Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей




НазваниеМетодическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей
страница1/7
Дата публикации24.02.2013
Размер0.87 Mb.
ТипМетодическое пособие
litcey.ru > История > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию
Вологодский государственный технический университет
Кафедра социально-гуманитарных наук

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Для всех специальностей

Вологда
2008
ББК 63.3 (2)

Отечественная история. Методическое пособие (для студентов дневного отделения) - Вологда: ВоГТУ, 2008. - 68 с.

Методическое пособие по курсу отечественной истории предназначено для студентов всех специальностей дневного отделения. В основу пособия положен проблемно-хронологический принцип изучения истории. В него входят содержание учебного курса, основная литература, общие методические рекомендации, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, примерный список вопросов к экзамену. В темы семинарских занятий включены методические рекомендации по изучению всех вопросов, рекомендуемая дополнительная литература, термины и понятия.

Утверждено издательско-библиотечным советом ВоГТУ
Составители:



  • Когай И.С., канд. ист. наук, доцент: Введение, Содержание учебного курса, темы I, II семинарских занятий;

  • Лебединская Т.А., канд. ист. наук, доцент: термины и понятия, Вопросы для самоконтроля, тема VI семинарских занятий;

  • Головков В.М., канд. ист. наук: темы III, IV, IX семинарских занятий;

  • Бахтенков Е.В.: V, VII, VIII темы семинарских занятий;

  • Воротникова Н.С.: основная литература, литература к планам семинарских занятий.


^ Ответственный редактор: Когай И.С.
Рецензент: Савина Н.В., канд. ист. наук, доцент кафедры

социально-культурного сервиса и туризма ВоГТУ

Введение
"Отечественная история" и другие дисциплины социально-гуманитарного цикла выполняют задачу всесторонней гуманитарной подготовки научно-технических кадров.

В "Требованиях к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" сформулированы основные цели и задачи курса "История". Студенты, изучившие дисциплину и сдавшие экзамены по курсу, должны:

  • понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания, иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

  • владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, вклад народов мира и России в достижения мировой цивилизации;

  • уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

  • стремиться к развитию интеллигентной личности (способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей общей эрудиции, способность понять и объективно оценить достижения культуры, умение использовать диалог как способ отношения к культуре и обществу и др.).


Таким образом, цель курса отечественной истории - знание каждым специалистом с высшим образованием отечественной истории, выработка навыков анализа исторического опыта, извлечения исторических уроков, самостоятельного анализа вопросов и проблем современного общества. Изучение вузовского курса истории требует от студентов систематической и серьезной работы, как аудиторной, так и самостоятельной.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, охватывает период с IX по XXI вв. В лекциях на современном уровне исторической науки излагаются актуальные проблемы отечественной истории. Рекомендуем записывать основные элементы лекций: план, проблемы темы, различные точки зрения на них, основные события, даты, выводы, методические советы по самостоятельной работе, в том числе и для подготовки к семинарским занятиям. Грамотно записанные лекции облегчают подготовку к семинарским занятиям, экзаменам.

На семинарах студенты на основе лекционного материала, самостоятельно изученной учебной и научной монографической литературы под руководством преподавателя обсуждают наиболее важные проблемы курса, анализируют и обобщают фактический исторический материал, делают выводы и обобщения.

Подготовку к конкретному занятию следует начинать с работы над конспектами учебных лекций и учебников. Затем обратитесь к Содержанию учебного курса (раздел данного методического пособия), это поможет вам составить представление о сущности темы и обсуждаемых вопросов. Также внимательно изучите методические рекомендации, которые составлены отдельно по каждой теме и по каждому вопросу темы.

Следующим важнейшим шагом (и обязательным!) является изучение научной монографической исторической литературы по теме. Рекомендуемую для изучения научную литературу вы найдете в планах семинарских занятий. Повторяющаяся по ряду тем литература указывается один раз (первый). Публикации, именуемые в науке первоисточниками (тексты законов, летописей, программных документов, работы государственных и политических деятелей, мемуары, статистические сборники и др.), следует подбирать по каждой теме самостоятельно или по совету преподавателя. Вы также можете выбрать научную литературу по своему усмотрению, в том числе и в электронном формате. В списке основной литературы вы найдете адреса некоторых рекомендуемых научных сайтов.

При работе с литературой делайте записи, аннотации (краткую характеристику статьи, раздела книги), подробный план или тезисы выступления. Не забудьте грамотно указывать автора, название и выходные данные используемой вами литературы. Для литературы, найденной в Интернете, также обязательно указывать автора, название работы и адрес сайта.

При подготовке к семинарам, экзаменам рекомендуем обратить особое внимание на научные и исторические термины и понятия, приведенные в каждой теме. Вы должны хорошо представлять, что стоит за каждым из них, так как это – своеобразный "ключ" к изучаемым проблемам. Для работы с терминами используйте энциклопедические словари и справочники, некоторые из которых вы также найдете в данном пособии. Советуем составлять словарь терминов и понятий, а также использовать такие формы подготовки к занятиям, как таблицы, схемы, тесты.

Одним из видов учебной работы студентов является подготовка доклада. Основными этапами работы над ним являются: выбор темы (из списка, приведенного в данном пособии, или дополнительно предложенных преподавателем); самостоятельный поиск и отбор материала; изучение источников и научной литературы; составление плана доклада. Доклады заслушиваются на семинарских занятиях.

В данное пособие также включены вопросы для самоконтроля в виде тестов, они полезны для закрепления и обобщения полученных знаний, а также примерный список вопросов к экзамену.
^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Сущность, формы, функции исторического сознания
Историческая наука как составная часть гуманитарно-научной мысли и духовной культуры общества. Социальные, гуманитарные и научные функции истории. Историческое знание и историческое мышление. Методы и принципы исторического познания. Понятие и классификация исторического источника Источники изучения отечественной истории.

История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Российская, советская и зарубежная историография. Учебники и учебные пособия.
^ Тема 1. Славянские земли, Древняя Русь в эпоху европейского раннего средневековья VI - XIII вв.
Проблема этногенеза восточных славян. Происхождение и расселение славян (IV – VIII вв.). Формирование их восточной ветви. Восточные славяне и их соседи.

^ Образование Древнерусского государства. Причины образования государства. Основные этапы становления восточнославянской государственности: I. Создание славянских племенных союзов, городовых областей и княжений (VI – IX вв.); II. Объединение племенных союзов под властью Киева (IX – XI вв.). Летописное призвание варягов. Правление первых русских князей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира (980-1015 гг.). Крещение Руси и его значение.

^ Проблема происхождения российской государственности. Сущность и история норманнского вопроса. Норманисты и антинорманисты. Современная норманнская проблема. Развитие славяно-скандинавских связей. Освоение великих речных путей: Волжского и Днепровского. Споры в исторической науке о происхождении правящей княжеской династии и названия «Русь». Славяно-варяжский синтез.

^ Киевская Русь в IX – XI вв. Развитие экономических отношений. Структура и характер экономики: сельское хозяйство, поземельные отношения, роль городов, ремесло, внешняя и внутренняя торговля, налоги и денежное обращение. Особенности экономического развития.

^ Социальное развитие Древнерусского государства. Социальные слои: свободные (князья, дружина, свободное городское и сельское население), зависимые и полузависимые. Социальные институты: дружина, община – вервь, семья. Характер социально-экономических отношений Древней Руси.

^ Политическое развитие Древнерусского государства. Политические институты Древней Руси. Княжеские органы власти: великий князь, дружина, наместники, волостели – функции и полномочия. Земские (вечевые и общинные) власти и их роль в управлении. “Русская Правда” (1054 г.). Великие князья Киевской Руси. Характер государственного строя Древней Руси.

^ Кризис древнерусской государственности. Период политической раздробленности (XII – XIII вв.) и ее причины: развитие частного землевладения и феодализма в древнерусских землях, ослабление центральной власти, обострение междоусобной борьбы. Княжеский съезд в Любече (1097 г.). Основные тенденции развития социально-экономических и политических отношений в русских землях. Владимиро-Суздальская Русь, Новгородская земля, Галицко-Волынская земля.

^ Древняя Русь в системе международных отношений. Основные направления и задачи внешней политики. Русско-Византийские связи и их значение. Варяжское влияние на Руси. Киевская Русь и ее восточные и южные соседи. Русь и Европейские страны. Место Киевской Руси в российской и мировой истории.

^ Тема 2. Русские земли в XIII - начале XVI вв.

Объединение русских земель и создание Московского государства

Внешний фактор в истории русских земель. Борьба с монголо-татарским завоеванием. Битва на р. Калке (1223 г.). Походы хана Батыя. Битва на реке Сить. Северо-Восточная Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Формирование системы ордынской зависимости: экономическая зависимость («ордынский выход»), политическая зависимость («ярлыки на княжение»), религиозная политика татар. Баскачество. Экономические, политические и социокультурные последствия монголо-татарской зависимости.

Основные этапы борьбы русского народа против ордынской зависимости. Восстания в русских городах в XIII – XIV вв. Дмитрий Донской (1359-1389 гг.). Куликовская битва. Иван III. Освобождение от ордынской зависимости: «Стояние на р.Угре».

^ Северо-Западные русские земли. Особенности экономического, политического и социокультурного развития Новгородской земли в XIII-XV вв. Сохранение древнерусских традиций и расцвет вечевого строя. Органы государственной власти: вече, Оспода, посадник, князь, тысяцкий, архиепископ, кончанские и уличанские веча, пятины. Псковская земля.

Борьба русского народа против шведской и немецкой экспансии. Невская битва, “Ледовое побоище”. Политика великого князя Александра Невского (1252 – 1263 гг.) и ее историческая оценка. Историческая судьба Новгородской и Псковской земель.

^ Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Формирование Великого княжества Литовского в XIII в. Русско-литовское государство как славяно-балтская держава. Особенности развития западных и юго-западных русских земель. Борьба Русско-Литовского княжества с Ливонским орденом и монголо-татарами. Объединительная политика литовских князей. Начало формирования украинского и белорусского этносов. Образование Речи Посполитой (1569 г.).

^ Объединительный процесс и формирование русского государства. Причины объединения русских земель: влияние внешнеполитического фактора, геополитические, социально-экономические и природно-климатические причины. Особенности формирования русской государственности.

^ Основные этапы объединения русских земель и борьбы за национальную независимость:

I. Конец XIII – первая половина XIV вв. Борьба за великое княжение в Северо-Восточной Руси. Тверь и Москва. Политическая деятельность первых московских князей: Даниил Александрович, Юрий Данилович, Иван I Калита (1325 – 1340 гг.), Семеон Гордый, Иван Красный. Территориальное расширение Московского княжества. Перенос в Москву церковной столицы. Взаимоотношения с татарами. Причины возвышения Москвы.

^ II. Вторая половина XIV – первая половина XV вв. Объединительная политика Дмитрия Донского. Москва как центр объединения русских земель. Куликовская битва и ее историческое значение. Княжение Василия I, Василия II. Междоусобная война 1425- 1451гг. Расширение территории Московского княжества.

^ III. Вторая половина XV – начало XVI вв. Завершающий этап объединения. Правление Ивана III Великого. Присоединение Твери, Вятки, Смоленска, Пскова и других крупных территорий. Ликвидация Новгородской республики (1478 г.). Русско-литовские войны. Освобождение от монголо-татарского ига. Судебник 1497 г. Василий III. Историческое значение и особенности объединительного процесса русских земель.
^ Тема 3. Российское самодержавие: формирование, эволюция, этапы.

Московская Русь (XVI - XVII вв.).
Формирование самодержавия в России. Политические, социально-экономические и идейные корни самодержавия. Влияние на политический строй Византийской империи и монголо-татарской зависимости. Роль русской православной церкви и православной религии. Особенности объединительного процесса русских земель. Консервирование феодально-крепостнических отношений. Развитие поместного землевладения и системы государственного подданства. Этапы становления российского самодержавия.

Особенности социально-экономических отношений в Московском государстве. Утверждение феодального строя. Формы собственности на землю: государственные и удельные земли, церковные и светские вотчины, поместья. Развитие аграрного производства. Развитие товарно-денежных отношений. Мануфактурно-промышленное производство. Внутренняя и внешняя торговля.

Формирование сословной структуры организации общества. Сословия и их правовой статус: духовенство, служилые, посад, государственные (черносошные) крестьяне. Холопство и его сущность. Становление в государственном масштабе системы крепостного права: Судебники 1497 и 1550 гг., указ о «заповедных летах», указы об «урочных летах», Соборное Уложение 1649 г.

^ Политическое развитие Московского царства. Смерть Василия III. Иван IV Грозный. Борьба за власть боярских группировок. Елена Глинская. «Венчание на царство» Ивана IV. Избранная Рада: состав, цели реформ. Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г. Начало созыва Земских соборов, формирование приказной системы, губная, земская, военная, налоговая реформы. Итоги и оценка реформ Избранной Рады. Опричнина: цели, сущность политики, последствия. Оценка деятельности Ивана Грозного в исторической литературе.

Борьба за власть после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович.

^ Смутное время. Социально-экономические и политические причины Смутного времени в России. Избрание на царство и правление Бориса Годунова. Самозванство, его социальная сущность. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Народные выступления: восстание Хлопка, крестьянская война под предводительством И.Болотникова. Борьба против польской и шведской интервенции. Лжедмитрий II. «Семибоярщина». Возрастание роли народных масс. Первое и второе народные ополчения. И. Минин и К. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Последствия Смутного времени.

^ Россия в период царствования первых Романовых (1613-1682 гг.). Основные тенденции экономического развития: аграрное производство, промыслы и мануфактуры, внутренняя и внешняя торговля. Утверждение крепостного права. Социальное развитие: формирование сословного строя, культурная жизнь. Особенности политического развития. Правление Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Роль сословно-представительных учреждений. Соборное Уложение 1649 г.

^ Городские и крестьянские восстания XVII в. Причины народных выступлений. Крестьянские восстания в период Смутного времени. Соляной бунт, Медный бунт. Соловецкое восстание. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (1667-1671 гг.).

^ Политическая система России (XVI - XVII вв.). Царская власть, ее функции и значение. Понятие сословно-представительной монархии. Боярская Дума: состав, функции, роль в политической жизни России. Земские соборы: социальный состав, функции и особенности деятельности, наиболее важные соборы. Освященный собор и роль церкви в управлении государством. Приказы. Воеводы. Местные сословные органы – земские и губные избы. Характер политического строя Московской Руси.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconАнглийский язык. Грамматика учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения неязыковых специальностей всех факультетов высших учебных...
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconМетодическое пособие по курсам «Информатика» для студентов специальностей 060400, 080801
Методическое пособие предназначено для углублённого освоения приемов работы в субд ассеss после освоения 1-й ступени
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconМетодическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей философия
Откуда я пришёл в этот мир и что я должен в нём делать, чтобы оправдать своё назначение человека? В чём заключается это назначение?...
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconОсновы работы в субд access. Часть II. Методическое пособие по курсам...
Методическое пособие предназначено для углублённого освоения приемов работы в субд ассеss после освоения 1-й ступени
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconЛитература 31 Методическое пособие является приложением к программе...
«Информатика» для студентов специальности «Социальная работа» и «Математика и информатика» (раздел информатика) всех педагогических...
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconУчебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений...
В соответствие с Государственным образовательным стандартом обязательной дисциплиной в цикле общепрофессиональной подготовки для...
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconУчебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений...
В соответствие с Государственным образовательным стандартом обязательной дисциплиной в цикле общепрофессиональной подготовки для...
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconМетодическое пособие по работе в справочной правовой системе Консультант Плюс Воткинск 2011
Методическое пособие предназначено для овладения навыками работы в справочной правовой информационной системе Консультант Плюс при...
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconСправочное пособие для студентов всех специальностей
Настоящее пособие содержит описание основных средств языка Турбо-Бейсик, а также необходимые сведения по среде Турбо-Бейсика
Методическое пособие для студентов дневного отделения для всех специальностей iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница