Скачать 169.81 Kb.
|
Тема 2. История развития психофизиологии. Роль античных и средневековых ученых в понимании материа-листической природы психических процессов (Аристотель, Гиппократ, Клавдий Гален, Ибн-Сина и др.). Вклад западных исследователей в становлении общей и дифференциаль-ной психофизиологии как науки (В. Вунд, Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл и др.). Роль отечественных ученых в развитии теории нервизма как пред-ставления о целостности организма и о единстве организма человека с окружающей средой (Н.И.Пирогов, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин и др.). Становление и практическое применение психофизиологии в промыш-ленности (Г.Мюнстерберг), школьной психодиагностике (А.Бине, Т.Симон, П.Ф. Лесгафт), на транспорте (фон Вебер, И.И.Рихтер) в военном деле (А.Отис, Г.Е. Шумков и др). Период наибольшего подъема психофизиологических исследований в Советской России в 20-30 годах в плане решения широкого диапазона задач: профессиональный отбор кандидатов для обучения в школах с различными уклонами; изучение психофизиологических детерминант успешности деятельности по различным специальностям; профилактика профессионального утомления и аварийности, оптимизация орудий и условий труда и др. Вклад в развитие психофизиологии отечественных ученых (И.П.Павлов, Л.А.Орбели, Л.С.Выготский, А.А.Ухтомский, Б.М.Теплов, П.К.Анохин и др.). ^ История развития психофизиологии Следует отметить, что хотя бурное развитие и становление психофизиологии как отрасли психологии относится к средине XIX века, хотя ее зарождение уходит своими корня ми в глубокую древность. Известно, что уже в древнем Китае более 3000 лет назад существовала целая система проверок способностей государственных чиновников, которые с определенной периодичностью должны были сдавать экзамены по нескольким дисциплинам: знание законов государства, верховая езда, стрельба из лука, искусство полемики, поэзии и др. Использование физиологических показателей при оцени функционального состояния и уровня работоспособности человека уходят своими корнями в далекое прошлое. О психологическом состоянии человека всегда судили по его физическим проявлениям. Например, по уровню саливации судили об уровне нервно-психического напряжения человека, поэтому древние англосаксы заставляли человека, подозреваемого в преступлении жевать корку сухого хлеба. Сохранились свидетельства, того, что Юлий Цезарь, отбирая в свой личный легион римлян, замахивался на них мечом и по вегетативным проявлениям кандидатов или зачисляли или им отказывали. Многие ученые древности, говоря о психике человека, пытались подвести под физиологический субстрат. В частности известнейший в древней Греции врач Гиппократ считал, что темперамент человека - а это психологическая характеристика человека зависит от количественного соотношения 4-х жидкостей в организме человека: воды, крови, желчи и слизи. Каждая из этих жидкостей имеет свои свойства и поэтому преобладание одной из них определяет особенности поведения человека и склонность его к тем или иным заболеваниям. Желчь (Холэ-греч.) - определяет у человека преимущественно холери-ческий темперамент. Кровь (сангвис) - сангвинистический темперамент. Слизь (флегма) - флегматический темперамент. Меланхолик (черная желчь) - меланхолический темперамент. Древние римляне и в частности знаменитый врач древнего Рима Клавдий Гален более 2000 лет тому назад считал, что душа -есть субстанция физическая, которая располагается в желудочках головного мозга, а носителем всего душевного есть психическая пневма, которая возникает в мозгу и по нервам разносится по всему телу. Однако поистине бурное развитие психофизиология начала переживать в 60-80-ых годах прошлого столетия. Это было связано с тем, что индустриализация производства и техническое перевооружение промышленности предъявила повышенные требования к квалификации и общему уровню развития и образования рабочих, поэтому в развитых странах того времени (Германия, Англия и Франция) было введено всеобщее начальное обучение. Это в свою очередь выдвинуло проблемы психологического отбора способных и одаренных детей, проблемы неуспеваемости и низкой способности к обучению в целом, за решение которых и взялись экспериментальные психологи. Общепризнанным основоположником этого направления считается немецкий врач В. Вундт (1832-1920), который в 1879 году организовал в Лейпциге первую экспериментально-психологическую лабораторию. Однако, Вундт считал, что высшие психические функции, которые составляют сущность личности, недоступны экспериментальному исследованию, поэтому главное направление его работы было связано с изучением зрительно-моторных реакций. По существу, Вундт разрабатывал методы оценки психомоторных качеств человека, которые уже тогда учитывались при отборе кандидатов для работы с промышленными машинами, где эти качества являлись основополагающими. В это же время, в Англии Френсисом Гальтоном в 1884 году была образована антропометрическая лаборатория, где он измерял различия между людьми (общесоматические, нервно-психические и психические) с помощью целого набора методик: -на определение зрительной, слуховой, тактильной и проприоцептивной разности чувствительности, -на мускульную силу, -время простой и сложной сенсомоторной реакции и др. В этой лаборатории каждый человек за весьма символическую плату мог обследоваться на предмет оценки своих способностей. С помощью этих методик были получены первые систематические результаты об индивидуальных различиях в области элементарных антропофизиологических и психофизиологических процессов. При этом, многие подходы в оценки физического развития человека и предложенные Гальтоном методы их оценки находят свое практическое применение до настоящего времени. В 1894 г. из лаборатории Вундта приехал работать в Пенсильванский университет Джеймс Кеттелл, который вскоре организовал в этом университете психометрическую лабораторию. В результате многолетних исследований Кеттелл вместе с сотрудниками своей лаборатории разработал наборы заданий, которые он назвал "умственными тестами" и использовал их для оценки так называемой "интеллектуальной физиономии обследуемого". Таких тестов насчитывалось уже более 50-ти, и направлены они были на изучение качеств внимания, памяти, психомоторики и ряда других характеристик. Быстрое развитие метода тестов было бы невозможно без выполнения учеными запроса промышленности и сферы обслуживания. В конце XIX-начале XX вв. усилиями английских, немецких и американских ученых развивается психотехника: наука, изучавшая, с одной стороны: -возможности человека для работы с машинами (прибором, пультом и др.) - с другой стороны изучались законы приспособления конструкции и формы машины к особенностям человека. Уже в 1891 году немецкий психотехник Гуго Мюнстерберг предложил серию психологических тестов и организовал практический профессиональ-ный отбор кандидатов на обучение вагоновожатых трамваев. В результате этих мероприятий в несколько раз уменьшилось количество дорожных происшествий и аварий, связанных с эксплуатацией сложного для того времени транспортного средства. В 1910 г. им, одним из первых, была установлена зависимость надежности человека, управляющего технической системой, от его психофизиологических качеств и раньше других было сформировано понятие "личный фактор". На средства транспортной кампании была организована экспериментальная психометрическая лаборатория, в которой сотрудниками лаборатории были разработаны не только психологические тесты, но и аппаратура для профессионального отбора этих специалистов, то есть своего рода прообраз современных тренажеров. Конструировались тренажеры для отбора вагоновожатых, машинистов железнодорожных локомотивов, операторов телефонных станций, наборщиков, и многих других специалистов, многие из которых, правда, видоизмененные и усовершенствованные используются до настоящего времени. Психодиагностические тесты нашли свое быстрое применение в системе школьного обучения. Школа того времени давно нуждалась в инструментарии для объективного разделения детей по знаниям, умениям, навыкам, способностям, выявления умственно отсталых и одаренных детей, для отбора учащихся в профессиональные и специальные школы и др. В 1904 г. во Франции была создана комиссия для отсева умственно отсталых детей из общеобразовательных школ Парижа и создания специальных учебных заведений, где бы могли продолжать обучение такие дети. Для работы в этой комиссии были привлечены известные в то время психологи Альфред Бине и Теодор Симон. Учеными был разработан психодиагностический набор тестов, состоящий из 30 заданий для дифференциации детей по уровню умственного развития (уровню интеллекта). Задания были распределены по трудности и позволяли отделять явные случаи умственного недоразвития от нормы. Вторая более совершенная редакция шкалы Бине-Симона увидела свет в 1908 г. и состояла уже из 55 заданий и предусматривала соответствие успешности решения тестов возрасту. Тогда же было введено понятие "умственный возраст" и "коэффициент интеллектуальности" IQ фактич. IQ = ------------- x 100 IQ нормат. Для каждой возрастной ступени (обратите внимание дифференцированный подход) авторами было разработано по нескольку заданий, отличавшихся степенью сложности. Помимо Франции, система Бине - Симона самое широкое распространение и практическое применение нашла в США, где усилиями американского психолога С. Холлу прочно укоренилось мнение о непосредственной зависимости эффективности обучения и педагогической практики от результатов экспериментального исследования учащихся. Уже в 1894 г. в США функционировали 27 лабораторий для изучения способностей детей, издавалось 4 специализированных журнала. По праву, считая Бине, Симона и Холлу основоположниками школьной психодиагностики, справедливости ради следует указать, что еще в 1787 г. немецкий врач Тидеман издал сочинение "Наблюдение над развитием душевных способностей у детей", которое по праву может считаться первым учебником по педагогической психологии. Другой страной, где идеи психодиагностики нашли благодатную почву явилась Россия. В 1884 г. отечественный психолог и доктор медицины П. Ф. Лесгафт опубликовал итог 20-летних исследований монографию: "Семейное воспитание ребенка и его значение", где он впервые дал понятие акцентуаций характера подростков. В частности им были описаны 6 "школьных типов", их характерные черты, и причины (биологического и социального плана) их порождающие. Первая в России психофизиологическая лаборатория была создана в 1911 г. профессором В. М. Бехтеревым при кафедре психиатрии ВМедА, где проводились экспериментальные исследования по отбору военных пилотов и воздухоплавателей. Двумя годами позже (1913 г.) учеником В. М. Бехтерева-Г. Е. Шумковым была опубликована статья: "Психофизиологическое состояние воздухоплавателей во время полета", где наряду с чисто физиологическими поднимались также вопросы, относящиеся к психо-физиологии: эмоциональное состояние пилота, ощущения, восприятие и др. Однако самое значительное развитие и практическое применение психодиагностика нашла в Армии. Армии всегда требовались солдаты, которые обладали бы целым перечнем необходимых психофизиологических и личностных качеств, необходимых для качественного выполнения сложных и опасных заданий. Для этих целей было нужно из первоначального набора новобранцев отобрать умственно полноценных, а затем разделить их во родам и видам войск, по соответствующим военным специальностям и направить туда, где бы они могли выполнять свои служебные обязанности наиболее успешно. Эта цель частично была решена в США в 1917 г., во время 1-ой Мировой войны, когда Американская психологическая ассоциация утвердила Комитет помощи войне под руководством известного психолога Роберта Йеркса. Этот комитет отобрал наиболее пригодные психодиагностические тесты. Особое внимание было уделено групповым тестам интеллекта, разработанных Артуром Отисом. Поскольку в составе полутора миллионов американских новобранцев были неграмотные и плохо знавшие английский язык, для них были разработаны целые серии так называемых "немых" интеллектуальных методик, для выполнения которых знание языка было необязательным. В итоге, службы армейских психологов стали применять два набора тестов :"Армия Альфа" и "Армия Бета". По результатам тестирования кандидаты распределялись на 5 групп профессиональной пригодности: А, B, C, D E. При этом, кандидаты из группы А и В направлялись для обучения в офицерские училища и сержантские школы, а лица отнесенные по результатам тестирования к группе Е в армию США не призывались по причине профессиональной непригодности. Всего было обследовано более 2 миллионов человек. Наибольший подъем психофизиологических исследований отмечался в Советской России в 1920-1930 годах. Для этого времени был характерен широкий диапазон решаемых задач: -профессиональный психологический отбор кандидатов, для обучения в школах с различными уклонами, -профессиональное консультирование, -изучение психофизиологических детерминант успешности деятельности по различным специальностям -профилактика профессионального утомления и аварийности, оптимизация орудий и условий труда и другие задачи. Именно в те годы определился широкий круг советских исследователей, которые имели мировое признание: академики И. П. Павлов и Л. А. Орбели, профессора Выготский, Ухтомский Теплов и многие другие. Именно этими учеными и усилиями многих сотен других психологов , физиологов и педагогов были заложены фундаментальные теоретические и методологические основы отечественной психофизиологии. С 1936 г., после опубликования Постановления ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов", психотехнические методики были запрещены к применению в школьной практике и при проведении мероприятий профотбора в армии и в промышленности. Однако уже с начала 60-х годов и психофизиологические методы вновь стали использоваться при профессиональном отборе кандидатов, поступавших в авиационные училища летчиков, а несколько позднее и в процедурах профотбора кандидатов в морские учебные заведения. В настоящее время психофизиологические методики используются в процедурах профессионального отбора кандидатов для работы на АЭС, в системе МВД, МЧС и многих других министерств и ведомств. С чем было связано возрождение и реабилитация психофизиологии. Развитие и усовершенствование современных технических средств, включение человека в сложные взаимоотношения "человек-машина" предъявляло серьезные требования не только к психическим качествам человека, но и к ряду его физиологических характеристик, то есть к его психофизиологическим особенностям. Если раньше (30-50 годы нашего столетия) под термином "психофизиология" в большей степени понималась физиология анализаторов, органов чувств, затем в 60-70 годах психофизиология в большей степени стала решать задачи связанные с изучением познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление). В настоящее время психофизиология охватывает более широкий круг задач. Сюда входят: типологические особенности ЦНС, основы физиологии ВНД, функциональное состояние анализаторов (афферентных) систем, ответные реакции в форме различных по скорости и сложности моторных актов, объем и скорость переработки информации, поведенческие реакции человека в экстремальных ситуациях и др. Психофизиология, занимая пограничное состояние между физиологией ЦНС, физиологией ВНД, нейрофизиологией и психологией, самым теснейшим образом связана с инженерной психологией, эргономикой и кибернетикой. Учитывая высокую оснащенность нашего времени сложными техническими устройствами к психофизиологическим качествам специалистам, обслуживающим эти сложные устройства предъявляются высокие требования: 1. В первую очередь возросли требования к точности и быстроте двигательных реакций, которые приобрели сложнокоординированный характер, включающий в себя последовательные комплексы различных двигательных актов, а также к способности быстро переключаться с одних реакций на другие. Профессиональные двигательные акты должны быть в высокой степени автоматизированы. 2. Управление сложными техническими средствами предъявляют высокие требования к быстроте реагирования, то есть к быстроте анализа обстановки, принятия решения и его осуществления с учетом безошибочности действий человека. При этом очень часто необходимость принятия решения осуществляется в условиях недостаточности, отсутствии (отказы бортовых РЛС в плохих погодных условиях) или даже ложности (иллюзии в полете) информации. 3. Эксплуатация сложных динамических объектов или сложных технических систем требуют от оператора высокого уровня готовности к экстренному действию на протяжении всего времени управления объектом или нахождении на дежурстве. Деятельность оператора в системе "человек - техническое средство - внешняя среда" должна отличаться высокой надежностью, то есть вероятностью безошибочного протекания рабочего процесса оператора в заданных условиях в течение определенного промежутка времени, скоростью переработки информации, типом реагирования и др. Следовательно, одним из главных направлений психофизиологии является взаимоотношение человека и технических систем (система "человек -машина"). Второе направление, которое входит в сферу интересов психофизиологии - это оценка функционального состояния человека. Оценка функционального состояния человека и прогнозирование его в течение определенного времени представляется в настоящее время весьма актуальной задачей. Это в первую очередь связано с тем, что профессиональная деятельность современного человека протекает, как правило, на фоне высокого нервно-психического напряжения, сопровождающегося гипокинезией и гиподинамией, в условиях информационных перегрузок, экологических и социальных катаклизмом. Все эти негативные явления повседневной жизни предъявляют к функциям организма повышенные требования. Понятие о функциональном состоянии организма получило широкое распространение как в клинической медицине, так и в большей степени в психофизиологии. Ведь психофизиология, являясь пограничной областью психологии. областью междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии изучает нервные механизмы психической деятельности человека. В центре внимания этой науки, основной точкой ее приложения является изучение роли физиологических процессов во внутренних переживаниях человека. Говоря о функциональном состоянии, необходимо дать этому понятию определение: - ФС - это совокупность всех без исключения форм и режимов жизнедеятельности организма в данный период времени, определяющий его диапазон реактивности и поведенческой активности. В настоящее время достаточно обоснованно определилась иерархическая уровневая структура индивидуальности. В частности, ^ (ЛГУ) считает, что можно выделить 7 уровней индивидуальности (табл. 1), из которых, по крайней мере, 4 можно, так или иначе, отнести к "физиологическим" уровням. Тем ни менее, они всецело участвуют не только в процессе обеспечения организма всем необходимым, но и включены в высшие, в том числе и социальные, процессы, являясь тем самым сквозными характеристиками личности: например, потребности проходят через все уровни от генетического до социального. Влечения, как неосознанные потребности - от генетического до психологического, мотивы - как "опредмеченная потребность" от психологического до социального. Ценностные ориентации - от психологического до социального. Установка, как готовность к определенной активности, просматривается от социального до физиологического уровней. Тем самым мы еще раз убеждаемся в биосоциальной сущности человека, что необходимо учитывать при оценке личности человека. По этому поводу достаточно ясно высказался К. К. Платонов (1986 ):"Психические явления, будучи продуктом физиологических явлений (имеющих физиологические механизмы), имея своим продуктом социальные явления, отражают явления, существующие в пространстве и во времени, но сами существуют только во времени, объективируясь в пространстве. " Таблица 1. Уровневая структура индивидуальности 7. Социальный | | | | | | 6. Социально-психологический| | | М| | ЦО | 5. Психологический | | | | | | ---------------------------- ------ -------- 4. Психофизиологический | П | | У| | Т 3. Физиологический | | В | | | ---------------------------- ---- 2. Морфологический | | | | | 1. Генетический уровень | | | | | индивидуальности ____________________________|___|__ __|__|_______|______________ П-Потребности, В-влечения, М-мотивы, У-установки, ЦО-ценностные В настоящее время при оценке психофизиологического состояния человека, выбор методов исследования обычно основывается на принципах комплексности, объективности и динамичности изучения свойств личности на различных уровнях ( К. К. Платонов, 1986). В качестве таких уровней оценки функционального состояния были приняты: - Уровень социально-обусловленных качеств личности - Уровень психологических качеств; - Уровень психофизиологических реакций и состояний; - Уровень функционирования основных физиологических реакций и состояний; - Уровень биохимических изменений. Такой комплексный подход к оценке функционального состояния человека является весьма оправданным. Это объясняется тем, что по мнению В.И. Медведева (1982), изменения психофизиологических показателей и даже различного рода дезадаптивные нарушения могут проявляться у человека, находящегося в необычных состояниях, не равномерно на всех уровнях, а "языками". Поэтому, игнорирование того или иного уровня оценки психофизиологического состояния может привести к тому, что не будут вовремя распознаны функциональные нарушения. Целостный организм неразрывно связан с окружающей его внешней средой и поэтому, как писал еще И. М. Сеченов, в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы саморегуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие непрерывное приспособление (адаптация), взаимодействие и неразрывное единство организма с окружающей средой. Изучение закономерностей адаптации человека к условиям окружающей среды являются основной научной организации труда в современном производстве. В частности, в процедурах профессионального психологического отбора, которые в настоящее время широко применяются во многих министерствах и ведомствах, учет физиологических параметров является важным аспектом прогнозирования эффективности профессиональной деятельности специалиста и адекватности ответных реакций организма на профессиональные нагрузки. Особенно это важно для прогнозирования деятельности человека в экстремальных условиях, когда на него будет воздействовать целый комплекс неблагоприятных экологических, микроклиматических и профессиональных вредностей. Указанные вредности достаточно быстро вызывают у человека ухудшение функционального состояния организма и проявляются не только снижением профессиональной надежности, но и трансформациями личностных качеств, ценностных ориентаций и мотивационных установок. В процессе жизнедеятельности на современного человека воздействует целый ряд неблагоприятных факторов (стрессоров). Такими стрессорами в основном являются: экологические воздействия, профессиональные вредности, информационные перегрузки, социальные воздействия и др. , вызывающие стресс у человека.
Адаптация Адаптация Адаптация -------------- ------------ ----------------------- |Макросоциум |----- Человек ----- Орудия производства | -------------- ------------ ----------------------- Адаптация
Стресс - состояние организма, обусловленное неспецифическим дейст-вием любого резко выраженного и длительного по действию стрессора. Стресс обусловлен утратой оптимального управления в системах организма и проявляется в разнообразных вегетативных, двигательных и психических отклонений от нормы. При продолжительном действии стрессорных факторов в течение длительного времени развивается общий адаптационный синдром-совокупность неспецифических и специфических функциональных и морфологических защитных изменений в организме, обусловленных адаптацией к данному стрессорному фактору и восстановлением оптимального управления. Процесс адаптации человека к условиям окружающей среды чрезвычайно многообразен и затрагивает многие уровни иерархической структуры личности: социальный, социально-психологический, психологический, психофизиологический, физиологический и даже морфологический и генетический уровни. В настоящее время под адаптацией принято считать процесс структурно-функционального приспособления организма в целом или отдельных его систем к окружающим его условиям. Адаптация предназначена для сохранения организмом своих структур и функций в пределах нормы в изменяющихся условиях среды. В настоящее время принято считать, что в формировании адаптационных реакций принимают участие кортико – таламо – гипотала-мические структуры. При этом сложный механизм адаптации, включающий процесс взаимодействия афферентных систем и интеграцию разномодальных раздражителей, формирование временных связей в форме условных рефлексов, обязательное наличие сложного не только биологически, но и социально обусловленного поведенческого компонента, заставляют считать основным местом формирования программ адаптации у человека кору больших полушарий головного мозга. Некоторые исследователи, изучавшие неспецифические механизмы адаптации и общие закономерности приспособительных реакций человека к климатически сложным условиям деятельности отмечали неплановость динамики адаптации, последовательное возникновение фаз напряжения и активации, дисхронизации и стабилизации с последующим выходом либо на новый достаточно длительный по времени стабильный уровень функционирования либо срыв адаптации. |
![]() | Общее представление о психофизиологии как о науке Предмет психофизиологии как область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение... | ![]() | Курсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История... На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» |
![]() | Методические рекомендации по проведению в ООО «Центр прикладной психофизиологии» Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. №73-фз, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.... | ![]() | 7 История развития глобальной сети Internet История развития сетевых информационных технологий тесно связана с историей возникновения и развития глобальной сети Internet |
![]() | 6 (Лекция 3) На прошлой лекции, касаясь истории развития психофизиологии, мы упомянули тот факт, что в XIX и XX веках эта отрасль науки развивалась... | ![]() | Краткая история развития научной экспертизы знаний канарёв Ф. М Анонс. История развития научной экспертизы достоверности знаний, получаемых человеком, очень интересна и увлекательна, но она ещё... |
![]() | Краткая история развития научной экспертизы знаний канарёв Ф. М Анонс. История развития научной экспертизы достоверности знаний, получаемых человеком, очень интересна и увлекательна, но она ещё... | ![]() | Психофизиология познавательных психических процессов На прошлой лекции, касаясь истории развития психофизиологии, мы упомянули тот факт, что в XIX и XX веках эта отрасль науки развивалась... |
![]() | Вопросы к экзамену Предмет и задачи пар история развития представлений... Особенности психического развития при эмоциональной депривации (на примере детей-сирот) | ![]() | Глоссарий №2 по психофизиологии |