Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа




Скачать 82.02 Kb.
НазваниеТри крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа
Дата публикации09.05.2013
Размер82.02 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы
БИЛЕТ №3

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.
Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такое исключение рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы).

При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования).

^

БИЛЕТ №4


Период классической науки: XVII в – XIX в.

Основные черты классической науки


1) Детерминизм – фундаментальный принцип классической науки. Детерминизм – учение о взаимосвязанности и взаимообусловленности различных сторон и фрагментов действительности.

Детерминизм противопоставляется Аристотелевской телеологии (учение о целесообразности всего сущего). Галилей считал, что дело науки устанавливать движущие причины явлений, а не цели движения.

В классической науке особое значение имеет один вид детерминизма – Лапласовский детерминизм. Лаплас в своих трудах изобразил вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. Такой вид детерминизма также носит название механистического детерминизма.

2) Переход к представлению о бесконечной вселенной. В Античности и в средние века мир представлялся конечным. Джордано Бруно развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Главный из его трудов – «О бесконечности вселенной и мирах» (1584).

3) Переход от качественного описания природы к количественному, математическому описанию.

Разрабатывается новый математический аппарат – дифференциальные и интегральные исчисления (Ньютон, Лейбниц), что дает возможность математически изображать не только состояния, но и процессы.

4) Классическая наука понимает познание как созерцание, как отражение воздействия объекта. Причем объект познания существует сам по себе, независимо от субъекта и процесса познания.

Как следствие такого понимания познания появляются следующие убеждения:

- объективное знание возможно и достижимо;

- в науке постоянно происходит накопление знаний (кумулятивизм);

- наука в скором времени достигнет полного, точного, систематического знания о мире.

5) ^ Механистический характер классической науки – вся природа объяснялась в точки зрения законов механики (редуционизм) и характеризовалась сведением сложного к простому, целого к сумме частей.

6) ^ Широкое применение приборов и экспериментальных установок, с помощью которых обнаруживаются новые явления.

Картина мира в классической науке представляет Вселенную как самостоятельный механизм, подчиненный строгим физическим законам. Природа – машина, части которой подчинены строгой детерминации.

Определенные изменения произошли в естествознании в 18-19 в.в. Появление новых дисциплин – биологии, географии и т.д., а также ряд физических открытий (квантовая теория Планка, работы Эйнштейна) необъяснимых с точки зрения классической физики привели к созданию новых теорий и как следствие к становлению неклассической науки.

БИЛЕТ №5

Симптомы того, что классическая наука изжила себя: Критика фундаментальных представлений о мире (представление об абсолютном пространстве и времени – критика Р.Маха); Создание Неэвклидовой геометрии; К концу XIX в. в фундаментальной физике были сделаны открытия необъяснимые с позиции классической физики (например, «отрицательный опыт Майкельсона» - скорость света в направлении вращения Земли и в противоположном – одна и та же; открытие электрона, радиоактивности). Изменения в социальном плане – профессия ученного более массовая, быстро развивается прикладная наука, распространяются лаборатории при промышленных предприятиях, все большее влияние на науку оказывают политика и государство.


^ Особенности неклассической науки:

– Переход от лапласовского детерминизма к вероятностному детерминизму. Пример: Учение Дарвина – большая роль отводилась случайности, которая отвергалась лапласовским детерминизмом. Квантовая механика давала вероятностное описание микромира. С т.з. квантовой механики, все, что может дать теория – это вероятность положения, нахождения объектов микромира.

– Познание – не как созерцание, а как активная, конструирующая деятельность субъекта. Это связано с обнаружением относительности результатов познания в зависимости от аппаратуры и условий эксперимента. Т.е. теории неклассического периода развития науки, показали, что невозможно отделить объект познания от субъекта. Так, свойства наблюдаемого зависят от средств (корпукулярные и волновые свойства частиц зависят от способа их наблюдения).

– Постепенное изменение ориентиров – наука ориентируется на практическое применение.
^

Принцип дополнительности Н.Бора


В 1927 году Нильс Бор дал формулировку одного из важнейших принципов квантовой механики – принципа дополнительности. «...Из этого открытия следует, что весь способ описания, характерный для классической физики (включая теорию относительности), остается применимым лишь до тех пор, пока все входящие в описание величины размерности действия велики по сравнению с квантом действия Планка.

Это обстоятельство означает возникновение совершенно новой ситуации в физике в отношении анализа и синтеза опытных данных. Она заставляет нас заменить классический идеал причинности некоторым более общим принципом, называемым обычно «дополнительностью».

Получаемые с помощью различных измерительных приборов сведения о поведении исследуемых объектов, не могут быть непосредственно связаны друг с другом обычным образом, а должны рассматриваться как дополняющие друг друга. Таким образом, в частности, объясняется безуспешность всякой попытки последовательно проанализировать «индивидуальность» отдельного атомного процесса с помощью разделения такого процесса на отдельные части. Это связано с тем, что если мы хотим зафиксировать непосредственным наблюдением какой-либо момент в ходе процесса, то нам необходимо для этого воспользоваться измерительным прибором, применение которого не может быть согласовано с закономерностями течения этого процесса.

Согласно соотношению неопределенностей Гейзенберга, нельзя в одном и том же опыте определить обе характеристики атомного объекта – координату и импульс. Бор же отметил, что координату и импульс атомной частицы нельзя измерить не только одновременно, но вообще с помощью одного и того же прибора. Для измерения импульса атомной частицы необходим чрезвычайно легкий подвижный «прибор». Но именно из-за его подвижности положение его весьма неопределенно. Для измерения координаты нужен очень массивный «прибор», который не шелохнулся бы при попадании в него частицы. Но как бы ни изменялся в этом случае ее импульс, мы этого даже не заметим
^

БИЛЕТ №6

Постнеклассический тип рациональности и его признаки


Период постнеклассической науки начинается с 50-х гг. ХХ столетия.

Для этого периода характерны отрасли науки, которые описывают сложные образования.

Большое влияние на современное научное сообщество оказывает область естествознания – синергетика. Синергетика – теория о самоорганизации и развитии сложных систем любой природы.

Особенности этих систем:

– Они являются открытыми, т.е. взаимодействуют с открытой средой.

– Являются неравновесными системами.

– Их развитие допускает такие состояния когда малые изменения способны изменить законы развития этой системы. Невозможность дать прогноз о развитии такой системы.

– Время в подобных системах необратимо. Системы имеют много путей развития (альтернативы).

– Способность системы саму себя организовывать.

– Системы могут упорядочиваться из хаоса.

– Такие системы претендуют на роль общей картины мира.

Т.о., синергетика:

– наука;

– общая концепция новых сложных самоорганизующихся систем;

– междисциплинарный метод изучения;

– совокупность идей наиболее общих для всего познания.

^

Черты постнеклассической науки


– Если раньше главная цель познания – достижение истинного знания, то в постнеклассической науке цель – преобразование действительности. В результате знание в большей степени определяется ценностно-целевыми установками субъекта, т.е. знания строятся не на беспристрастности субъекта, а в расчете на пользу (данная особенность может быть опасной, т.к. установки могут быть идеологическими, политическими).

– Стремительное становление и развитие компьютерной науки, широкое применение находит компьютерное моделирование во многих отраслях и сферах. Размываются границы между эмпирическим и теоретическим познанием.

Перспективы применения компьютерной техники для науки необозримы (задача о 4 красках: можно ли любую географическую карту раскрасить с помощью 4 красок – решение было найдено с помощью компьютера).

– Плюрализм научных концепций, программ, подходов. Классическая наука была убеждена, что к истинному знанию ведет один путь (т.е. только одна правильная концепция). Уже неклассическая наука продемонстрировала, что исчерпывающее знание может получено через использование различных подходов и методов.

Принцип дополнительности Бора – целостное представление о мире может быть получено с применением различных методов и подходов.

Сочетание множества стратегий развития Вселенной: В космофизике – используется целая серия космологических моделей.

Похожие:

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconПрактическая работа Знакомство со Scratch
После того, как программа запустилась, перед нами появляется окно, в котором можно выделить три части (три столбца). В свою очередь...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconКак относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день николай козлов
Три истории как три мазка, как три аккорда. Пусть Книга начнется с этих трех историй: может быть, они лучше любых длинных предисловий...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconФеано Три Царства 2005 три царства
Можно назвать это эссе условно сказкой или философской новеллой, можно никак не называть, но если уж вы дочитаете его до конца, то...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconПрактическая работа Знакомство со Scratch
После того, как программа запустилась, перед нами появляется окно, в котором можно выделить три части (три столбца). В свою очередь...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconКак можно больше названий сказок «Волк и семеро козлят», «Двенадцать...
Как можно больше названий сказок («Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconАспирант исторического факультета
Изучение этого культурного феномена о тех или иных исторических явлениях открывает новые возможности, позволяет существенно расширить...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconТривидиа (Санскр.) Букв., "три знания" или "науки". Это три основные...
Это три основные аксиомы в мистицизме: а непостоянство всего существования или Анитья; б страдание или мучение всего, что живет и...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа icon26 политические процессы: типы, экстремальные виды
Восстание. Рассматривая политический процесс в социокультурном контексте, можно выделить три основных типа политического процесса...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconВлияние алкоголя на организм Информационный центр гимназии
Говоря о негативном влиянии алкоголя на печень, обычно подразумевается три основных стадии: Жировая дистрофия, Алкогольный гепатит...
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа iconНа сковородке помещается две отбивные. За сколько времени скорее...
На столе стоят 6 стаканов, три из них пустые, а в трех налита вода. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница