Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»




Скачать 352.84 Kb.
НазваниеКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»
страница1/2
Дата публикации30.03.2013
Размер352.84 Kb.
ТипКонкурс
litcey.ru > История > Конкурс
  1   2
I Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2005»

Номинация «Переломные точки русской истории»
«Почему Иван Грозный взял Казань»

Пронина Н. М.

Монгольская степь поставила перед русским народом вопрос о борьбе не на жизнь, а на смерть и поплатилась жизнью.

Иван СОЛОНЕВИЧ

Вот уже несколько лет подряд определенными организациями в Татарстане 15 октября проводится день национальной скорби, день памяти предков, погибших во время взятия Казани войсками Ивана Грозного 15 октября 1552 года. В распространяемой по сему поводу листовке названное историческое событие расценивается как самое трагическое в истории казанских татар, ибо именно тогда, понеся немалые человеческие и материальные потери, окончательно лишилось своей независимости Казанское ханство, а сам город, по выражению авторов листовки, был разрушен «с жестокостью, которой нет аналогов». В результате этого, продолжают далее авторы, казанские татары, как и другие народы Поволжья, вошедшие в состав России, в своем развитии оказались «на столетия отброшены назад от мировой цивилизации». Причем, взятие Казани трактуется в листовке как акт агрессивно-колониальной политики Московского государства, который (якобы)

нельзя оправдать борьбой против татаро-монгольского ига: ведь в 1552 г. «ига» уже не было, указывают авторы, его свергли за 72 года до этого, в 1480-м. Однако, подчеркивая данный факт, авторы вместе с тем умалчивают, предпочитают не уточнять, а что же, собственно, происходило в отношениях между Москвой и Казанью на протяжении всех этих семидесяти двух «мирных», как они полагают, лет? Что, какие события предшествовали падению Казани?

Да, действительно, в 1552 г. «ига» уже не было. Да, действительно, русскому народу и русским землям потребовалось более 150 лет, чтобы преодолеть тот ужасающий разгром, который учинили на Руси орды Батыя и соответствующие «аналоги» коему тоже весьма трудно отыскать во всемирной истории; преодолеть и вывести свою рать на Куликово поле в 1380 г. Но тогда Великому князю Московскому Дмитрию Донскому хватило сил лишь для того, что бы одержать блистательную военную победу, доказавшую: властью иноземцев русский дух не сломлен. Однако эта победа не явилась еще окончательным освобождением. Уже через два года, в 1382-м, Московская Русь снова подверглась всеуничтожающему нашествию кочевников, и князю Дмитрию нечем было даже защитить свою столицу, которую хан Тохтамыш полностью разрушил и сжег. Только еще столетие спустя, в 1480г., русские люди смогли собрать на берегу реки Угры столько войск, что, глядя на эту силищу, золотоордынский хан Ахмет так и не решился переправиться с другого берега и выступить против нее, но, после двух месяцев исторического «стояния на Угре», бежал, тем самым бесславно признав конец татарского владычества над Московским государством. Со всеми этими фактами, действительно, трудно спорить, как трудно, да и невозможно сравнивать нынешнее положение почти вымерших в резервациях американских индейцев — коренных жителей самых «цивилизованных» и «демократических» в мире США, с нынешним положением «захваченных и закабаленных» Россией народов Поволжья, Сибири, у которых имеется собственная промышленность, наука, культура, а в последние времена и собственная государственность. Что же, мы и не будем сравнивать, ибо тема эта отдельной большой работы, а свою задачу мы считаем гораздо скромнее. Цель ее — опираясь на данные источников, а также заключения исследователей как истории России, так и истории казанских татар — заглянуть в прошлое непосредственно самого Казанского ханства и попытаться ответить вместе с читателем на вполне конкретный вопрос: все-таки, почему же Иван Грозный взял Казань?

В самом деле, почему именно Казань, а не, что было бы гораздо логичнее, Сарай-Берке — непосредственную столицу Золотой Орды? Тот самый Сарай, в который 150 лет подряд вынуждены были ездить русские князья за позорным ярлыком на власть и где многие из них приняли мученическую смерть?..

Чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить преж­де всего следующее. Золотая Орда являлась лишь наследницей и малой частью той громадной Монгольской им­перии Чингизидов, созданной еще в XIII веке татаро-монгольскими завоевателями, предводительствуемыми Чингисханом. В 1207—1209 гг. его орды, выйдя из глубин монгольских степей, покорили бурят, киргизов и уйгуров, живших к северу от реки Селенга, в верховьях Енисея и в Восточных областях Средней Азии. В 1211г. последовало их вторжение в северный Китай и захват значительной части империи Цзинь, причем были сожжены и варварски разрушены как сама столица Пекин, так и другие го-рода империи. В 1219 г. под напором тех же кочевников пали цветущие города Хорезмского султаната — Бухара, Самарканд, Ургенч. Одновременно другая, более малая часть татаро-монгольских орд устремилась на запад и, обогнув с юга Каспий, пройдя по Азербайджану и Грузии, вышла в Половецкие степи. 31 мая 1223 г. она нанесла жестокое поражение объединенной русско-половецкой рати на реке Калке. Затем орды кочевников вошли в Крым, где позднее, уже в XIV—XVвв., после распада Золотой Орды, будет образовано Крымско-татарское ханство.

В 1227 г. Чингисхан умер, но его преемники Угедэй и Батый продолжали поистине беспримерные в истории человечества завоевания. В 1229 г. Угедэй завершил захват се-верного Китая и вторгся в Корею, тогда как основная часть татаро-монгольских войск ринулась на Русь. Осенью 1236 г. они разгромили Волжскую Булгарию, а уже в конце 1237 г. 150-тысячная орда Батыя впервые вторглась на северо-восточные земли Руси. 21 декабря в результате Шестидесятидневного штурма им была взята и полностью разрушена Рязань, затем Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, а 4 марта 1238 г. на реке Сить разбито пытавшееся обороняться объединенное войско Владимиро-Суздальских князей.

Уже простой перечень вышеприведенных фактов мог бы стать исчерпывающим ответом авторам листовки, а ведь указанные события были только началом. В 1239—1240 гг., после ожесточеннейшего сопротивления ордам завоевателей. Ответ, пришедший из Казани через несколько дней, был столь дерзостен и презрителен, что надежды на то, что разум все-таки восторжествует, не осталось никакой. 23 ав густа русские войска окружили город и началась осада, ко торая 15 октября (2-го октября ст.ст.) завершилась взятием Казани14.

Да, тот первый и единственный разгром Казани в октябре 1552 г. был жестоким. Но был ли он более жесток и страшен, чем разгром Москвы в 1237 г.? Сколько раз горела и бывала нещадно разграбляема русская столица и другие русские го рода в результате нашествий степняков как до 1552 года, так после него — например, уже в 1571-м, когда вновь пришли на Русь их войска под предводительством Девлет-Гирея? Меньше ли горя и страданий приносили они простым рус ским людям? Почему маленький Курск смог подняться после Батыева разорения только три с лишним века спустя, иным же городам не хватило для этого и пяти столетий? Наконец, кто теперь с точностью подсчитает, сколько миллионов рус ских пленников было угнано и продано, замучено и убито за 200 лет татарского владычества над Русью?15

Ни на один из этих вопросов не дает ответа вышеупомянутая листовка, в которой единственное событие — падение Казани — вырвано из общего контекста, из цельного полотна истории. Но факты, а особенно факты исторические, действительно упрямая вещь. Их великая сила состоит в том, что они БЫЛИ. Прошлое можно утаить, извратить, опорочить, но его нельзя уничтожить. Своими безгласными скорбными развалинами, своими нетленными летописны ми строками оно и через века непобедимо глаголет нерусские первые пришли в чужой дом и сожгли его. Нет, сначала был сожжен Пекин, разрушены цветущие культурные центры Средней Азии, прекрасные античные города Адриатики, равно как горела когда-то и вся земля на всем огромном пространстве между этими географическими точками. Соответственно, «дни памяти», подобные казанскому, можно устанавливать на всем его протяжении. Не русские же основали на захваченных землях и непрочные, феодально-аморфные государства, живущие агрессией и работорговлей, каковыми являлись Золотая Орда, а также ее прямые наследники — Казанское и Крымское ханства. Именно в непрекращавшейся борьбе, защите от их нападений происходило становление молодо го Русского государства, и вина ли русских в том, что закаленная в огне этой борьбы, их государственность ока

лей пали Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир-Волынский. Батый же ринулся дальше — на Польшу, Венгрию, к Адриатическому морю. Но овладеть побережьем ему все же не удалось. Войско Батыя было слишком измотано в сражениях на русских землях и в 1242 г. он вынужден был отступить — через Боснию, Сербию и Болгарию.

На завоеванных землях в 1243 г. Батый основал собст-венное государство — Золотую (или Большую) Орду, — простиравшееся от Иртыша до Дуная, столица которого располагалась в низовьях Волги и сначала некоторое вре-мя называлась Сарай-Бату, позднее — Сарай-Берке. Вот этому-то государству и вынуждена была 200 лет платить дань разгромленная и покоренная Русь.

Однако уже к середине XV века Золотой Орды как единой мощной державы фактически не существовало: она распалась на несколько постоянно враждующих между собой улусов-ханств, верховная власть над которыми Сарай-Берке была чисто номинальной. На землях захваченного и ассимилированного татарами древнего царства Волжских Булгар, немного выше Сарай-Берке, в среднем течении Волги, быстро вырастала его прямая наследница — Казань.

Основал Казанское ханство Улу-Мухаммед, внук упоминавшегося выше хана Тохтамыша, сжегшего Москву в 1382 г. Как и его предки, Улу-Мухаммед правил в Сарай-Берке, но в 1436 г. оказался низложенным с престола в результате дворцового переворота и принужден был бежать в Крым. Став ханом в Бахчисарае, он провозгласил свой Крымский улус независимым от Золотой Орды государством. Однако и оттуда ему вскоре пришлось спа-саться бегством. Так что к началу 1440-х годов Улу-Мухаммед вместе с трехтысячным войском своих сторонников в поисках достойного пристанища оказался уже на Волге. Здесь, предварительно убив местного князя Али-бея, он избрал своей резиденцией Казань. Это время и считается временем возникновения Казанского ханства, ибо и его тоже Улу-Мухаммед провозгласил суверенным и независимым от Сарай-Берке государством.

Тогда же Улу-Мухаммед совершил грабительский поход на соседнюю Русь, взял приступом Нижний Новгород и в течение десяти дней держал в осаде Москву, спалив при этом все обширные московские посады, перебив множество народу. Наконец, в бою под Суздалем он захватил в плен самого Великого князя Московского Василия II. За плененного государя хан назначил огромный выкуп. Но главная задача его похода была, по всей видимости, значительно шире. Она заключалась в том, чтобы заставить русских платить дань уже не Сараю, а непосредственно самой Казани. Москве ничего более не оставалось делать, как согласиться с этими условиями и заплатить за князя невиданно большую по тем временам сумму в двести тысяч рублей золотом, отдав при этом в счет долга целый город в Мещерской стороне, на Оке, в котором Улу-Мухаммед сразу поса-дил своего младшего сына, царевича Касима, отчего город с тех пор называется Касимовым.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что отколовшееся от Золотой Орды Казанское ханство, как молодое феодальное государство, уже с момента своего возникновения проводило резко-агрессивную, захватническую политику по отношению к своему соседу — Московскому государству. И не только к нему одному. Казани были насильственно подчинены и испытывали на себе тяжелый национальный гнет пришлой татарской знати почти все местные, в основном оседлые и земледельческие народы, издавна жившие в Поволжье — мордва, волжские булгары, горная и луговая черемиса (мари), башкиры, удмурты, чуваши. Все они вынуждены были выполнять в пользу казанских вельмож всевозможные повинности, платить подати — т.е. «ясак», все страдали от грабежа и произвола казанских властей. Кроме того, вме-сте с коренным населением татары эксплуатировали труд захваченных в результате набегов на Русь русских пленников, обращаясь с ними крайне жестоко, а часто и убивая — за отказ принимать ислам.

Вообще, здесь следует особо подчеркнуть, что именно этот «русский полон» и был одним из главных и наиболее прибыльных источников дохода Казанского ханства, без которого оно едва ли могло, да и вряд ли хотело жить, как будет показано ниже. К концу XV века именно шумные казанские торжища стали тем главным перевалочным пунктом, с которого печальные многотысячные караваны русского полона отправлялись под жесткие окрики надсмотрщиков и в далекую Бухару, и в черноморскую колонию генуэзцев — Кафу (Феодосию), и далее, на невольничьи рынки Турции, всего Средиземноморья.

Набеги на Русь с целью грабежа и захвата необходимого для продажи полона происходили почти ежегодно и очень часто осуществлялись соединенными силами Казанского и Крымского ханств, особенно если на престолах в Казани и Бахчисарае сидели родственники. Эти одновременные большие и малые нашествия с юга и юго-востока приносили молодому Русскому государству огромные материальные и людские потери, особенно тяжкие тем, что каждый раз хозяйственную жизнь приходилось возрождать на выжженном дотла пепелище, не говоря уже о моральной трагедии, чисто физической убыли населения, восполнять которое в подобных условиях было не так-то просто.

Поэтому вопрос о набегах и вопрос о полоне были с самого начала наиболее болезненной проблемой во взаимоотношениях Москвы с Казанью, равно как и с Крымом. И именно они стали главной причиной начавшихся уже со второй половины XV века вооруженных столкновений между ними.

Так случилось, например, после того, когда зимой 1468 г. казанский хан Ибрагим, совершив очередной опустошительный набег на Русь, полностью уничтожил город Галич и увел «многий полон». Тогда-то Великий князь Московский Иван III впервые решился предпринять ответный поход русских войск на Казань. Поход этот был крайне тяжелым, и все же русские смогли уже 18 сентября 1469 г. осадить столицу ханства. Татары запросили мира. По заключенному с Ибрагимом договору, хан обязывался в обмен на снятие осады выпустить всех оставшихся в живых русских людей, которые были взяты в плен за последние сорок лет. Условия этого договора, а также неукоснительное соблюдение его русской стороной, немедленно снявшей осаду и выведшей свои войска за пределы Казанского ханства, свидетельствуют о том, что главной целью московского похода был не захват территорий, не покорение Казани, но освобождение русских пленников и решение вполне конкретных политических задач. Заключенным договором «на какое-то время восточной границе Русской земли была обеспечена относительная безопасность».

Но несколько лет спустя в 1478 г., в связи со смертью хана Ибрагима и последовавшей за ней сменой власти и политических ориентации при ханском дворе, набеги на Русь возобновились. Ведь на всем протяжении второй половины XV — первой половины XVI столетий в Казани постоянно шла борьба различных феодальных кланов и группировок, полностью оправдывая ее название — кипящий котел, «казанец», и главным камнем преткновения в этой борьбе был зачастую вопрос именно о взаимоотношениях с Москвой.

Рассматривая эти события, исследователи обычно выделяют две основные противоборствовавшие тогда в Казанском ханстве политические силы или «партии». Первая — «Восточная» (или «Военная») группировка выражала интересы наиболее агрессивной и авантюристической части казанской знати, а также немалого числа осевших там выходцев из Крыма, привыкших жить разбоем и грабежом. Эта партия ориентировалась исключительно на Восток и дальнейшую работорговлю с ним, на Крымское ханство, с 1475 г. являвшееся вассалом Турецкой (Османской) империи. А ведь известно, что империя османов претендовала в те времена на роль гегемона в Восточной Европе, и нетрудно догадаться, что конечной целью крымско-турецкой политики было порабощение Руси. На Казанское ханство в этих планах рассчитывали как на главную ударную силу, обрекая тем самым на долгие кровопролитные войны не только русских, но тысячи, десятки тысяч простых татар...

Имелись, однако, в Казани и более здравомыслящие люди, образовавшие вторую, так называемую «Русскую» (или «мирную») партию. Ее социальная база была значительно шире, ибо объединяла тех, кто понимал необходимость и стремился к миру с Русью. В первую очередь это были представители местных знатных татарских родов, являвшиеся уже довольно крупными землевладельцами и в силу этого более заинтересованные в стабильных отношениях, нежели в постоянной войне с русскими. Включала партия и немалое число казанских купцов, также имевших большие выгоды от мирной торговли с Русью.

Именно представители этой группировки способствовали открытию лавок и складов русских купцов, проведению ежегодной весенней торговой ярмарки на Гостинном острове, что лежал посредине Волги, напротив самой Казани. На эту ярмарку, приносившую городу огромный доход, съезжалось едва ли не все Поволжье. Татары торговали кожей, пушниной, русские везли оружие, соль. Так рождалось в этом общении взаимопонимание между двумя народами, которые, волею истории, были доселе непримиримыми врагами.

И как раз для того, чтобы закрепить эти только начавшие складываться нормальные, взаимовыгодные отношения, и была предпринята Русской партией попытка возвести, после смерти хана Ибрагима, на престол своего став-ленника — 10-летнего царевича Мухаммед-Эмина, сына Ибрагима и его второй жены Нур-Султан. Но попытка не удалась. В жестокой схватке победу одержала Восточная партия во главе с ханом Али и его матерью — Фатимой Ногайской — первой женой Ибрагима. Десятилетнему же царевичу Мухаммед-Эмину пришлось уехать на Русь, где он был принят московским государем Иваном III, пожаловавшим ему в удел город Каширу.

Вглядываясь в перипетии этих таких далеких уже событий, не перестаешь удивляться не только твердой политической воле Ивана, но и его простой человеческой выдержке, его способности, поднявшись над личными сиюминутными чувствами и переживаниями, смотреть далеко вперед, расчетливо, мудро и терпимо относясь и к своим друзьям, и к своим врагам, без чего, собственно, невозможна никакая политическая деятельность. Ведь казанский «беженец» прибыл к нему именно в тяжелейший и ответственный момент знаменитого «стояния на Угре» русских и золотоордынских войск под личным предводительством князя Ивана и хана Ахмета. Несмотря на все это, Москва приняла Мухаммед-Эмина, не отказав ему в помощи и защите, как и позднее, уже 22 года спустя, примет Иван III сыновей и племянников своего бывшего противника по «стоянию на Угре», последнего золотоордынского хана Ахмета, когда в 1502 году падет под яростными ударами войск крымского хана Менгли-Гирея столица Ахмета — бывшая столица Золотой Орды — Сарай-Берке...

А в Казани между тем продолжалась, ни на миг не затихая, борьба феодальных кланов и группировок, каждая из которых неизменно стремилась возвести на престол только своего ставленника. Исследователи подсчитали: за 115 лет существования Казанского ханства с 1437 по 1552 гг. в нем сменилось 14 ханов, всех же царствований было 21 (некоторые ханы занимали престол по 2—3 дня.). Несомненно, что эта непрекращающаяся братоубийственная гражданская война наносила огромный ущерб прежде всего са-мому ханству. Так что в создавшейся сложной ситуации, как отмечал один из крупнейших историков ханства, далеко не склонный оправдывать действия России ни в тот, ни в последующие периоды, отдельные представители казанской знати, будучи не в состоянии сами решить внутренние проблемы Казани, не раз обращались к русским с просьбой прислать войска для установления хотя бы минимального порядка.

Например, именно с такой целью был организован второй большой поход русских на Волгу в 1487 г. Осада Казани, начавшаяся 18 мая, была недолгой. Как сообщает живший при дворе Великого князя Московского посол германского императора барон Сигизмунд Герберштейн, сами казанцы после краткого сопротивления низложили хана Али и выдали его русским. 9 июля 1487 г. городские ворота были открыты и московское войско впервые вступило в Казань.

Подчеркнем: русские войска впервые вступили в столицу государства, которое почти ежегодно совершало грабительские набеги на их земли, разрушало их города, убивало или захватывало в плен их женщин и детей. Но никакой вполне естественной и ожидаемой вспышки насилия, мести по отношению к татарам не последовало. Были казнены только самые знатные и активные сторонники хана Али. Самому же хану, как и его многочисленным женам, его матери — царице Фатиме, была сохранена жизнь. Али с женами отправили в почетную ссылку в Вологду, Фатиму с младшими сыновьями —Мелик-Тагиром и Худай-Кулом — в Карголом, на Белоозеро. Впоследствии Худай-Кул, приняв крещение, станет даже зя-тем Великого князя Московского Ивана III, который выдал за него замуж свою дочь Евдокию Ивановну; вто-рой же царевич — Мелик-Тагир, будет назначен государевым наместником в Новгороде. Остальные татарские вельможи были приведены к присяге в том, «что им государю хотеть великому князю добра», и оставлены в Казани. Согласимся, что назвать все это «жестокой расправой победителя над побежденными» очень трудно, особенно если вспомнить, как поступали татарские ханы с пленными русскими князьями. Нет, скорее это было изначальное желание московского правителя путем установления дружественных, родственных связей повлиять на внешнюю политику воинственного соседа, «замирить» его, как писали русские летописцы. Тем не менее до подлинного мира было еще очень далеко.

Возведенный с русской помощью на ханский престол уже знакомый нам Мухаммед-Эмин процарствовал всего около восьми лет. Его свергла оппозиционная группировка знати, возглавлявшаяся князем Кель-Ахмедом. По ее приглашению, а также при поддержке тюменского хана Ибака, на Казань с войсками пошел сибирский царевич Мамук из династии Шейбани — родного брата Батыя. В 1495г. город без всякого сопротивления заняли сибирские татары. Однако и Мамук, с первых же дней принявшийся нещадно грабить ханство, очень быстро пришелся не ко двору казанской знати. И оказался изгнанным тем же Кель-Ахмедом, который сделал его ханом.

Собственно, очень примечательна, а в какой-то мере и символична эволюция взглядов, сама судьба этого князя — наиболее известного и активного деятеля Казанского ханства конца XV — начала XVI в. По-видимому, искренне болея за интересы своего отечества, ища для него оптимальный выход из того непростого положения, в котором оно находилось, Кель-Ахмед осуществил за время своего пребывания у власти четыре государственных переворота. Так, будучи недовольным правлением Мухаммед-Эмина, он, при поддержке иностранных войск, сверг его, возведя в ханы Мамука. Но и сибирский царевич явно не удовлетворил его желание видеть во главе ханства независимую, сильную лич-ность. Это и толкнуло Кель-Ахмеда на новый переворот и полную смену политического курса. Когда Мамук сам со своим войском отправился собирать дань с подчиненного Казанскому ханству Арского княжества, Кель-Ахмед объявил хана низложенным и, отдав приказ войскам запереть ворота, не велел пускать его больше в город. Лишенному власти потомку Батыя ничего не оставалось, как уйти назад в Сибирь. В то же время возглавленное самим Кель-Ахмедом казанское правительство сразу возобновило переговоры с Москвой и, хотя на возвращение Мухаммед-Эмина оно тогда не согласилось, но выбор нового хана был достаточно благоприятным для русских: по воле Кель-Ахмеда им стал приглашенный из Крыма родной брат Мухаммед-Эмина — двадцатилетний Абдул-Латыф.

И казанское, и московское правительство возлагали на него очень большие надежды. Первое ожидало, что Аб-дул-Латтыф, несмотря на свою молодость уже прослыв-ший как человек смелый и целеустремленный, сумеет обуздать захлестнувшие Казань междоусобицы и вывести ее из кризиса. Второе также рассчитывало, что, обуздав внутренние распри, Абдул-Латыф будет проводить и достаточно взвешенную внешнюю политику, найдет силы и разум удержать своих подданных от набегов на Русь. Одна-ко произошло то, что по каким-то причинам не предусмотрели два искушенных старых властителя — Иван III и Кель-Ахмед. Выросший и воспитанный в Бахчисарае в духе жесткого исламского экстремизма, Абдул-Латыф, оказавшись у власти, очень быстро вырвался из-под опеки и контроля Кель-Ахмеда. Казань снова взяла курс на рез-кое обострение отношений с христианской Русью. Снова начались набеги на ее восточные «украйны». Честно выполнявший союзнические обязательства князь Кель-Ахмед вынужден был даже лично приехать в Москву в конце 1501 г. для обсуждения всех этих проблем. А уже в ян-варе 1502 г. в Казанском ханстве вновь произошел переворот. Хан Абдул-Латыф был низложен и на престол вновь возведен его брат — Мухаммед-Эмин...

Пообещав русскому правительству «вечную дружбу и любовь», тридцатилетний Мухаммед-Эмин, учитывая горький опыт предыдущих изгнаний, начал править крайне осторожно, стремясь максимально использовать выгодно складывавшуюся для него обстановку. В 1505 г. в Москве умирал старый великий государь Иван III. Этой смерти ждали на Западе, в Польско-Литовском королевстве, дабы сразу же после нее начать с ослабленной междуцарствием Москвой войну за Северские земли. Терпеливо ждал ее и Мухаммед-Эмин, чтобы также немедля ударить в спину вчерашнему союзнику уже со своей стороны.

Так оно и случилось. Именно в тот тяжелый момент, когда русским пришлось отбивать нашествие объединенных польско-литовских войск, в Москве была получена весть об измене союзной Казани. Свой тщательно подго-товленный переворот Мухаммед-Эмин, вполне понятно, начал с неожиданного ареста и жестокой казни могущественного и благородного князя Кель-Ахмеда. Непосред-ственно же война между Казанским ханством и Русским государством 1505—1507 гт. началась погромом русских в Казани. 24 июня, в день открытия ежегодной Волжской ярмарки, русские купцы были убиты, товары разграблены, и все русские арестованы. Русский посол А. М. Кляпик, незадолго до этого прибывший в Казань, также подвергся аресту. Погром, сопровождавшийся резней и грабежом, принял стихийный характер и достиг грандиозных размеров, так как поощрение правительства и зажигательные проповеди духовенства подогревали ожесточение толпы, возбужденной лозунгами фанатизма и бросавшейся убивать, грабить неверных. Все русские, оказавшиеся в пределах Казанского ханства — а их было очень много ввиду царившего глубокого мира, — обращены были в
  1   2

Похожие:

Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым....
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым. 2007»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»....
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2005»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым....
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым. 2008»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»....
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2005»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2006»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2006»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2006»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2005»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2005»
Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым» iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым»
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2005»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница