ВОПРОСЫ
к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
Место философии науки в системе философского знания. Проблема соотношения науки и философии.
Обыденное (житейское) и научное познание. Специфика научного познания.
Возникновение и основные исторические этапы развития науки. Становление и основные достижения античной науки.
Наука в средние века (Арабский Восток и Западная Европа) и в эпоху Возрождения.
Формирование опытной науки в Новое время
Научная революция ХУII в. и возникновение современного естествознания.
Становление классической науки в Европе ХVIII века. Классический идеал научного знания.
Кризис в естествознании на рубеже Х1Х-ХХ вв. и его влияние на дальнейшее развитие науки
Основные достижения науки ХХ века и переход к неклассической науке.
Возникновение постнеклассической науки, ее характерные признаки и тенденции развития.
Чувственное познание и его основные формы. Сенсуализм.
Рациональное познание (мышление, рассудок, разум). Элементарные формы мышления.
Проблема природы понятий, ее связь с диалектикой общего и единичного. Номинализм, реализм и иные решения проблемы общего и единичного.
Соотношение чувственного и рационального в познании. Эмпиризм и рационализм в истории философии и науки.
Причинно-следственная связь (каузальность). Абсолютный детерминизм, его господство в науке ХУ11-Х1Х вв. и крах в ХХ веке.
Возможность и действительность, вероятность и альтернативность в развитии природы и общества. Случайность и необходимость. Детерминизм и синергетика.
Познание как отражение и творчество. Воображение и интуиция в научном познании.
Эмпирические методы научного познания. Научное наблюдение и эксперимент, их классификация, сходство и различие.
Научный факт. Методы получения и обработки фактов. Интерпретация (истолкование) фактов. Проблема «теоретической нагруженности» фактов.
Проблема как форма научного познания.
Гипотеза как важнейшая форма построения и развития научного знания.
Научная теория как высшая форма систематизации знания. Функции теории.
Динамика научного знания. Проблема – гипотеза – теория.
Методологические принципы научного познания. Всеобщие, общенаучные и частные методы познания.
Понятия истины и заблуждения в философии и науке. Свойства истины. Отказ от понятия истины в современных концепциях философии науки (Т.Кун, И.Лакатос и др.). Истина как культурная ценность.
Знание как неотъемлемое условие существования человека в мире. Научные и вненаучные формы знания. Наука и паранаука (лженаука). Знание и вера.
Научные традиции и научные революции. Рост научного знания и смена типов рациональности.
Научная картина мира. Ее функции и исторические формы.
Основные идеи аналитической философии ее судьбы и влияние на философию науки ХХ века.
Верифицируемость как критерий научности знания. Гносеологические основания принципа верифицируемости и границы его применения.
Проблема демаркации научного знания. Гносеологические основания принципа фальсифицируемости знания К. Поппера.
Концепция развития знания И.Лакатоса. Методология исследовательских программ, ее сущность, роль и место в современной философии науки.
Развитие научного знания в свете основных идей Т.Куна. Научная революция как смена парадигм.
Методологическая концепция структурализма. Критика базовых допущений структурализма в постструктурализме. «Археология знания» М.Фуко, «логика смысла» Ж.Делеза.
Концепция научного знания в феноменологии. Феноменология как онтология и метод.
Гносеологические основания герменевтики. Герменевтический метод научного познания и научной интерпретации.
Эпистемологический и методологический анархизм П.Фейерабенда.
Постмодернистская парадигма мышления: особенности научного дискурса и правила его ведения.
Современная наука как социальный институт. Наука и власть. Наука и идеология.
Этика науки и ответственность ученого.
Дилемма сциентизма и антисциентизма как двух типов социокультурной ориентации.
Становление социальных и гуманитарных наук. Основания разделения на науки о природе и науки о духе.
Специфика социального познания.
Психологизм и историзм как стратегия гуманитарных наук в рамках классического идеала научного познания.
Текст как «первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины. Виды интерпретаций.
Проблема понимания и объяснения в гуманитарных науках.
Философия истории и методологические проблемы исторического знания.
Основные принципы философии языка. Язык и речь. Семантика знаковых систем.
Проблема диалогичности гуманитарного знания (Ф.Шлейермахер, В.Гумбольдт, М.Бахтин, Г.Шпет, Х.Гадамер).
Методология социальных наук и «понимающая социология» М.Вебера.
^
Предмет философии права. Философия права в системе наук.
Классические философско-правовые концепции Древней Греции.
Философия права в Древнем Риме.
Философия права средних веков.
Естественное право и юридический позитивизм.
Философия права ранних буржуазных революций (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.).
Философия права И.Канта.
Философия права Г.Гегеля.
Марксизм о природе государства и права. Исторические судьбы марксистской философии права.
Философия права ХХ столетия.
Исторические корни российской правовой традиции.
Российская школа философии права на рубеже Х1Х-ХХ веков (П.И.Новгородцев, И.А. Ильин, Б.Н.Чичерин и др.).
Право и закон. Философия естественного и позитивного права.
Сущность права. Право и равенство. Право и свобода. Право и справедливость.
Проблемы становления и развития гражданского общества в России и на Западе.
Проблемы становления правового государства в России.
Право и гуманизм (проблема смертной казни).
Философско-правовые проблемы преступления и наказания.
Право и мораль: история и современность.
Право и культура.
Литература 1. В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004.
2. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.
3. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. Для вузов. Ростов н/Д, 1999.
5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
^
Рыночная экономика: философский аспект.
Философские основы хозяйства.
Собственность как социально-экономическое явление.
Гражданское общество и экономика.
Роль государства в рыночной экономике.
Социализация личности в условиях рыночных отношений.
Проблемы этики и ответственности бизнеса.
Экономическое сознание: сущность, структура, функции.
Философия денег. Деньги в системе нравственных, религиозных, культурных ценностей.
Философские концепции взаимодействия экономики и политики.
Социально-философские аспекты экономической социализации.
Соотношение идеологии и науки в экономическом сознании.
Социально-экономическая природа человеческих потребностей.
Методологическое значение законов и категорий диалектики для понимания экономических явлений и процессов.
Философские аспекты теорий постиндустриального общества.
Основные черты философии экономики советского периода.
Экономика и культура: точки пересечения.
Модель человека в экономической науке.
Социокультурные предпосылки формирования методологических основ теорий менеджмента.
Философско-методологические основы классического менеджмента.
Литература 1. В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004.
2. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.
3. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. Для вузов. Ростов н/Д, 1999.
5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
^
Проблема детерминизма в психологии.
Детерминанты развития личности.
Проблема сознания в философии и психологии.
Психофизическая проблема и способы ее решения в различных психологических школах.
Методологические проблемы психологических исследований.
Формирование материалистической психологии в Древней Греции.
Психологические знания в Новое время: Ф. Бэкон, Р. Декарт.
Учение о сознании и познании в трудах Дж. Локка и его последователей во Франции.
Позитивизм XIX в. и его влияние на развитие психологии.
Формирование научной (экспериментальной) психологии.
Философия и практика психоанализа З. Фрейда и его развитие в трудах К.Г. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма.
Управление поведением в концепциях бихевиоризма.
Проблемы психологии искусства в работах Г. Шпета и Л. Выготского.
Проблемы и достижения гуманистической психологии.
Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии.
Диалектика биологического и социального в становлении человека.
Сенсуализм в психологии. Учение о сознании Дж. Локка.
Социальная среда и личность: границы социального воздействия.
Сознание средневекового человека. «Карнавальная культура».
Российская психология о воспитании «нового человека».
Литература 1. В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004.
2. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.
3. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. Для вузов. Ростов н/Д, 1999.
5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
^
Образование как особая форма познания.
Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в XXI в.
Проблемы философии образования.
Формирование толерантности личности с позиций гуманистической педагогики.
Динамика социальных ролей в образовании XXI в.
Личность как предмет воспитания.
Нравственное воспитание как важнейшая задача школы.
Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений как важнейших моральных качеств человека.
Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Цели и средства в воспитании и обучении.
Технократическая педагогика.
Воспитание как общественное явление. Воспитание и жизнь.
Сущность и задачи эстетического воспитания.
Понятие воспитания и его различные трактовки.
Развитие взаимодействия педагогики с другими науками о человеке.
Педагогика и религиозные учения: их взаимоотношения в различные исторические эпохи.
Политизация педагогики: причины и следствия.
Идеал человека и цели воспитания и образования, их эволюция и отражение в деятельности воспитательно-образовательных институтов.
Идея непрерывного воспитания и образования: возникновение, эволюция, реализация.
Влияние философии рационализма на развитие педагогической науки.
Различные концепции воспитания и их реализация в историческом развитии школьной практики.
Литература
1. В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004.
2. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.
3. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. Для вузов. Ростов н/Д, 1999.
5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. |