Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010




Скачать 107.61 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний дисциплины История 2010
Дата публикации27.02.2013
Размер107.61 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > История > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Бийский государственный колледж »

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
дисциплины История


2010

Пояснительная записка
Программа вступительных испытаний дисциплины «История» (на базе 11 классов) предназначена для подготовки выпускников школ (на базе 11 классов) и выпускников НПО для сдачи вступительных экзаменов по специальности 030503 «Правоведение».

Приведенные ниже требования к подготовке поступающих в средние специальные учебные заведения согласованы с Временным государственным образовательным стандартом по образовательной области “История ” для основной школы. Содержание программы сгруппировано вокруг стержневых линий школьного курса истории: “Первобытный мир и восточные славяне”, “Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII вв. ”, “Московское царство ”, “Российская империя XVIII - XIX ”, “ История XX в. ”

Абитуриенты должны:

иметь представление:

- четкое знание определений исторических понятий, фактов (т.е. назвать место, участников, результаты), периодов значительных исторических процессов;

уметь:

- работать с источниками (читать карту, суждение об источниках, сравнивать их), вскрывать причинно - следственные связи исторических событий

иметь навык:

-систематизировать исторические факты
- анализировать события прошлого и настоящего

- научного поиска.

Программа по истории для поступающих в ГОУ СПО «БТ МОД» состоит из двух разделов. В первом разделе перечислены основные понятия, события и факты Истории Отечества с древнейших времен до 1861 года. Второй раздел содержит материал по истории России в XX в. Из вопросов этих раздела формируется содержание теоретической части экзаменационных материалов. В программе указаны основные умения и навыки, которыми должны владеть поступающие.

Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. История Отечества с древнейших времен до конца XIX в.
Тема 1.1. Первобытный мир и восточные славяне.
Абитуриент должен

иметь представление:

  • о периодизации древнейшей истории,

знать:

  • концепции исторического развития

уметь:

объяснять теорию происхождения человека
Источники сведений о первобытности. Варианты периодизации древнейшей истории.

Теория происхождения человека. Родовая община. Семья. Отношения господства и подчинения в первобытном обществе.

Присваивающее и производящее хозяйство. Неолитическая революция. Очаги первобытного общества на территории нашей страны.

Переход от первобытности к цивилизации. Письменность. Ремесло. Обмен. Городские поселения.

Предгосударственная власть. Происхождение государства (основные гипотезы).

Зарождение Киевской Руси. Принятие христианства на Руси.

Земледельческие и скотоводческие цивилизации.

Традиционное общество. Аграрное производство. Социальные отношения. Личность, община и государство. Религия в традиционном обществе.

Тема 1.2. Русь в период Феодальной раздробленности в XII – XIII вв.
Абитуриент должен

иметь представление:

  • о периодизации политической раздробленности

знать:

  • законодательство Древней Руси

уметь:

  • устанавливать причинно – следственные связи между политикой крупнейших земель и княжеств Руси


Русь в XII в. Право в древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные.

Политическая раздробленность. Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле галицком.

Тема 1.3. Московское царство
Абитуриент должен

иметь представление:

  • об освобождении Руси от монголо - татарского ига

знать:

  • внешнюю политику Московской Руси

уметь:

  • дать оценку о формировании территории единого государства.


Московская Русь в XV – начале XVI вв. Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Батыево нашествие на Русь. Русь и монголы после образования Золотой Орды.

Борьба за великое княжение. Начало возвышения Москвы. Обособление Юго-Западной Руси. Великое княжество Литовское и Польша.

Россия и Западная Европа на пороге нового времени. Кризис традиционного общества и пути выхода из него.

Московское царство (вторая половина XVI – XVII вв.). Особенности политического развития Московского государства. Внутренняя и внешняя политика в период царствования Ивана Грозного. Смутное время. Первая Гражданская война в России. Борьба с иностранной интервенцией. Роль церкви в Московском государстве. «Бунташный век».

Тема 1.4. Российская империя XVIII - XIX вв.
Абитуриент должен

иметь представление:

  • о модернизационном процессе.

знать:

  • причины и ход дворцовых переворотов

уметь:

  • составить сравнительный анализ царских реформ от Александра I до Александра III


Россия в период внутренней и внешней политики Петра I. Предпосылки реформ. Северная война и ее итоги. Провозглашение России империей. Социально – экономическая политика Петра I и «крепостная экономика». «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Реформа быта.

Дворцовый переворот (1725-1762 гг.). Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. Воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в семилетней войне. Правление Петра III.

Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм». Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I. Выход России к Черному морю. Раздел Речи Посполитой.

Власть и реформы в первой половине XIX в. Реформы Александра I. Соотношение просвещения и самодержавия. Идейная борьба М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Декабристы. Николай I. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Крымская война и крах «Венской системы».

Интеллектуальная и художественная жизнь. Российский феномен: философия, литература и литературная критика. Общественно – политическая борьба. Западники. Славянофилы. Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм.

Россия во второй половине XIX в. Россия после Крымской войны. Александр II. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Либералы и консерваторы власти. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. Консервативный курс Александра III. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства.

Раздел 2. ИСТОРИЯ XX в.
Тема 2.1. Россия в начале XX в.

Абитуриент должен

иметь представление:

  • об особенностях Российского развития

знать:

  • о состоянии Российской экономики

уметь:

  • видеть возможности перспективы страны


Внутренняя и внешняя политика России к началу XX в. Положение России на мировой арене XX в.

Задачи модернизации России (необходимость развития эффективной рыночной экономики, становление гражданского общества и правового государства). Обострение экономических и политических противоречий. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. Первая российская революция. Формирование многопартийности и начал парламентаризма.

Первая Российская революция, ее причины. Причины поражения первой Российской революции. Состояние Российской экономики. Политическое устройство России. Идейно-политические течения, марксизм в России. Зарождение Российского парламентаризма. Реформы и их последствия. Зарождение Российского парламентаризма. Ускорение капитализма в России. Русско-японская война, ее последствия. «Кровавое воскресенье» - причина

Тема 2.2. Первая мировая война
Абитуриент должен:

иметь представление:

  • о противоречиях, сложившихся накануне первой мировой войны. О союзах

знать:

  • причины и повод первой мировой войны

уметь:

  • охарактеризовать ситуацию о воюющих странах Антанты и германского блока.


Участие России в первой мировой войне. Борьба за передел мира. Военные союзы. Противоречия европейского и мирового развития в начале XX века. Создание военной коалиции. Отношение России с Германией и Австро - Венгерский ход военных действий. Слабость экономики России. Экономический хаос. Влияние пораженческой тактики большевиков на состояние и боевой дух армии и флота.

Война и общество (Европа, Россия).

Тема 2.3. Россия в 1917 г.
Абитуриент должен:

иметь представление:

  • о кризисе в России в результате войны

знать:

  • альтернативы развития страны


уметь:

  • разъяснить причины Октябрьской революции или государственного переворота


Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года Кризис власти. Феномен большевизма. Октябрь в оценках критиков и современников.

Обострение противоречий в России. Выступление масс в Петрограде (февраль 1917 г.). Отречение Николая II от власти. Создание Правительства, его программы. Суть двоевластия. Апрельский кризис. Проблема продолжения войны. Конец двоевластия. Создание коалиционного правительства. Большевизация Советов. Подготовка большевиками военного восстания. Свержение Временного правительства. Первые декреты. Точка зрения на Октябрьскую революцию. Суть двоевластия.

Тема 2.4. СССР в 1918 – 1941 гг.
Абитуриент должен:

иметь представление:

  • о причинах гражданской войны

знать:

  • возвращение товарно-денежных отношений

уметь:

  • сравнивать политику «военного коммунизма» и НЭП, причины демонтажа НЭПа.


Гражданская война этапы, итоги. Политическая и экономическая основы советского государства. Политика «военного коммунизма». НЭП, ее концепции. Советская система государства, партия, общество, личность. Тоталитарный режим. Создание союзного государства. Ускоренная модернизация страны. СССР накануне Великой Отечественной войны. Пакт Гитлера и Сталина.

Основные этапы гражданской войны. Провал политики «военного коммунизма». Упад промышленности, кризис в сельском хозяйстве. Голод 1921 года. Концепция НЭПа. Кризисы. Образование СССР. Первая Советская конституция. Идейно-политическая борьба в СССР в 20-30-ые годы. СССР в условиях тоталитарного режима. Причина отказа от НЭПа. Курс на индустриализацию за счет экспроприации мелких собственников. Сплошная коллективизация, методы ее осуществления. Голод 1933 г. Итоги пятилеток. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Массовые репрессии против народа. Достижения и противоречия советской культуры.
Тема 2.5. Великая Отечественная война советского народа
Абитуриент должен:

иметь представление:

  • о причинах Великой Отечественной войны

знать:

  • фронты, сражения, итоги Великой Отечественной войны

уметь:

  • понять характер и источники победы Великой Отечественной войны. Фронт и пыл. Человек на войне. Знать героев войны и причину массового героизма на фронте.


Боеспособность Красной Армии, военно-экономический потенциал накануне войны. Просчеты советского командования в организации отпора агрессии. Оборонительные сражения Советских войск. Битва за Москву. Мобилизация тыла. Складывание антифашистской коалиции. Сталинградская битва, ее историческое значение – коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне. Разгром немецких войск под Курском, значение. Освобождение территории СССО от захватчиков. Штурм Берлина. Значение. Тегеранская конференция. Открытие 2-ого фронта. Завершение освобождения. Создание ООН. Освобождение стран. Причины, источники, итоги, значение победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Фронт и тыл. Человек на войне. Битвы. Героизм советского народа. Власть и общество в годы войны. Вступление Красной Армии в Восточную Европу. Ялтинская и Потсдамская конференции. Итоги и уроки 2-ой Мировой войны. Цена Победы. Полководцы Великой Отечественной войны. Использование итогов войны Сталиным и его окружением для усиления культа личности.

Влияние чисток репрессий на развитие науки. Меры по ужесточению трудовой дисциплины.

Тема 2.6. Советский Союз в 50-90-е гг.

Абитуриент должен:

иметь представление:

  • о причинах и ходе «Холодной войны»

знать:

  • основные реформы хрущевской «оттепели», брежневского «застоя», горбачевской «перестройки»

уметь:

  • анализировать причины распада СССР


Советский Союз в послевоенное время. «Холодная война». Ликвидация последствий культа личности Сталина.

От хрущевской «оттепели» к брежневскому «застою». Хрущев у власти. XX съезд КПСС и его значение. События в Венгрии 1956 г. Внешняя политика СССР: Карибский кризис. Политика Л.И. Брежнева. Реформы А.Н. Косыгина. Конституция СССР 1977 г. Достижения и просчеты во внешней политике СССР в 60-80-е гг. XX в.

Перестройка в СССР. Социально – экономическое, политическое состояние СССР. Роль перестройки в изменении внешней политики СССР. Путч. Распад СССР. Развитие отношений с бывшими братскими республиками. Б.Н. Ельцин – первый Президент РФ. Конституция РФ 1993 г.


Литература
Основная литература

    1. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ веке. Учебник. 11 кл. – М., 2002.

    2. Артемов В.В., Любченко Ю.Н. История: учебник. – М., 2006.

    3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. – М., 2004.

    4. Загладин Н.В., Козленко С.И. и др. История России. ХХ – начало ХХI века: учебник. – М., 2007.

    5. Захаревич А.В. История отечества: учебник. – М., 2006.

    6. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10-11кл. - М., 1999.


Дополнительная литература


  1. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.

  2. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.

  3. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.

  4. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.

  5. Лавренев С, Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.

  6. Мезин С А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.

  7. Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.

  8. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. —М., 1994—2000.

  9. Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.







Похожие:

Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconПрограмма вступительных испытаний дисциплины Математика 2010
Программа вступительных испытаний дисциплины «Математика» (на базе 9 классов) предназначена для подготовки выпускников школ (на базе...
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconПрограмма вступительных испытаний дисциплины История на базе 11 класса
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconПрограмма вступительных испытаний дисциплины История на базе 9 класса
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconПрограмма вступительных испытаний дисциплины «Математика» (на базе 11 классов) 2010
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconПрограмма вступительных испытаний дисциплины «Математика» (на базе 9 классов) 2010
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconИнститут филологии и межкультурной коммуникации Программа вступительных испытаний по литературе
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего общего образования
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconПрограмма вступительных испытаний при приеме для обучения по программе...
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconРасписание вступительных испытаний (предмет, дата, время, экзаменационная...
Правила организации и проведения вступительных испытаний (дополнительных вступительных испытаний) в федеральном казенном образовательном...
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconОбучение на платной основе
Приоритетность вступительных испытаний при ранжировании поступающих по результатам вступительных испытаний
Программа вступительных испытаний дисциплины История 2010 iconИнформация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница