Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха»




Скачать 36.02 Kb.
НазваниеИдеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха»
Дата публикации09.05.2013
Размер36.02 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы

Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» – эмблему самодержавной власти Российской империи.

Некоторые исследователи видят в силуэте памятника колокол, который по замыслу автора был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».

Памятник был поставлен на площади между Софийским собором и Присутственными местами.

Он представляет собой покрытый горельефными фигурами большой круглый пьедестал, на котором установлен огромный шар, изображающий «державу» с возвышающимся наверху крестом. У креста стоит коленопреклоненная женская фигура в русском национальном костюме, олицетворяющая Россию. Вокруг шара-державы на постаменте расположены крупные фигуры, которые по замыслу автора должны были отразить основные периоды истории Российского государства от Рюрика до Петра I. На пьедестале изображено 109 горельефных фигур различных деятелей политической истории, науки, искусства и литературы, начиная от киевских князей Х – ХI веков и вплоть до выдающихся представителей русской культуры середины ХIХ века.

Высота памятника — 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала - 9м.

Длина горельефного фриза — 27 м. Всего на памятнике изображено 129 фигур.

На грандиозном постаменте покоится большой шар — царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта затейливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия, и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862". На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина — олицетворение России.

Вокруг державы размещено 17 фигур, объединенных в шесть скульптурных групп, олицетворяющих шесть главных исторических эпох России (по периодизации дворянско-буржуазной исторической науки).

Группа «Основание Русского государства» - Рюрик с языческим богом Перуном. Согласно легенде, возникшей в XI веке, в 862 году в Новгород для княжения был приглашен глава варяжских дружин Рюрик. Русские князья и цари считали его основателем государства.

Справа от Рюрика расположена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси, что объективно способствовало приобщению славян к высокой греческой культуре, было шагом вперед по сравнению с языческими верованиями. Владимир стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом; перед ним славянин, низвергающий статую языческого идола, сзади женщина, протягивающая князю ребенка. (Группа «Введение христианства»).

Третья группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига — князь Дмитрий Донской попирает ногой побежденного татарина. Кажется, что он только что сразил его шестопером, который крепко держит в правой руке. Татарский воин жив, он поднимается, хоть в движениях его нет ни силы, ни страсти. Но Дмитрий уже не обращает внимания на побежденного врага - он смотрит за пыльный горизонт, куда бежит разбитая армия Мамая. Сражения еще предстоят, и князь готов к ним. Группа эта являет собой чрезвычайно выразительный символ победоносного выступления Руси против ненавистного чужеземного ига.

Четвертая группа изображает основание самодержавия. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири.

Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. Слева от царя Михаила - Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Михаила Романова мечом, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр.

Шестая группа олицетворяет «Основание Русской империи». На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром с левой стороны возвышается фигура ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Эта группа отображает самую выдающуюся эпоху в истории Русского государства до середины XIX века. Она знаменует блестящую победу русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и образование Российской империи.

Многовековая история самого народа не получила отражения в этих скульптурных группах. На горельефе, опоясывающем памятник, изображены 129 лиц. Они объединены в четыре группы. В первой изображены «Просветители народа», среди которых находим главным образом духовных лиц. Вторая группа «Государственные люди» состоит из князей и царей.

В третьей группе, изображающей «Военных людей и героев», видим князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других.

В группе «Писатели и художники» представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов.

Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, но не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили, и он был открыт вновь 7 ноября 1944 года.

Похожие:

Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconО некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении...
Ению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность министра народного просвещения употребил я, так сказать,...
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconИстория создания памятника Александру Невскому в г. Петрозаводске Хронология событий
Главы Республики Карелия пришло письмо от Н. Г. Коршуновой, вдовы скульптора В. Г. Козенюка, с предложением установить в г. Петрозаводске...
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconПоложение о проведении международной выставки, посвященной
Появится памятник известному кинорежиссеру Леониду Гайдаю, будут построены Амурские и Московские ворота, памятник декабристам, разработана...
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconТема Сроки
Утверждение основной общеобразовательной программы, учебных планов, регламента непосредственно образовательной деятельности по основному...
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconВизантия
В византии была языковая общность (основным языком был греческий); в византии была религиозная общность (основной религией было христианство...
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconВыставка цветов, плодов и овощей «Краски осени»
Газеты, осенние композиции, букеты осенних цветов, поделки из природного материала, причудливые фигурки из овощей – все это представили...
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconДвенадцать принципов производительности
Автор – Г. Эмерсон, «Двеннадцать принципов эффективности» (в русском издании «Двеннадцать принципов производительности»)
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconПрограмма воспитательной работы Программа патриотического воспитания «Я гражданин России»
Об утверждение основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconПлан моу школы №1 по подготовке и переходу на фгос (2010-2013) 2010-2011 учебный год
Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы...
Идеологическая основа памятника утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» iconПлан методического сопровождения внедрения фгос на ступени начального...
Разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования оу (на основе фгос и примерной основной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница