Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения




Скачать 38.62 Kb.
НазваниеСапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения
Дата публикации30.05.2013
Размер38.62 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения

Куприенко Леся Михайловна

Студентка

Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина,

исторический факультет, Харьков, Украина

kuprienkolesia@rambler.ru
Важное место в жизни Сапфо занимало руководство организованным ею содружеством девушек. Судя по всему, его существование не только оказывало значительное влияние на творчество поэтессы, но и являлось важным фактором общественной жизни современного ей Лесбоса. Более того, обращение к истории этого фиаса, по мнению ряда ученых, дает весомые основания для пересмотра бытующих представлений об отношении к женщинам и их роли в древнегреческом обществе. Не удивительно, что история руководимого Сапфо объединения уже длительное время привлекает внимание специалистов, причем их взгляды относительно его предназначения и характера существенно расходятся.

Согласно одному из предположений, фиас Сапфо являлся культовым содружеством девушек, которые готовились к замужеству. Эта точка зрения заслуживает особого внимания, так как представляется наиболее обоснованной. Так, на непосредственную связь фиаса со свадебным обрядом указывают, в частности, дошедшие до нашего времени достаточно многочисленные фрагменты так называемых эпиталамий – свадебных песен Сапфо. С одной стороны, их можно рассматривать как адресованные подругам, которые выходили замуж, а с другой – как песни, исполняемые девушками содружества во время свадебного обряда. Кроме того, в древней Греции закрытые группы людей, подобные фиасу Сапфо, в своей деятельности были, как правило, тесно связаны с богами, на чье покровительство рассчитывали. Для содружества Сапфо такой богиней была Афродита[7]. Многочисленные обращения поэтессы к богине любви свидетельствуют о духовных стремлениях поэтессы и возглавляемого ею содружества. Изображение любовного томления, страсти, переживаний в стихотворениях Сапфо ориентировано, прежде всего, на внимание Афродиты[6]. Известно также, что все обращения к божествам в лирике Сапфо – это не простые речевые обороты, а воззвания, рассчитанные на то, что боги явятся перед смертным. Одно из наиболее ярких изображений такого явления божества, по мнению некоторых исследователей[1, 4], содержится в стихотворении Сапфо, которое принято называть «Гимном к Афродите». Тесная связь фиаса Сапфо с богиней любви свидетельствует о его ритуальном характере и, кроме того, объясняет некоторые характерные черты лирики лесбосской поэтессы.

Наряду с представлением о содружестве Сапфо как культовом объединении, существует мнение о том, что это была музыкальная и поэтическая школа, или же музыкальный кружок, имевшие целью обучение девушек пению и искусствам[2]. Однако такая трактовка фиаса Сапфо представляется возможной лишь в том случае, если учитывать только образовательную функцию объединения, а это, на наш взгляд, является не совсем правильным.

Некоторые исследователи высказывают предположение о том, что фиас Сапфо был своего рода девичьим хором[3], участницы которого воспевали друг друга, прославляли красоту подруг. В связи с этим заметим, что сходство этого содружества с девичьим хором, целью которого было объединение девушек на основе совместного исполнения песен, действительно наблюдается. Об этом свидетельствует и сама лирика Сапфо, предполагающая музыкальное сопровождение и носящая песенный характер. Однако, принимая во внимание все имеющиеся сведения о руководимом поэтессой фиасе, ограничивать представление о его деятельности только исполнением песен ошибочно.

Еще одна распространенная точка зрения на характер содружества Сапфо сводится к тому, что входившие в него девушки воспитывались для пополнения лидийских гаремов и для сакральной проституции[1]. При этом обычно указывается на связь фиаса с лидийским царем Алиаттом, которому Сапфо предоставляла рабынь или храмовых проституток. Основанием для такого утверждения является фрагмент папирусного комментария к творчеству Сапфо, восходящего к Каллию Митиленскому. Кроме того, в пользу его свидетельствует и упоминание о блещущей среди лидийских жен Аригноте. Однако, по нашему мнению, приведенные свидетельства лишь указывают на то, что воспитывавшиеся в фиасе Сапфо девушки имели больше возможностей для удачного замужества и, в частности, за пределами Лесбоса, но не определяют характер содружества поэтессы в целом.

Наконец, нельзя оставить без внимания упоминание Сапфо о μουσοπόλος οἰκία[5]. Вероятнее всего, она не употребляла это название в его метонимическом значении, поскольку имя Муз тогда еще не имело метафорического значения, а его употребление было связано с религиозным культом. Кроме того, связь девушек с Музами подтверждается обращениями поэтессы к ним в своих стихотворениях. Поэтому можно предположить, что упоминание о «доме служительниц Муз» свидетельствует о главном предназначении деятельности Сапфо и ее подруг. И это предназначение, несомненно, находило на практике свое творческое воплощение – в музыке, поэзии и стремлении к духовному развитию.

Таким образом, на наш взгляд, фиас Сапфо являлся, прежде всего, воспитательным объединением, главное предназначение которого заключалось в развитии интеллектуальных способностей женщин на основе их приобщения к характерным для древнегреческого общества видам искусства. Важной составляющей такого воспитания была подготовка девушек к замужеству. При этом в деятельности содружества четко прослеживается характерная для такого рода объединений связь с культовой обрядностью.
Литература

  1. Мякин Т. Г. Сапфо. Язык, мировоззрение, жизнь. СПб.: Алетейя. 2004.

  2. Burnett, A. P. Three Archaic Poets: Archilochus, Alcaeus, Sappho. Cambridge, Mass: Harvard University Press., 1983.

  3. Greene, E. Reading Sappho: Contemporary Approaches. Berkeley: University of California Press. 1996.

  4. Schadewaldt, W. Sappho. Welt und Dichtung. Dasein in der Liebe. Potsdam: Eduard Stichnote, 1950.

  5. Smyth, H. W. Greek Melic Poets. London: Macmillan and Co. 1900.

  6. Snyder, J. Mcc. Lesbian Desire in the Lyrics of Sappho. New York: Columbia University. Press. 1997.

  7. Wilamowitz-Moellendorf, U. Von. Sappho und Semonides: Untersuchungen ueber griechischen Lyriker. Berlin:Weidmannsche Buchhandlung. 1913.

Похожие:

Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconК вопросу об истории, характере и перспективах профсоюзного движения в России
Советский профсоюз представлял собой «трудящуюся массу», которая платила членские взносы и голосовала, а также профессиональную бюрократическую...
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconК вопросу о характере русской беседы
Беседа обозначала собрание исключительного характера (изначально вечевого или ритуального), с четким отбором участвующих лиц по какому-либо...
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconО комплексном характере условного осуждения
Щедрин Н. В. О комплексном характере института условного осуждения / А. Речицкий // Уголовное право. 2009. №5 С. 102 105
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconПрезидент Фонда «Содружество»
«Лицей современных технологий управления» г. Пензы «Содружество» (далее именуемый «Фонд») создан в соответствии с требованиями Гражданского...
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconЗакон о Президенте органа ученического самоуправления «Содружество параллелей»
Президент координирует действия органа ученического самоуправления «Содружество параллелей»
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconПравительство воронежской области объединения профсоюзов объединения работодателей
Зарегистрировано в ау во "Центр охраны и медицины труда" 22 апреля 2011 г. N 07/О-12
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconСорогин Е. И. К вопросу о генеалогии ханов Золотой Орды в период «Великой Замятни»
Руси, что неизбежно приводило к выходу русских земель из системы даннических отношений. Таким образом, именно «Великая Замятня» и...
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconОбщественные объединения Государственная регистрация общественных объединений
Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся...
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconПротокол №1 заседания межшкольного методического объединения учителей...
По второму вопросу слушали Волкову Е. Н., которая предложила план работы мо учителей начальных классов и воспитателей в гпд на 2012-2013...
Сапфо и содружество девушек на Лесбосе: к вопросу о характере объединения iconПрофессиональный
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница