Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И




Скачать 285.05 Kb.
НазваниеРоссийское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И
страница1/5
Дата публикации24.02.2013
Размер285.05 Kb.
ТипОбзор
litcey.ru > История > Обзор
  1   2   3   4   5



Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского


Лютько Е. И.

Руководитель:

к. и. н. Гайда Ф. А.

Оглавление





Оглавление 2

Введение 3

Характеристика источника 4

1. Личность автора 4

2. Текст 5

3. Источник 6

4. Дополнительный источник 7

Обзор используемой литературы 8

Глава I. Исторические, географические и политические характеристики Российского государства 11

Внутренняя политика 11

Внешняя политика 15

Глава II. Историографическая концепция святителя Арсения Элассонского 18

Заключение 25

Список Источников 27

Список литературы 27

Введение



Данная работа посвящена проблеме восприятия святителем Арсением Элассонским Российского государства в первый период его жизни в Москве. Хронологические рамки данной работы представлены его первым появлением на Руси в 1585 году и избранием царя Михаила Федоровича в 1613 году. Однако, как будет показано выше, состояние источников касательно разных периодов отличается качественно, и поэтому хронологические рамки, которые в таком своем виде практически соответствует классической трактовке понятия «Смутное Время»1, условны. Данная работа не имеет иной актуальности кроме, как учебной, но в то же самое время, как будет видно, источник достаточно плохо изучен, и содержит в себе ряд интересных сведений.

Работа будет посвящена скорее исследованию личности святителя Арсения Элассонского, чем истории «Смутному Времени». Это обусловлено специфичностью судьбы автора, а также тем, что если исследование подобного рода и может быть интересным, то предметом его явно должна быть не так хорошо изученная область исторического знания, коей является история России на рубеже XVI-XVII в. Интересным представляется само явление, кое представлял собой грек в России, разрывавшийся между двумя странами в разное время оказавшимися для него родными. В этом отношении нет оснований видеть в Арсении Элассонском фигуру уникальную, это не Максим Грек, заброшенный Богом в мир, который был для него чужим, мир в котором он был один и весьма не понят. Отчасти жизнь Арсения Элассонского, принадлежит к периоду, о котором классик в последствии скажет: «Москва в то время полна «греческих» выходцев, иногда в очень высоком сане. «Греки» искали на Москве чаще дачи и милостыни. И многие из них бывали очень словоохотливы в своих рассказах»2. Однако, это во многом подходящее к нему, и не самое лестное определение, не справедливо – святитель Арсений оказался в России во время не столь дружелюбное к выходцам с востока, он попал в самую точку горделивого кипения русской автокефалии на ярком огне отождествления Москвы с третьим Римом, Москвы в которой местный митрополит первым благословил патриарха Антиохии. Во всем подходит то едкое описание к исследуемому герою, но все же, святитель Арсений на Москве был старожилом, прошел вместе с этим городом все несчастья «Смутного Времени» и немало потрудился в области культуры и образования.

Целью данной работы является исследовать видение Арсением Элассонским Российского государства и проблем и категорий связанных с ним связанных. Для этого необходимо решить некоторые задачи:

  1. Определить авторское понимание проблем внешнего характера – политики, истории, географии;

  2. Определить ценностные предпочтения автора в рамках его историографической концепции.
^

Характеристика источника

1. Личность автора


Святитель Арсений Элассонский родился в январе 1550 года в селе Калориана (совр. Калогриана) близ города Трикала, что в Фессалии. Члены его семьи были тесно связанны с Церковью: отец – священник, умер около 1560 года, дядя – епископ, воспитывал Арсения, после смерти отца, дал ему начальное образование. Судя по всему, будущий святитель никогда не испытывал нужды. В 1572 году Арсений принял постриг от митр. Иеремии, будущего патриарха Иеремии II. Став иереем и прослужив некоторое время в Константинополе, Арсений был избран архиепископом Димоника и Элассона и в 1585 году включен в состав посольства Патриарха Феолипта в Москву. На обратном пути Арсений Элассонский останавливается в Львове, где в течение двух лет возглавляет братскую школу. В 1588 святитель Арсений сопровождает Патриарха Иеремию II, в третий раз взошедшего на кафедру, в его поездке в Москву за милостыней, выступает активным сторонником учреждения патриаршества. После 1589 года святитель Арсений получает возможность остаться в Москве, а в 1597 его поставляют архиепископом Архангельским, хранителем царских гробниц в Архангельском соборе. В течение всего периода «Смутного Времени» святитель Арсений не покидает Москвы, в 1605 году участвует во встрече и венчании на царство Лжедмитрия I, и в соборе, низложившем патриарха Иова. 11 июля 1613 года, он вместе с другими иерархами венчает на царство Михаила Федоровича и в том же году его назначают на Тверскую кафедру. Затем вероятно в 1615 году, Арсений Элассонский был переведен на Суздальскую кафедру и одновременно освобожден от титула архиепископа Архангельского. В 1619 году свт. Арсений участвует в поставлении Патриарха Филарета. Скончался Аресений Элассонский 29 апреля 1625 года, в Суздале, и погребен в Рождественском соборе. Вскоре после его кончины установилось местное почитание святого, и в 1982 году имя его было внесено в Собор Владимирских святых.

2. Текст


Исследуемый источник – мемуары святителя Арсения, представляют собой отредактированное собрание его личных записей о современной ему действительности, которые он начал делать, по видимому, с самого начала своего пребывания в Москве3. Открытие греческой рукописи текста мемуаров произошло в конце XIX в., когда профессор Киевской духовной академии А. А. Дмитриевский обнаружил ее в греческом трапезундском Сумелийском монастыре вместе с житием святого и стихотворным панегириком4. Однако А. А. Дмитриевский, к сожалению, не ставил своей задачей издание памятника целиком, и ограничился лишь переводом большей части и ее снабжением обширными комментариями5. Тот же неполный перевод мы можем обнаружить и в, относительно недавнем, издании «Хроник Смутного Времени». Тем же, кто желает ознакомиться с переводом текста мемуаров целиком, следует ожидать перевода Б. Л. Фонкича, взявшегося за его академическое издание6. Все ссылки в данной работе даются в соответствии с изданием 1899 года.

3. Источник


В данной работе задействовано первое издание «мемуаров», сам текст расположен приблизительно на протяжении с 73 по 233 страницы работы Дмитриевского. Мемуары, а именно так охарактеризовал данный источник А. А. Дмитриевский, отличаются от дневника большей целостностью авторской мысли, обусловленной обработанностью информации и относительной единовременностью их произведения. Сам греческий текст мемуаров дошел до нас не в авторском варианте, а в обработке его соотечественников – архимандрита Христофора и архидиакона Неофита, прибывших в Москву вместе с Иерусалимским Патриархом Феофаном для поставления патриарха Филарета Романова. Переработка текста заметна, но не везде, это заметно из того что позиция автора не всегда концептуальна. Как известно, святитель Арсений начал делать записки о своей жизни в России, вероятно, не позже начала 90-х годов XVI в7 и завершил работу над обработанной частью мемуаров, предположительно году к 1612, однако в необработанном виде присутствуют записи и о событиях случившихся позднее – вступление на престол Михаила Федоровича в 1613 г. и смерти атамана Заруцкого в 1614. Таким образом, исходя из этих двух тезисов, представленный источник одновременно является и вполне историчным, т. к. является продуктом многолетнего, «анналистического» труда, а не достойных лишь праздного любопытства «припоминаний» дел давно минувших, и в то же время, «мемуарное» свойство данного источника, предполагает наличие сформировавшейся авторской концепции, что позволяет лучше разглядеть фигуру автора, его позицию, что было бы не так просто при условии исследования дневника. В литературе есть мнения, что Арсений Элассонский писал мемуары, чуть ли не по заказу деятелей восточных церквей8, исследователь, в данном случае противопоставляет мемуары, другому произведению руки святителя Арсения – «Пискаревского летописца», и говорит, о весьма приспособленческом характере автора: в первом случае по отношению к восточным патриархатам, во втором по отношению к московским властям. Однако, вероятно, такая оценка деятельности Арсения Элассонского чрезмерна, что, возможно, будет доказано в данной работе.

Относительно достоверности сведений Арсения Элассонского, то здесь можно явно выделить фрагменты, в которых автор явно пересказывает другие источники, и места где автор определенно являлся очевидцем и знал о происходящем их первых уст. Пару раз автор, видимо, старясь нам помочь, выделяет спорные и не подтвержденные им лично сведения характерным предисловием: «как говорили многие» (С. 92, 93, 146).

^

4. Дополнительный источник


Кроме заявленных мемуаров, в данной рабе использованы сведения полученные из другого, более раннего произведения Арсения Элассонского – поэмы об учреждении на Руси Патриаршества9. Написание этой поэмы святитель Арсений завершил предположительно в 1593 году, посвятив ее близкому другу: «Желал бы я, брат чтобы знал ты...» (р. 43310). События, описываемые в данном произведении, застают автора в Львове, где он получает сообщение от Патриарха о возможной встрече, перед поездкой в Москву, и заканчиваются, когда греческие иерархи еще прибывают в Москве. Очень важно, что Арсений Элассонский заканчивает свою поэму очень неопределенно, автор не говорит об отбытии Патриарха в Константинополь. Текст данного источника имеет определенную структуру. Выделяются отдельные цикличные эпизоды. Например, последовательное дарение сначала Патриарху, затем митрополиту Иерофею и Арсению Элассонскому.

Целью написания поэмы – собрать в единый букет все наиболее яркие впечатления от пребывания в Москве, невзирая на хронологию. В основном поэма посвящена описанию церемониала предметов материальной культуры. Все произошедшее представлено в идеалистическом ключе. Все герои представлены абсолютно условными личностями практически лишенными специфических черт.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconСтарунская Анастасия Александровна Студентка 4 курса ниу «БелГУ»
Отражение событий Смутного времени на территории современной Белгородчины в работах исследователей
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconЛекция Государство и право США в период Нового времени
Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в в...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconЛекция Государство и право Германии в период Нового времени
К началу XIX в. Германия оставалась политически отсталой страной. В ней сохранялась феодальная раздробленность, существовало крепостное...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconЛекция Государство и право Франции в период Новейшего времени
К 70-м гг. XVIII в. Франция оставалась аграрной страной. Дворянство и Церковь владели одной третью земли. Крестьяне были наследственными...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconСавватиева пустынь
В 1390 г свт. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconГ. Ярославль «Бодрствуйте други, Отечеству честь!» (поморы в освоении...
«Победа надо льдами Ледовитого океана составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconДанного реферата: «Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII xiv вв.)»
Политическое развитие русских земель в период феодальной раздробленности
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconПраво и Правда Манифест Просвещенного Консерватизма. Никита Михалков. Москва. Mmx
Мы убеждены — перестав делить прошлое, мы обретаем настоящее и гарантируем будущее. Исторически Государство Российское развивалось,...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И iconПраво и Правда Манифест Просвещенного Консерватизма. Никита Михалков. Москва. Mmx
Мы убеждены — перестав делить прошлое, мы обретаем настоящее и гарантируем будущее. Исторически Государство Российское развивалось,...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского Лютько Е. И icon1. Расчетно-аналитический метод мадоу детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
Фрв – фонд рабочего времени основного персонала бюджетного учреждения за тот же период времени
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница