1. История социологии как предмет изучения




Скачать 478.64 Kb.
Название1. История социологии как предмет изучения
страница1/8
Дата публикации14.05.2013
Размер478.64 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Краткая аннотация курса «ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ»


Наименование темы (раздела)
Тема 1. История социологии как предмет изучения


Цели и задачи курса. Предмет истории социологии. История социологии как процесс и история социологии как специальная научная дисциплина. Историография истории социологии. Наука социология и исторический контекст ее развития. Развитие социологических идей: единство логического и исторического. Социологическая теория в двух ракурсах рассмотрения (общая социология и история социологии). Проблемно-хронологический дуализм в трактовке вопросов социологической теории.

Место истории социологии в системе науковедческих знаний. История социологии и история философии (основные мотивы взаимодействия и основные характеристики взаимопроникновения предметов этих наук). История социологии и проблемы общей методологии наук. История социологии и другие науковедческие дисциплины. Историко-социологические знания как элемент общей гуманитарной культуры.

История социологии и история общественной мысли: конкретизация параметров предметного размежевания (общее и особенное). Характеристика специфики философского и научного типов дискурса применительно к изучению явлений общественной жизни (сходства и различия). Социальная философия как «философия общества» и социология как «наука об обществе» (аналитически различимые подходы в масштабах единого когнитивного пространства). «Феноменальные» и «ноуменальные» вопросы в структуре обществоведческого знания. Социология как наука о «социальных фактах» (как наука о социальной реальности). Особенности специфически философского взгляда на общество: исследование «сущностного» измерения универсума общественной жизни. «Социальная метафизика» и «социальная наука» — сходства и различия. Теории «сущего» и теории «должного». Социология и этика.

Общая характеристика структуры курса. Наука о человеческом обществе — ее прошлое и настоящее. Основные этапы развития мировой социологической мысли: 1) «предыстория социологии» — от истоков (в эпоху античности) до конца XVIII столетия; 2) возникновение социологии как самостоятельной науки — первая половина XIX в.; 3) эпоха создания классических социологических концепций — вторая половина XIX — начало XX вв.; 4) современный этап в развитии социологии — начиная с 20-х гг. XX столетия; 5) новейший период в развитии науки о человеческом обществе («социологический постмодернизм») — начиная с 70-х гг. XX века.

Национальные «школы» в социологии (французская, немецкая, английская, американская и др.) — общая характеристика основных направлений исследовательской деятельности, традиции в выборе исследовательских ориентиров и концептуально-методологических приоритетов. Европоцентристские симпатии мировой социологии. Европейская социологическая классика как «флагман» мировой социологической мысли. Социология в Европе и в Америке (преемственность и метаморфозы). Западная социология и судьбы социологии в России. История социологии как «социология социологии», как инструмент интеллектуальной рефлексии и самокритики. Концептуальные построения в социологической науке и исторический фон их возникновения.

История социологии как базисная, основополагающая дисциплина в системе профессионального социологического образования.

^ ТЕМА 2 Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины


Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки: объективный и субъективный аспекты.

Общие исторические (социально-институциональные) предпосылки возникновения социологии. Разрушение «традиционных» структур социальной организации. Процесс становления европейского капитализма и его глобальные социально-исторические последствия. Появление на арене исторической жизни европейской цивилизации новой социальной системы — «общества модерна». Насущная потребность в осмыслении новых тенденций в развитии западного общества. Общество модерна («современное» индустриальное общество) и его черты. Общество модерна как специфический предмет интереса социологической теории.

Эмансипация структур гражданского общества. «Общество» и «государство» как реальные социальные институты и как научные категории (новая эпоха как фактор, способствовавший изменению содержательного наполнения этих понятий). Отношения между государством и гражданским обществом — два взгляда на данную проблему (Г.В.Ф. Гегель и классический либерализм). Деполитизация дискурса общественной мысли. Новая наука о новом обществе — обретение социологией своего предмета.

Ментальные (когнитивно-гносеологические и социокультурные) предпосылки возникновения социологии. Метаморфозы новоевропейской культурной традиции. Разрушение «теистической картины мира» и формирование очертаний новой системы мыслительных ориентаций в XVI-XVII вв. (от теизма к деизму). «Великий переворот» в естествознании. «Десакрализация» и «сциентификация» мировоззренческих систем в эпоху Нового времени. Возникновение идеи «естественного закона» и перенесение ее на почву общественной мысли. Кризис традиционных «теологических» и «метафизических» систем социально-философской мысли.

Наука, философия, религия — новая расстановка сил в новых условиях. Обоснование методологических принципов эмпиризма (Ф. Бэкон). Разграничение познавательных задач науки и метафизики (И. Кант). Предметно-методологическое размежевание научной и философской ориентаций мыслительной деятельности субъекта познания.

Общая характеристика интеллектуальной обстановки, на фоне которой возникла новая наука. «Просветительская традиция» в европейской общественной мысли: основные черты и отличительные особенности (прогрессизм, гносеологический оптимизм, апология науки и научности). Предшественники, «духовные наставники» и «учителя» О. Конта: Ш.Л. де Монтескьё, А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А.Н. Кондорсе, К.А. де Сен-Симон.

Социологические воззрения К.А. де Сен-Симона. Законы механики (закон тяготения) как отражение универсального принципа мироустройства. Концепция социального физицизма: достоинства и недостатки. Историческая эволюция общества как процесс закономерной смены (чередования) двух типов эпох — органической и критической. Социальный прогресс как порождение и воплощение прогресса человеческого разума. Научное мышление как высшее духовное достижение человеческой цивилизации. Роль научных знаний в современном обществе и обществе будущего («обществе индустриалов»). Понятие промышленного класса. Утопическое видение общества и инструментальное понимание социологии. Сен-Симон и его социально-реформаторские «прожекты».




ТЕМА 3 Социологический позитивизм Огюста Конта


Возникновение позитивистской социологии. Огюст Конт (1798-1857): вехи интеллектуальной биографии. Творческое осмысление и переработка идейного наследия Сен-Симона в трудах Конта. Цели и задачи научного познания по Конту. Основополагающие принципы нового («позитивного») метода. Позитивизм как «жизненное кредо» и как конструктивная модель миропонимания.

Гносеологические и онтологические основания позитивистской доктрины. Критика религиозных (теологических) и философских (метафизических) систем мысли. Классификация наук и место в ней социологии.

Социология как «социальная физика». Терминологическое самоутверждение науки о человеческом обществе (появление нового названия для новой науки). Социология как наука о «порядке и прогрессе» (социальная статика и социальная динамика). Закон трех стадий (общая характеристика основных этапов интеллектуальной эволюции человеческого рода). Военная, юридическая и промышленная стадии общественного развития. Конт как основоположник социологии (методолог социологии) и Конт как социолог.

«Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики»: противоречия в структуре социального мировоззрения Конта. Единство научного и «религиозного» (сакрального) мотивов в творчестве позднего Конта. Конт как ученый и Конт как пророк «новой религии» (религии «обожествления человечества»). Объективный и субъективный методы, их использование в трудах Конта. Учение Конта о социократии. Роль женщин, философов и пролетариев в социократическом обществе. Семья, государство и церковь в социократической утопии Конта.

Судьба идейного наследия О. Конта. Конт и контизм. Ученики и последователи основателя позитивистской социологии. Джон Стюарт Милль как продолжатель «дела», начатого Контом; вклад Дж.С. Милля в развитие социальной теории и других гуманитарных дисциплин (логики и методологии наук, экономической теории, политической философии). Влияние идей Конта на последующее развитие мировой социологической мысли.





^ ТЕМА 4 Социологический органицизм Герберта Спенсера


Герберт Спенсер (1820-1903) — его жизнь и творчество. Социология и ее место в системе наук. Позитивизм Конта и позитивизм Спенсера (сходства и отличия). Два общетеоретических фундаментальных основания спенсеровской социологии — эволюционизм и органицизм.

Эволюция как всеобщий динамический принцип развития универсумов природной и социальной реальности. Определение эволюции. Основные параметры и компоненты эволюционных процессов. Универсальный эволюционизм Спенсера и теория биологической эволюции (теория «происхождения видов») Ч. Дарвина. Специфика протекания эволюционных процессов в царстве надорганических форм жизни (эволюция общественных систем и составляющих эти системы институтов).

Социологический органицизм — новый взгляд на феномен системной организованности структур универсума социальной реальности. Эвристическое значение проекта организмической аналогии, последовательно развертываемого в социологических трудах Спенсера. «Органическая» теория общества. Общество как естественное образование, подчиненное в своем развитии закону эволюции (принципиальные отличия, разделяющие позиции социологического органицизма и социологического механицизма). Эволюция социальных систем и ее конститутивные компоненты (усложнение структур и дифференциация функций). Структурно-функционалистские мотивы в концептуальном наследии английского мыслителя. Спенсер как предтеча современного функционализма. Понятие «функции» в учении об организме вообще и общественном организме в частности. Сходства и различия между биологическими и социальными организмами. Специфика социальной реальности по Спенсеру.

Теория общественного развития Спенсера. Прогресс индивидуальной и социальной свободы личности как основная тенденция, характеризующая специфику «современного» этапа исторической эволюции человеческих обществ. «Военный» и «промышленный» типы общественной организации (сравнительная характеристика принципов устройства и функционирования). Основные типы социальных институтов и их функциональное предназначение.

Политические и этические взгляды Спенсера (либерализм и утилитаризм). Свобода личности, народное представительство и государство. Отношение Спенсера к социалистической идеологии: социализм как рецидив милитаризма.

Основное противоречие социологической системы Спенсера (противоречие между органицистской и номиналистической интенциями мысли).

Достоинства и недостатки теории Спенсера. Спенсер и его последователи. Вольная трактовка идей Спенсера в контексте пространства исследовательских поисков представителей редукционистских социологических школ XIX — нач. ХХ вв. (критика позиций спенсерианского эпигонства в истории социологии).


^ ТЕМА 5 Натуралистический редукционизм в социологии
второй половины ХIХ — начала XX века


Наследие классиков позитивизма: конструктивные идеи и возможность (опасность) вульгарной интерпретации заключенного в них смысла. Аутентичный позитивизм классиков и суррогатный позитивизм эпигонов. Натурализм как крайняя, наиболее радикальная из возможных версий истолкования стратегического замысла, лежащего в основании позитивистского методологического проекта (натурализм как воинствующая разновидность позитивизма). Многоаспектность понятия «натурализм». Аксиоматика социологического натурализма — онтологический и методологический аспекты. Универсализация и абсолютизация интеллектуальных притязаний естественнонаучной методологии как основной постулат натурализма. Распространение натуралистических концепций в социологии во второй половине XIX в. как симптом первого кризиса позитивизма.

Формы, типы и разновидности редукционистских социологических концепций. Попытки построения систем социологического знания на теоретическом фундаменте других наук (экономики, демографии, описательной географии, психологии, биологии, механики).

Школы «одного фактора» в социологии XIX столетия (общий обзор основных идейных течений).

Социал-дарвинизм: абсолютизация значения принципа борьбы за существование, использование данного принципа в качестве инструмента анализа явлений общественной жизни. Обоюдостороннее взаимопроникновение дискурсов биологии и обществознания («биологизация социального» и «социологизация биологического»). Интеллектуальная генеалогия социал-дарвинизма: теории Т. Мальтуса, Ч. Дарвина, Г. Спенсера. Основные представители этого направления мысли: Л. Гумплович, У. Беджгот, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смолл.

Биоорганицизм: вульгарное истолкование смысла социально-организмической аналогии. Общество как живой организм: от метафорического к буквальному пониманию данной идеи. Основные представители: Р. Вормс, П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле. Исследования социальной жизни животных в работах А. Эспинаса.

Географическое направление в социологии: изучение феномена природно-географической детерминированности социальных явлений и процессов. Историко-географическая концепция К. Риттера. Антропогеография Ф. Ратцеля. (Взгляд Ратцеля на соотношение природного и культурного начал, органическая концепция государства и учение о почве). «Теории геополитики» (К. Хаусхофер и др.).

Расово-антропологическая школа в социологии — pro et contra. Разнообразие теоретических обоснований расистской доктрины: А. де Гобино, Х.С. Чемберлен, Ж Лапуж, О. Аммон и др. Идеологический союз расизма, социал-дарвинизма и вульгарного географического детерминизма — «небезобидный альянс» консервативно настроенных интеллектуалов. Политические симпатии классиков социологического натурализма (социологический натурализм и политический реализм). Социологический натурализм как один из латентных теоретических источников нацистской идеологии.

Общая критика редукционистских социологических концепций.


^ ТЕМА 6 Марксизм как социологическая теория


Карл Маркс (1818-1883): основные этапы жизненного пути. Штрихи к портрету Маркса как ученого и Маркса как человека. Образ Маркса в мировой обществоведческой и политико-публицистической литературе. К. Маркс и Ф. Энгельс (успех «творческого тандема» или Энгельс как «alter ego» Маркса).

Структура (архитектоника) концептуального пространства марксистской теории (основные компоненты и составляющие этой теории, их общая характеристика). Маркс как экономист, Маркс как социальный мыслитель и Маркс как революционер («три источника и три составные части» в концептуальном наследии Маркса). Единство научного и идеологического в теории Маркса. Сложности и проблемы, возникающие в контексте содержательной интерпретации учения Карла Маркса.

Фундаментальное основание системы социологических воззрений Маркса — теория «материалистического понимания истории». Человеческие потребности и их роль в развитии общества (потребности и совместная трудовая деятельность людей). Материально-производственная практика как основной способ удовлетворения человеческих потребностей. Постулирование примата «общественного бытия» над «общественным сознанием». Марксизм как форма экономического детерминизма (онтологизация статуса экономической сферы жизни общества). Производительные силы и производственные отношения: диалектика их взаимодействия. Характеристика категорий «способ производства» и «общественно-экономическая формация». «Базис» и «надстройка» как основные конститутивные компоненты универсума социальной реальности. Структуры надстройки (государство, право, формы общественного сознания) и их зависимость от структур базиса.

«Конфликтологический аспект» в марксистской теории общества. Социальный конфликт как «производная» от противоречия между уровнем развития производительных сил и характером оформляющих эти силы производственных отношений. Конфликт в структурах базиса и его воплощение на поверхности общественной жизни. Теория классов и классовой борьбы. Генезис исторически-конкретных форм и разновидностей феномена социального неравенства (теория происхождения классов, «семьи, частной собственности и государства»). Классовая борьба как движущая сила исторического развития человеческих обществ. Теория социальной и политической революции (революция в базисе и революция в надстройке). Конфликт интересов и противоборство идеологических систем.

Учение Маркса о государстве (государство как институт поддержания классового господства). Марксистская теория общественного сознания. Репрессивно-консервативные функции, выполняемые элементами подсистемы духовной культуры в эксплуататорских обществах (в антагонистических типах общественно-экономических формаций). Марксистское учение об идеологии (идеология как «ложное сознание»).

Динамический контекст марксистской теории общества. Теория общественно-исторического развития в марксизме. Процесс исторической смены общественно-экономических формаций (характеристика каждой из них). Концепция «азиатского способа производства».

Социологический смысл понятия «отчуждение». Марксова теория капитализма. Капитализм как общество модерна. Представления Маркса о будущности европейского капитализма, о перспективах его дальнейшего развития.

Общая оценка интеллектуального наследия Маркса. Марксизм как социологическая концепция и марксизм как «революционное учение». Содержательное единство теории Маркса и ее внутренние противоречия. Критика «экономического материализма» Маркса в рамках классической социологической теории (экономический детерминизм как разновидность вульгарного социологизма; универсалистские притязания марксистской теории общественно-исторического развития; преувеличение роли конфликтного начала в общественной жизни). Гносеологический оптимизм, активистский радикализм и доктринальная нетерпимость в структуре марксистского социального мировоззрения.

Маркс и марксизм (ортодоксальный и неортодоксальный). Дискуссии о содержательном наполнении понятия «аутентичный марксизм». Маркс и марксизм в XX веке: исторические судьбы теории и ее метаморфозы. Реформистские и экстремистские течения в марксизме в конце ХIХ — начале ХХ вв. Марксизм на стыке «миров» социальной теории и социальной практики: противоречивая двойственность такого положения. Марксизм и социальная практика (спор на исходе XX столетия).

Марксизм и западная («буржуазная») социология: «взаимное притяжение полюсов» (мотивы взаимопроникновения дискурсов). Результаты подобного рода взаимодействия: «неомарксизм интеллектуалов» (фрейдомарксизм, франкфуртская школа, структуралистский марксизм), социологическая теория конфликта, социология знания. Марксистская парадигма и ее координаты в пространстве когнитивных структур современной социологической теории.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. История социологии как предмет изучения iconКутявина Елена Евгеньевна Предмет и структура современной социологии
Объект изучения социологии – социальная реальность, как и у всех подобных наук. Самое амбициозное определение предмета изучения социологии...
1. История социологии как предмет изучения iconО. И. Иванов (ф-т социологии)
Все это требует от социологии разработки теории, методологии и методов ее изучения, диагнос­тики и прогнозирования
1. История социологии как предмет изучения iconВопросы к экзамену
Коммуникационный менеджмент как предмет изучения. Объект, предмет, цели, задачи коммуникационного менеджмента
1. История социологии как предмет изучения iconК вопросу о методологии изучения юристами историко-правовых явлений
В предмет их изучения входят процесс формирования и эволюция структур, институтов и механизмов государственной власти, а также история...
1. История социологии как предмет изучения iconЗападная Европа, первая половина XIX века считается местом и временем...
Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая...
1. История социологии как предмет изучения iconИзучение рукописей Мертвого моря. 1 История изучения
История изучения кумранских рукописей берет свое начало в марте 1947 года с момента их случайной находки двумя бедуинами в пещерах...
1. История социологии как предмет изучения iconСодержание
Человеком Природы, т е пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании)...
1. История социологии как предмет изучения iconКонтрольные вопросы по дисциплине история для всех форм обучения
Предмет исторической науки. Методы и источники изучения истории. Российские исторические школы и их представители
1. История социологии как предмет изучения iconВопросы  вступительного экзамена
Социология управления как специальная отрасль социологического знания. Объект и предмет социологии управления
1. История социологии как предмет изучения iconКнига известного американского социолога Питера Людвига Бергера является...
Подобный подход позволяет автору весьма нетривиально взглянуть даже на традиционные темы социологии, такие как
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница