П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5




Скачать 303.46 Kb.
НазваниеП. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5
страница1/4
Дата публикации13.04.2013
Размер303.46 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > История > Лекция
  1   2   3   4

Проблема, проблематизация, технология проблематизации


П.Г. Щедровицкий

Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5

Щедровицкий П.Г. - Первый момент, который надо обсудить по итогам вчерашней дискуссии - это различие проблемы и задачи. Очень часто при обыденном словоупотреблении мы используем термины «трудность», «противоречие», «проблема» - как синонимы. Однако, это не совсем правильно (или даже совсем неправильно), ибо в таком обыденном словоупотреблении теряется глубинный смысл понятия проблемы. Для того, чтобы попробовать его восстановить, надо остановиться на нескольких основных моментах.
^

1. ПРОТИВОРЕЧИЯ... ПАРАДОКСЫ... АПОРИИ...
(АРИСТОТЕЛЬ... ГАЛИЛЕЙ... КАНТОР...)


П.Г. - Появление проблемы, в отличии от всех остальных образований, связанных с затруднениями в деятельности и мышлении, тесно связано с уровнем развитости (сформированности) совокупного человеческого мышления. Проблемой следует считать такую ситуацию деятельности и мышления, которая не может быть разрешена в имеющихся на данный момент средствах, при этом - это не субъективное отсутствие средств у данного индивида или группы, а это объективное отсутствие средств такого типа в человеческой культуре и истории мышления. Однако - в силу того, что проблема обязательно предполагает выход в план культурно-исторического развития мышления и деятельности, и ее фиксация связана с определением недостаточности средств в этом культурно-историческом плане - зафиксировать проблему очень трудно. Фиксация проблемы занимает иногда много десятков (а то и сотен) лет, поскольку на субъективном уровне (на уровне конкретного решания тех или иных задач и осуществления деятельности) проблемный характер самой деятельности (то есть - принципиальное отсутствие средств для решения этого типа затруднений) может долгое время не обнаруживаться, а отдельные люди (или группы людей) могут считать, что это у них нет средств для решения этой ситуации и не понимать того, что средств нет в принципе. Поэтому всякая проблема имеет целый ряд промежуточных форм фиксации (существования) в мышлении и деятельности. Типичная форма - это парадокс или апория, которые описывались и анализировались древнегреческими философами, так называемыми софистами. Типичный пример, который вы наверняка знаете, - это апория об Ахилле, который догоняет черепаху. Апория утверждает, что если мы имеем некоторую ситуацию, в которой Ахилл догоняет черепаху, то Ахилл никогда не догонит черепаху, потому что за то время пока Ахилл добежит до точки В, в которой находилась черепаха, когда они начали бежать, черепаха продвинется на отрезок С... за то время, пока Ахилл добежит до точки С, черепаха продвинется до точки D...- ну и так до бесконечности, поскольку любой отрезок (это греки уже знали) может быть поделен бесконечное число раз. Отсюда делался вывод, что Ахилл никогда не догонит черепаху... А дальше, в противоположность этому, указывалось на конкретную ситуацию, в которой любой человек, побежав наперегонки с черепахой, ее догоняет и перегоняет. Ситуация понятна? Рассуждения понятны в обоих случаях? Второй такой же типичный пример. Берется натуральный ряд чисел. После этого делаются две процедуры... Один раз - выделяются в этом ряду полные квадраты... А - второй раз - каждому числу из числового ряда ставится в соответствие его полный квадрат... После этого делаются два взаимоисключающих утверждения. Первое - число полных квадратов равно числу чисел числового ряда. И - второе утверждение - число полных квадратов меньше числа чисел числового ряда. И вот таким образом, в форме таких парадоксов (или апорий) данная ситуация может существовать очень долго. Например, ситуация, которую я изобразил внизу, (ситуация) - существовала две тысячи лет - до тех пор, пока Георг Кантор не вводит понятие множества, и не утверждает, что по отношению к множествам операции, которые применимы к числам, не применимы, поскольку, множества характеризуются другими единицами - мы должны говорить о мощности и т.д.

До тех пор, пока не введены новые понятия, сохраняется вот этот непосредственно фиксируемый парадокс, который указывает на то, что применяемые для анализа данной ситуации средства не годятся (не срабатывают). То же самое - в первом случае. С чем связан парадокс, который я вам описал? Отсутствует понятие скорости, которое вводит Аристотель... Что важно зафиксировать в этом примере? В этом примере важно зафиксировать то, что если мы имеем два утверждения, одно из которых утверждает что "А есть В", а второе утверждает что "А не есть В", и оба эти утверждения построены на основе имеющихся норм (но одно утверждение - на основе одних норм, а другое утверждение - на основе других норм) и каждое из них правильно с точки зрения имеющихся правил, то мы обязаны зафиксировать эту ситуацию в целом, выйти во внешнюю позицию и попытаться ответить - почему ни первые ни вторые нормы и правила, по которым получены данные утверждения, не срабатывают? Выход во внешнюю позицию и фиксация понятия следующего уровня (например, понятия множества или понятия скорости, а дальше у Галилея, когда он переходит к новой науке, понятия ускорения) может потребовать многие сотни лет...- то есть на выработку понятия, снимающего парадоксальность предыдущего слоя человеческого мышления и деятельности, может уходить многие сотни лет.

Некрасов С.Д.- Но тогда фиксирование проблемы и есть первопричина для создания новой отрасли знания.

П.Г. - Точно.

Некрасов С.Д.- Но почти все проблемы выходят, собственно, на отрасль идеального знания, то есть - математику.

П.Г. - Философию.

Некрасов С.Д.- По крайней мере, приведенные примеры...

П.Г. - Вы правы... Но - понятия вводятся в философии. Вот берите, например, "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению" ("Discorsi e dimostrazioni matematiche...") Галилея. Что он там обсуждает? У него есть - первый, третий и пятый день... И есть - второй, четвертый и шестой... Второй, четвертый и шестой - это математические выкладки. А - первый, третий и пятый - это смена понятий. После того, как он произвел смену понятий, он может вернуться назад к математическому аппарату, выразить в нем проявление изменения понятий. Но - до тех пор, пока он не ввел понятие ускорения... Или, скажем, до тех пор пока он не ввел понятие пустоты, все остальное (т.е. математическое приложение) - бессмысленно. Поэтому... Примеры я привожу на этой области. А каждый такой пример предполагает выход в следующий слой. И вот этот следующий слой является философско-методологическим... А нижний слой является предметным, т.е. областью того или иного конкретного знания. Просто область математики (или геометрии) является показательной, поскольку хорошо прочерчены все эти слои, и можно просто по шагам показывать, каким образом Галилей, анализируя опыты Леонардо (который как известно бросал предметы разной массы с разных высот), придумывает этот свой аппарат для пологого скатывания шаров в разных плоскостях, имитируя при этом разные плоскости, и потом делает вывод, что все тела падают с равным ускорением, в скобках - в определенных условиях, т.е. в условиях пустоты или вакуума. Хотя вакуума у него еще нет, вакуум появится на 80 лет позже, когда Торичелли выкачает соответствующий воздух и получит эту самую пустоту как экспериментальную ситуацию. А Галилей делает мысленный эксперимент. И для того, чтобы его проделать, и показать, что понятие скорости, которое придумал Аристотель, не применимо к этим типам движений, он обязан произвести сдвиг в понятиях. И это чисто философско-методологическая работа. То же самое, если вы берете Декарта. Он сначала пишет "Рассуждение о методе...", а потом в приложениях дает соответствующие науки в качестве иллюстрации.

Некрасов С.Д.- Но математика формирует понятие предела исходя как раз из этого парадокса о черепахе.

П.Г. - Точно. Но почему - математика?

Некрасов С.Д.- Я не говорю сейчас о приоритетности одного над другим.

П.Г. - Почему математика? Вы считаете, это область математики или философии математики? Как Вы их разделяете?

Некрасов С.Д.- Философии математики.

П.Г. - О! Я про это и говорю - математика как исчисление (нижний слой, предметный) и математика как работа с понятиями - если мы их разделим... И это философская работа,- неважно, это философия математики или это философия физики, или философия геометрии, или философия естествознания. Мне сейчас важно подчеркнуть одно - а именно - что вот этот момент выхода в следующий слой, выделение проблемы может занимать многие десятки, сотни лет. Он требует философско-методологической работы по изменению понятий. Фактически, отсюда это гегелевское понятие снятия - aufhebung (т.е. тезис - антитезис - синтез), попытка выйти в следующий уровень и, применив метод диалектики, произвести снятие парадокса, зафиксировав понятие, которое потом должно заместить эту ситуацию и привести парадоксальность (непосредственную противоречивость) к новой форме. Это и есть описание метода проблематизации. Но мне важно подчеркнуть, что проблема не есть субъективная трудность данного индивида. Вот это очень важно, потому что мы часто считаем... Например, вот у нас у Советской власти, не получается перевозить грузы на дальние расстояния, поскольку поезда ездят по дорогам со скоростью 4 км/час. Вот это называется проблема. Хотя никакой проблемы нет, ибо в истории человечества наработаны методы технической организации работ на транспорте, которые приводят к решению этих задач. Скажем, ведущим теоретиком и практиком в этой области является Бенито Муссолини (вы знаете, что он пришел к власти, решив транспортную проблему в Италии). Но мы не можем этого сделать. Почему? Не потому, что нет решения. А потому что нет оргтехнических условий для того, чтобы можно было этот класс работ осуществить. Но это - решаемые вещи, технически ставимые в определенных условиях, то есть - задачные, но просто - сложные, громоздкие, требующие разделения труда, дифференциации и т.д. А есть проблемы, то есть - то, что не имеет решения на данном уровне развития человеческого мышления и деятельности. И когда я в прошлый раз говорил о проблемных ситуациях как о предпосылке и основе антропонического подхода, я говорил о проблемах, а не о трудностях, и, в этом смысле, я говорил о том, что не имеет решения на данном уровне развития человечества. Еще вопросы?

Некрасов С.Д.- Тогда предпроблема - мое понимание этого нерешения?

П.Г. - Я сейчас об этом скажу.
  1   2   3   4

Похожие:

П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconЛекция 1 “Вводная”
Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства – согласно закону РФ 1992 года “О...
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconУста в
Центр международной торговли, в дальнейшем именуемое Общество, является коммерческой организацией, учреждено на основе распоряжения...
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconКонцепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных...
Утверждена решением Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30 марта 1992 г
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconУста в
«жск» создается по инициативе граждан – молодых ученых, научных сотрудников, сотрудников институтов, предприятий и организаций Пущинского...
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconАнализ предметной недели начальных классов мкоу «сош №2 ст. Кардоникской»...
С 11 марта по 16 марта 2013 года в начальных классах проводилась предметная неделя. В ней приняли участие все начальные классы
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 icon2193 Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр” (далее именуемое Учреждение) является некоммерческой организацией, создано на основании постановления главы...
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconВопросы к зачету по дисциплине
Федеративный Договор от 31 марта 1992 г.: условия принятия, содержание, значение
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconПриказ №52/3 от 31 марта 2009 года г. Курганинск Об итогах муниципального...
На основании приказа управления образования от 19 марта 2009 года №45/1«О проведении районного конкурса «Пасха в кубанской семье»...
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconПостановление №6 «22» марта 2012  г
Федерации от 21 декабря 2004 года №820 «О  государственном пожарном надзоре» (с последующими изменениями), Распоряжением №242-р от...
П. Г. Щедровицкий Пущино 26 марта 1992 года. Лекция 5 iconКб «Соцэкономбанк» (ооо) Баланс по состоянию на 31 марта 2007 года
Отчет о движении денежных средств за первый квартал, закончившийся 31 марта 2007 года
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница