Скачать 82.02 Kb.
|
БИЛЕТ №3 Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности. Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такое исключение рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). ^ 1) Детерминизм – фундаментальный принцип классической науки. Детерминизм – учение о взаимосвязанности и взаимообусловленности различных сторон и фрагментов действительности. Детерминизм противопоставляется Аристотелевской телеологии (учение о целесообразности всего сущего). Галилей считал, что дело науки устанавливать движущие причины явлений, а не цели движения. В классической науке особое значение имеет один вид детерминизма – Лапласовский детерминизм. Лаплас в своих трудах изобразил вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. Такой вид детерминизма также носит название механистического детерминизма. 2) Переход к представлению о бесконечной вселенной. В Античности и в средние века мир представлялся конечным. Джордано Бруно развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Главный из его трудов – «О бесконечности вселенной и мирах» (1584). 3) Переход от качественного описания природы к количественному, математическому описанию. Разрабатывается новый математический аппарат – дифференциальные и интегральные исчисления (Ньютон, Лейбниц), что дает возможность математически изображать не только состояния, но и процессы. 4) Классическая наука понимает познание как созерцание, как отражение воздействия объекта. Причем объект познания существует сам по себе, независимо от субъекта и процесса познания. Как следствие такого понимания познания появляются следующие убеждения: - объективное знание возможно и достижимо; - в науке постоянно происходит накопление знаний (кумулятивизм); - наука в скором времени достигнет полного, точного, систематического знания о мире. 5) ^ классической науки – вся природа объяснялась в точки зрения законов механики (редуционизм) и характеризовалась сведением сложного к простому, целого к сумме частей. 6) ^ и экспериментальных установок, с помощью которых обнаруживаются новые явления. Картина мира в классической науке представляет Вселенную как самостоятельный механизм, подчиненный строгим физическим законам. Природа – машина, части которой подчинены строгой детерминации. Определенные изменения произошли в естествознании в 18-19 в.в. Появление новых дисциплин – биологии, географии и т.д., а также ряд физических открытий (квантовая теория Планка, работы Эйнштейна) необъяснимых с точки зрения классической физики привели к созданию новых теорий и как следствие к становлению неклассической науки. БИЛЕТ №5Симптомы того, что классическая наука изжила себя: Критика фундаментальных представлений о мире (представление об абсолютном пространстве и времени – критика Р.Маха); Создание Неэвклидовой геометрии; К концу XIX в. в фундаментальной физике были сделаны открытия необъяснимые с позиции классической физики (например, «отрицательный опыт Майкельсона» - скорость света в направлении вращения Земли и в противоположном – одна и та же; открытие электрона, радиоактивности). Изменения в социальном плане – профессия ученного более массовая, быстро развивается прикладная наука, распространяются лаборатории при промышленных предприятиях, все большее влияние на науку оказывают политика и государство.^ : – Переход от лапласовского детерминизма к вероятностному детерминизму. Пример: Учение Дарвина – большая роль отводилась случайности, которая отвергалась лапласовским детерминизмом. Квантовая механика давала вероятностное описание микромира. С т.з. квантовой механики, все, что может дать теория – это вероятность положения, нахождения объектов микромира. – Познание – не как созерцание, а как активная, конструирующая деятельность субъекта. Это связано с обнаружением относительности результатов познания в зависимости от аппаратуры и условий эксперимента. Т.е. теории неклассического периода развития науки, показали, что невозможно отделить объект познания от субъекта. Так, свойства наблюдаемого зависят от средств (корпукулярные и волновые свойства частиц зависят от способа их наблюдения). – Постепенное изменение ориентиров – наука ориентируется на практическое применение. ^ В 1927 году Нильс Бор дал формулировку одного из важнейших принципов квантовой механики – принципа дополнительности. «...Из этого открытия следует, что весь способ описания, характерный для классической физики (включая теорию относительности), остается применимым лишь до тех пор, пока все входящие в описание величины размерности действия велики по сравнению с квантом действия Планка. Это обстоятельство означает возникновение совершенно новой ситуации в физике в отношении анализа и синтеза опытных данных. Она заставляет нас заменить классический идеал причинности некоторым более общим принципом, называемым обычно «дополнительностью». Получаемые с помощью различных измерительных приборов сведения о поведении исследуемых объектов, не могут быть непосредственно связаны друг с другом обычным образом, а должны рассматриваться как дополняющие друг друга. Таким образом, в частности, объясняется безуспешность всякой попытки последовательно проанализировать «индивидуальность» отдельного атомного процесса с помощью разделения такого процесса на отдельные части. Это связано с тем, что если мы хотим зафиксировать непосредственным наблюдением какой-либо момент в ходе процесса, то нам необходимо для этого воспользоваться измерительным прибором, применение которого не может быть согласовано с закономерностями течения этого процесса. Согласно соотношению неопределенностей Гейзенберга, нельзя в одном и том же опыте определить обе характеристики атомного объекта – координату и импульс. Бор же отметил, что координату и импульс атомной частицы нельзя измерить не только одновременно, но вообще с помощью одного и того же прибора. Для измерения импульса атомной частицы необходим чрезвычайно легкий подвижный «прибор». Но именно из-за его подвижности положение его весьма неопределенно. Для измерения координаты нужен очень массивный «прибор», который не шелохнулся бы при попадании в него частицы. Но как бы ни изменялся в этом случае ее импульс, мы этого даже не заметим ^ Период постнеклассической науки начинается с 50-х гг. ХХ столетия. Для этого периода характерны отрасли науки, которые описывают сложные образования. Большое влияние на современное научное сообщество оказывает область естествознания – синергетика. Синергетика – теория о самоорганизации и развитии сложных систем любой природы. Особенности этих систем: – Они являются открытыми, т.е. взаимодействуют с открытой средой. – Являются неравновесными системами. – Их развитие допускает такие состояния когда малые изменения способны изменить законы развития этой системы. Невозможность дать прогноз о развитии такой системы. – Время в подобных системах необратимо. Системы имеют много путей развития (альтернативы). – Способность системы саму себя организовывать. – Системы могут упорядочиваться из хаоса. – Такие системы претендуют на роль общей картины мира. Т.о., синергетика: – наука; – общая концепция новых сложных самоорганизующихся систем; – междисциплинарный метод изучения; – совокупность идей наиболее общих для всего познания. ^ – Если раньше главная цель познания – достижение истинного знания, то в постнеклассической науке цель – преобразование действительности. В результате знание в большей степени определяется ценностно-целевыми установками субъекта, т.е. знания строятся не на беспристрастности субъекта, а в расчете на пользу (данная особенность может быть опасной, т.к. установки могут быть идеологическими, политическими). – Стремительное становление и развитие компьютерной науки, широкое применение находит компьютерное моделирование во многих отраслях и сферах. Размываются границы между эмпирическим и теоретическим познанием. Перспективы применения компьютерной техники для науки необозримы (задача о 4 красках: можно ли любую географическую карту раскрасить с помощью 4 красок – решение было найдено с помощью компьютера). – Плюрализм научных концепций, программ, подходов. Классическая наука была убеждена, что к истинному знанию ведет один путь (т.е. только одна правильная концепция). Уже неклассическая наука продемонстрировала, что исчерпывающее знание может получено через использование различных подходов и методов. Принцип дополнительности Бора – целостное представление о мире может быть получено с применением различных методов и подходов. Сочетание множества стратегий развития Вселенной: В космофизике – используется целая серия космологических моделей. |
![]() | Практическая работа Знакомство со Scratch После того, как программа запустилась, перед нами появляется окно, в котором можно выделить три части (три столбца). В свою очередь... | ![]() | Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день николай козлов Три истории как три мазка, как три аккорда. Пусть Книга начнется с этих трех историй: может быть, они лучше любых длинных предисловий... |
![]() | Феано Три Царства 2005 три царства Можно назвать это эссе условно сказкой или философской новеллой, можно никак не называть, но если уж вы дочитаете его до конца, то... | ![]() | Практическая работа Знакомство со Scratch После того, как программа запустилась, перед нами появляется окно, в котором можно выделить три части (три столбца). В свою очередь... |
![]() | Как можно больше названий сказок «Волк и семеро козлят», «Двенадцать... Как можно больше названий сказок («Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,... | ![]() | Аспирант исторического факультета Изучение этого культурного феномена о тех или иных исторических явлениях открывает новые возможности, позволяет существенно расширить... |
![]() | Тривидиа (Санскр.) Букв., "три знания" или "науки". Это три основные... Это три основные аксиомы в мистицизме: а непостоянство всего существования или Анитья; б страдание или мучение всего, что живет и... | ![]() | 26 политические процессы: типы, экстремальные виды Восстание. Рассматривая политический процесс в социокультурном контексте, можно выделить три основных типа политического процесса... |
![]() | Влияние алкоголя на организм Информационный центр гимназии Говоря о негативном влиянии алкоголя на печень, обычно подразумевается три основных стадии: Жировая дистрофия, Алкогольный гепатит... | ![]() | На сковородке помещается две отбивные. За сколько времени скорее... На столе стоят 6 стаканов, три из них пустые, а в трех налита вода. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались |