История развития психофизиологии




Скачать 169.81 Kb.
НазваниеИстория развития психофизиологии
Дата публикации21.03.2013
Размер169.81 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы


Тема 2. История развития психофизиологии.
Роль античных и средневековых ученых в понимании материа-листической природы психических процессов (Аристотель, Гиппократ, Клавдий Гален, Ибн-Сина и др.).

Вклад западных исследователей в становлении общей и дифференциаль-ной психофизиологии как науки (В. Вунд, Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл и др.).

Роль отечественных ученых в развитии теории нервизма как пред-ставления о целостности организма и о единстве организма че­ловека с окружающей средой (Н.И.Пирогов, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин и др.).

Становление и практическое применение психофизиологии в промыш-ленности (Г.Мюнстерберг), школьной психодиагностике (А.Бине, Т.Симон, П.Ф. Лесгафт), на транспорте (фон Вебер, И.И.Рихтер) в военном деле (А.Отис, Г.Е. Шумков и др).

Период наибольшего подъема психофизиологических исследований в Советской России в 20-30 годах в плане решения широкого диапазона задач: профессиональный отбор кандидатов для обучения в школах с различными уклонами; изучение психофизиологических детерминант успешности деятельности по различным специальностям; профилактика профессионального утомления и аварийности, оптимизация орудий и условий труда и др. Вклад в развитие психофизиологии отечественных ученых (И.П.Павлов, Л.А.Орбели, Л.С.Выготский, А.А.Ухтомский, Б.М.Теплов, П.К.Анохин и др.).

^ Время: 2 часа

История развития психофизиологии

Следует отметить, что хотя бурное развитие и становление психофизиологии как отрасли психологии относится к средине XIX века, хотя ее зарождение уходит своими корня ми в глубокую древ­ность. Известно, что уже в древнем Китае более 3000 лет назад су­ществовала целая система проверок способностей государственных чиновников, которые с определенной периодичностью должны были сдавать экзамены по нескольким дисциплинам: знание законов госу­дарства, верховая езда, стрельба из лука, искусство полемики, поэзии и др.

Использование физиологических показателей при оцени функ­ционального состояния и уровня работоспособности человека уходят своими корнями в далекое прошлое. О психологическом состоянии че­ловека всегда судили по его физическим проявлениям. Например, по уровню саливации судили об уровне нервно-психического напряжения человека, поэтому древние англосаксы заставляли человека, подозре­ваемого в преступлении жевать корку сухого хлеба. Сохранились свидетельства, того, что Юлий Цезарь, отбирая в свой личный легион римлян, замахивался на них мечом и по вегетативным проявлениям кандидатов или зачисляли или им отказывали.

Многие ученые древности, говоря о психике человека, пытались подвести под физиологический субстрат. В частности известнейший в древней Греции врач Гиппократ считал, что темперамент человека - а это психологическая характеристика человека зависит от количест­венного соотношения 4-х жидкостей в организме человека: воды, кро­ви, желчи и слизи.

Каждая из этих жидкостей имеет свои свойства и поэтому пре­обладание одной из них определяет особенности поведения человека и склонность его к тем или иным заболеваниям.

Желчь (Холэ-греч.) - определяет у человека преимущественно холери-ческий темперамент.

Кровь (сангвис) - сангвинистический темперамент.

Слизь (флегма) - флегматический темперамент.

Меланхолик (черная желчь) - меланхолический темперамент.

Древние римляне и в частности знаменитый врач древнего Рима Клавдий Гален более 2000 лет тому назад считал, что душа -есть субстанция физическая, которая располагается в желудочках голов­ного мозга, а носителем всего душевного есть психическая пневма, которая возникает в мозгу и по нервам разносится по всему телу.

Однако поистине бурное развитие психофизиология начала пе­реживать в 60-80-ых годах прошлого столетия. Это было связано с тем, что индустриализация производства и техническое перевооруже­ние промышленности предъявила повышенные требования к квалифика­ции и общему уровню развития и образования рабочих, поэтому в развитых странах того времени (Германия, Англия и Франция) было введено всеобщее начальное обучение. Это в свою очередь выдвинуло проблемы психологического отбора способных и одаренных де­тей, проблемы неуспеваемости и низкой способности к обучению в це­лом, за решение которых и взялись экспериментальные психологи.

Общепризнанным основоположником этого направления считается немецкий врач В. Вундт (1832-1920), который в 1879 году организовал в Лейпциге первую экспериментально-психологическую лаборато­рию. Однако, Вундт считал, что высшие психические функции, которые составляют сущность личности, недоступны экспериментальному исс­ледованию, поэтому главное направление его работы было связано с изучением зрительно-моторных реакций. По существу, Вундт разрабаты­вал методы оценки психомоторных качеств человека, которые уже тогда учитывались при отборе кандидатов для работы с промышленными машинами, где эти качества являлись основополагающими.

В это же время, в Англии Френсисом Гальтоном в 1884 году была образована антропометрическая лаборатория, где он измерял разли­чия между людьми (общесоматические, нервно-психические и психи­ческие) с помощью целого набора методик:

-на определение зрительной, слуховой, тактильной и проприоцеп­тивной разности чувствительности,

-на мускульную силу,

-время простой и сложной сенсомоторной реакции и др.

В этой лаборатории каждый человек за весьма символическую плату мог обследоваться на предмет оценки своих способностей.

С помощью этих методик были получены первые систематические ре­зультаты об индивидуальных различиях в области элементарных ант­ропофизиологических и психофизиологических процессов. При этом, многие подходы в оценки физического развития человека и предложенные Гальтоном методы их оценки находят свое практическое применение до настоящего времени.

В 1894 г. из лаборатории Вундта приехал работать в Пенсиль­ванский университет Джеймс Кеттелл, который вскоре организовал в этом университете психометрическую лабораторию. В результате мно­голетних исследований Кеттелл вместе с сотрудниками своей лабо­ратории разработал наборы заданий, которые он назвал "умственны­ми тестами" и использовал их для оценки так называемой "интеллектуальной физиономии обследуемого". Таких тестов насчиты­валось уже более 50-ти, и направлены они были на изучение качеств внимания, памяти, психомоторики и ряда других характеристик.

Быстрое развитие метода тестов было бы невозможно без вы­полнения учеными запроса промышленности и сферы обслуживания. В конце XIX-начале XX вв. усилиями английских, немецких и американских ученых развивается психотехника: наука, изучавшая, с одной стороны:

-возможности человека для работы с машинами (прибором, пуль­том и др.)

- с другой стороны изучались законы приспособления конструк­ции и формы машины к особенностям человека.

Уже в 1891 году немецкий психотехник Гуго Мюнстерберг пред­ложил серию психологических тестов и организовал практический профессиональ-ный отбор кандидатов на обучение вагоновожатых трам­ваев. В результате этих мероприятий в несколько раз уменьшилось количество дорожных происшествий и аварий, связанных с эксплуата­цией сложного для того времени транспортного средства. В 1910 г. им, одним из первых, была установлена зависимость надежности че­ловека, управляющего технической системой, от его психофизиологи­ческих качеств и раньше других было сформировано понятие "личный фактор".

На средства транспортной кампании была организована экспери­ментальная психометрическая лаборатория, в которой сотрудниками лаборатории были разработаны не только психологические тесты, но и аппаратура для профессионального отбора этих специалистов, то есть своего рода прообраз современных тренажеров. Конструировались тренажеры для отбора вагоновожатых, машинистов железнодорожных локомотивов, операторов телефонных станций, наборщиков, и многих других специалистов, многие из которых, правда, видоизмененные и усовершенствованные используются до настоящего времени.

Психодиагностические тесты нашли свое быстрое применение в системе школьного обучения. Школа того времени давно нуждалась в инструментарии для объективного разделения детей по знаниям, умениям, навыкам, способностям, выявления умственно отсталых и одаренных детей, для отбора учащихся в профессиональные и специ­альные школы и др. В 1904 г. во Франции была создана комиссия для отсева умственно отсталых детей из общеобразовательных школ Па­рижа и создания специальных учебных заведений, где бы могли про­должать обучение такие дети. Для работы в этой комиссии были привлечены известные в то время психологи Альфред Бине и Теодор Симон. Учеными был разработан психодиагностический набор тес­тов, состоящий из 30 заданий для дифференциации детей по уровню умственного развития (уровню интеллекта). Задания были распреде­лены по трудности и позволяли отделять явные случаи умственного недоразвития от нормы.

Вторая более совершенная редакция шкалы Бине-Симона увидела свет в 1908 г. и состояла уже из 55 заданий и предусматривала со­ответствие успешности решения тестов возрасту. Тогда же было вве­дено понятие "умственный возраст" и "коэффициент интеллектуаль­ности"

IQ фактич.

IQ = ------------- x 100

IQ нормат.

Для каждой возрастной ступени (обратите внимание дифференци­рованный подход) авторами было разработано по нескольку зада­ний, отличавшихся степенью сложности.

Помимо Франции, система Бине - Симона самое широкое распростра­нение и практическое применение нашла в США, где усилиями амери­канского психолога С. Холлу прочно укоренилось мнение о непосредс­твенной зависимости эффективности обучения и педагогической прак­тики от результатов экспериментального исследования учащихся. Уже в 1894 г. в США функционировали 27 лабораторий для изучения спо­собностей детей, издавалось 4 специализированных журнала.

По праву, считая Бине, Симона и Холлу основоположниками школьной психодиагностики, справедливости ради следует указать, что еще в 1787 г. немецкий врач Тидеман издал сочинение "Наблюдение над развитием душевных способностей у детей", которое по праву мо­жет считаться первым учебником по педагогической психологии.

Другой страной, где идеи психодиагностики нашли благодатную почву явилась Россия.

В 1884 г. отечественный психолог и доктор медицины П. Ф. Лес­гафт опубликовал итог 20-летних исследований монографию: "Семей­ное воспитание ребенка и его значение", где он впервые дал поня­тие акцентуаций характера подростков. В частности им были описаны 6 "школьных типов", их характерные черты, и причины (биологичес­кого и социального плана) их порождающие.

Первая в России психофизиологическая лаборатория была соз­дана в 1911 г. профессором В. М. Бехтеревым при кафедре психиатрии ВМедА, где проводились экспериментальные исследования по отбору военных пилотов и воздухоплавателей. Двумя годами позже (1913 г.) учеником В. М. Бехтерева-Г. Е. Шумковым была опубликована статья: "Психофизиологическое состояние воздухоплавателей во время поле­та", где наряду с чисто физиологическими поднимались также вопро­сы, относящиеся к психо-физиологии: эмоциональное состояние пилота, ощущения, восприятие и др.

Однако самое значительное развитие и практическое применение психодиагностика нашла в Армии. Армии всегда требовались солда­ты, которые обладали бы целым перечнем необходимых психофизиологи­ческих и личностных качеств, необходимых для качественного выпол­нения сложных и опасных заданий. Для этих целей было нужно из пер­воначального набора новобранцев отобрать умственно полноценных, а затем разделить их во родам и видам войск, по соответствующим во­енным специальностям и направить туда, где бы они могли выполнять свои служебные обязанности наиболее успешно. Эта цель частично была решена в США в 1917 г., во время 1-ой Мировой войны, когда Американская психологическая ассоциация утвердила Комитет помощи войне под руководством известного психолога Роберта Йеркса. Этот комитет отобрал наиболее пригодные психодиагностические тес­ты. Особое внимание было уделено групповым тестам интеллекта, раз­работанных Артуром Отисом.

Поскольку в составе полутора миллионов американских новоб­ранцев были неграмотные и плохо знавшие английский язык, для них были разработаны целые серии так называемых "немых" интеллекту­альных методик, для выполнения которых знание языка было необяза­тельным. В итоге, службы армейских психологов стали применять два набора тестов :"Армия Альфа" и "Армия Бета".

По результатам тестирования кандидаты распределялись на 5 групп профессиональной пригодности: А, B, C, D E. При этом, кандидаты из группы А и В направлялись для обучения в офицерские училища и сержантские школы, а лица отнесенные по результатам тестирования к группе Е в армию США не призывались по причине профессиональной непригодности. Всего было обследовано более 2 миллионов человек.

Наибольший подъем психофизиологических исследований отмечался в Советской России в 1920-1930 годах. Для этого времени был характерен широкий диапазон решаемых задач:

-профессиональный психологический отбор кандидатов, для обуче­ния в школах с различными уклонами,

-профессиональное консультирование,

-изучение психофизиологических детерминант успешности дея­тельности по различным специальностям

-профилактика профессионального утомления и аварийности, оп­тимизация орудий и условий труда и другие задачи.

Именно в те годы определился широкий круг советских исследо­вателей, которые имели мировое признание: академики И. П. Павлов и Л. А. Орбели, профессора Выготский, Ухтомский Теплов и многие дру­гие. Именно этими учеными и усилиями многих сотен других психоло­гов , физиологов и педагогов были заложены фундаментальные теоре­тические и методологические основы отечественной психофизиологии.

С 1936 г., после опубликования Постановления ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов", психотехни­ческие методики были запрещены к применению в школьной практике и при проведении мероприятий профотбора в армии и в промышленнос­ти.

Однако уже с начала 60-х годов и психофизиологические методы вновь стали использоваться при профессиональном отборе кандида­тов, поступавших в авиационные училища летчиков, а несколько позднее и в процедурах профотбора кандидатов в морские учебные заведения. В настоящее время психофизиологические методики ис­пользуются в процедурах профессионального отбора кандидатов для работы на АЭС, в системе МВД, МЧС и многих других министерств и ведомств.

С чем было связано возрождение и реабилитация психофизиоло­гии. Развитие и усовершенствование современных технических средств, включение человека в сложные взаимоотношения "чело­век-машина" предъявляло серьезные требования не только к психи­ческим качествам человека, но и к ряду его физиологических харак­теристик, то есть к его психофизиологическим особенностям.

Если раньше (30-50 годы нашего столетия) под термином "пси­хофизиология" в большей степени понималась физиология анализато­ров, органов чувств, затем в 60-70 годах психофизиология в большей степени стала решать задачи связанные с изучением позна­вательных психических процессов (ощущение, восприятие, память, вни­мание, мышление). В настоящее время психофизиология охватывает бо­лее широкий круг задач. Сюда входят: типологические особенности ЦНС, основы физиологии ВНД, функциональное состояние анализаторов (афферентных) систем, ответные реакции в форме различных по ско­рости и сложности моторных актов, объем и скорость переработки ин­формации, поведенческие реакции человека в экстремальных ситуациях и др. Психофизиология, занимая пограничное состояние между фи­зиологией ЦНС, физиологией ВНД, нейрофизиологией и психологией, самым теснейшим образом связана с инженерной психологией, эргоно­микой и кибернетикой.

Учитывая высокую оснащенность нашего времени сложными тех­ническими устройствами к психофизиологическим качествам специа­листам, обслуживающим эти сложные устройства предъявляются высо­кие требования:

1. В первую очередь возросли требования к точности и быст­роте двигательных реакций, которые приобрели сложнокоординирован­ный характер, включающий в себя последовательные комплексы различ­ных двигательных актов, а также к способности быстро переключаться с одних реакций на другие. Профессиональные двигательные акты должны быть в высокой степени автоматизированы.

2. Управление сложными техническими средствами предъявляют высокие требования к быстроте реагирования, то есть к быстроте анализа обстановки, принятия решения и его осуществления с учетом безошибочности действий человека. При этом очень часто необходи­мость принятия решения осуществляется в условиях недостаточности, отсутствии (отказы бортовых РЛС в плохих погодных условиях) или даже ложности (иллюзии в полете) информации.

3. Эксплуатация сложных динамических объектов или сложных технических систем требуют от оператора высокого уровня готовности к экстренному действию на протяжении всего времени управления объектом или нахождении на дежурстве. Деятельность оператора в системе "человек - техническое средство - внешняя среда" должна отли­чаться высокой надежностью, то есть вероятностью безошибочного протекания рабочего процесса оператора в заданных условиях в тече­ние определенного промежутка времени, скоростью переработки ин­формации, типом реагирования и др.

Следовательно, одним из главных направлений психофизиологии является взаимоотношение человека и технических систем (система "человек -машина").

Второе направление, которое входит в сферу интересов психо­физиологии - это оценка функционального состояния человека.

Оценка функционального состояния человека и прогнозирова­ние его в течение определенного времени представляется в настоящее время весьма актуальной задачей.

Это в первую очередь связано с тем, что профессиональная де­ятельность современного человека протекает, как правило, на фоне высокого нервно-психического напряжения, сопровождающегося гипо­кинезией и гиподинамией, в условиях информационных перегру­зок, экологических и социальных катаклизмом. Все эти негативные явления повседневной жизни предъявляют к функциям организма по­вышенные требования.

Понятие о функциональном состоянии организма получило широ­кое распространение как в клинической медицине, так и в большей степени в психофизиологии. Ведь психофизиология, являясь погранич­ной областью психологии. областью междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии изучает нервные механизмы психической деятельности человека. В центре внимания этой нау­ки, основной точкой ее приложения является изучение роли физиоло­гических процессов во внутренних переживаниях человека.

Говоря о функциональном состоянии, необходимо дать этому по­нятию определение:

- ФС - это совокупность всех без исключения форм и режимов жиз­недеятельности организма в данный период времени, определяющий его диапазон реактивности и поведенческой активности.

В настоящее время достаточно обоснованно определилась ие­рархическая уровневая структура индивидуальности. В частности, ^ Ла­риса Арсентьевна Головей (ЛГУ) считает, что можно выделить 7 уровней индивидуальности (табл. 1), из которых, по крайней мере, 4 можно, так или иначе, отнести к "физиологическим" уровням. Тем ни менее, они всецело участвуют не только в процессе обеспечения ор­ганизма всем необходимым, но и включены в высшие, в том числе и социальные, процессы, являясь тем самым сквозными характеристиками личности: например, потребности проходят через все уровни от гене­тического до социального. Влечения, как неосознанные потребнос­ти - от генетического до психологического, мотивы - как "опредмечен­ная потребность" от психологического до социального. Ценностные ориентации - от психологического до социального. Установка, как го­товность к определенной активности, просматривается от социально­го до физиологического уровней. Тем самым мы еще раз убеждаемся в биосоциальной сущности человека, что необходимо учитывать при оценке личности человека. По этому поводу достаточно ясно выска­зался К. К. Платонов (1986 ):"Психические явления, будучи продуктом физиологических явлений (имеющих физиологические механизмы), имея своим продуктом социальные явления, отражают явления, существующие в пространстве и во времени, но сами существуют только во време­ни, объективируясь в пространстве. "

Таблица 1. Уровневая структура индивидуальности

7. Социальный | | | | | |

6. Социально-психологический| | | М| | ЦО |

5. Психологический | | | | | |

---------------------------- ------ --------

4. Психофизиологический | П | | У| | Т

3. Физиологический | | В | | |

---------------------------- ----

2. Морфологический | | | | |

1. Генетический уровень | | | | |

индивидуальности

____________________________|___|__ __|__|_______|______________
П-Потребности, В-влечения, М-мотивы, У-установки, ЦО-ценностные В настоящее время при оценке психофизиологического состояния человека, выбор методов исследования обычно основывается на принципах комплексности, объективности и динамичности изучения свойств личности на различных уровнях ( К. К. Платонов, 1986). В ка­честве таких уровней оценки функционального состояния были при­няты:

- Уровень социально-обусловленных качеств личности

- Уровень психологических качеств;

- Уровень психофизиологических реакций и состояний;

- Уровень функционирования основных физиологических реакций и состояний;

- Уровень биохимических изменений.

Такой комплексный подход к оценке функционального состояния человека является весьма оправданным. Это объясняется тем, что по мнению В.И. Медведева (1982), изменения психофизиологических показателей и даже различного рода дезадаптивные нарушения могут про­являться у человека, находящегося в необычных состояниях, не равно­мерно на всех уровнях, а "языками". Поэтому, игнорирование того или иного уровня оценки психофизиологического состояния может при­вести к тому, что не будут вовремя распознаны функциональные на­рушения.

Целостный организм неразрывно связан с окружающей его внеш­ней средой и поэтому, как писал еще И. М. Сеченов, в научное опре­деление организма должна входить и среда, влияющая на него. Физи­ология целостного организма изучает не только внутренние механиз­мы саморегуляции физиологических процессов, но и механизмы, обес­печивающие непрерывное приспособление (адаптация), взаимодействие и неразрывное единство организма с окружающей средой.

Изучение закономерностей адаптации человека к условиям ок­ружающей среды являются основной научной организации труда в сов­ременном производстве. В частности, в процедурах профессионально­го психологического отбора, которые в настоящее время широко при­меняются во многих министерствах и ведомствах, учет физиологичес­ких параметров является важным аспектом прогнозирования эффектив­ности профессиональной деятельности специалиста и адекватности ответных реакций организма на профессиональные нагрузки. Особенно это важно для прогнозирования деятельности человека в экстремаль­ных условиях, когда на него будет воздействовать целый комплекс неблагоприятных экологических, микроклиматических и профессио­нальных вредностей. Указанные вредности достаточно быстро вызыва­ют у человека ухудшение функционального состояния организма и проявляются не только снижением профессиональной надежности, но и трансформациями личностных качеств, ценностных ориентаций и моти­вационных установок.

В процессе жизнедеятельности на современного человека воз­действует целый ряд неблагоприятных факторов (стрессоров). Такими стрессорами в основном являются: экологические воздействия, профес­сиональные вредности, информационные перегрузки, социальные воз­действия и др. , вызывающие стресс у человека.

Экология

Адаптация Адаптация Адаптация

-------------- ------------ -----------------------

|Макросоциум |----- Человек ----- Орудия производства |

-------------- ------------ -----------------------

Адаптация

Микросоциум

Стресс - состояние организма, обусловленное неспецифическим дейст-вием любого резко выраженного и длительного по действию стрессора.

Стресс обусловлен утратой оптимального управления в системах организма и проявляется в разнообразных вегетативных, двигательных и психических отклонений от нормы.

При продолжительном действии стрессорных факторов в течение длительного времени развивается общий адаптационный синдром-сово­купность неспецифических и специфических функциональных и морфо­логических защитных изменений в организме, обусловленных адаптаци­ей к данному стрессорному фактору и восстановлением оптимального управления.

Процесс адаптации человека к условиям окружающей среды чрез­вычайно многообразен и затрагивает многие уровни иерархической структуры личности: социальный, социально-психологический, психо­логический, психофизиологический, физиологический и даже морфоло­гический и генетический уровни.

В настоящее время под адаптацией принято считать процесс структурно-функционального приспособления организма в целом или отдельных его систем к окружающим его условиям.

Адаптация предназначена для сохранения организмом своих структур и функций в пределах нормы в изменяющихся условиях среды.

В настоящее время принято считать, что в формировании адап­тационных реакций принимают участие кортико – таламо – гипотала-мичес­кие структуры. При этом сложный механизм адаптации, включающий процесс взаимодействия афферентных систем и интеграцию разномо­дальных раздражителей, формирование временных связей в форме ус­ловных рефлексов, обязательное наличие сложного не только биологи­чески, но и социально обусловленного поведенческого компонента, заставляют считать основным местом формирования программ адапта­ции у человека кору больших полушарий головного мозга.

Некоторые исследователи, изучавшие неспецифические механизмы адаптации и общие закономерности приспособительных реакций чело­века к климатически сложным условиям деятельности отмечали непла­новость динамики адаптации, последовательное возникновение фаз напряжения и активации, дисхронизации и стабилизации с последую­щим выходом либо на новый достаточно длительный по времени ста­бильный уровень функционирования либо срыв адаптации.






Похожие:

История развития психофизиологии iconОбщее представление о психофизиологии как о науке
Предмет психофизиологии как область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение...
История развития психофизиологии iconКурсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История...
На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)»
История развития психофизиологии iconМетодические рекомендации по проведению в ООО «Центр прикладной психофизиологии»
Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. №73-фз, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г....
История развития психофизиологии icon7 История развития глобальной сети Internet
История развития сетевых информационных технологий тесно связана с историей возникновения и развития глобальной сети Internet
История развития психофизиологии icon6 (Лекция 3)
На прошлой лекции, касаясь истории развития психофизиологии, мы упомянули тот факт, что в XIX и XX веках эта отрасль науки развивалась...
История развития психофизиологии iconКраткая история развития научной экспертизы знаний канарёв Ф. М
Анонс. История развития научной экспертизы достоверности знаний, получаемых человеком, очень интересна и увлекательна, но она ещё...
История развития психофизиологии iconКраткая история развития научной экспертизы знаний канарёв Ф. М
Анонс. История развития научной экспертизы достоверности знаний, получаемых человеком, очень интересна и увлекательна, но она ещё...
История развития психофизиологии iconПсихофизиология познавательных психических процессов
На прошлой лекции, касаясь истории развития психофизиологии, мы упомянули тот факт, что в XIX и XX веках эта отрасль науки развивалась...
История развития психофизиологии iconВопросы к экзамену Предмет и задачи пар история развития представлений...
Особенности психического развития при эмоциональной депривации (на примере детей-сирот)
История развития психофизиологии iconГлоссарий №2 по психофизиологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница