитывают). Мы видим, какими скупыми красками изображает Бунин идолопоклонство высшего света капитану и как ярко и светло выписано паломничество жителей Капри к Деве Марии.

Еще одна явная антитеза - это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини).

Обращение Бунина к Апокалипсису открывает еще один идейный план: идея конца света, конца человеческого существования, которая присутствует в целом ряде символических образов рассказа. (Ученикам предлагается самим назвать какие-либо образы). Безусловно, это прежде всего образ корабля с его магическим названием - «Атлантиды». О чем вам говорит это название? (Ученики, возможно, отвечают, что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул).

Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства. (Учитель указывает на картину Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана).

Образ, который очень редко обращают внимание, это действующий по сей день вулкан Везувий, несколько раз эпизодично упоминаемый в рассказе. А между тем это прямое указание на гибель античной Помпеи, где люди пытаясь унести с собой как можно больше богатства, гибли под раскаленными потоками лавы. (Указание на картину Брюллова).

В рассказе упоминается император Тиберий. Это историческое лицо, правитель, при котором был распят Иисус Христос, после чего император укрылся в горах в пещере. Бренность властного земного существования была свойственна и Господину их Сан-Франциско, что говорит о том, что история ничему людей не учит.

Неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Апокалипсиса о городе, сходящем с небес от Бога. Именно о таком Божьем граде как истинный христианин мечтал Бунин. В заглавии нашего урока рассказ «Господин из Сан-Франциско» назван Откровением. Иоанн Богослов, создавая Апокалипсис, стремился, прежде всего, предупредить человечество о грядущей катастрофе. Примерно тоже самое через две тысячи лет уже на своем языке пытался сделать Бунин, написав гениальный рассказ «Господин из Сан-Франциско».

IV Итог урока: Проводится фронтальный опрос класса:

С какими произведениями перекликается рассказ Бунина? Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?

Похожие:

Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconТема урока: Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
И. А. Бунина и иллюстрация к рассказу «Господин из Сан-Франциско» художника О. Д. Коровина
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconСписок литературы для 11 класса
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый понедельник» и др
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconСписок литературы
Бунин И. А. «Антоновские яблоки», «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи», «Окаянные дни»
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconРассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
Стихотворения: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconЛитература на лето (11 класс)
Бунин И. А. «Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый...
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconВикторина по жизни и творчеству И. А. Бунина Какая тема является...
Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconТема: Россия – наша Родина Цели урока
В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconУрока Тема урока Цели
Изучить строение растительной клетки, сформировать представление о органоидах клетки
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconТема урока: «Жизнь наших далёких предков» (защита проекта) Цели урока
Формировать умение работать в группе, в команде, умение собирать и систематизировать информацию
Тема урока : «Господин из Сан-Франциско» Откровение И. А. Бунина Цели iconРосписи Виктора Арнаутова в Сан-Франциско (1934 1939): «русский ученик»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница