Скачать 47.56 Kb.
|
Западная Европа, первая половина XIX века считается местом и временем зарождения социологии как самостоятельной науки. Возникновение социологии явилось результатом ряда интеллектуальных и социальных факторов (усиливавшаяся в XVIII-XIX вв. динамика социальных процессов, развивающиеся капиталистические отношения, проблемы урбанизации, миграции населения, социальной напряженности и т. д.), которые пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного пространства. Далее началось развитие и распространение социологии в самых разных обществах. Важнейшее место в структуре социологии занимает методология – система принципов, методов, стратегий, используемых для получения новых социологических знаний, их интерпретации и практического применения не теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях. Методы социологии Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая методология – система всех применяемых в социологии методов. В социологии выделяются методы: I) всеобщие: 1) анализ – расчленение целостного объекта на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью всестороннего изучения; 2) синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое; 3) индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных; 4) дедукция – способ рассуждения, когда из общего вывода делаются заключения частного характера; 5) аналогия – прием познания, при котором сравниваются похожие признаки объектов, и делается вывод об их сходстве; 6) абстрагирование – выделение и изучение интересующих свойств и отношений объекта, не беря во внимание остальные; 7) обобщение – установление общих свойств и признаков объектов; 8) классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с общим признаком; 9) статистические методы, позволяющие определять средние значения; II) общенаучные: 1) системный принцип, то есть любое явление, процесс рассматриваются как единое целое (система), обладающее определенной внутренней структурой, взаимодействие структурных элементов; 2) принцип объективности означает изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление рассматривается как многогранное и противоречивое, то есть со всех сторон; 3) принцип историзма предполагает изучение социальных явлений с момента возникновения, их становление, развитие, понимание общих тенденций развития, выявление взаимосвязей с другими явлениями; III) специальные социологические методы. В социологии выделяются: а) методы общей социологии: 1) структурно-функциональный анализ – исследование социальной структуры, механизма взаимодействия структурных элементов, выполняющих определенные функции; 2) кросскультурный анализ – сравнительное исследование, объект и предмет его культура; 3) сравнительно-корреляционный анализ – исследование статистической связи между различными социальными параметрами и выявление корреляционной зависимости; б) методы прикладной социологии: 1) анализ документов; 2) наблюдение; 3) опрос; 4) социальный эксперимент. Функции социологии В настоящее время в социологической литературе используются различные критерии и способы классификаций функций социологии. Мы выделим следующие функции социологии: а) Познавательная - изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия личностей и социальных групп друг с другом и условиями жизнедеятельности. б) Идеологическая – формирование на основе научного мировоззрения базовых для данного общества ценностей, идеалов. в) Мировоззренческая - формирование научных взглядов на природу социальных процессов и структуру общества. г) Прогностическая - на основе знания закономерностей общественного развития выработка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов в социальной сфере (напр.: демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п.) для разработки рекомендаций в политическом и социальном управлении. д) Управленческая – выработка рекомендаций для органов государственной власти на основе выявления тенденций и закономерностей социального развития и определения прогнозов. е) Концептуально-описательная - формулирование понятий, категорий, теорий и правил описания, отражающих особенности социальной реальности. ж) Оценочная - осуществление оценки соответствия того или иного общества, существующих в нем социальных институтов и организаций, прав и норм ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям, интересам з) Образовательная - тиражирование и распространение социологических знаний и оценок через систему учебных заведений и повышения квалификации. ^ Социология является важной обществоведческой наукой, дающей знания об обществе как едином социальном организме, о тенденциях его развития и функционирования, позволяя людям, ученым, властным структурам действовать осознанно на основе научно сформулированных социологических рекомендациях. В обществе социология выполняет три главные социальные функции: 1) функция апологетики (идеологической защиты) перестройки и принятого впоследствии властными структурами курса реформирования; 2) функция науки, преследующей коммерческие цели; 3) функция науки, исследующей как социально-экономические и социально-политические изменения влияют на человека, его физическое, духовное, социальное развитие и социально-экономическое положение. Констатируем факт, что апологетическая роль социологии до сих пор поддерживается и одобряется властными структурами, а научно-обоснованная критика курса проводимых реформ не принимается во внимание.Российская социология, как и само общество сегодня переживает трудные времена, так как многие социологи перестали заниматься теоретическими, методологическими и историко-социологическими проблемами. В стране не проводятся репрезентативные социологические исследования, в то же время проводиться огромное количество различных опросов людьми, не имеющих никакого отношения к социологии, представляющихся социологами. Поэтому социологию стали отождествлять с опросом общественного мнения. Сами же социологи, выживающие в создавшихся условиях, вынуждены проводит исследования, угодные заказчику, где выводы подделаны под заказчика. Все это ведет к компрометации и деградации социологии. Начиная с 1989 г. и по сей день Институт социально-политических исследований РАН на основе проведенных исследований создал своеобразную летопись реформирования России (книги под ред. Г.В. Осипова). Обстоятельное изучение ситуации показало гибельность превращения России в поставщика дешевого сырья, рабочей и интеллектуальной силы западным странам. Социологи обосновали, что при наличии мощного индустриального, научного, сырьевого и человеческого потенциала, которым располагает страна, Россия может осуществить экономический, научно-технический и социальный прорыв вперед и не только сравняться с развитыми странами, также занять прочные ведущие позиции в мировой экономико-политической жизни и научно-технической сфере. |
![]() | Биография 1 Огюст Конт (фр. Auguste Comte; 17 января, 1798 — 5 сентября, 1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник... | ![]() | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Разработчик: Заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии, д ф н., профессор Козловский Владимир... |
![]() | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Разработчик: Заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии, д ф н., профессор Козловский Владимир... | ![]() | Книга известного американского социолога Питера Людвига Бергера является... Подобный подход позволяет автору весьма нетривиально взглянуть даже на традиционные темы социологии, такие как |
![]() | Содержание Человеком Природы, т е пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании)... | ![]() | Ранних работах испытал влияние идей Парето, выступая как сторонник... Скиннер. Xоманс тем самым отрицает значимость выдвинутого еще Дюркгеймом тезиса о несводимости социологии к психологии, который многие... |
![]() | Кутявина Елена Евгеньевна Предмет и структура современной социологии Объект изучения социологии – социальная реальность, как и у всех подобных наук. Самое амбициозное определение предмета изучения социологии... | ![]() | Лекция Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т е происхождение, возникновение, процесс образования и становления... |
![]() | Возникновение и организационно-структурное оформление статистической... | ![]() | Редакция от 28. 05. 2013 Заместитель председателя комитета: Карапетян Р. В. – к э н., доцент каф экономической социологии ф-та социологии спбГУ |