Литература 30




Скачать 101.3 Kb.
НазваниеЛитература 30
Дата публикации27.02.2013
Размер101.3 Kb.
ТипЛитература
litcey.ru > История > Литература
«Концепция «административного управления» А. Файоля:

генезис, развитие и современное значение».

Содержание.

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

  1. Предпосылки создания концепции «административного управления»-----6

  2. Основные положения концепции А. Файоля------------------------------------10

    1. Функции управления--------------------------------------------------------------13

    2. Принципы управления------------------------------------------------------------17

    3. Рекомендации руководителям--------------------------------------------------22

  3. Значение концепции А. Файоля----------------------------------------------------25

Заключение---------------------------------------------------------------------------------28

Литература----------------------------------------------------------------------------------30

Введение.



Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны с успехами в других областях, таких как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались эти науки, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В начале двадцатого века в связи с ростом концентрации производства и образованием крупных промышленных предприятий возникли условия для зарождения научных систем организации. В основном эти системы разрабатывались и были направлены на рациональную организацию труда и производства.

Эволюционные или революционные преобразования экономических отношений, организационно-правовых форм объектов хозяйства, технический прогресс в области развития производства и управления всегда вызывали необходимость в поиске и разработке новых подходов к организации управления.

К началу XX века с развитием капиталистического общества менеджмент выделяется в особую область знаний. Как любая наука, менеджмент базируется в первую очередь на использовании исторического метода. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, именно в критические, судьбоносные для общества периоды жизни, в моменты поиска выхода из сложившейся ситуации, новых путей развития часто происходит обращение к истории. Очевидно, что анализ прошлого
^ 1. Предпосылки создания концепции «административного управления».
Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизни деятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные формы были настолько просты, что их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса ни у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий.

К тому времени организационное управление выделяется как самостоятельная наука, появляются первые теоретические работы в этой области знаний, возникают первые школы.

Актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый – предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.
^ 2. Основные положения концепции «административного управления».
Концепция административного управления, рассматривает организацию с точки зрения перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Родоначальником данной школы считается Анри Файоль (1841-1925) [7, стр. 208].

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышение эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Цель данной школы было создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два основных момента. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и на специфические, относящиеся непосредственно к управлению организацией.

На основе разработок Файоля сформировалась классическая модель организации, базирующейся на 5 основных принципах:

  1. планирование;

  2. организация;

  3. распорядительство;

  4. координация;

  5. контроль [3, стр. 11].

В работе «Общее и промышленно управление» [10, стр.74] Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде 6 направлений:

  1. техническая (технологическая) деятельность;

^ 2.1. Функция управления.
А. Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности. Он считал, что «собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования» [9, с.61]. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение, организация, распоряжение, координирование, контроль [3, с.11].

Т.о. А. Файоль дал такое определение управленческой деятельности: «управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [2, с.20].

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте — «структурно-функционального подхода» [4, с.212]. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции — несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. Новое построение получило название линейно-штабной структуры.

Рассмотри данные функции более побробно.

^ Предвидение (планирование) — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разра­батывающая методы, наиболее эффективные в конкретных ус­ловиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.

По словам Файоля, предвидеть – «означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать» [9, с.62].

Разработка программы действий, под которой понимается конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства,

^ 2.2. Принципы управления А. Файоля.
Понятие «принцип» (от лат. principium – основа, начало) [10, с.52] чаще всего используется в двух значениях:

  1. основное, исходное положение какой-либо теории, учения; основное правило деятельности;

  2. внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

Принципы управления – это «правила, которыми руководствуются или должны руководствоваться субъекты управления в определённых условиях социально-экономического развития» [3, с.52]. Они определяют требования к системе, процессу и механизму управления. Т.е. это :

  • основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления;

  • важней­шие требования, соблюдение которых обеспечивает эффектив­ность управления.

По утверждению Файоля, без принципов «мы во тьме, в хаосе…Принцип это маяк, помогающий ориентироваться» [2, с.21].

Рассматривая организацию как специфический вид деятель­ности и как столь же своеобразную административную систему Файоль сформулировал сле­дующие 14 принципов управления применительно к деятельно­сти высшего звена управления: Разделения труда. Власть. Дисциплина. Единство командования. Единство руководства. Подчинение индивидуальных интересов общей цели. Вознаграждение. Централизация. Иерархия (скалярный принцип). Порядок. Справедливость. Стабильность персонала. Инициатива. Корпоративный дух [1, с.13].

Если функции управления в большей степени ориентированы на организационную структуру, то принципы управления Файоля больше направлены на поведение людей.
^ 2.3. Рекомендации руководителям.
Теория Файоля дает четкое представление о задачах руководителя:

  • смотреть в будущее (кто-то в организации должен планировать, делать прогноз);

  • согласовывать свои предложения с предложениями руководителей других подразделений;

  • руководить коллективом, следовательно, постоянно поддерживать контакты с подчиненными, знать их нужды и желания, помогать, реализовывать в работе их надежды и стремления.

Файоль был убежден, что административные способности нельзя развить, получив только специальное образование. Не только знания, но и способности, индивидуальные особенности руководителя способствуют (или препятствуют) результатам работы руководителя.

Руководитель, по Файолю, должен быть лидером - человеком, который своим примером вдохновляет подчиненных, стимулирует их деятельность в целях решения задач организации благодаря хорошему знанию дела и коллектива подчиненных, постоянному контакту с подчиненными и широкому видению всего, что происходит вокруг. Короче говоря, такой менеджер представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Файоль ставил задачу — «научить промышленных ад­министраторов такому управлению занятыми на пред­приятии рабочими, которое обеспечивало бы наиболь­шую индивидуальную и коллективную производитель­ность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпри­нимателем» [9, с.70].

Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли следую­щие:

^ 3. Значение концепции «административного управления» А. Файоля.
Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

  • правильно определять приоритеты в вашей работе;

  • правильно ее планировать;

  • быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:

• определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а следовательно, найти точку отсчета для начала работы и уточнить проблемы;

• оценить целесообразность своих действий;

• уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разде­лил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относя­щиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

На основе разработок Файоля сформировалась классическая модель организации, бази­рующейся на четырех главных принципах:

- четкое функциональное разделение труда;

- передача команд и распоряжений сверху вниз;

- единство распорядительства;

- соблюдение диапазона контроля.
Заключение.
Классическая или администра­тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается А. Файоль, французский горный инже­нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо­ложников теории управления.

Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

На основе разработок Файоля сформировалась классическая модель организации, базирующейся на 5 основных принципах: планирование; организация; распорядительство; координация; контроль.

Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде 6 направлений деятельности: техническая; коммерческая; финансовая; страховая; бухгалтерская; администрирование. Основной функцией управления, его наиболее важной частью Файоль полагал администрирование.

Итак, его теория состоит из двух частей:

  1. функций управления, ко­торые отвечают на вопрос, что делает руководитель (он выделяет всего пять функций: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль).

  2. принципы управления, отвечающие на вопрос как руководитель это делает (Файоль выделил 14 принципов управления).

Теория Файоля дает четкое представление о задачах руководителя, т.е. смотреть в будущее, согласовывать, руководить.

По убеждению Файоля, если рабочий руководствуется тех­нической
Список литературы.


  1. Абакумова. Социология управления. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – 160 с.

  2. Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 288 с.

  3. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – 224 с.

  4. Ермакова Л.И. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом. – М.: Мир, 1994. – 365 с.

  5. История менеджмента: Учеб. пособие/ Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

  6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 560 с.

  7. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

  8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2002. – 480 с.

  9. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – XVIII, 558 с.

  10. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 128 с.

  11. Семёнова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

  12. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 439 с.







Похожие:

Литература 30 iconПриложение №11 к Образовательной программе
...
Литература 30 iconЛитература основная литература
Функции финансового менеджера, выполняемые в процессе профессиональной деятельности
Литература 30 iconЛитература Зарубежная литература
Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь, чтобы увидеть свои персональные рекомендации
Литература 30 iconЛитература по математическим методам в педагогике литература
Введение в экспериментальную педагогику: Учебное пособие. – Ижевск: Изд-во, 2003. 77с
Литература 30 iconЛитература
Литература. Примерная программа для средних специальных учебных заведений. – М.: Издательский отдел ипр спо, 2003. – 22 с
Литература 30 iconЛитература в помощь библиотечному работнику за 3-4 квартал 2010 года
Дайнеко, Г. Ф.  Волшебный клюЧ : художественная литература в чтении юношества / Г. Ф. Дайнеко // Библиотечное дело. – 2010. – N 20....
Литература 30 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся...
Литература 30 iconРабочая программа по литературе ( 9 кл.) составлена в соответствии...
«Литература 5-11 классы (базовый уровень)»/ под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010 (учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,...
Литература 30 iconЛитература средневековья
Вергилий, а потом и другие. Античность была необходима, т к часто являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные...
Литература 30 iconЛитература 6 класс Учебник
Учебник: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Литература, 6 класс (в двух частях). Просвещение, 2008 (68...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница